Урок русского языка
Тема урока: Сочинение по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка»
Класс: 3
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Вид урока: Проектная деятельность
Учебно-методический комплект: «Школа России», учебник автор В.П. Канакина, «Русский язык», 2014 год
Раздел программы: Развитие речи
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, репродукция картины В.М. Васнецова «Снегурочка», фрагмент П.И. Чайковский «Снегурочка», учебник, орфографические словари.
Цель: познакомить с творчеством художника; учить детей осмысливать содержание картины; совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и повествования слова; учить соотносить художественный текст и художественные средства картины; развивать мышление детей, кругозор, воображение, словарный запас; воспитывать любовь к чтению, сказкам, русскому фольклору.
Задачи:
1. совершенствовать умение создавать текст-описание; отбирать нужные для описания слова;
2. познакомить с жизнью и творчеством В.М. Васнецовым; учить “читать” картину, осмысливать ее содержание; способствовать эмоциональному восприятию картины как произведение искусства;
3. развивать устную и письменную речь, память, обогащать словарный запас детей.
Аннотация.
Урок по русскому языку «Сочинение по репродукции В.М. Васнецова «Снегурочка» по образовательной системе УМК «Школа России» составлен в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Предназначен для педагогов реализующих УМК «Школа России» 3 класс.
Введение.
Актуальность данного урока заключается в том, что ученик становится субъектом обучения, идет активная познавательная деятельность обучающихся при скрытом руководстве учителя; делается акцент на развитие мышления, воображения, осуществляется деятельностный подход в обучении, на уроке преобладает деловое сотрудничество, учение направлено на позитивные изменения в ребенке, на создание «ситуации успеха».
Сущность опыта заключается в создании условий для развития познавательного интереса учащихся через внедрение новых педагогических технологий в преподавание; введение в урок элементов дифференциации, занимательности, новизны; использование различных форм работы, игровых моментов, творческих заданий.
В ходе использования методической разработки учитель:
Переходит с позиций носителя знаний на позиции организатора познавательной деятельности;
· Мотивирует познавательную деятельность учащихся на игровой основе, в ходе решения проблемных ситуаций;
· Организует самостоятельную и творческую деятельность учащихся, формирует интерес к предмету;
· Использует коллективные, групповые способы учебной деятельности, включая всех учеников в учебную деятельность, организует взаимопомощь;
· Создает ситуацию успеха;
· Организует самоанализ и самооценку собственной учебной деятельности учащимися.
Поэтому мною был выработан план подготовки и проведения урока русского языка, развитие речи, на которых проводится сочинение по произведениям живописи.
1. Словарная, терминологическая работа на уроках русского языка, развития речи, изобразительного искусства по теме «Живопись». Непосредственные наблюдения за окружающим миром;
2. Рассказ о художнике и история создания картины (готовят информацию учитель + ученик, родитель + ребенок, коллективная и групповая работа);
3. Беседа по картине;
4. Словарно-стилистическая работа по теме урока;
5. Составление плана сочинения (в парах, в группах, коллективно)
6. Составление устного высказывания по картине;
7. Написание первого варианта сочинения (редактирование);
8. Написание окончательного варианта сочинения;
9. Анализ творческих работ школьников.
Для достижения целей и задач урока были использованы различные методы, формы и приёмы обучения:
- методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, наглядный, практический;
- формы обучения: фронтальная; групповая;
- приёмы обучения: речь учителя; текст учебника; наглядность, раздаточный материал
Педагогические технологии: проблемно-диалогическая, личностно-ориентированного обучения; педагогика сотрудничества, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая.
- принцип научности и доступности изучаемого материала.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: получат возможность научиться: нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении, применять правила правописания, составлять план текста.
Метапредметные: формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы
Личностные: применение навыков культурного поведения при общении; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Получат возможность развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование «вежливых» слов и т. п.) Проявляют чувство прекрасного и эстетические чувства через выразительные возможности языка, анализ репродукций картин; имеют мотивацию к творческому труду; осознают свои эмоции и чувства, контролируют их; определяют эмоции собеседников.
Использованная литература:
http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn Сочинения по картинам
В помощь классному руководителю «Русский язык. Сочинения и изложения» 1-4 классы, автор Н.Н. Бобкова, Н.Н. Гончарова
Этап урока |
Деятельность учителя |
Учебное содержание |
Деятельность обучающихся |
УУД |
Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся. (1 мин.) |
- Давайте друг другу улыбнёмся и пожелаем удачи на уроке. |
Мы пришли сюда
учиться,
|
Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на урок. |
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы, правильно идентифицируют себя с позицией школьника; формирование познавательных потребностей и учебных мотивов. |
Актуализация знаний. (4-5 мин.) |
- Ребята, отгадайте загадку: Корень извлечь из «начинки» несложно Приставка в «сосуде» хранится надёжно, Суффикс в «гудении » ясно услышишь, Вместе – на темы различные пишешь. Какие бывают сочинения? На какие темы мы писали сочинения?
|
На доске появляется запись - сочинение
|
Отгадывают загадку, отвечают на вопросы учителя
При необходимости пользуются записями в тетради по развитию речи |
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывают успехи с усилиями, трудолюбием. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта; логические – осуществляют поиск необходимой информации. |
Постановка цели и задач урока. (5 мин.) |
-Сегодня на уроке вы будете работать в группах. Давайте обсудим правила работы в группе. (слайды 2,3) -- Перед вами сочинение, которое написал Незнайка. (слайд 4) - Прочитайте и обсудите в группах, какие ошибки допустил Незнайка. - О ком рассказал нам Незнайка? - Что вы можете рассказать о Снегурочке? - Назовите сказки про Снегурочку, которые вы читали? (слайд 5,6) - Какой фильм мы с вами посмотрели о Снегурочке? (слайд 7,8) - Какие открытия вы для себя сделали? - Какова тема нашего сочинения?
|
Памятка для работы в группе.
Записывается тема урока. |
Обсуждают правила работы в группе. Делятся на две группы по 5 человек. Выявляют ошибки, допущенные Незнайкой в сочинении.
Отвечают на вопросы, сравнивают образы Снегурочек, представленных в сказках, высказывают своё мнение. Делают выводы.
|
Личностные: применяют навыки культурного поведения при общении; формируют уважительное отношение к иному мнению; готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Получат возможность развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование «вежливых» слов и т. п.) Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
|
Организация класса на работу
|
- Чем отличается сочинение по картине от других видов сочинения? - Что необходимо для того, чтобы написать сочинение по картине? - Текст нашего сочинения – описание. - Что такое текст-описание? -Давайте вспомним его схему.
|
Испытывают затруднение
Схема текста-описания
|
Отвечают на вопросы учителя, вспоминают схему текста-описания, перечисляют, что необходимо для написания сочинения |
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
|
Краткая информация о художнике В.М. Васнецове
|
У нас сегодня есть удивительная возможность узнать много интересного об этом замечательном художнике.( слайд 9, 10) В.М.Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии (современный г.Киров). Его отец, священник, страстный любитель природы, привил это чувство и своим сыновьям. Вспоминал Виктор Михайлович, что зимними вечерами в жарко натопленной горнице собиралась вся семья, и отец читал вслух, а дети рассматривали картинки в журналах. Дед и бабушка рассказывали сказки. Витя «слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины». Иногда бабушка доставала заветный сундучок старенький ящик с красками и рисовала кистью. Маленький Витя был в восторге: никто не рисует лучше бабушки! Сам он в детстве любил рисовать корабли и морские сражения. Когда мальчику исполнилось десять лет, отец повез его за 85 верст в Вятку учиться в духовное училище. Учитель рисования в духовном училище, заметив способности мальчика, посмотрел его рисунки, похвалил, пригласил в свою иконописную мастерскую, познакомил с Вятским музеем. В музее было представлено несколько акварельных рисунков и картин маслом, фотографии с картин известных мастеров. На мальчика картины произвели незабываемое впечатление. С этого времени он старается много рисовать, пробует писать маслом, мечтает серьезно учиться живописи. Уйдя с предпоследнего философского класса семинарии, юноша решает ехать в Петербург. Отец согласился отпустить сына.(слайд 11) С 1868 по 1875 год Васнецов учился в Петербургской академии художеств. Первыми его произведениями были рисунки и картины на бытовые темы. Однако только в Москве он полностью нашел себя как художник. (слайд 12, 13) В 1881 году московский меценат Савва Мамонтов решил поставить на домашней сцене пьесу Островского «Снегурочка», предложив Васнецову написать декорации и сделать эскизы костюмов. Виктор Михайлович был озадачен. Во-первых, он никогда не писал декораций, во-вторых, известная ему сказка «Снегурочка» ничего общего не имела с сочинением Островского. У Островского Снегурочка –– это девушка, которую отец Мороз, не доверяя легкомысленной матери Весне, воспитывает сам в дремучем лесу, куда ни пешему, ни конному нет дороги. И все-таки слышит Снегурочка нежные песни пастушка Леля, слышит смех парней и девушек из Берендеева посада, когда они устраивают игры на берегу реки… и любопытно ей. Весна упрекает Мороза: «С людьми Снегурочке жить надо. Играть в горелки с подружками, гулять с ребятами до полуночи. А там –– полюбится один. На свете всё живое должно любить!» Но именно этого Мороз боится. Полюбит дочь и сгорит в любовном огне. Нет, пусть уж живет в лесу, играет с белками и зайчатами, прядет снег, бобровою опушкой тулупчик свой и шапки обшивает. Однако Весна настаивает, и Мороз отпускает Снегурочку. Познает Снегурочка и человеческую тоску, и ревность, и пламя любви. Эскизы декораций и костюмов были
исполнены В.М. Васнецовым.
|
презентация |
Слушают учителя, задают вопросы |
Личностные: имеют мотивацию к творческому труду; осознают свои эмоции и чувства, контролируют их; определяют эмоции собеседников Познавательные: выделяют существенную информацию о жизни и творчестве художника |
Знакомство с репродукцией картины В.М. Васнецова «Снегурочка» |
- Рассмотрите картину. (слайд 14) -Какие чувства вызвала у вас картина? - Кто на ней изображен? Что вспомнилось, когда вы рассматривали картину? - Какие чувства испытывает Снегурочка? - Посмотрите на карточки, выберите слова, названия чувств, которые помогут вам передать настроение Снегурочки.(слайд 15) -Опишите ее лицо. - Как одета? -Как художник передал образ деревушки в ночных сумерках. -Почему снег на картине голубого цвета?
|
Открывается репродукция картины В.М. Васнецова «Снегурочка» Звучит мелодия П. Чайковский «Снегурочка»
|
|
Личностные: проявляют
чувство прекрасного и эстетические чувства через выразительные возможности
языка, анализ репродукций Коммуникативные: строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач. Познавательная: – осознают познавательную задачу и решают ее. Регулятивные: овладевают способами решения учебной задачи. Предметные: участвуют в устном общении на уроке, выражают собственное мнение; составляют под руководством учителя небольшие описательные тексты по репродукции картины.
|
Физминутка (1-2 мин.) |
Музыкальная физкультминутка (слайд 16) |
Зарядка для снятия напряжения глаз |
|
Личностные: осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня |
Словарная работа |
Подберите слова и словосочетания для описания Снегурочки. (Снегурочка – юная, красивая, волшебная, очаровательная) -Подберите слова и словосочетания для описания зимней ночи. (Яркая, лунная, волшебная) Снег ( голубоватый, легкий, пушистые хлопья снега) Снежинки (жемчужные, легкие, парящие в воздухе)) (слайд 17)
|
(Снегурочка – юная, красивая, волшебная, очаровательная) Зимняя ночь (Яркая, лунная, волшебная) Снег ( голубоватый, легкий, пушистые хлопья снега) Снежинки (жемчужные, легкие, парящие в воздухе) |
Отвечают на вопросы учителя, намечают план сочинения. Работают в группах |
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания, оценивают эстетическую сторону высказывания Предметные: участвуют в устном общении на уроке, выражают собственное мнение.
|
Обсуждение
структуры |
Вспомните схему построения текста. - О чём расскажем во вступлении? - В основной части? В заключении? (слайд 18) - Сейчас в группах вы наметите, какие ключевые слова помогут вам написать сочинение. |
1. Вступление. (1-3 предложения) 2. Текст (основная часть – максимальное количество предложений) Заключение (1-3 предложения)
|
Коллективное составление плана сочинения |
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и самостоятельно свои действия для решения задачи. Коммуникативные: выражают
свои мысли и чувства в устной форме, ориентируясь на задачи |
Редактирование плана, внесение ключевых слов |
(Слайд 19) - Внесем в план, какие ключевые слова вы подобрали. |
Внесение в план ключевых слов |
Называют, какие слова подобрали к каждой части плана сочинения |
Личностные: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. |
Письмо сочинения в группах
|
- Сейчас мы приступим к написанию сочинения по картине. Вы можете пользоваться при необходимости орфографическим словарем. - Желаю вам успехов в вашей творческой работе! |
На слайде план сочинения с ключевыми словами, подобранными обучающимися |
Работают в группе, пользуются репродукцией картины В.М. Васнецова в учебнике |
Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, действовать по плану и планировать свои учебные действия, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы Коммуникативные: осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач. Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями |
Рефлексия (подведение итогов занятия) (2 мин.) |
– Какое открытие сделали - Понравился ли данный вид работы? – О чем хотели бы узнать - Скажите, испытывали ли вы трудности в написании сочинения? - Выберите свой вариант ответа: - 1. Я смогу самостоятельно написать сочинение – описание по картине. - 2. Я напишу сочинение – описание по картине, но мне необходимо еще раз просмотреть весь материал по учебнику. - 3. Я не смогу самостоятельно написать сочинение - описание по картине. - 4. Я не знаю, как писать сочинение - описание по картине. - Послушаем ваши сочинения. - Какие отрывки из сочинения одноклассников вам понравились? - Какие ошибки допустили? - Выберите свой вариант ответа: |
Обсуждение допущенных ошибок, их коррекция |
Зачитывают сочинения, написанные в группе. Называют отрывки, наиболее удачные по их мнению. |
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами, открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке Личностные: понимают значение знаний человека и принимают его. |
Инструктаж по выполнению домашнего задания (1 мин) |
Дома вы напишите своё сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка» по плану, которой вы составили на уроке. |
План сочинения, составленный обучающимися под руководством учителя |
Записывают домашнее задание, берут копии планов |
Регулятивные: –
принимают учебное |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.