Тема: « Изменение имён существительных по падежам»
Тип урока: «открытие» новых знаний, урок - исследование
УМК: «Начальная школа XXI века»
Основные понятия: падеж, склонение.
Ресурсы: С.В. Иванов « Русский язык» 3 класс.
Компьютер, индивидуальные карточки, презентация
Методы обучения: проблемно-поисковый, технология проблемного диалога, технология проблемного обучения
Здоровьесберегающие технологии: эмоциональный настрой, точечный массаж, физминутка для глаз, физминутка для расслабления разных мышц, смена вида деятельности, работа в парах.
ЦЕЛЬ: дать первоначальное представление о склонении имён существительных.
Задачи: Организовать наблюдение над изменением формы имен существительных.
Формировать работу в парах постоянного состава.
Развивать речь, внимание, умение анализировать, классифицировать, развивать навыки самооценки, самоконтроля.
Воспитывать трудолюбие, взаимопомощь.
Формируемые УУД :
Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
I Орг момент: Добрый день! Сегодня у нас урок русского языка. (эмоциональный настрой) « Игра — приветствие «Здравствуйте!» Учитель: Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу и пожелайте друг другу успеха. Дети: Желаю (прикасаются большими пальцами) успеха (указательными) большого (средними) во всём (безымянными) и везде (мизинцами) Здравствуй (всей ладонью), удачи тебе (переплетают пальцы рук) |
Приветствуем гостей.. |
||||||||||||||||||||||||||||
II Актуализация знаний. Целеполагание. 1. Словарная работа. § Начнем урок со словарной работы. Назовите орфограмму в каждом слове. Памятник, аллея, длина, единица, женщина.
§ Прочитайте слова еще раз и запишите их в том же порядке. § Самооценка по образцу 2. Обобщение имеющихся знаний об имени существительном. -Ребята, что объединяет эти слова? (это существительные) -Что вы уже знаете об этой части речи? (составление схемы) В нашей схеме осталось что-то неоткрытым. Предлагаю сегодня разгадать ещё одну загадку русского языка. 3. Целеполагание. Попробуйте определить ключевое слово, сложив его из первых букв записанных слов падеж -Знакомо ли вам это понятие. -Какую цель поставите перед собой? Узнать, что такое падеж? -Какими средствами воспользуемся для достижения цели? Физкультминутка: точечный массаж |
Три человека у доски: К-1.Запиши слова в единственном числе: ночи (ночь) циркачи (циркач) сторожа (сторож) мелочи (мелочь) вещи (вещь)
К-2. Определи род существительных:
мелодия ( ж.р. ) радио ( ср.р) дуб (м.р) шимпанзе (м.р.) дерево (ср.р)
К-3.Выпиши имена существительные: Петь, пение, песенный, запеть, припев, припевать, напевный, певец. КЛАСТЕР-составляем с учащ ЦЕЛЬ: знакомство с понятием «изменение по падежам», наблюдение за употреблением в предложениях текста одного и того же слова в формах разных падежей.
|
||||||||||||||||||||||||||||
III Подведение к проблеме ( на слайде слова) § Прочитайте? Что объединяет слова каждой группы? Обсудите с соседом по парте. зима зимовать до зимы зима зиму зимний зимой зимовка о зиме озимь зимы зимушка - Чем различаются однокоренные слова и формы одного и того же слова? - Как образуются новые слова? - Какая часть слова помогает изменить форму слова? -Для чего же надо уметь изменять форму слова? ( Чтобы в предложении была связь между словами) Проверим это.
§ Изменение формы слова в предложении. Выполнение упр.№1 стр.6 (работа ведется у доски). - что помогло именам существительным стать второстепенными членами? (изменение формы) Алгоритм определения формы слова 1. Найти слово, которое командует существительным . Физминутка для глаз «Бабочки»
|
Родственные слова — это близкие по смыслу, с одним и тем же корнем и принадлежащие к разным частям речи. ВЫВОД: 1. У каждого из родственных слов, кроме общего значения, содержащегося в корне, есть еще и свой собственный оттенок значения, который привносят приставки или суффиксы, образующие новое слово, например: зимний — относящийся к зиме,зимушка — ласковое название зимы. У форм одного и того же слова — одно и то же значение. У родственных слов основа разная, а у форм слова — одинаковая. 2. Часть слова, которая помогает изменить форму слова, называется окончанием. Разные формы одного слова имеют разные окончания. 3. Родственные слова образуются или с помощью приставок (приставочный способ), или с помощью суффиксов (суффиксальный способ), или одновременно с помощью и приставок, и суффиксов(приставочносуффиксальный способ), или с помощью присоединения двух корней (сложение). АЛГОРИТМ - составляют с учащимися. Чтобы выполнить в предложении ту или иную роль, т. е. выступить в роли того или иного члена предложения, слова должны стоять в определенной форме. |
||||||||||||||||||||||||||||
IV Создание проблемной ситуации ( работа в парах) Следующее задание предлагаю выполнить в паре. У вас на столах лежат листочки с предложениями. Прочитайте их, постарайтесь заметить особенность. Дело мастера боится. Без дела дома не сидится. Делу время — потехе час. Закончим дело мы сейчас. Этим делом гордиться будем. О другом деле не забудем
- Объясните смысл первой поговорки. Ребята, я мечтаю, что, когда вы вырастете, то станете хорошими специалистами, и любое дело будет вам по плечу. - Что интересного вы заметили, читая данный текст?
(В каждом предложении встречаются формы одного и того же слова дело).
|
(Значение пословицы совсем коротко: у человека, который хорошо подготовлен, все получается. Главное – верить в себя. )
|
||||||||||||||||||||||||||||
V Открытие нового знания - Выпишем все формы слова дело с вопросами. ( К доске выходят ученики и выписывают формы слова дело с вопросами. Все выполняют одно и то же задание). - Ещё немного и мы откроем новое знание, а сейчас отдохнем. Физминутка - Итак, что мы делали до физминутки? (Мы изменяли существительные по вопросам). -Учёные решили назвать это … А, может, кто-то уже это знает? Работа с текстом «Тайны языка» в учебнике стр.8 - Как же называется изменение существительных по вопросам? Вот над какой темой мы работаем. -Что такое изменение по падежам? (Склонение) Изменяя по падежам имена существительные, мы их склоняем. - Дополним схему этими новые сведения об имени существительном в пустой графе. Теперь давайте проговорим вместе. - А кто знает, что означает слово ПАДЕЖ? (Знающие дети объясняют) - Слово ПАДЕЖ произошло от греческого слова «казус», что означает в переводе «падение». Но русские заменили его на слово ПАДЕЖ — более короткое, звучно. А кто знает название падежей? Чтобы вы хорошо запомнили названия падежей, я расскажу вам сказку. Сказка Е. Мережинской « Откуда пошли названия падежей». Он ещё не родился. А уже думали, какое имя ему дать, решили назвать - именительный. Родился — стал родительным. Это имя ему ещё больше понравилось. Но он был ещё маленьким, ему всё давали, и он стал дательным. Ах, каким он был большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным. Потом он подрос. Стал творить добрые дела и называться стал — творительным. Он всем предлагал свою помощь и стал — предложным. (по ходу чтения сказки на экране появляются карточки с названиями падежей и вопросов).
|
Уточняем: ИЗМЕНЕНИЯ одного и того же слова по команде вопросов называется его ПАДЕЖАМИ. Уточняем: имена существительные могут отвечать на вопросы: Кто?, Что?и т.д. При изменении существительного по вопросам меняется его ОКОНЧАНИЕ |
||||||||||||||||||||||||||||
VI Первичное закрепление · Самостоятельная работа (Упражнение 2, по рядам- по 2 вопроса)
Попробуйте повторить эти названия по порядку. (Дети путаются, мало у кого получается). § Предлагаю вам шутливую подсказку, чтобы не перепутать порядок. Иван Рубил Дрова Варвара Топила Печку - Работая в тетрадях, мы будем названия падежей писать сокращённо. Узнайте к следующему уроку, какие ещё есть подсказки. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону § А сейчас давайте поиграем в игру «Кто быстрей». У вас на столах лежат карточки с названиями падежей и вопросы. Нужно их собрать в порядке следования падежей. Эту работу выполните в парах. § Оцените свою работу. (Выступает представитель одной пары, остальные высказывают свое согласие или несогласие). Учитель: Итак, выполняя это задание, вы убедились, что ещё путаете вопросы. Чтобы хорошо знать названия падежей и их вопросы, вот вам табличка — подсказка. Чтобы вспомнить падеж, вспомните сначала шутливую подсказку.
Учитель: А вот, чтобы вспомнить вопрос, нужно знать слова-помощники. Эти слова вы найдёте в учебнике на странице 11. Найдёте их и впишите в 3 столбик нашей таблички-подсказки. |
|
||||||||||||||||||||||||||||
Подведение итога урока. - Какое новое знание об имени существительном вы открыли на уроке? - Скажите своими словами, что такое изменение по падежам? - Что было трудно сделать? Ребята, а где вы будете применять новые знания? На этом уроке мы это не выяснили, значит, узнаем это на следующем уроке, а может, кто-то заранее найдёт ответ на этот вопрос. |
|
||||||||||||||||||||||||||||
VII Домашнее задание: выполнить упр.4 на с. 9; выучить падежи. |
|
||||||||||||||||||||||||||||
VIII Рефлексия Продолжите фразу: 1. Мне понравилось… 2. Мне удалось… 3. Я порадовался за… 4. Мне надо ещё поработать над…
|
|
Давайте вспомним, что мы уже знаем об имени существительном. КЛАСТЕР
Имя существительное |
одушевлённое неодушевлённое |
собственное нарицательное |
муж. р. женск. р. сред. р. |
изменяется по числам |
? изменяется по ПАДЕЖАМ |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.