Конспект уроку русского языка 3 класс тема: « Изменение имён существительных по падежам».
Оценка 4.7

Конспект уроку русского языка 3 класс тема: « Изменение имён существительных по падежам».

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
09.02.2020
Конспект уроку русского языка 3 класс тема: « Изменение имён существительных по   падежам».
ЦЕЛЬ: дать первоначальное представление о склонении имён существительных. Задачи: Организовать наблюдение над изменением формы имен существительных. Формировать работу в парах постоянного состава. Развивать речь, внимание, умение анализировать, классифицировать, развивать навыки самооценки, самоконтроля. Воспитывать трудолюбие, взаимопомощь. Формируемые УУД : Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
Конспект ОТКР ур 3 кл РУСС ЯЗ.docx

Тема: « Изменение имён существительных по   падежам»

 

Тип урока: «открытие»  новых знаний, урок - исследование

УМК: «Начальная школа XXI века»

Основные понятия:  падеж,  склонение.

Ресурсы: С.В. Иванов « Русский язык» 3 класс.

              Компьютер, индивидуальные карточки, презентация

Методы  обучения: проблемно-поисковый, технология проблемного диалога, технология проблемного обучения

Здоровьесберегающие технологии: эмоциональный настрой, точечный массаж, физминутка  для глаз, физминутка для расслабления разных мышц, смена вида деятельности, работа в парах.

ЦЕЛЬ: дать первоначальное представление о склонении имён существительных.

 

Задачи: Организовать наблюдение над изменением формы имен существительных.

Формировать работу в парах постоянного состава.

Развивать речь, внимание, умение анализировать, классифицировать, развивать навыки самооценки, самоконтроля.

Воспитывать  трудолюбие, взаимопомощь.

Формируемые УУД :

Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение,  классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

 

 

I Орг момент:

Добрый день! Сегодня у нас урок русского языка.

(эмоциональный настрой)

« Игра — приветствие «Здравствуйте!»

Учитель:  Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу   и пожелайте друг другу успеха.

Дети: Желаю (прикасаются  большими пальцами)

           успеха (указательными)

           большого (средними)

           во всём (безымянными)

           и везде (мизинцами)

           Здравствуй (всей ладонью),

           удачи тебе (переплетают пальцы рук)

Приветствуем гостей..

II  Актуализация знаний. Целеполагание.

1.      Словарная работа.

§  Начнем урок со словарной работы. Назовите орфограмму в каждом слове.

Памятник, аллея, длина, единица, женщина.

 

§  Прочитайте слова еще раз и запишите их в том же порядке.

§  Самооценка по образцу

2.      Обобщение имеющихся знаний об имени существительном.

-Ребята, что объединяет эти слова? (это существительные)

-Что вы уже знаете об этой части речи? (составление схемы) В нашей схеме осталось что-то неоткрытым. Предлагаю  сегодня разгадать ещё одну загадку  русского языка.

3.      Целеполагание.

Попробуйте определить ключевое слово, сложив его из первых букв записанных слов

падеж

-Знакомо ли вам это понятие.

-Какую цель  поставите перед собой?

 Узнать,  что такое падеж?

-Какими средствами воспользуемся для достижения цели?

Физкультминутка:  точечный массаж

Три человека у доски:

К-1.Запиши слова в единственном числе:

  ночи       (ночь)                  

 циркачи  (циркач)

  сторожа   (сторож)

   мелочи   (мелочь)

   вещи       (вещь)

  

К-2. Определи род  существительных:

 

  мелодия  ( ж.р. )

  радио   (  ср.р)

  дуб       (м.р)

  шимпанзе (м.р.)

  дерево  (ср.р)

 

К-3.Выпиши имена существительные:

  Петь, пение, песенный, запеть, припев, припевать,  напевный,  певец.

КЛАСТЕР-составляем с учащ

ЦЕЛЬ:

знакомство с понятием «изменение по падежам», наблюдение за употреблением в предложениях текста  одного и того же слова в формах разных падежей.

 

III Подведение к проблеме

( на слайде слова)

§  Прочитайте? Что объединяет слова каждой группы? Обсудите с соседом по парте.

зима               зимовать

до зимы         зима

зиму               зимний

зимой             зимовка

о зиме            озимь

зимы              зимушка

- Чем различаются  однокоренные слова и формы одного и того же слова?

- Как образуются новые слова?

- Какая часть слова помогает изменить форму слова?

-Для чего же надо уметь изменять форму слова?

( Чтобы в предложении была связь между словами)

Проверим это.

 

§  Изменение формы слова в предложении. Выполнение упр.№1 стр.6

(работа ведется у доски).

- что помогло именам существительным стать второстепенными членами? (изменение формы)

Алгоритм

определения формы слова

1. Найти слово, которое  командует существительным .
 
2. Поставь вопрос от слова – командира к данному слову.
 
3. Поставь слово в нужную форму.
4.
Узнай и укажи, каким членом  предложения является.

Физминутка для глаз «Бабочки»

 

 

Родственные слова — это близкие по смыслу, с одним и тем же корнем и принадлежащие к разным частям речи.                             ВЫВОД:

1. У каждого из родственных слов, кроме общего значения, содержащегося в корне, есть еще и свой собственный оттенок  значения, который привносят приставки или суффиксы, образующие новое слово, например: зимний — относящийся к зиме,зимушка — ласковое название зимы. У форм одного и того же слова — одно и то же значение. У родственных слов основа разная, а у форм слова — одинаковая.

2. Часть слова, которая помогает изменить форму слова, называется окончанием. Разные формы одного слова имеют

разные окончания.

3. Родственные слова образуются или с помощью приставок (приставочный способ), или с помощью суффиксов (суффиксальный способ), или одновременно с помощью и приставок, и суффиксов(приставочносуффиксальный способ), или с помощью присоединения двух корней (сложение).

   АЛГОРИТМ - составляют с учащимися.

Чтобы выполнить в предложении ту или иную роль, т. е. выступить в роли того или иного члена

предложения, слова должны стоять в определенной форме.

IV Создание проблемной ситуации ( работа в парах)

Следующее задание предлагаю выполнить в паре. У вас на столах лежат листочки с предложениями. Прочитайте их,  постарайтесь  заметить особенность.

Дело мастера боится.  

Без дела дома не сидится.

Делу время — потехе час.

Закончим дело мы сейчас.

Этим делом гордиться будем.

 О другом деле не забудем     

 

- Объясните смысл первой поговорки.  Ребята, я мечтаю, что, когда вы вырастете, то станете хорошими специалистами, и любое дело будет вам по плечу.

- Что интересного вы заметили, читая данный текст?

 

(В каждом предложении встречаются формы одного и того же слова  дело).

 

 

 

 

 

(Значение пословицы совсем коротко: у человека, который хорошо подготовлен, все получается. Главное – верить в себя. )

 

 

  V Открытие нового знания

- Выпишем все формы слова дело с вопросами.

( К доске выходят  ученики  и выписывают  формы слова дело с вопросами. Все выполняют одно и то же задание).

-  Ещё немного и мы откроем новое знание, а сейчас отдохнем.

Физминутка

- Итак, что мы делали до физминутки?

(Мы изменяли существительные по вопросам).

-Учёные решили назвать это … А, может, кто-то  уже это знает?  

Работа с текстом «Тайны языка» в учебнике стр.8

-  Как же называется изменение существительных по вопросам? Вот над какой темой мы работаем.

-Что такое изменение по падежам? (Склонение)

Изменяя по падежам имена существительные, мы их склоняем.

 -  Дополним схему этими новые сведения об имени существительном в пустой графе.  Теперь давайте проговорим вместе.

 -  А кто знает, что означает слово ПАДЕЖ? (Знающие  дети объясняют)

-  Слово ПАДЕЖ произошло от греческого слова «казус», что означает в переводе «падение». Но русские заменили его на слово ПАДЕЖ — более короткое, звучно. А кто знает название падежей? Чтобы вы хорошо запомнили названия падежей, я расскажу вам сказку.

Сказка Е. Мережинской « Откуда пошли названия падежей».

           Он ещё не родился. А уже думали, какое имя ему дать, решили назвать  - именительный. Родился — стал родительным. Это имя ему ещё больше понравилось. Но он был ещё маленьким, ему всё давали, и он стал дательным. Ах, каким он был  большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным. Потом он подрос. Стал творить добрые дела и называться стал — творительным. Он всем предлагал свою помощь и стал — предложным. (по ходу чтения сказки на экране появляются карточки с названиями падежей и вопросов).

 

 

 

 

 

 

 

Уточняем: ИЗМЕНЕНИЯ одного и того же слова по команде вопросов называется его ПАДЕЖАМИ.

Уточняем: имена существительные могут отвечать на вопросы: Кто?, Что?и т.д.

При изменении существительного по вопросам меняется его ОКОНЧАНИЕ

VI  Первичное закрепление

·         Самостоятельная работа (Упражнение  2, по рядам- по 2 вопроса)

 

Попробуйте повторить эти названия по порядку. (Дети путаются, мало у кого получается). 

§  Предлагаю вам шутливую подсказку, чтобы не перепутать порядок.

        Иван          

         Рубил

         Дрова

         Варвара

         Топила

         Печку

-  Работая в тетрадях, мы будем названия падежей  писать сокращённо.

Узнайте к следующему уроку, какие ещё есть подсказки.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

§  А сейчас давайте поиграем в игру «Кто быстрей». У вас  на столах лежат карточки с названиями падежей и вопросы. Нужно их собрать в порядке следования падежей. Эту работу выполните  в парах.

§  Оцените свою работу. (Выступает представитель одной  пары, остальные высказывают свое согласие или несогласие).

Учитель: Итак,  выполняя это задание, вы убедились, что ещё путаете вопросы.  Чтобы хорошо знать названия падежей и их вопросы,  вот вам  табличка — подсказка.  Чтобы вспомнить падеж, вспомните сначала шутливую подсказку.

 

 

 

 

подсказка

падеж

слово-помощник

падежные

вопросы

Иван

Именительный

 

кто?    что?

Рубил

Родительный

 

кого?  чего?

Дрова

Дательный

 

кому? чему?

Варвара

Винительный

 

кого?  что?

Топила

Творительный

 

кем?   чем?

Печку

Предложный

 

о ком? о чём?

 

Учитель: А вот, чтобы вспомнить вопрос, нужно знать слова-помощники. Эти слова вы найдёте в учебнике на странице 11. Найдёте их и впишите в 3 столбик нашей таблички-подсказки.

 

Подведение итога урока.

- Какое новое знание об имени существительном вы открыли на уроке?

- Скажите своими словами, что такое изменение по падежам?

- Что было трудно сделать?

Ребята, а где вы будете применять новые знания?

 На этом уроке мы это не выяснили, значит, узнаем это на следующем уроке, а может, кто-то заранее найдёт ответ на этот вопрос.

 

VII Домашнее задание: выполнить упр.4 на с. 9; выучить падежи.

 

VIII Рефлексия

Продолжите фразу:

1.     Мне понравилось…

2.     Мне удалось…

3.     Я порадовался за…

4.     Мне надо ещё поработать над…

 

 

 

 

 

 

Давайте вспомним, что мы уже знаем об имени существительном. КЛАСТЕР

Имя существительное

 

одушевлённое

неодушевлённое

собственное

нарицательное

муж. р.

женск. р.

сред. р.

изменяется

по числам

?

изменяется по

ПАДЕЖАМ

 


 

Тема: « Изменение имён существительных по падежам»

Тема: « Изменение имён существительных по падежам»

I Орг момент: Добрый день!

I Орг момент: Добрый день!

Чем различаются однокоренные слова и формы одного и того же слова? -

Чем различаются однокоренные слова и формы одного и того же слова? -

В каждом предложении встречаются формы одного и того же слова дело)

В каждом предложении встречаются формы одного и того же слова дело)

Потом он подрос. Стал творить добрые дела и называться стал — творительным

Потом он подрос. Стал творить добрые дела и называться стал — творительным

VI Первичное закрепление ·

VI Первичное закрепление ·

Имя существительное одушевлённое неодушевлённое собственное нарицательное муж

Имя существительное одушевлённое неодушевлённое собственное нарицательное муж
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2020