Учитель: Кузьменко Галина Фёдоровна, класс – 4 «А». Система учебников «Начальная школа XXI века». Учебник «Русский язык. 4 кл. 2ч.» Иванов С.В., Евдокимова А.О.
Тип урока. Урок усвоения новых знаний
Тема: « Наречие».
Цель урока: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.
Задачи:
1. (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.
2. (направленные на достижение метапредметных результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.
3. (направленные на достижение предметных результатов обучения) освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи.
Формируемые УУД:
Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; применять правила делового сотрудничества.
Регулятивные: планирование, целеполагание, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.
Коммуникативные: уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.
Оборудование: на уроке используется мультимедийный проектор, презентация для иллюстрации некоторых упражнений и материалы электронного образовательного ресурса: «О чём говорятнаречие», «Определение наречия», «Роль наречия» раздаточный материал.
Методы обучения: системно деятельностный подход.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, дифференцированная работа.
Вид обучения: проблемный.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные учебные действия |
1.Организационный этап. Мобилизация внимания. Самоопределе-ние к деятель-ности.
|
Взаимное приветствие: - Сегодня замечательный и необычный день, повернём-ся к друг другу и улыб-нёмся, поприветствуем. Давайте сочиним урок!? Девиз: Урок будет интересен и приносит радость, тогда, когда мы мыслить и дружно работать будем вместе. Сегодня мы будем …… работать со словами, анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения. Желаю вам на уроке удачи. -а тему урока мы сформулируем немного позже. |
Взаимное приветствие - ключ, перо, «КУНЯ» (надпись на доске) - Сегодня мы будем говорить о том, как устроен наш язык («КУНЯ»), откроем «Тайну языка» (ключ), познакомимся с новым словарными словами (перо), (АБ) – из истории языка. Девиз: Не страшны нам любые испытания, Вперёд друзья откроем новые знания! |
Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: уважительное отношение друг другу. |
2. Каллиграфическая минутка
|
- Прежде чем приступать к письму разомнем пальчики. На двери
висит замок, Покрутили,
покружили
Открыли тетради, записали: 15 февраля. Классная работа. - У доски по карточкам работают 4 ученика. Давайте поработаем над красотой письменной речи. Вспомним каллиграфическое написание строчной буквы С с. 3 слайд. Элементы букв 1. Назовите элементы.(полуовал, ) 2. Письмо буквы. 3. Дайте характеристику буквы .(обозначает 2 звука[с],[с], согласный, звонкий парный) Назовите пару.(з-с) |
(не расцепляя
пальцев, постучать ладонями) (расцепить пальцы, развести руки в стороны)
К-1Раскрыть скобки (В) летелел (в ) окно, (за) бежал, (за) дом. К-2 В каком слове пишется суффикс «ёнок», «онок» или «ик», «ек». Волч..нок листоч..к Ут..нок глаз..к Индюш..нок лист..к К-3 Разбери слова по составу: Рыбка, переход, бесполезный. К-4 Какое имя прилагательное не подходит подходит к существительному сон? Крепкий, сладкий, кислый, чуткий.
|
Регулятивные: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.
|
3. Подведение к теме. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
|
НАЗОВИТЕ ОДНИМ СЛОВОМ: 1.Как называется холодная зимняя погода, холода, стужа? Отгадайте загадку: Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз) (мороз) Пишу на доске слова «мороз». 2. Совокупность предметов ( из ткани, меха, которыми покрывают тело человека? «одежда». 3. Молодые люди, парни ( употребляется также в обращение.) Приятели, свои люди. «ребята» - Что вы можете сказать об этих словах? Докажите. - Проверяем работу учеников на доске - Назовите правило, над которым работали. |
- (Записывают в тетрадь слова «мороз» и «одежда», «ребята»). .
К-1 Правописание предлогов и приставок. К-2 Правописание суффиксов. К-3 Разбор слова по составу К-4 Определение части речи
|
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов. Личностные: применять правила делового сотрудничества |
4. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности. Слайд -8
Слайд - 9- 10 -11
|
Что такое текст? Что ещё знаете? Открыли учебник на стр. 42. /Прочитайте рублику «Давай подумаем» / - Какие возникли затруднения? - Вам понравился этот текст? - Что портит этот текст?
- Сегодня мы узнаем, как называются слова, близкие по значению и оттенки его значения. Тема урока: СИНОНИМЫ. Подчеркните название новой для нас темы. Какую цель перед собой поставим? · Хочу УЗНАТЬ
· Будем УЧИТЬСЯ
· МОГУ работать - Откройте учебник на стр. 42, прочитайте материал рубрики «Тайна языка». |
ПРАВИЛА
(Повторяющееся слово «РЕБЯТА».)
Проблема
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ деятельность учащихся
Что такое синонимы? Для чего нужны синонимы?
Подбирать синонимы? Употреблять их речи.
Различать схожесть и различие... Активно, получать удовольствие от труда. |
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы. |
5. Построение проекта выхода из затруднения. Новая тема. Использование на экране ЭОР «Роль синонима» (исп. Слайд – 12 -13 - 14)
Физминутка для глаз (исп. Слайд – 15—18) |
- Что необходимо сделать, чтобы данный текст стал более выразительным? Как избежать подобных повторов?
- Давайте попробуем исправить этот текст, используя слова для справок. · Ребята, ребятки, ребячий, ребятушки. · Ребята, дети, малыши, детвора - Посмотрите на экран, выделите в услышанном материале роль синонимов. Обратить внимание на значок «ИЗ ИСТОРИИ ЯЗЫКА» Синонимы. 1. Близкие по значению. 2. Отвечают на один и тот же вопрос. 3. «Называют одно и тоже по- разному». 4. Значение не всегда совпадает, разлучается оттенками и значением. - Как мы это определили? |
(Необходимо заменить слово «РЕБЯТА» близкими по значению словами - синонимами.)
n (однокорен) n (Синонимы)
Читают, называют - близкие по значению - отвечают на один и тот же вопрос;
ВЫВОД
Алгоритм 1. Прочитать текст. 2.Найти или подобрать синонимы. 3.Применить определение (правило). 4.Сделать вывод |
Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Чтение алгоритм.
|
6. Первичное закрепление. Работа в учебнике. Исп. Слайд-19 -(иллюстрации к упр. 2 на стр. 43 учебника)
(на стр. 44 учебника) (исп. Слайд – 20 -21
|
- Рассмотри картинки. Назовите слова обозначающее действие на рисунке, (используя слова погасить - потушить – выключить – затушить.) Вывод: - Как можно назвать эти слова? - Что объединяет слова? -Чем они различаются?
-Понаблюдай за употреблением синонимов в речи.
n Приятелей много – а друга нет.
Вывод:
|
определение СИНОНИМЫ Близкие по значению. · Значения не всегда совпадают, различаются оттенками значения. Свечи задувают, Свет погасить, Утюг выключить, Пожар потушить
ОБЪЕДИНЯЮТСЯ близостью, схожестью значения РАЗЛИЧАЮТСЯ не могут одинаково сочетаться с другими словами, так как называют только сходство, но не одинаковые действия Значения слов-синонимов не всегда совпадают. Часто синонимы различаются оттенками значений |
Регулятивное: контроль, оценка, коррекция; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
Физминутка, |
Чтобы лучше нам размяться будем глубже наклоняться. Наклоняемся вперед, а потом наоборот. Вот еще одно заданье - выполняем приседанья. Не ленитесь приседайте. 1-2-3-4-5. Мы шагаем дружно, бодро, но пора закончить отдых. Ротик снова на замок. Продолжается урок |
Выполняют задания, стараясь повторить. |
|
7. Введение нового материала в систему знаний.
|
- Словесное обобщение по теме «Синонимы» -Распределение на группы, поручение членам группы. -Выполнения задания… |
Работа в группах, презентация своего проекта выхода из затруднения.
|
Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде; |
8. Самостоятельная работа в группах с взаимопроверкой. (дифференцированная по уровню сложности, На слайде 4 слова по вариантам) (исп. Слайд – 22-29
«Вновь у нас физкультминутка»
|
Разделитесь на 4группы (по человек). - К -1. Имя существительное Задание. Из данного списка выпиши слова составив парами, близкие по значению словам: Темнота, отметка, дом, школа. Здание, весна, оценка, сумерки. Какие слова "лишние"? Почему?
К-2. Имя прилагательное. Задание. Из данного списка выпиши слова составив парами , близкие по значению словам: Скорый, аккуратный, трудолюбивый. Работящий, быстрый, опрятный, ленивый, медленный. Какие слова "лишние"? Почему?
К- 3. Глаголы Задание. Из данного списка выпиши слова составив парами, близкие по значению словам: Сказать, спешить, прыгать. Читать, мыть, говорить, скакать, торопиться. Какие слова "лишние"? Почему? 4 группа Составляет синквейн по теме урока.. Вновь у нас физкультминутка, Повернулись, ну-ка, ну-ка, Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать и читать И совсем не уставать. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Хоть зарядка коротка Отдохнули мы слегка |
Самостоятельная работа.
Ученики рассказывают о возникших затруднениях. - Что слова обозначают? -Какой частью речи являются? |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; Личностные: самоопределение, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству |
9. Самостоятельная работа (индивидуально ТЕСТ) (исп. Слайд -30 -32
Игра
|
Проверка усвоения нового материала. Самостоятельная работа.
1.Найди пары синонимов. Поставь приятель воин солдат друг шагать горе красный идти печаль труд работа алый
2.Напиши, каких зверей так называют? Косой - _____________; косолапый - _________________; серый - _____________; сохатый - ___________________. 3.Допиши предложения: Слова, которые имеют два или несколько значений называются______________________. Слова, отвечающие на один и тот же вопрос и имеющие близкое значение называются ______________________.
- Для чего нужны синонимы? Вывод:
«Кто больше подберёт слов близких по значению?» |
-
У кого все ответы выбраны верно – поставьте себе “5”.
У кого четыре правильных ответа – поставьте “4”.
Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов. |
Личностные: применять правила делового сотрудничества Познавательные: преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать. |
10. рекомендации по выполнению домашнего задания дифференцированного характера. |
Домашнее задание: 1) выучить теоретический материал параграфа «Синонимы»; 2) выполнить упражнение (по усмотрению учителя); 3) индивидуальное задание: написать любой синонимическим ряд слов. |
Рассматривают упражнения, изучают задание. – в упр. 3 слова, составить и записать предложения. |
Регулятивные: контроль , коррекция; Личностные: самоопределение. |
11. Рефлексия деятельности. Итог урока. 2-3 мин.
|
- - Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Какие слова называются синонимами? - Что такое синонимический ряд? - Был ли для вас урок полезным? Почему? - Испытывали ли вы трудности? Что вам помогло с ними справиться? - Как вы можете оценить свою работу на уроке?
- Вы сегодня все отлично работали, молодцы! - Но хочется отметить самых активных учеников. (Звучат фамилии учеников).
|
Рефлексия, самооценка. Принятие оценки учителя.
|
Регулятивные: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека; формирование контрольно-оценочной деятельности: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.