Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
«Природа родного края»
Цель: Формировать у детей основы экологического сознания и эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, формировать начальные представления о своей малой Родине.
Задачи:
- Расширять и обогащать знания детей о своей родине – ДНР.
- Учить поддерживать беседу с воспитателем, знать название города , в котором мы живём;
- Стремиться вызвать у детей чувство благодарности за то, что мир прекрасен;
- Развивать речевое дыхание, словарный запас детей; Расширять представления детей о диких животных, деревьях, цветах, грибах, ягодах, характерных для своей местности;
- Развивать творческое мышление, внимание, память, эмоциональную отзывчивость.
- Воспитывать бережное отношение к родной природе.
Оборудование: Изображение( кустарника, дупла, берлоги, норы, логова.); Картинки с изображением деревьев ( Тополь, Каштан, Береза, Ива, Ель, Сосна). Картинки с изображением животных нашего края.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуй, солнце!
Здравствуй, небо!
Здравствуй, вся моя Земля!
Мы проснулись очень рано,
И приветствуем тебя!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, чьи это домики? Кто в них живет? (ответы детей)
- Где живет белка? (В дупле)
- Где живет медведь? ( В берлоге)
- А где живет лиса? (В норе)
- Где живет заяц? (Под кустиком)
- А волк где живет? (В логове)
- Все зверушки расселились по своим домикам.
Ребята, зачем нужен дом белке, лисе, медведю? ( Чтобы прятаться от врагов, отдыхать, хранить запасы питания).
У каждого жителя Земли есть своя Родин. Родина – это страна, в которой мы родились и живем. Это леса, поля, реки. Это наш город. Это место, где живут близкие люди -мама. папа, дедушка, бабушка и т.д. Это мест где стоит наш детский сад. Это место, по которому люди скучают, находясь далеком краю. Это самое дорогое. что есть у человека. Эта земля, где трудились наши предки).
Воспитатель : А теперь, ребята, я предлагаю отправиться вам в путешествие по нашей Родине. Как называется наша страна? . У нашей страны есть флаг, герб, гимн. У нашего города тоже есть свой символ, свой герб.
- Ребята наша Республика хоть и небольшая, но очень красивая. Ее окружают много деревьев, кустарников, красивых цветов. Наш край населяют разные звери, птицы, рыбы. Воспитатель: Родина хочу предложить вам отправиться в путешествие. Ребята а вы знаете, что такое флора и фауна? (ответы детей). Мы отправляемся в природу, а значит должны быть аккуратны и внимательны. (Дети идут по дорожке "Из следа в след").
Воспитатель: Вот мы очутились в лесу! В лесу есть свои правила: не шуметь, не кричать. Ведь лес – это тоже дом, дом для животных. В лесу много деревьев. Чтобы узнать какие деревья растут в лесах нашего края, предлагаю вам отгадать загадки. ( Воспитатель загадывает загадки, дети находят ответ на стенде).
1. Русская красавица стоит на поляне,
в зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)
2. Украшает их народ, каждый раз под Новый год
Вместо листиков – иголки. Назови деревья! (Елки)
3. Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)
4. Все знают, что у елки, не листья, а иголки.
И так же, как она с иголками. (Сосна)
5. Клейкие раскрылись почки
Нарядился он в листочки
Летом в пух оделся щеголь.
Догадались? – Это… (Тополь).
6. Листья, как твоя ладонь,
Пальцы растопырены.
Белых свечек по весне
Видимо-невидимо. (Каштан)
Д\у: «Укрась слово» Цель: упражнять в умении согласовывать прилагательное с существительным. (ответы детей).
Береза - Стройная, кудрявая, белоствольная.
Ива - Грустная, печальная, плакучая.
Ель - Стройная, зеленая, колючая.
Дуб - Крепкий, могучий, развесистый.
Каштан- красивый, зеленый, цветущий.
Воспитатель: А теперь идем дальше. Подойдите к столу и выберете тех, которые обитают в нашем краю. Что вы можете рассказать о них? ( Дети подходят к столу, на котором разложены картинки изображающие животных. И рассказывают о некоторых из них. Из предложенных животных дети должны выбрать тех, которые обитают в Республике).
Физкультминутка «Деревцо»
Дует ветер нам в лицо, (перед лицом машут ладонями
Закачалось деревцо, руки вверх, покачивая
Ветерок все тише, тише, приседают медленно
Деревцо все выше, выше. поднимаются
Клен, качаясь, засыпает, покачиваемся)
Птенчиков в гнезде качает.
Чтобы клен скорей заснул,
Ветер на него подул.
Воспитатель: А сейчас мы отправимся с вами на луг, посмотреть, какие травы там растут. Почему называют эти травы «Зелёная аптека»? (ответы детей).
1.Злая, как волчица,
Жжется, как горчица!
Что это за диво?
Это же (крапива)
Крапива – это лекарственное растение. Она растёт в саду, в огороде, в лесу. Из листьев крапивы варят суп, делают салат. Если крапиву помять, и приложить к ранке, она быстро заживёт. В крапиве много витаминов. Крапиву заваривают, моют голову, чтобы был хороший волос. Из крапивы делают шампунь, и добавляют в зубную пасту.
2. В поле растет душистый цветок,
Желтая серединка, белый лепесток. (Ромашка.)
Ромашка – это лекарственное растение. Она растёт везде – в саду, огороде, на поле. Её заваривают, и пьют от простуды. Отваром ромашки моют волосы, чтобы они были густые и не выпадали.
3.Капли солнца спозаранку
Появились на полянке.
Это в жёлтый сарафанчик
Нарядился. (Одуванчик)
Одуванчик – лекарственное растение, он растёт везде, по всей Республике. Из него делают салат, варят варенье. Настой одуванчика пьют от боли в животе. Соком одуванчика выводят бородавки.
4. Жёлтый глаз из-под земли
Первым дарят нам они.
Как их правильно назвать,
Если им земля, как мать? (Мать-и-мачеха)
Мать мачеха – это лекарственное растение. Сначала у мать мачехи вырастают цветы. Стебли цветов покрыты пушинками, они ночью защищают их от холода, а днём от солнца. Затем появляются листья, верхняя сторона листьев гладкая, блестящая, а нижняя сторона вся пушистая, мягкая. Мать - мачеху заваривают, и пьют от кашля, простуды.
5. Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
Подорожник – это лекарственное растение. Где люди ходят, там и подорожник растёт. Ещё его называют попутчиком, потому что он с людьми всегда по пути. Если пчела укусит, и приложить лист подорожника, то боль пройдёт. Делают отвар, и пьют от кашля, и лечение желудка.
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Что мы должны запомнить с вами, что природу нашего края надо беречь, не засорять.
"Эту истину знают от роду,
И её никогда не таю:
Кто не любит родную природу,
Тот не любит Родину свою.
Нам понятней теперь год от года,
Что с природою надо дружить,
Ведь без нас прожила бы природа,
Без неё мы не сможем прожить!"
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.