Конспект внеурочного занятия по математике на тему "Как люди научились измерять время"

  • docx
  • 19.01.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Как люди научились измерять время.docx

Технологическая карта

 пробного внеклассного занятия математики

 

ТЕМА

Как люди научились измерять время

 

ž  Цель занятия:

ž  Содержательная: познакомить детей с тем, как люди научились измерять время,  с историей развития часов

ž  Деятельностная: создать условия для формирования УУД

 

 

Задачи обучения.

ü  Личностные: владеть навыками сотрудничества, повысить учебно-познавательную мотивацию, организовать учащихся на деятельность

 

ü  Метапредметные:

1.       регулятивные: развивать умения выполнять задания в соответствии с целью и задачами.

 

 

2.       познавательные: владеть действиями построения рассуждений

 

 

3.  коммуникативные: взаимодействовать с учителем, формировать умение грамотно формулировать речь

 

ü  Предметные: актуализировать знания о часах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила студентка 331 группы

Зубакова Татьяна Дмитриевна

МОУ СОШ № 36, класс 4в, каб. № 12

Дата проведения занятия 01.10.2019

Смена   2 Номер занятия  3

Начало занятия 15  час 10 мин.

ФИО учителя школы:

Чипсанова Наталья Сергеевна

ФИО преподавателя-консультанта:

Лыюрова Н.С.

Допущена к проведению занятия:

____________________, дата ________

(подпись преподавателя)

 

____________________, дата ________

(подпись учителя)

 

 

 

Оборудование.

ü  у учителя: компьютер, мультимедийный проектор, ПО Microsoft Office Power Point 2007

 

 

ü  у учащихся:

 

 

Библиографический список:

  1. https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/matematika/kak-lyudi-uchilis-izmeryat-vremya-raquo-797869
  2. https://calculator888.ru/blog/istoriya/kak-lyudi-nauchilis-schitat-vremya.html
  3. http://xn----dtbjalal8asil4g8c.xn--p1ai/priboryi/solnechnyie-chasyi.html
  4. https://www.liveinternet.ru/users/5158761/post429827352/
  5. https://secunda.com.ua/news/kto-i-kogda-izobrel-pervye-mehanicheskie-chasy-istoriya-proishozhdeniya-chasov.html
  6. https://zorca.ru/%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D1%8B%D0%B5-%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%8B.html

 

Оформление доски

 

 

 

 

 

 

Оформление работы учащихся

(образец-вставка на клетчатой разлиновке)

 

 

 

ХОД  ЗАНЯТИЯ

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель. Создать условия для мотивации обучающихся  к учебной деятельности посредством...

-        Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте.

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД.

 Личностные: повысить учебно-познавательную мотивацию, организовать учащихся

 

 

Метапредметные:

3.    регулятивные: планировать свою деятельность

 

 

4.    познавательные: уметь отвечать на вопросы

 

 

3.  коммуникативные: слышать и понимать речь учителя, вступить в диалог

 

-        Меня зовут Татьяна Дмитриева. Я студентка педагогического колледжа и сегодня внеурочную работу по математике проведу я.

 

-        Отгадайте загадку:

Мы ,когда идем, стоим,

А стоять умеем лежа

Даже если мы бежим,

Мы не двигаемся тоже.

Слушают загадку

-        Что же это такое?

-        Как ты угадал? По каким признакам вы определили, что речь о часах?

Часы

На экране видят разнообразные современные часы

https://static.onlinetrade.ru/img/items/b/nastennye_chasy_umbra_anytime_chernye_814723_1.jpghttps://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/51720/f202eb16-520a-47b3-ae13-e6edc9b96363/s1200?webp=falsehttps://q-watch.ru/upload/iblock/8ce/8ce09a6b0a6f8ba78e9e45141e6f7778.jpghttps://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/202366/bb3ef215-b0b5-4060-a538-a2736e69d2d1/s1200?webp=false

-        Правильно.  

 

  1. Актуализация знаний и умений учащихся.

Цель. Подготовить учащихся к усвоению …….

-        Ребята, а для чего человеку нужны часы?

Чтобы измерять время, ориентироваться во времени

ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:

Актуализировать знания о часах

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД.

 Личностные: организовать учащихся на деятельность

Метапредметные: уметь отвечать на вопросы

1.       регулятивные: планировать свою деятельность

2.    познавательные: уметь отвечать на вопросы

3.  коммуникативные: взаимодействовать с учителем, формулировать высказывания в устной форме

 

-        Верно! Часы нужны для того, чтобы  показывать время. Благодаря им, человек может планировать свой день, вовремя успевать на различные мероприятия.

 

-        Как вы думаете, во все ли времена были такие часы?

Нет

-        Действительно, было время, когда   вообще не было часов.

Поэтому люди определяли время другими способами.

 

  1. Постановка учебной проблемы.

 

 

-        Кто хочет  узнать, как люди научились измерять время, кивните мне головой.

Я вижу, что большинство кивнули головой

ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:

1)      развивать логическое мышление, внимание, память, совершенствовать умения делать выводы и обобщения.

 

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД.

 Личностные: организовать учащихся на деятельность

Метапредметные:

3.       регулятивные: планировать свою деятельность

4.    познавательные: уметь отвечать на вопросы

3.  коммуникативные: взаимодействовать с учителем, формировать умение грамотно формулировать речь

 

-        Значит, какая тема сегодняшнего занятия?

 

-        Какую цель мы перед собой поставим?

 

-        В этом нам поможет книга.

"Который час?" видят на слайде обложку книги

  1. Основная часть занятия

Цель. Познакомить детей с тем, как люди  научились измерять время.

-        Как она называется?

 

ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: познакомить с историей изобретения солнечных часов

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД.

 Личностные: организовать учащихся на деятельность

Метапредметные:

a.       регулятивные: планировать свою деятельность

2.       познавательные: уметь отвечать на вопросы

3.       коммуникативные: взаимодействовать с учителем, формировать умение грамотно формулировать речь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: познакомить с историей изобретения песочных часов, научить изготавливать песочные часы из пластиковых бутылок

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД.

 Личностные: организовать учащихся на деятельность

Метапредметные:

a.       регулятивные: планировать свою деятельность

4.       познавательные: уметь отвечать на вопросы

5.       коммуникативные: взаимодействовать с учителем, формировать умение грамотно формулировать речь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-        Давайте познакомимся с содержанием.

-        В гостях у первобытных людей

-        Время по песчинкам

-        Время по каплям

-        Огневые часы

-        Часы современности

Страница1.  В гостях  у первобытных людей.

-        Отрываем первую страницу.

Читают название раздела "В гостях    у первобытных людей"

-        Все мы привыкли к обычным часам. И сегодня нам сложно представить, как можно определить время без часов. Давайте узнаем, как еще в первобытном обществе люди научились определять время.

Читают:

"Жизнь первобытных людей определялась ритмом природы. Солнце вставало, и люди просыпались – наступало утро, солнце заходило, и люди ложились спать, значит, наступила ночь".

-        Люди наблюдали за солнцем и заметили, что по мере продвижения солнца по небу меняется и положение тени. Поэтому они решили воткнуть в землю палку и понаблюдать за тем, как движется вокруг него тень. Это было около 3500 лет назад.

Видеоролик.

 

 

 

 

На экране видят:

https://s.androidinsider.ru/2014/05/3_Solar_Watch.@750.jpg

-        Потом люди решили отметить на делениях цифры.

http://900igr.net/up/datai/198414/0003-003-.jpg

-         Так появились самые первые солнечные часы. Из чего они состоят?

Из стержня и циферблата, на котором записаны цифры.

-        Да, это были очень простые часы, состоящие только из стержня и циферблата.

Читают:

«В течение дня тень меняла свое направление на циферблате. Она меняла и  свою длину: рано утром длинная, затем укорачивалась, а после полудня снова удлинялась».

-        Ребята, давайте попробуем определить время по солнечным часам. Посмотрите на слайд. Сколько времени показывают часы?

https://pp.userapi.com/c636921/v636921038/5b318/RzH0CuHYpVI.jpg

Почти 12 часов дня

-        Верно. А здесь?

http://900igr.net/up/datai/198414/0003-003-.jpg

Примерно 13:30

-        Молодцы!

 

-        А как вы считаете, удобными были такие часы?

Нет

-        Чем они были неудобны?

Показывали время только в солнечную погоду, ночью нельзя было определить время

-        Можно ли их взять с собой?

Нет

-        Действительно, с такими часами человеку было неудобно. Поэтому люди нашли другой способ определения времени.

 

              Страница 2. Время по песчинкам.

-        Следующий раздел в нашей книге «Время по песчинкам».

-        Может, кто-то догадался о каких часах будет идти речь?

Песочные часы

-        Правильно! Первые упоминания о таких часах были в 19 веке.

-        Вы когда-нибудь видели песочные часы?

Да/нет

-        Посмотрите, вот как они выглядят. Что вы видите?

Это два сосуда, в одном находится песок

-        Да, это два сосуда, которые соединяются узенькой горловиной. Эти сосуды закреплены на устойчивой подставке. В один из них засыпается определенное количество песка.

Видят на экране и на столе видят песочные часы

https://i.pinimg.com/736x/e2/57/37/e25737511a0359139a4bd7a4d83ee50e.jpg

-        А как же люди пользовались такими часами?

Нужно переворачивать часы, когда песок с одного сосуда полностью попадет в другой, значит время прошло.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: познакомить с историей изобретения водяных часов.

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД.

 Личностные: организовать учащихся на деятельность

Метапредметные:

a.       регулятивные: планировать свою деятельность

6.       познавательные: уметь отвечать на вопросы

7.       коммуникативные: взаимодействовать с учителем, формировать умение грамотно формулировать речь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: познакомить с историей изобретения огневых часов.

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД.

 Личностные: организовать учащихся на деятельность

Метапредметные:

a.       регулятивные: планировать свою деятельность

8.       познавательные: уметь отвечать на вопросы

9.       коммуникативные: взаимодействовать с учителем, формировать умение грамотно формулировать речь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: познакомить с историей изобретения механических часов

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД.

 Личностные: организовать учащихся на деятельность

Метапредметные:

a.       регулятивные: планировать свою деятельность

10.   познавательные: уметь отвечать на вопросы

11.   коммуникативные: взаимодействовать с учителем, формировать умение грамотно формулировать речь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-        Действительно, работа таких часов основана на пересыпании песка из одного сосуда в другой через узкое отверстие. Время, за которое песок может пересыпаться, может быть от нескольких секунд до нескольких часов. Чем больше песка, тем больше времени показывают часы.

-        Чем такие часы были лучше солнечных?

-        Но какой недостаток был?

На экране видят:

https://expo-retail.ru/media/novelty/photo/300528.jpg   https://st.depositphotos.com/1000128/1828/i/450/depositphotos_18289725-stock-photo-vintage-hourglass.jpg https://coinshop.files.wordpress.com/2012/03/31826751.jpg

 

 

 

 

 

 

Можно взять с собой, можно использовать в пасмурную погоду

Нужно переворачивать через определенное время.

 

-        Такие часы неудобны тем, что каждый раз, когда песок заканчивался, часы приходилось переворачивать. Люди могли не во время заметить, что песок пересыпался, и тогда время уже было неточным.

 

-        А вы пользуетесь такими часами?

Да (нет)

-        В современном мире где-то используют песочные часы?

Да

-        Например, где?

В больницах

-        Да, медицинские работники используют песочные часы, например, для отсчёта пульса.

-        А дома где могут пригодиться песочные часы?

 

-        Можно использовать часы, когда чистишь зубы?

Да

-        Из чего можно сделать своими руками песочные часы?

 

-        Давайте посмотрим, как такие  часы можно сделать.

Песочные часы из пластиковых бутылок

 

-        Что для этого понадобится?

2 пластиковые бутылки, скотч, ножницы, песок

-        Давайте попробуем сделать такие часы. У нас есть 2 пластиковые бутылки, ножницы, крышечка (в ней заранее сделано отверстие) и скотч. Берем пластиковую бутылку,  насыпаем в нее песок. Заранее замеряем количества песка на определенное время. Вместо песка сегодня будем использовать сахарный песок.  Я заранее замерила количества на 3 минуты. Теперь берем крышечки с отверстиями. Склеиваем их на клей момент. Об этом нужно попросить взрослых. Теперь закрываем бутылку, в которую засыпали песок. С другой стороны закручиваем пустую бутылку. Чтобы крышке держались крепче, обмотаем их скотчем. Наши часы готовы.

Смотрят, как изготовить часы. Кто-то из класса может помогать.

 

-        Вот какие часы у нас получились. Можете изготовить такие часы дома.

 

             Страница3. Время по каплям .

-        А мы переходим к следующему разделу книги «Время по каплям».

-        Чтобы понять с помощью чего еще люди научились определять время, вам нужно отгадать ребус.

Отгадывают ребус:

http://дошколята.рф/ZAN/REBUS/b6.JPG

-        Какое слово здесь зашифровано?

-        Как ты расшифровал ребус?

Вода

-        Верно, это вода. Неужели с помощью воды можно определить время? Давайте узнаем.

Читают:

« Много-много лет назад в Египте были придуманы первые в истории часы, которые использовали воду».

Водяные часы

 

-        Посмотрите, вот как они выглядели. На какие часы похоже водяные часы?

-        Что в них использовалось вместо песка?

http://den-v-shkole.ru/wp-content/uploads/2018/09/WaterClock-800w.jpg

-        Что вы видите?

2 сосуда, вода, деления на одном из сосудов

-        Как же они работали?

Вода капала из одного сосуда в другой

-        Да, вода через отверстие по каплям истекала из верхнего сосуда в нижний. Вода медленно, капля за каплей, вытекала, уровень ее понижался, и деления на сосуде указывали который час.

 

-        Удобные были часы?

Нет

-        Какой был недостаток?

Нельзя взять с собой

-        В каком состоянии должна быть вода, чтобы часы работали?

В жидком

-        Правильно, в мороз, когда вода замерзала, такими часами нельзя было бы измерить время.

Да(нет)

         Страница4.Огневые часы .

-        Посмотрите на слайд. Отгадав эту загадку, вы узнаете, с помощью чего еще измеряли время.

Шипит и злится,
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает.

-        Что это?

Огонь

-        Правильно. Оказывается,  люди придумали огневые часы.

-        Впервые такими часами стали пользоваться в Китае примерно 30.000 лет назад.

 

 

 

 

-        Чтобы узнать, как же измеряли время при помощи огня, давайте откроем следующую страницу книги и узнаем.

 

-        Что вы видите?

Огневые часы

-        Как вы думаете, какие огневые часы  были самыми простыми?

 

Свечные

-        Из чего они состояли?

Свеча - часы Из свечки, на которой были цифры

-        Верно, свечные часы были самыми простыми огневыми часами в устройстве.

-        Как люди измеряли время по таким часам?

 

 

 

 

Когда сгорала одна часть свечки, значит прошло какое-то время

-        Да, каждое деление означало определённое количество времени. Например, если одно деление было рассчитано на 3 минуты, то, когда сгорала одна часть, значит прошло 3 минуты.

 

-        Посмотрите на слайд. В книге есть задание. Прочитайте.

Читают:

«На столе стоит свеча, которая разделена на 9 частей. Каждая из частей сгорает за 4 минуты. Через сколько минут сгорит вся свеча?»

-        Подумайте и решите задачу.

-        Кто может дать ответ?

Вся свеча сгорит через 36 минут

-        Как решили?

Всего частей 9, каждая сгорает за 4 минуты. Надо 4·9, и получится 36 минут

-        Молодцы!

 

-        Позже юди придумали фитильные часы.

Фитильные часы

-        Можем по названию сказать, из чего они состояли?

И фитиля

-        Вы знаете, что такое фитиль?

 

-        Фитиль - это нить, по которой в свечке идет огонь.

 

-        Посмотрите, вот как они выглядели. Действительно, они состоят из металлического фитиля.

Фитильные часы

-        Что вы видите кроме фитиля?

Шарики на фитиле

-        Может кто-нибудь догадался, как работали такие часы?

 

-        На фитиле через определенный промежуток времени были расположены металлические шарики.

-        Что было с шариком, когда фитиль догорал до него?

 

 

 

 

Он падал

-        Верно, пережигание фитиля вызывало громкое падение шарика.

-        И что означал этот звук?

 

 

 

Время прошло

-        Да, падение указывало на то, что истек определенный промежуток времени. Например, через каждые 5 минут.

-        Чем неудобные были эти часы?

 

           Страница5.Часы современности.

-        Люди стали думать другие способы, более удобные.

-        А какие же часы придумали, мы с вами узнаем в разделе «Часы современности».

 

-          Что вы видите на экране?

https://sfw.so/uploads/posts/2009-03/1238225099_11122005_dscf0960.jpg

Часы на башне

-        Верно! Это башенные часы.

-        Похожи они на песочные или на водяные?

 

Нет

-        Чем же они отличаются

Указаны цифры по кругу, есть стрелки

-        Ребята, башенные часы были самыми первыми механическими часами. А что значит механические?

 

Значит, они работали при помощи механизма

-        Верно. Был придуман механизм, благодаря которому часы работали.  Это было примерно 500 лет назад.

-        Давайте посмотрим, как работает механизм часов.

-        Что узнали из видеоролика?

 

 

 

 

Видеоролик

Механизм состоит из шестеренок, они вращаются под действием барабана

-        А какими часами вы пользуетесь еще?

Электронными

-        Где можно увидеть электронный часы?

В телефоне, на компьютере

-        Чем они отличаются от всех предыдущих часов?

Другой циферблат, работают на батарейках

-        Кроме этого, в современных электронных часах встроены ,например, дата, будильник, датчик температуры.

-        Ребята, вот мы познакомились с книгой "Который час?".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Рефлексия учебной деятельности на занятии.

Цель. Организовать рефлексию  и  самооценку  учениками  собственной учебной деятельности.

Примерный план этапа:

1)                          фиксирование содержания;

2)   соотнесение  цели  учебной  деятельности  и  ее  результата (фронтально, индивидуально);

3)   планирование цели дальнейшей деятельности.

-        О чем мы  узнали?

О том, как люди научились измерять время 

ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:

1)      Обобщить знания, полученные на занятии.

 

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД.

 Личностные: организовать учащихся на деятельность

 

 

Метапредметные:

1. регулятивные: выполнять учебные действия в письменной форме

 

2.    познавательные: уметь отвечать на вопросы

 

 

3.  коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме

 

-        Что мы узнали?

 

-        С  кем вы можете поделиться этой информацией?

С родителями, рассказать друзьям, младшим братьям и сестрам…

-        А сейчас, когда мы уже много знаем о часах, я предлагаю составить загадку о часах.

-        Чтобы нам было легче, будем составлять в таблице.

-        Нужно подобрать подходящие слова по признакам.

-        Например: настенные, но не картина

Видят таблицу:

Настенные

Но не

картина

Песочные

Но не

…..(тесто)

Тикающие

Но не

……(бомба)

Круглые

Но не

….(солнце)

Идут

Но не

…..(люди)

 

Таблица есть на столе у каждого ученика.

-        Молодцы, ребята! Думаю, вашим друзьям или родителям будет нелегко отгадать такую загадку.

 

-        Что нового вы бы хотели еще узнать?

 

-        Больше узнать о часах вы можете в книге А. Свечникова "Путешествие в историю математики или как люди научились считать время".

 

-        Наше занятие подошло к концу!

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru