Конспект интегрированного НОД в старшей
группе с элементами ТРИЗ
Тема: «Радуга знаний»
Цель: закрепление ранее изученного материала.
Задачи:
1. Продолжать формировать мыслительные операции у детей.
2. Развивать речь, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать
свои суждения.
3. Способствовать формированию дружеских взаимоотношений между детьми.
Этапы занятия:
1. Организационный момент (эмоциональный настрой на занятие, сказка).
2. Мотивация – постановка цели и задачи перед детьми (игровая).
3. Основной – непосредственная работа с детьми.
4. Закрепляющий – выводы, поощрение.
Методы и приемы: словесные, игровые, практические.
Приемы руководства деятельностью детей:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: игровая ситуация.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: дидактические игры,
задачи на логическое мышление.
3. Приемы организации практической деятельности детей: беседа, показ,
объяснение.
Дидактический и раздаточный материал: презентация, плакат - радуга,
картинки (рыба, птица, зверь), листы с заданиями для детей, карточки по цветам
радуги; картинки для игр «Хорошо – плохо», «Найди лишний предмет»; листы
цветной бумаги фиолетового цвета, мяч.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я знаю один секрет, оказывается вы у меня самые
умные дети на свете. А знаете почему?
-Ответы детей.
-Правильно, потому что мы много с вами занимались,
много знаем, многому научились. И сейчас нашим гостям мы все это покажем. Но
перед этим я хочу вам рассказать сказку (в это время включаю музыку).
Воспитатель: Жили-были в радужной стране ребята. Все они были
веселые и трудолюбивые. Девочки красивые, да сердцем добрые. Мальчики сильные,
как богатыри, да справедливые. И были у них в радужной стране чудеса.
Воспитатель: А как вы думаете, какие чудеса могут быть в радужной стране?
(ответы детей)
(на экране появляется слайд с картинкой радуга)
Воспитатель: Посмотрите, что это?
Ответы детей.
Это радуга, которая каждый раз после дождя появлялась
на небе. Но случилась в радужной стране беда: погасла чудо-радуга. Не стало её.
Девочки заплакали, а мальчики стали их утешать. Не плачьте, мы новую радугу
добудем.
Воспитатель: Дети, а давайте мы тоже поможем найти радугу? Как вы думаете,
какие волшебные слова помогут нам найти радугу?
-Ответы детей.
«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»
Воспитатель: Давайте все вместе четко произнесём эти слова.
Воспитатель: Ребята, каждое слово в этой считалке обозначает определенный
цвет. Сколько цветов у радуги? Назовите цвета радуги. (Дети отвечают.)
Воспитатель: На какой звук начинается слово «каждый»? и т. д.
Воспитатель: Молодцы, посмотрите перед нами макет радуги. Мы будем
выполнять задания на каждый цвет радуги и если мы все сделаем правильно, то,
что произойдет? (ответы детей) (снова появится радуга).
красная полоса. «Окружающий мир»
Воспитатель: Ребята, а какой верхний цвет радуги? (красный) Чтобы появился
красный цвет нашей чудо – радуги посмотрите внимательно на картинки. (Карась.
Дятел. Лиса.) Скажите, кто изображён на этих картинках? (ответы детей) Давайте
поиграем в игру «Рыба. Птица. Зверь»
Игра с мячом «Рыба. Птица. Зверь» .
Дети становятся в круг. В центре – воспитатель с мячом. Передавая мяч по
очереди детям, воспитатель говорит: «Птица!». Тот, кто получил мяч, должен
быстро назвать какую-либо птицу. Таким же образом играющие называют животных и
рыб. Необходимое условие: не повторяться.
Воспитатель: А теперь мы будем отгадывать загадки:
1. Долгоножка хвалится:
Я ли не красавица?
А всего-то — косточка
Да красненькая кофточка. ( Вишня)
2. Ягодку эту сорвать легко —
Ведь растет она невысоко.
Ты под листочки загляни-ка —
Там вкусная растет…..(клубника)
3.Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Дозреваю под снежком.
Дети, кто со мной знаком? (Клюква)
4.Вот мы ягодки, смотри,
Похожи на напёрстки малые.
Все мы под цвет зари:
Алые - преалые. (Малина)
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что общего у всех этих загадок? (ягоды)
Воспитатель: Какого цвета эти ягоды? (Красный цвет)
Воспитатель: А можно ли их кушать? И что нужно сделать перед тем, как их
съесть? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Вот вы и нашли красный цвет радуги! (на плакате
появляется красный цвет) Ребята, а какой второй цвет радуги? (Оранжевый)
Оранжевая полоса. «Математика»
Воспитатель: А за оранжевым цветом мы с вами отправимся в страну
«Математика».
Воспитатель: Садитесь за столы. Возьмите листы бумаги в клеточку, там
поставлены точки с цифрами. Вы должны соединить точки линиями он 1 до 9.
Воспитатель: Что у вас получилось (Кораблик)
Воспитатель: Ребята, я вам загадаю загадку, но отгадку вслух не
произносите. Это будет ваш секрет!
Маленький хвостик я в руке держал.
Ты полетел – я за тобой побежал. (Воздушный шарик)
Воспитатель: Возьмите листы с геометрическими фигурами. Найдите отгадку в
рисунке, раскрасьте отгадку карандашом такого же цвета, как и второй цвет
радуги.
Какую фигуру вы раскрасили? Почему? Как вы догадались? Каким цветом
раскрашивали? Почему оранжевым?
Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились. Теперь у нашей
радуги есть оранжевый цвет? (на плакате появляется оранжевый цвет) Какой третий
цвет радуги? (Желтый)
Жёлтая полоса. «Плохие – добрые дела»
Воспитатель: Как вы думаете, что это такое? (ответы детей) Чтобы
пройти этот этап нужно доказать, что вы умеете различать добро и зло.
Посмотрите и скажите, где здесь картинки с добрыми делами и поступками, а где с
плохими?
Игра «Хорошо – плохо»
Воспитатель: Объясните, почему вы считаете эти поступки добрыми, а другие
– плохими?
(ответы детей)
Воспитатель: Теперь у нашей радуги есть желтый цвет? (на плакате
появляется желтый цвет) Какой четвёртый цвет радуги? (Зелёный)
Зелёная полоса. «Грамота»
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Радуга». Повторяйте за мной.
Физкультминутка «Радуга»
В небе гром, гроза.
Закрывай глаза! (Закрыть глаза руками)
Дождь прошел. Трава блестит, (Убрать руки от глаз)
В небе радуга стоит. (Нарисовать в воздухе дугу)
Поскорей, поскорей
Выбегай из дверей, (Зовущие движения)
По траве босиком, (Бег на месте)
Прямо в небо прыжком. (Прыжок)
Ладушки, ладушки!
По радуге, по радужке, (Хлопки)
По цветной дуге
На одной ноге. (Стоим на одной ноге)
Вниз по радуге верхом,
И на землю кувырком! (Присесть на коврик)
(С. Маршак)
Воспитатель: С какого звука начинается слово РАДУГА? (ответы детей) А
какой это звук, гласный или согласный? (ответы детей)
Воспитатель: Предлагаю вам сыграть в игру «Хлопки». Я буду читать
стихотворение Самуила Маршака «Радуга – дуга», а вы хлопните в ладоши, если
услышите слова, в которых есть звук «р».
«РАДУГА-ДУГА»
Солнце вешнее с дождем
Строят радугу вдвоем -
Семицветный полукруг
Из семи широких дуг.
Нет у солнца и дождя
Ни единого гвоздя,
А построили в два счета
Поднебесные ворота.
Радужная арка
Запылала ярко,
Разукрасила траву,
Расцветила синеву.
Воспитатель: А теперь вы придумайте и назовите слова со звуком [Р].
Воспитатель: Молодцы! Вот вы и нашли зелёный цвет радуги! (на плакате
появляется зеленый цвет) Ребята, а какой пятый цвет радуги? (Голубой)
Голубая полоса. «Четвёртый – лишний»
Воспитатель: Чтобы появилась голубая полоса вам надо правильно выполнить
задания. Рассмотрите картинки, и скажите что лишнее. Объясните, почему вы так
думаете.
Игра «Найди лишний предмет».
Воспитатель: Теперь у нашей радуги есть голубой цвет? (на плакате
появляется голубой цвет) Назовите шестой цвет радуги? (Синий)
Синяя полоса. Игра «Наоборот», «Что бывает»
Воспитатель: А что бы найти синий цвет радуги я предлагаю сыграть в игру
«Наоборот» Я вам буду говорить слова, а вы должны сказать его противоположное
значение.
Высоко – низко,
Далеко - близко
Длинный - короткий
Широкий - узкий
Толстый – тонкий
Горячий – холодный
Сладкий – кислый и т. д.
Воспитатель: Следующая игра «Что бывает». Я буду вам показывать карточки
определенного цвета, а вы должны подбирать к названию цвета на карточке – как
можно больше слов – предметов.
Зелёный – трава, лист, кофта…
Красное – пальто, машина… и т.д.
(Каждый ребенок подбирает слова – предметы к цвету)
Воспитатель: Молодцы! Вот вы хорошо справились со всеми заданиями и нашли
синий цвет радуги! (на плакате появляется синий цвет)
Ребята, а какого цвета седьмая полоса радуги? (Фиолетового) Нам осталось найти
фиолетовый цвет.
Фиолетовая полоса, «Оригами Радужные птички»
Воспитатель: Перед вами листы цветной бумаги. А почему они фиолетовые?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, нам осталось найти фиолетовый цвет. Вспомните,
какое слово в считалке обозначает фиолетовый цвет? (фазан)
Воспитатель: Фазан – это кто? (птица). Давайте сейчас сотворим чудо –
радужных птичек из цветной фиолетовой бумаги (дети из цветной бумаги складывают
птичек)
Воспитатель: Дети, понравились вам птички? Нашли мы с вами фиолетовый
цвет? (на плакате появляется фиолетовый цвет) (ответы детей)
Итог. Ребята, все ли цвета радуги мы с вами нашли? (ответы детей) Какая
радуга у нас получилась? (ответы детей) Ой, смотрите, в радужной стране снова
светит чудо радуга (на экране появляется слайд с картинкой радуга).
Мы помогли вернуть чудо – радугу жителям радужной страны. И теперь у каждого из
вас есть своя частичка нашей чудо - радуги – ваши радужные фиолетовые птички.
Они будут напоминать вам о чудесной радуге, которую вы нашли. Вы молодцы! Вы
были дружны и старательны! Будьте всегда такими, и у вас все получится!
Рефлексия: На этом наше радужное приключение закончено. Будьте всегда
дружны, ребята, помогайте друг другу, только так мы научимся творить чудеса! И
радужные, и настоящие! А главное больше улыбайтесь, ведь от улыбки – станет
всем светлей!
Под песню «Улыбка» дети уходят в группу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.