Конспект занятия для обучающихся с РАС
Составила тьютор МОУ «Разуменская СОШ №4 «Вектор Успеха» Потложа Людмила Анатольевна
Тема: Конструирование и письмо строчной буквы «ё».
Цель: Познакомить с написанием строчной буквы «ё»; формировать в памяти образ буквы «ё»; учить писать строчную букву «ё»
Универсальные учебные действия:
Личностные. Осознание себя как ученика. Проявление самостоятельности в выполнении простых учебных инструкций, заданий.
Коммуникативные. Работать в паре-учитель-ученик. Слушать, понимать и выполнять инструкции. Доброжелательно относится к людям.
Регулятивные. Соблюдать правила поведения в школе: поведение на уроке: сидеть правильно за партой, поднимать руку, выходить на перемену; поведение на перемене: учить общению и игре с одноклассниками. Активно участвовать в учебной, игровой, творческой деятельности.
Познавательные. Наблюдать, анализировать, обобщать, используя наглядный материал.
Оборудование: тетрадь «Прописи»; карточки с заданиями; иллюстрации к мультфильму «Ёжик в тумане», «Винни-Пух и его друзья»; карточки с буквами «е» и «ё»; рисунок Ёжика; помощники из любимого мультика Ярослава в Презентации.
Ход урока
Этапы урока |
Действия тьютора |
Действия ученика |
Организационно-подготовительный этап |
Урок русского языка (письмо). Выбери поощрение, которое получишь после изучения буквы. «Сначала» - задания выполнишь за жетоны, «потом» - получишь игрушку (или то, что выберет Ярослав).
|
Выбирает поощрение Ярослав: мультик, яблоко, булочка, игрушка, шоколад, рисование фломастерами. (на картинках то, что для Ярослава является сильным поощрением). |
Прозвенел звонок, всех позвал он на урок. Посмотри внимательно, дружок, все ль готово для урока!? Молодец! (Задание выполнил-даю жетон). Устная беседа: Какое сейчас время года? (Выбор картинки). Какой день недели, число, месяц? (Работа с календарем) Какая погода на улице? (Выбор картинки).
|
Ярослав встает ровно возле парты. Проверяет готовность к уроку.
Кладет жетон в коробку.
Слушает, отвечает на вопросы.
|
|
Разминка речевая: Мёд в лесу медведь нашёл. Мало мёду, много пчёл. (Чтобы привлечь внимание Ярослава, фразы пишу под иллюстрацией из любимого мультфильма «Винни-Пух и его друзья») Молодец! (Задание выполнил-даю жетон) |
Повторяет за тьютором фразы
Кладет жетон в коробку. |
|
Найди и назови гласные. (Букву «ё» узнает, потому что любит ёжика из мультфильма «Ёжик в тумане»). Как произносим гласные звуки? Как звук обозначаем на письме? Чем отличаются буквы от звуков? Молодец! (Задание выполнил-даю жетон).
Какие гласные умеешь писать? Сегодня тема урока русского языка: «Письмо строчной буквы ё». Мы с тобой научимся писать строчную букву «ё».
|
Подчеркивает или обводит и называет гласные: ё, е, у, а, о. Не встречают преград при произношении. Это буква. Звук –произносим, букву- пишем. Кладет жетон в коробку.
Называет: а, у, о, е. |
|
Основной этап |
Гимнастика для глаз. «Зоркие глаза»-5 кругов по часовой стрелке, 5-против часовой стрелки. «Стрельба глазами»-двигаем глазами вверх-вниз, вправо-влево. Глаза готовы для работы. Представление буквы «ё». Посмотри, вот буквы «е» и «ё». (Выставляется карточка с изображением букв с ёжиком и енотом).
«е» и «ё» - родные сёстры, Различать сестёр очень просто, Только в букве «ё» две точки, словно к лесенке гвоздочки.
Попробуй ответить. Поможет Ёжик. Почему их так назвали? Повторяй за ежом: «Они одинаковые». (Закрываю точки). Чем различаются? Сравним малую печатную и письменную строчную букву «ё». Покажи печатную. Покажи письменную. Тьютор уточняет: печатную пишем ровно, начинаем с ровной горизонтальной линии. Письменную «ё» начинаем с полуовала и пишем под наклоном. Поможет Ёжик. Молодец! (Задание выполнил-даю жетон). |
Слушает, отвечает на вопросы, повторяет.
Ученик называет буквы.
Повторяет: Одинаковые. Отвечает сам:
Точками.
Выбирает печатную букву. Выбирает письменную. Слушаем объяснения.
Кладет жетон в коробку. |
«Прищепка». Давайте выполним пальчиковую гимнастику перед написанием элементов буквы «ё». В левую руку берем прищепку и по - порядку прищепкой зажимаем пальцы правой руки и наоборот. Из каких элементов состоит строчная буква «ё»? Буква «ё» состоит из двух элементов: полуовал меньших размеров, полуовал побольше первого в два раза и двух точек. Конструирование буквы «ё». Сначала вылепим из пластилина элементы буквы «ё». Раскатываем 2 жгутика. Один короче, другой длиннее. Теперь соединим элементы и напишем букву целиком. (Вкладываем карточку с буквой в файл, чтобы удобно было ребенку пальчиком обводить букву). Молодец! (Задание выполнил-даю жетон).
|
Повторяет за мной.
Повторяет за тьютором: полуовал маленький, полуовал большой, две точки.
Ярослав повторяет за тьютором (Ребенку работать интересно).
Кладет жетон в коробку. |
|
Подготовка к письму. Поможет Сова. Я тетрадочку открою И как надо положу. Я, друзья, от вас не скрою, Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь! Молодец! (Даю жетон-задание выполнил).
Работаем по алгоритму: Ярослав, обведи пластилиновую букву. Ярослав, напиши букву. (Повторяем 3-5 раз) Молодец! (Даю жетон-задание выполнил). |
Ярик смотрит на любимых героев из мультика и выполняет задание.
Кладет жетон в коробку. Обводит пальчиком букву. Пишет в Прописях. Три буквы обводит по контуру. Три-со второго элемента пишет. Три буквы пишет сам. Кладет жетон в коробку. |
|
Письмо слогов и соединений. Поможет Лошадка. вё нё рё-нижнее соединение; ён ёр ёв-верхнее соединение Молодец! (Задание выполнил-даю жетон). |
Выполняет инструкцию. Читаем слог, уточняем соединение. Пишем слоги. Кладет жетон в коробку. |
|
Физминутка. Ёжик топал по дорожке И грибочки нес в лукошке. Чтоб грибочки сосчитать, Нужно пальцы загибать, раз, два, три, четыре, пять.
|
Шагаем вместе. Загибаем пальцы на руках, сжимаем и разжимаем кулачки |
|
Игра « Мама-малыш». Закончи предложения. Поможет Мишка. У львицы львёнок. У слонихи слонёнок. У тигрицы тигрёнок. У оленихи оленёнок. У зебры зебрёнок.
Напиши пропущенные буквы. Пишем букву правильно. Не забываем про соединительные. У львицы льв…нок. У слонихи слон…нок. У тигрицы тигр…нок. У оленихи олен…нок. У зебры зебр…нок.
Молодец! (Задание выполнил-даю жетон) |
Ярослав работает по инструкции к заданию. Если нужно, подсказываю.
Кладет жетон в коробку.
|
|
|
Работа с предложением. Поможет Ёжик. Ёж живёт в лесу под ёлкой. ______ _____ _ ____ __ ______ .
Молодец! (Задание выполнил-даю жетон). |
Читаем предложение. Повторяем правила написания предложения. Считаем количество слов. Составляем схему. Копирует предложение. Кладет жетон в коробку. |
Заключительный этап |
С какой буквой мы сегодня познакомились на уроке ? Какой звук обозначает? Ёжик весёлый оставил подарок. Открываем конверт. В конверте солнышко. Дорисуй улыбку солнышку! Молодец, слушал внимательно, хорошо занимался! Получай поощрение! |
Ярослав отвечает: Буква «ё». Гласный звук. Солнышку рисует улыбку.
Ярослав получает выбранное поощрение. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.