Конспект занятия «Экономика: рынок, товар, деньги» Развивающее занятие в форме инсценированной беседы.
Оценка 4.8

Конспект занятия «Экономика: рынок, товар, деньги» Развивающее занятие в форме инсценированной беседы.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
4 кл
20.11.2019
Конспект занятия «Экономика: рынок, товар, деньги» Развивающее занятие в форме инсценированной беседы.
Задачи: • познакомить детей с общим понятием о том, «что такое экономика»; • формировать представление о таких понятиях, как: рынок, товар, деньги; • дать представление о некоторых основных функциях и принципах рынка.
Экономика рынок товар деньги.docx

«Экономика: рынок, товар, деньги»

Развивающее занятие в форме инсценированной беседы.

Задачи:

·         познакомить детей с общим понятием о том, «что такое экономика»;

·         формировать представление о таких понятиях, как: рынок, товар, деньги;

·         дать представление о некоторых основных функциях и принципах рынка.

Словарная работа: базар, экономика, цена, товар.

 

Ход занятия

      I.            Организационный момент.

Воспитатель: Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом. (Игра на общение)

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

   II.            Введение в тему.

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу с вами отправиться в очень интересную  страну(Дети предполагают место, куда они могут отправиться)Страна эта называется Экономика. Экономика - это страна, где учат правилам ведения хозяйства. Экономика учит нас разумно тратить деньги, экономить их. Покупать то, что нам нужно для жизни.

Но до начала путешествия проведем экономическую разминку. Игра называется «Угадай, о чем говорю» и так, попробуйте угадать, о чем идет речь.

1.     Деньги, получаемые человеком за работу, называются… (зарплата)

2.     Деньги, оплачиваемые пожилым людям, проработавшим много лет на фабрике, заводе называется… (пенсия)

3.     Плата за учебу (стипендия)

4.     Деньги, затрачиваемые на покупку товаров и оплату услуг, называется… (расход)

5.     Обмен товарами без денежных расчетов (бартер).

6.     Продукт труда, имеющий цену (товар)

III.            Основная часть.

Развивающее занятие проводится в форме инсценированной беседы с детьми.

Звучит музыка.

У дедушки за печкою компания сидит

И напевает песенку,

Усами шевелит.

Приходят звери разные

В компанию к сверчку,

Здесь рады будут каждому

Любому новичку. (Появляется Сверчок.)

Сверчок.  Здравствуйте, ребята! Я — хозяин домика за печкой - Сверчок.

Дети.  Но ведь за печкою тесно и темно?

Сверчок.   Ничего подобного — здесь тепло, уютно и вполне достаточно места для меня и моих гостей. У меня в гостях, на посиделках, собираются друзья насекомые для того, чтобы рассказывать друг другу интересные истории. О чём? О том, как живут, какими делами заняты, в общем, об экономике. Дети, а вы знаете, что такое экономика?

Дети.  Нет.

Сверчок.  Это — хозяйство. Любое хозяйство — даже самое маленькое, как в моём домике за печкой, или в интернате, где живёте вы со своими друзьями, или очень большое — как в нашей стране. А для того, чтобы хорошо хозяйничать и в доме, и в стране, нужно знать много, очень много об экономике. Раскрыть некоторые экономические тайны вам помогут рассказы моих гостей. Знакомьтесь!

Муха — хозяйка дома, домашняя хозяйка. У неё большая семья, много детей — мушат. Всех их нужно одеть, обуть, накормить. Очень сложная работа. Итак, послушаем, что же нам сегодня расскажет Муха-Цокотуха (рассказ мухи).

Пошла Муха на базар.

Муха.  Наверняка, ребята, вы знаете историю о том, как одна Муха, т. е. я, не совсем правда обычная, а с позолоченным брюхом, нашла однажды денежку.

Воспитатель. Давайте вспомним отрывок из стихотворения К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха».

Дети.  

Муха, Муха-Цокотуха, 

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Воспитатель. Куда пошла Муха и что она нашла?

Дети. Муха по полою пошла, муха денежку нашла.

Воспитатель. А говорится ли в сказке о том, какую монету нашла муха (нет) все ли монеты одинаковы? Чем они различаются?

Дети. Монеты бывают разного размера, цвета, веса, достоинства.

Воспитатель. Монеты, какого достоинства вы знаете?

Дети. Одна, пять, десять и пятьдесят копеек, один, два, пять, десять рублей.

Воспитатель. Представим, что муха нашла вот такую монету (показывает)  какую?

Дети. Пять рублей.

Муха.  Но прежде чем я купила самовар, произошло вот что. Пошла я на базар и вижу: чего только на том базаре нет, глаза разбегаются. Товару видимо-невидимо. Пряники расписные, мятные, ароматные! К чаю душистому угощение знатное. А очередей нигде не видно. Вот красота, — подумала я, — наверное, изобилие настало и теперь никогда не будет очередей. Но тут я вспомнила, что ещё вчера залетела в магазин со своими маленькими мушатами по пути из школы, и в каждом отделе стояла большая очередь за продуктами. Ведь не могло же за один день всё так быстро измениться. Это меня несколько озадачило, и если бы не Комарик, неожиданно оказавшийся рядом, я так бы и стояла в задумчивости неизвестно сколько времени.

Комарик.  Ну что, соседка, на базар пришла, наверное, денежки у тебя завелись?

Муха.   А почему ты про денежки спрашиваешь?

Комарик.   Ну, как же, без денег на базаре делать нечего, ты же знаешь, что здесь все дороже продается, чем в магазине, поэтому и очередей не бывает.

Муха.   Действительно, подумала я, как это я раньше не догадалась? А Комарик продолжил:

Комарик.  Я тут каждый день летаю, знаю, как торговаться.

Муха.  Я ничего не поняла, но очень обрадовалась, что у меня появился такой хороший попутчик, и стала опять задавать вопросы Комару:

Муха.   А что значит торговаться?

Комарик.   У каждого товара есть своя цена. Цена — это то, сколько денежек нужно заплатить за него (товар). У каждого товара она своя. А торговаться — это значит сбивать цену. Называешь свою цену и смотришь на другого продавца, который такой же товар предлагает. Как бы показываешь, что если первый не согласится продать свой товар дешевле, то уйдешь к другому продавцу.

Муха.   И что, получается?

Комарик.   По-разному бывает, если продавец чувствует, что его товар немножко хуже, чем у соседа, он обязательно снизит цену. Если он уверен, что у него самые хрустящие огурцы или самая сладкая малина, то и цена остается высокой.

Муха.   А если покупать по этой цене никто не будет? Молоко прокиснет, клубника сгниет, яйца протухнут? В чём тогда выгода держать большую цену?

Комарик.   Все правильно. Выгодно то, что приносит пользу. Для продавца — получить побольше денег, побыстрее продать товар, для покупателя — получить нужные товары и поменьше за них заплатить. Когда выгода продавца и покупателя соединяется, тогда и торговля получается.

Муха.   Я вижу, что ребята немного устали и хотят отдохнуть.

Муха предлагает детям физкультминутку.

Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)

Все умеем мы считать. (Хлопаем в ладоши.)

Отдыхать умеем тоже. (Прыжки на месте.)

Руки за спину положим, (Руки за спину.)

Голову поднимем выше (Подняли голову выше.)

И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох.)

 

Игра «Дороже – дешевле».

Цель: формировать знания детей о разных видах товаров, их классификации; учить использовать жизненный опыт в анализе стоимости товаров и применять при этом арифметические действия, раскладывая в последовательности от дорогого к дешёвому и наоборот;

1–й вариант. Дети должны расположить карточки по мере возрастания цены на товар и наоборот

2–й вариант. Дети раскладывают по две карточки и с помощью знаков определяют, какой из товаров «дороже», а какой «дешевле».

3–й вариант. Детям на выбор предлагается выбрать одну из карточек и сказать, почему именно этот товар нужно купить в первую очередь.

 

Воспитатель: Послушайте загадку и отгадайте ее.

Всё, что в жизни продаётся,

Одинаково зовётся:

И крупа, и самовар

Называются… (товар).(Дети отгадывают загадку)

Воспитатель: Молодцы, все правильно. Всё, что продается, называется товаром. Разные товары продаются в разных магазинах. Существуют магазины, в которых продается только один вид товара.

Воспитатель. Какие магазины вы знаете, ребята? (Заслушиваются ответы детей)

Воспитатель: Правильно, есть очень много разных магазинов. Например, магазин мебели, в котором продаются диваны, шкафы, кровати, тумбочки, столы и т. д. Есть также и универсальные магазины (супермаркеты), в них продается всё: продукты питания, хозяйственные товары, товары для животных.

Физкультминутка:

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь,

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали

Воспитатель. Пошла муха на базар (показывает рисунок с изображением базара) а там товаров видимо-невидимо и на каждом товаре какие-то бирки с цифрами.

Растерялась муха, не знает, как в них разобраться. Объясните ей, что это за бирки, как они называются и зачем они нужны.

Дети. Это ценники. Покупатели, глядя на них, узнают, сколько стоит тот или иной товар.

Воспитатель: Разные товары, имеют разную цену. Одни товары стоят дороже, другие — дешевле. От чего зависит цена на товар, как вы считаете? 

Ответы детей.

Воспитатель: Цена на товар зависит от того, сколько времени понадобилось на изготовление вещи, дорого ли стоят материалы, из которых их делали, и как далеко пришлось их везти, чтоб продать. А еще очень важно для нас, чтобы изделие выглядело красиво и его хотелось купить.

Воспитатель

Пошла Муха на базар

И купила самовар.

Муха решила купить самовар, но посмотрела на свою монету и задумалась, хватит ли ей денег.

Подала муха - цокотуха монету продавцу и попросила продать ей самовар, продавец дал ей самовар и протянул сдачу – три монеты по одному рублю (показывает). Полетела довольная Муха домой.

Воспитатель: Какую сумму вернул ей продавец (три рубля). Сколько стоит самовар (два рубля)

 

Физминутка.

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку.

Поворот, наклон. Прыжок,

Улыбнись. давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, два, три!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись.

IV.            Закрепление изученного материала.

Воспитатель. Многое в жизни нужно уметь беречь. Бережливость – это не просто умение экономить, но и умение жить.

-Ребята, а как вы думаете, за что школа платит деньги? (За воду, свет, телефон, вывоз мусора).

- Какой вклад мы можем внести в школьную экономику?  (Нужно экономно расходовать воду, свет, беречь школьное имущество, одежду, книги, мебель).

Воспитатель:  Давайте представим ситуацию, когда в школе нет света. Что произойдет? (Не смогут приготовить еду. Не будут работать телевизоры, компьютеры. Не смогут стирать белье).

Воспитатель: Итак, школе нужна электроэнергия. Но за нее надо платить. Поэтому, мы, как хозяева школы должны экономно расходовать электроэнергию. Как это сделать? (Выключать свет, когда он не нужен. Вовремя выключать телевизор, компьютер. В школе установлены энергосберегающие лампы).

Воспитатель: С наступлением холодов в здании становится прохладно. Необходимо тепло, которым нас обеспечивает котельная. Для работы котельной нужен уголь и электроэнергия.

-Как можно сохранить тепло в здании школы и при этом сэкономить деньги?  (Закрывать входные двери, не держать форточки открытыми).

Воспитатель: Если вы это делаете, то вам удается сэкономить школьные деньги.

-Ребята, как вы думаете, чтобы сэкономить деньги, что еще нужно сделать?  (Беречь школьное имущество).

-А что относится к школьному имуществу? 

Ответы воспитанников

Воспитатель: Нашей школе выделяется определенное количество денег на питание учащимся, на приобретение нового оборудования, учебников, на оплату коммунальных услуг, на медицинское обслуживание и многое другое необходимое для хорошей жизни воспитанников школы-интерната. За всем расходованием денег ведется строгий учет. Директор школы планирует, что необходимо купить в первую очередь, а что можно будет приобрести на следующий год.

Воспитатель: Ребята, почему следует расчетливо использовать деньги? (Деньги надо экономить, потому что может не хватить на что-то нужное. Все деньги израсходуешь, а где их взять)

Воспитатель: Дети, как вы думаете, экономить - это хорошо?

Дети. Да.

Воспитатель: Как вы можете экономить деньги?

Дети.  Не лить зря воду; уходя, выключать свет, без необходимости не включать электроприборы, беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства, бережно относиться к своим вещам, ухаживать за ними, помогать выращивать овощи, чтобы их не покупать.

Воспитатель: Быть богатым не стыдно, если ты честно заработал деньги своим умением, знаниями, трудом. Конечно, чтобы стать богатым, недостаточно изучать  экономику надо научиться применять экономические знания в жизни.

Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Наоборот» Я буду называть различные экономические слова, а вы говорить мне слова - наоборот. Готовы?

·        Покупатель — продавец

·        Покупка – продажа

·        Трудолюбивый — ленивый

·        Много — мало

·        Дорого — дешево

·        Богатый — бедный

·        Доход — расход

·        Тратить — копить

·        Высокие /цены/ - низкие /цены/

   V.            Итог занятия.

Воспитатель: Молодцы! Вот и окончилось наше путешествие по стране Экономики. Давайте вспомним:

- Что такое Экономика? (Это наука о том, как правильно, бережливо и с прибылью вести хозяйство).

-Что такое деньги? (Деньги- это особый товар который можно обменять на другие товары и услуги. Это банкноты или монеты. Это металлические и бумажные знаки

Это вещь, от которой мы получаем пользу. Это то, что принимается в оплату за товары и услуги.)

-А какие деньги используют в нашей стране? (Рубли)

- Отгадайте загадку:

Бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень важные!  (Деньги, монеты)

-  Правильно, ребята, а для чего людям нужны деньги? (Покупать товар, копить, ездить в отпуск)

Воспитатель. Совершенно верно. Деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно. Вспомните, пожалуйста, героев сказок или мультфильмов, где они покупают, продают, меняют что-то, копят деньги.

Дети. «Лисичка со скалочкой»«Муха-цокотуха»«Трое из Простоквашино», «Приключения Буратино»,  «Морозко»,  «Карлик - нос»«Али-баба и сорок разбойников»«Чебурашка и крокодил Гена»«Дудочка и кувшинчик»«Сказка о Попе и его работнике Балде» и т. д.

Воспитатель. Молодцы, правильно, вы очень много знаете сказок и мультфильмов. Оказывается, даже сказочные персонажи живут так же, как и люди.

- Как можно экономить деньги дома? (Меньше покупать игрушек, конфет,  экономить электроэнергию)

- Место покупки, где можно торговаться? (Рынок)

- Место, где продают товар по строго установленным ценам?   (Магазин.)

- Любой предмет, который можно купить или продать?  (Товар)

- Чему же учит наука экономика? (Экономика учит быть хорошими хозяевами).

- Кого называют хорошим хозяином? (Человек, у которого достаточно денег, который умеет хорошо работать и отдыхать, делать желанные покупки).

Воспитатель: Настало время прощаться. Думаю, что знания, которые вы сегодня получили, помогут вам стать экономными, успешными и счастливыми людьми. Спасибо, дорогие ребята. Занятие закончено.  До свидания! 

 

Конспект занятия «Экономика: рынок, товар, деньги» Развивающее занятие в форме инсценированной беседы.

Конспект занятия «Экономика: рынок, товар, деньги» Развивающее занятие в форме инсценированной беседы.

Конспект занятия «Экономика: рынок, товар, деньги» Развивающее занятие в форме инсценированной беседы.

Конспект занятия «Экономика: рынок, товар, деньги» Развивающее занятие в форме инсценированной беседы.

Конспект занятия «Экономика: рынок, товар, деньги» Развивающее занятие в форме инсценированной беседы.

Конспект занятия «Экономика: рынок, товар, деньги» Развивающее занятие в форме инсценированной беседы.

Конспект занятия «Экономика: рынок, товар, деньги» Развивающее занятие в форме инсценированной беседы.

Конспект занятия «Экономика: рынок, товар, деньги» Развивающее занятие в форме инсценированной беседы.

Конспект занятия «Экономика: рынок, товар, деньги» Развивающее занятие в форме инсценированной беседы.

Конспект занятия «Экономика: рынок, товар, деньги» Развивающее занятие в форме инсценированной беседы.

Конспект занятия «Экономика: рынок, товар, деньги» Развивающее занятие в форме инсценированной беседы.

Конспект занятия «Экономика: рынок, товар, деньги» Развивающее занятие в форме инсценированной беседы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2019