Конспект занятия на тему: "Дыхательная и артикуляционная гимнастика"
Оценка 4.9

Конспект занятия на тему: "Дыхательная и артикуляционная гимнастика"

Оценка 4.9
doc
07.06.2023
Конспект занятия на тему: "Дыхательная и артикуляционная гимнастика"
«Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Мимическая и пальчиковая гимнастика»..doc

Тема занятия: «Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Мимическая и пальчиковая гимнастика».

Цель занятия: автоматизация звука (р), в словах и предложениях, уточнение знаний детей о диких животных, активизация словаря по данной теме.

Коррекционно-образовательные задачи:

-закреплять правильное произношение звука (р) в словах и предложениях;

-уточнять знания детей о диких животных, вспомнить, чем питаются, где живут, знать названия детенышей;

-упражнять в употреблении предлогов –в, -под;

Коррекционно- развивающие задачи:

-развивать речевой слух и фонематическое восприятие;

-развивать общую моторику и координацию движений;

-развивать пальцевую моторику в пальчиковой гимнастике;

-развивать внимание, память, мышление;

-развивать связанность высказываний, творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные задачи:

-воспитывать у детей потребность в общении с природой, формировать умения правильно вести себя на лоне природы.

Словарная работа: берлога, логово.

Материалы к занятию: демонстрационный материал- картинки с изображением диких животных и их детенышей, плоскостные изображении жилищ диких животных (нора, берлога, логово, кусты, дупло). Плоскостные изображения гномов с разной мимикой, профиль звука (р), карточки для характеристики звука (р). Колокольчик, корзина, магнитофон, интерактивный экран.

Раздаточный материал- плоскостные изображения морковок, карточки для характеристики звуков, «Звуковые домики».

Предварительная работа:- артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, постановка звука, автоматизация звука в словах, предложениях;

-работа по определению позиции звука в словах.

Беседа: дикие животные зимой, повадки, их внешний вид, где они живут, чем питаются, названия их детенышей.

Здоровьесберегающие технологии: артикуляционная гимнастика, гимнастика для пальчиков, упражнения и игры на координацию речи с движением, релаксация под музыку, дыхательная гимнастика, зрительная гимнастика, мимические упражнения.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед:- Ребята, когда я шла в зал, то услышала звон хрустальных колокольчиков. Потом неизвестно откуда появились маленькие, озорные человечки в красных колпачках и мягких сапожках, которые не оставляли следов и не создавали шума. Как вы думаете, кто это? (ответы детей).

Логопед:- Да, это гномы-маленькие человечки.

А где живут гномы? (ответы детей).

Гномы могут появляться, где им вздумается, и долго оставаться незамеченными, пока все люди занимаются своими делами. Когда же наступает ночь, они начинают хозяйничать повсюду. Вы хотите их сегодня увидеть? (ответы детей).

Логопед:- Тогда закрывайте глаза. А я позвоню в колокольчик, может они появятся (логопед звонит в колокольчик, картинка на экране).

-Здравствуй гномик. Ребята посмотрите, почему-то у него грустное лицо. Покажите, какое у гномика настроение. (Мимическое упражнение: показать грусть на лице).

Голос гномика за кадром:- Дорогие ребята, у нас в лесу есть красавица елочка, но злой Нерычинда, заморозил , замел ее снегом, а еще он навел там такой беспорядок.

Логопед:- Я давно знаю этого Нерычинду, он никак не может научиться произносить звук (р) и от этого злится. А мы научились, потому что выполняли гимнастику для язычка.

Давайте покажем (выполняем под музыкальное сопровождение).

Артикуляционные упражнения:

«Качели» (ладони-пальцы сжатые вверх)

«Часики» (лодочка движения в разные стороны)

«Лошадка цокает копытами» (а ладони «скачут» пальчики)

«Маляр» (поглаживание ладони пальчиками)

«Чашечка» («Чашечка» ладошками)

А теперь, покажем, как мы научились произносить этот звук, «порычим» р-р-р

Ребята, какой главный секрет этого звука? (дрожит язычок)

А еще мы можем рассказать про звук (р). Ребята, какой он? (характеристика звука по схеме: звук согласный, потому что мешает язычок, он дрожит, воздух выходит из ротика, он горячий, звук звонкий, твердый, обозначаем его синей фишкой и у него есть младший братик звук (р), который обозначается зеленой фишкой).

Логопед:- Ребята, поможем гномам? Давайте все отправимся в лес, исправим беспорядок, который навел Нерычинда и отогреем елочку.

2. Основная часть.

Координация речи с движением, релаксация «Пойдем в лес».

Логопед:- Ну-ка детки собирайтесь в лес дремучий отправляйтесь.

По дороге мы идем. (Маршируют)

Снег, метели нипочем. (Имитация подметания снега)

В морозный день идти не лень (Руки вверх)

Мы сугробы перепрыгнем, (Прыжок вверх)

Под корягой перейдем (Шаг в полуприседе)

Посидим на пенечке отдохнем (Приседаем на корточки)

Глазки откроем, встанем

И дальше мы пойдем (Маршируют)

Логопед:- Ребята, мы пришли в лес, а вот и елочка, как мы можем ее отогреть?

Дети: Подуть на нее.

Логопед:- Верно, ребята, но дуть нужно правильно (стали ровно, спинка прямая, ротик закрыт, носиком делаем вдох и через ротик медленно выдыхаем, несколько раз).

Посмотрите, она оттаяла, мы ее отогрели.

Слышите, сколько разных звуков в лесу (фонограмма «Прогулка в лесу» послушайте их, теперь нам нужно поймать только звук (р)).

Д/И «Поймай звук» (логопед произносит разные звуки, дети хлопают на звук (р)).

Логопед:- Идем дальше, а вы знаете, как зимуют животные в лесу?

Каких животных можно встретить?

Посмотрите, все в порядке в зимнем лесу?

Давайте поможем животным найти свои домики (на панно перепутаны картинки- медведь на дереве, лиса в дупле, заяц в берлоге, белка в норе).

Д/И «Найди свой домик» игра сопровождается построением предложений с предлогами в, под:

Белка живет в дупле. Медведь живет в берлоге и т.д. (ребенок выкладывает соответствующую картинку).

Логопед:- Вот теперь животные довольны, что нашли свои домики.

Ребята, садимся на свои места.

Д/И «У кого кто?» Нерычинда не только перепутал жилища животных, но и распугал их детенышей, дава йте вернем детенышей родителям (у лисы детеныши-лисята, у волка- волчата и т.д.).

Теперь вспомним, чем питаются животные в лесу? (белка- орешками, шишками, грибами; лиса- мышами, зайцами, в реке ловит рыб, охотится за птицами; медведь- ягодами, рыбой; волк- ловит зверей; заяц- корой деревьев, травой) А чем мы угостим зайца?

Дети: угостим морковкой.

Логопед:- Вспомним правила проведения гимнастки для глаз, спина прямая, голову держим прямо, неподвижно, работают только глаза.

Гимнастика для глаз «Морковка»

Мы морковку в руки взяли,

С ней немножко поиграли.

Вверх морковку подними,(взглядом вверх)

На нее ты посмотри.

Вниз морковку опусти,(посмотреть вниз)

Только глазками смотри.

Вверх и вниз и вправо-влево,

Вверх и вниз вправо-влево.

Ай-да заинька умелый!

Глазками моргает, (моргание глазами)

Глазки закрывает.

Зайчики морковки взяли, (открыть глаза)

С ними весело плясали.

Логопед:- Нерычинда нам приготовил конверт с заданиями. Нужно отобрать картинки только со звуком (р), определить место звука (р) в слове и разложить картинки по подъездам. А затем проверим.

Д/И «Звуковой домик».

Логопед:- С заданием мы справились, а Нерычинда так и не появился, видимо так сильно обиделся на гномов, что же нам делать? А мы поиграем с гномиками, чтобы им поднять настроение.

Д/И «Большой- маленький»

Логопед:- Будем превращать большие предметы в маленькие.

Рот-ротик

Рога-рожки

Рука-ручка

Двор-дворик

Комар-комарик

Топор-топорик

Шар-шарик

Перо-перышко

Брат-братик

Торт-тортик

Логопед:- Нерычинда так и не вышел, а я знаю как его раздобрить, его нужно рассмешить.

Я буду проговаривать неправильные предложения, а вы меня исправляйте:

Забор красит Рому.

Дровами рубят топор.

На радуге- небо.

Дорога едет по грузовику.

Сахар грызет Иру.

Градусник несет врача.

Крышка накрыта ведром.

Пассажиры везут трамвай.

Логопед:- Молодцы, справились (Нерычинда за кадром)

Нерычинда: Извините меня, я больше не буду так себя вести, потому что я знаю, что мне делать, нужно ходить на занятия к логопеду и каждый день выполнять гимнастику для язычка.

Логопед:- Верно, Нерычинда, ты все правильно понял.

Ребята, посмотрите на лица гномов, что изменилось? Правильно, гномы стали улыбаться, у них поднялось настроение. Покажите, настроение гномов (мимическое упражнение: радость).

Логопед:- Для Нерычинды мы выложим букву «р» из ниточек.

3. Итог занятия.

-Вам понравилось?

-Где мы сегодня побывали?

-Кому мы сегодня помогли? Чем помогли?

-Какие игры вам понравились?

-Какой звук с вами закрепляли?

Гномики решили поблагодарить вас за помощь и подарили вам медали, за вашу работу.

Молодцы! Занятие закончилось, до свидания.

 

 

 


Тема занятия: «Дыхательная и артикуляционная гимнастика

Тема занятия: «Дыхательная и артикуляционная гимнастика

Организационный момент. Логопед :-

Организационный момент. Логопед :-

Основная часть. Координация речи с движением, релаксация «Пойдем в лес»

Основная часть. Координация речи с движением, релаксация «Пойдем в лес»

Д/И «У кого кто?» Нерычинда не только перепутал жилища животных, но и распугал их детенышей, дава йте вернем детенышей родителям (у лисы детеныши-лисята, у волка-…

Д/И «У кого кто?» Нерычинда не только перепутал жилища животных, но и распугал их детенышей, дава йте вернем детенышей родителям (у лисы детеныши-лисята, у волка-…

Рога-рожки Рука-ручка Двор-дворик

Рога-рожки Рука-ручка Двор-дворик

Кому мы сегодня помогли? Чем помогли? -Какие игры вам понравились? -Какой звук с вами закрепляли?

Кому мы сегодня помогли? Чем помогли? -Какие игры вам понравились? -Какой звук с вами закрепляли?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2023