Конспект по речевому развитию детей в подготовительной к школе группе: «Адыгея – Родина моя»
Цель: познакомить детей с родным краем, углубить знания о культурном наследии Адыгеи.
Задачи:
Коррекционно –образовательные:
· Расширять представления детей о родном крае;
· Углубить и уточнить представления о республике Адыгея, о Майкопе;
Коррекционно – развивающие:
· Развивать память, внимание, мышление;
· Закрепить знания детей о флаге, гербе, гимне Адыгеи;
· Обогащать словарь;
Коррекционно – воспитательные:
· Воспитывать чувство ритма по средствам стихотворений;
· Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к родному краю.
Словарь: Родина, Русь, Россия, род, родословная, родня, народ, любить, ценить, уважать, символика, традиция, герб, гимн, флаг, карта, водопад, легенда.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки достопримечательностей города и республики, герб, флаг, аудио запись гимна.
Орг момент: Сядет тот, кто назовет любую достопримечательность Майкопа и Адыгеи, интересное место где вы побывали.
Ход занятия:
Логопед. Ребята, сегодня у нас очень интересное занятие. К нам пришёл Незнайка из сказочной страны, из Солнечного города, и хочу узнать про вашу страну. Какая она? Как раз сегодня мы будем говорить о нашей стране, о нашей малой Родине. У каждого человека есть родная земля, то место, где он живёт. У всех людей есть самое дорогое – это родная страна. Родная страна – это место, где нам всё дорого и близко, где всё для нас родное, такое место по-другому ещё называют – «Родина» - произошло оно от древнего слова «род», которое обозначало группу людей, объединённых кровным родством.
Шар большой, на нём страна,
Город в ней, а в нём дома.
Дом на улочке одной,
Неприметный, небольшой.
Этот дом, страна, земля –
Это Родина моя!
- Дети, что такое Родина?
Ответы детей: Место, где родились; наш город, республика, страна.
Логопед: А как называется наша страна?
Ответы детей: Россия.
Логопед: Почему мы называем её Родина?
Ответы детей: Потому что мы здесь родились.
Логопед: Правильно, на этой земле жили наши отцы, деды и прадеды, будут жить и ваши дети. Родиной зовём её потому, что эта земля для нас родная, мы тут родились, тут наша родня, наши корни. Всё вокруг родное и дорого нам.
Родина – слово большое-большое,
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес.
В нем умещается ровно полмира,
Мама и папа, соседи, друзья,
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок и я.
Воспитатель: Кто знает, что мы называем малой родиной?
Ответы детей: Город, где родились; дом, в котором живём, наша республика Адыгея.
Воспитатель: Правильно. Посмотрите внимательно на карту России и найдите нашу с вами малую родину.
Педагог предлагает двум – трём детям обвести сначала границы России, а затем республики.
«А чем дорога вам страна?»
- Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, - одна!
Логопед: Действительно, ребята, наша страна огромна, есть здесь и океаны и моря, реки и озера, горы и леса. Какие символы России мы знаем?
Ответы детей: Герб, флаг, гимн (логопед показывает фотографии).
1. Какого цвета флаг Адыгеи?
2. Сколько звёзд на нём?
3. Что означают звёзды?
4. Сколько стрел и как располагаются они?
5. Что означают стрелы?
Воспитатель: Вы наверно устали, давайте немного разомнёмся.
Физминутка.
Давайте теперь поиграем в адыгейскую народную игру «Слепой медведь» (Мышъэ нэшъу).
Цель игры: развитие слухового восприятия, ловкости, интуиции.
Подготовка: играющие свободно размещаются на площадке.
Описание игры: игроки выбирают водящего – медведя, которому завязывают глаза. Остальные хлопают в ладоши, возникает звук. Медведь идет на звук, стараясь поймать кого-нибудь из играющих. Тот, кого медведь поймает, становится водящим.
Логопед: В Адыгее тоже есть символы. (Показывает герб, флаг, республики). Герб Республики Адыгея представляют собой круг, сверху обрамленный лентой с надписью «Республика Адыгея» на адыгейском и русском языках. В середине ленты – большая звезда, с боковых сторон – листья дуба, клена (слева, золотистые колосья пшеницы, початки кукурузы (справа). Круг замыкается аббревиатурой слов «Российская Федерация» - буквами РФ, над которыми изображен национальный стол – анэ с хлебом и солью. В середина круга – главный герой нартского эпоса Саусэрыкъо на огненном летящем коне. в руке всадника – пылающий факел, который богатырь похитил у богов для блага людей. Лучи от этого огня как бы рассыпаются по небосводу двенадцатью звездочками. Полет всадника на коне символизирует полет молодой республики в будущее, к прогрессу. Вспаханное поле, стол с хлебом-солью вместе с находящимися в гирлянде герба колосьями пшеницы и проса, початком кукурузы, голова быка символизируют богатство республики, созданное трудом ее народа. Изображенная в верхней части герба большая пятиконечная звезда олицетворяет единение и богатство многонационального населения Адыгеи.
Государственный флаг Республики Адыгея представляет собой прямоугольное полотнище зеленого цвета, на котором изображены двенадцать золотых звезд и три золотые перекрещенные стрелы, направленные наконечниками вверх.
Давайте послушаем стихотворение Киримизе Жанэ
Дети читают наизусть: «Так в Адыгеи говорят»:
1 реб: Будь щедрым как сад.
Будь добрым как дом,
И на добро ответь добром.
Но глуп кто любит всех подряд,
Так в Адыгее говорят.
2 реб: В беде любому помоги,
Врагу не лги, себе не лги.
Ложь не спасение, а яд,
Так в Адыгее говорят.
3 реб: Свой след оставь в чужой судьбе,
Пускай на память о тебе деревья весело шумят,
Так в Адыгее говорят.
Логопед: Вам понравилось? А теперь я вам расскажу о нашей малой родине.
В нашей республике проживает много народов (русские, адыгейцы, грузины, армяне и др.). Кто знает, как называется столица нашей республики?
(Ответы) Майкоп, в переводе с адыгейского языка означает«долина яблонь».
Логопед: Наша республика очень красивая. Как и у любого другого народа, у адыгов есть свои предания, легенды, сказки,которые тесно переплетаются с устным народным творчеством других кавказских народов:«Легенда Лаго-Наки», «Легенда о Девичьем камне», «Руфабго», «Легенда горы Монах», «Окаменевший Дракон», «Белла», «Золотой кувшин», «СкалаСтариков» и др. (показ фото) Сами легенды мы с вами прочитаем позже.
Ребята, кто был в Майкопе? (ответы)
Что вы там видели?
Да, там есть большой городской парк (фото).
Там есть бассейн, карусели, есть театры. Я показываю Драматический театр, а сейчас он называется Филармония (фото).
Расскажите, для чего нужен театр? Что там делают?
Ответы детей: Там ставят спектакли, сказки артисты. Туда приходят люди, чтобы отдыхать и смотреть постановки.
Логопед: В Майкопе есть много фабрик, заводов. Позже мы с вами рассмотрим эти фотографии, и вы мне расскажите, люди каких профессий там работают(показ фото). Также есть музеи (фото). Вам понравилось, ребята? Что нового вы сегодня узнали?
А тебе, Незнайка, понравилось? Что мы должны делать, чтобы наша малая Родина процветала?
Ответы детей: Любить, ценить и т. д.
Логопед: Спасибо Незнайке, что пришел к нам. На этом наше занятие окончено, мы еще не раз будем изучать наш край.
Республика Адыгея.
Флаг.
На флаге Адыгеи изображены 12 звезд и три скрещенные стрелы на зеленом фоне. Звёзды обозначают 12 адыгских племен, а три стрелы - 3 древнейших адыгских княжеских рода. Три перекрещённые стрелы обозначают их единство.
Зелёный цвет символизирует жизнь, вечность, а также одну из природных особенностей республики, в которой почти 40 процентов территории занимают леса. Зеленый цвет – цвет мусульман, обозначающий вечность, жизнь.
Флаг – это святыня, и мы должны относиться к нему с уважением и почитанием. Его нельзя стирать, резать, нельзя носить одежду с изображением флага.
12 адыгских племен: Натухаевцы, Бжедухи, Шапсуги, Темиргоевцы, Бесленеевцы, Махошевцы, Абадзехи, Егерухаевцы, Мамхеговцы, Хатукаевцы, Убыхи, Абазинцы.
Герб.
Звезда – символ дружбы народов.
12 звезд – символ адыгских племен.
Саусрыкъо – герой национальных легенд.
Ане с хлебом и солью – символ гостеприимства.
Початки кукурузы, колосья пшеницы, листья дуба и клена – символ связи человека с природой.
Принят Парламентом Республики 12 марта 1994г.
Автор – народный художник республики Адыгея Меретуков Давлет Мухаджериевич.
Государственный гимн Республики Адыгея
Слова -
И.Машбаша Славься,
живи, Адыгея, Припев: Предками
выбрано было Припев. Гордо с
душою свободной, Припев. Небо
родное и нивы |
Национальный костюм.
Сае – длинные до пят платья. Платье украшалось золотым или иным шитьем и затягивалось на талии красивым поясом.
Мужской костюм – поверх рубашки надевалась черкеска. На груди черкески располагались подгазырники. Верхней одеждой служила бурка. Головным убором была папаха.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.