Конспект занятия на тему: Живопись. Картина - пейзаж
Цель урока: создать условия для ознакомления с жанром живописи – пейзажем, выполнить творческую работу «Пейзаж»
Задачи урока:
обучающие
- познакомить учащихся с разнообразием пейзажных сюжетов;
- показать роль искусства в понимании красоты природы;
- учить определять средства выразительности для передачи настроения и чувств в искусстве;
- особенности построения композиции пейзажа;
развивающие
- развивать воображение, творческую фантазию;
- совершенствовать умение рисовать по памяти;
воспитывающие:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- воспитывать патриотические чувства.
Обучающийся
научится:
• различать основные виды и жанры произведений
изобразительного искусства: пейзаж и натюрморт;
• узнавать отдельные произведения выдающихся
отечественных художников, называть их авторов;
• использовать художественные материалы (гуашь,
акварель, бумага);
• применять основные средства художественной
выразительности в рисунке, иллюстрации к произведениям литературы и музыки;
• использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация;
картины о природе Саврасов А.К. "Грачи прилетели", Левитан И. "Март" и др.
Художественные материалы и инструменты для работы: краски, кисточки, палитра, альбомные листы, баночки с водой.
ХОД УРОКА
I . Орг. момент (1-2)
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.
Учитель: Начнем мы наш урок творчества. Творчество –
это источник доброты, истины и красоты. Давай сядем поудобнее и улыбнемся друг
другу. Глубоко вдохни и выдохни… выдохни свои обиды и беспокойство.
Вдохни в себя красоту весеннего утра, тепло солнечных лучей, синеву утреннего
неба и свежесть весеннего воздуха… и пусть все это согреет ваше сердце. И если
вы вложите в свою работу душу и сердце, то она получится прекрасной, как этот
весенний день!
II Актуализация знаний (3мин)
- Посмотри внимательно на доску. На ней представлены различные репродукции картин. Скажи, на какие группы их можно поделить?
(1- портреты; 2- натюрморты)
- А теперь посмотри внимательно на эту картину и скажи, знакома ли тебе такая группа картин? (Пейзажи)
- Как ты думаешь, что мы будем сегодня делать. (Познакомимся с жанром пейзажа)
-Какое имя ты бы дала нашему уроку? (Картина-пейзаж)
- А кто мне скажет, что же такое пейзаж? ( ответы детей)
- В словаре С.Ожегова есть термин : " Пейзаж-рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении."
IV Работа по теме (8 мин)
1. Жанр – пейзажа
В словаре С.Ожегова есть термин : " Пейзаж-рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении."
- Как самостоятельный жанр пейзажная живопись сложилась не сразу. Поначалу пейзаж был фоном для портретов или для исторических сцен. Лишь в 16-17в. пейзаж стал самостоятельным жанром изобразительного искусства. Прекрасные пейзажи были созданы в 19 веке.
2. Пейзажи русских художников
- Существует очень много художников – пейзажистов, например: Левитан, Шишкин, Саврасов, Куиджи, которые передают в картине образ природы, ее красоту, свое отношение к ней, свое настроение: радостное и светлое, грустное и тревожное.
-Скажи пожалуйста, только ли художников вдохновляет природа к творчеству? (нет) Людей каких творческих профессий вдохновляет природа? (Музыкантов, поэтов, писателей, скульпторов...)
- А ты наблюдала за природой? Замечала ее красоту и настроение?
- Давай, рассмотрим картины великих мастеров жанра пейзажа и поучимся у них в изображении весенней природы, с первозданной ее красотой. Рассматривание картин художников.
- Расскажите, что изобразил автор.
(Саврасов А.К. "Грачи прилетели" -это ранняя весна. Березы еще голые, на их ветках много грачиных гнезд. Птицы уже вернулись и хлопочут около своих домов. На полях вдалеке еще виден снег. Но цвет неба и нежно - голубые облака передают свежесть и прозрачность весеннего воздуха.)
(Левитан И. "Март" - природа на картине как будто еще не проснулась от зимнего сна. Веточки берез в голубом небе переливаются разными цветами. Скворечник на березе ждет прилета птиц. Еще лежат сугробы, но все вокруг наполнено солнечным светом. )
-Можно сказать, что художники увидели весну одинаково? (Нет. У каждого своего видения весны), Казалось бы, одно время года, а художники увидели ее по-разному, каждый передал свое настроение, один – грусть и печаль, а другой – улыбку и радость.
3. Виды пейзажей.
-Посмотри на картины чем они похожи и чем отличаются? (Это пейзажи. Изображены разные места: село, город, море)
-Верно. Пейзажи бывают разных видов:
· Сельский (рисуются поля, леса, деревенские дома)
· Городской (изображение различных улиц, видов города, домов.)
· Морской (рисуются виды моря) он ещё называется маринисткой, а художники – маринисты.
-Чтобы написать пейзаж, художнику необходимо знать правила перспективы при изображении природы, чтобы пейзаж получился правдоподобным. Сейчас мы вспомним их
4.Повторение порядка работы над пейзажем:
1.Выбор уголка природы. Работа выполняется с натуры или по представлению.
2.Работа начинается с наброска карандашом.
3.Делим плоскость листа на 2 части: небо и землю.
4.Используем 2 закона: линейной и воздушной перспективы.
Какими важными законами перспективы будите пользоваться?
Линейная перспектива:
· Чем дальше от нас находится предмет, тем он кажется меньше. Иными словами, ближе - больше, дальше - меньше.
· Параллельные линии, удаляясь от нас, постепенно сближаются и, в конце концов, сходятся в одной точке на линии горизонта
Воздушная перспектива:
· Чем ближе предмет, тем больше подробностей; при удалении, детали предмета заметны меньше.
· Ближние предметы изображают ярко окрашенными, а удаленные – бледными.
· Чем ближе облака к линии горизонта, тем они меньше. Чем дальше от линии горизонта, тем они больше.
- Какие цвета вы будете использовать при создании весеннего пейзажа?
V. Практическая работа (Постановка художественной задачи) (20 мин)
-Ну что ж, основные правила построения пейзажа ты усвоила и пора приступить к созданию своего весеннего пейзажа.
Я хочу предложить тебе попробовать свои силы в создании своей картины весеннего пейзажа разных видов пейзажа.
Перед тобой представлены все виды пейзажа: сельский, городской или морской пейзажи. Твоя задача выбрать и, либо нарисовать точно такую же, можено с добавлением своих элементов. А чтобы работать вам было увлекательней, я включу музыку П.И. Чайковского "Времена года" (или Вивальди).
VI Итог урока. Рефлексия. (4-5 мин).
-Итак, подведем итог нашей работы.
-Закончите фразу: Сегодня на уроке я узнал...
Сегодня я научился...
- Давай посмотрим, что же у тебя получилось.
- Как ты оценишь свою работу?
- Что тебе в ней больше всего нравится?
- А теперь давай определим каким для тебя был этот урок (палитра настроения):
Полезным и интересным? (небесно-голубой)
Интересным, но бесполезным? (синий)
Полезным, но не интересным (Светло синий)
Бесполезный и не интересный (Темно-синий)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.