Департамент образования администрации города Липецка
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
Дом творчества «Октябрьский» города Липецка
Конспект занятия
Тема: «панно «Матрешка» в технике «пластилинография»
Возраст учащихся: 7 – 13 лет
Автор:
Радионова Мария Романовна,
педагог дополнительного образования
Липецк - 2020
Тема занятия: «панно «Матрешка» в технике «пластилинография»
Возраст учащихся: -7-13 лет
Продолжительность занятий по теме: 8 часов
Продолжительность занятия: 45 минут (работа на стадии завершения)
Методическая цель: практическое освоение приемов в технике «пластилинография»; знакомство с историей создания русской матрешки.
Образовательные задачи:
обучающие:
• продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности;
• отработать на практике приемы работы с пластилином в технике «пластилинография», формировать художественно-творческие способности;
• повторить понятия «барельеф», «пластилинография», «ахроматические» и «хроматические» цвета, «рельеф».
• формировать желание довести начатую работу до стадии завершения;
• совершенствовать умение детей рассматривать сделанные работы (пластилиновые рельефы), радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений;
• поощрять стремление детей дополнять, улучшать созданные ими изображения.
развивающие:
• развивать творческие способности, мелкую моторику рук, пространственно-образное мышление, фантазию;
• повышение интереса к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении;
• развивать практические навыки выполнения элементов в пластилине;
• развивать чувство формы, цвета, пропорций;
• развивать внимательность, усидчивость, терпение, аккуратность выполнения.
воспитательные:
• воспитание эстетического и художественного вкуса, восприятия гармонии окружающего мира, волевых качеств (целеустремленности, критичности, умения объективно оценивать собственную работу);
• воспитывать у детей любовь к труду и сотрудничеству;
• воспитывать аккуратность и точность;
• умение работать в коллективе;
• воспитывать интерес к народной игрушке, народным промыслам.
Межпредметные связи: история декоративно-прикладного искусства, культурология, технология
Материально-техническое обеспечение занятия:
для учеников: цветной пластилин, набор стеков различной формы, доска для лепки, картон, графитный карандаш, ластик, влажные салфетки;
для урока: наглядные методические пособия, работы детей прошлых лет;
для учителя: магнитная доска, мел, цветной пластилин, доска для лепки, набор стеков разной формы.
Технологические особенности организации занятия:
Проектор, экран, ноутбук.
Применение здоровье-сберегающих технологий:
- в начале урока проводится беседа по технике работы с пластилином;
- в ходе урока преподаватель следит за правильной осанкой детей;
- в середине занятия проводится физическая разминка;
- нормирование времени при работе.
Методы:
• словесный (объяснение, беседа, диалог);
• наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
• практический (дети самостоятельно выполняют работу в техники «пластилиновая живопись»).
Приемы: беседа, работа с наглядным материалом, практическая работа.
Форма проведения: практическое занятие
Формы организации деятельности учащихся: индивидуально-групповая
План занятия:
1. Организационная часть
2. Проверка знаний ранее изученного материала
3. Объяснение и закрепление нового материала
4. Подведение итогов
5. Рефлексия
Ход занятия
1. Организационная часть
Педагог: Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Тема сегодняшнего нашего с вами занятия «панно «Матрешка» в технике «пластилинография» Цель занятия практическое освоение приемов в технике «пластилинография»; знакомство с историей создания русской матрешки.
Педагог:
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а, может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская … дети хором: Матрешка
Педагог: Матрешка – это русская народная игрушка. Как вы думаете почему ей дали имя «Матрешка»?
Ответы учащихся
Есть множество версий почему имя для этой игрушки было выбрано Матрена – самая распространенная – что это было самое распространенное имя тогда. Также в его основе лежит латинское слово "mater", что в переводе означает "мать". Это имя ассоциировалось с матерью огромного семейства. Еще говорят, на абрамцевских вечерах, проводившихся в усадьбе у Мамонтова, чай подавала прислуга с таким именем.
Педагог: Ребята, расскажите о том, как матрешка появилась в России.
Ответы учащихся
История матрешки началась, когда в девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую Мамонтова "Детское воспитание", его супруга привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Считается, что именно эта игрушка послужила прообразом современной матрешки. Она оказалась разъемной, и внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять. Создателями первой матрешки считаются Василий Петрович Звездочкин и Сергей Васильевич Малютин. Звездочкин тогда работал в мастерской Мамонтова «Детское воспитание» и выточил из дерева подобные фигурки, которые вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин, будущий академик живописи, расписал их под девочек и мальчиков. Он изобразил на фигурках девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. Эта первая матрешка и находится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде.
Педагог: Молодцы! Сейчас мы с вами посмотрим презентацию «Интересные факты о Матрешке». Внимание на экран.
Показ презентации «Интересные факты о Матрешке», обсуждение презентации после просмотра.
Педагог: Ребята, что вас больше всего удивило? Какой интересный факт о матрешке больше всего понравился? Какую информацию вы уже знали?
Ответы учащихся
2. Проверка знаний ранее изученного материала
Педагог: Ребята, сегодня мы будем работать в нетрадиционные техники изобразительного искусства «пластилинографии». Давайте вспомним, что это за техника?
Ответы учащихся
Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином полуобьемной картинки – выпуклого барельефа.
Педагог: Хорошо. А что такое барельеф?
Ответы учащихся
Барельеф - «низкий рельеф», разновидность скульптурного рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма.
Педагог: Какие техники в пластилине мы с вами проходили?
Ответы учащихся
Пластилиновая живопись или пластилинография, пластилиновая мозаика, объёмная скульптура, пластилиновая аппликация.
Педагог: Молодцы! Давайте с вами проведем тест на проверку знаний по видам рельефа, техникам работы с пластилином и свойствам цвета. (Раздаются тесты, где вопрос и несколько ответов. Надо выбрать правильный ответ.) (См. Приложение 1)
Педагог вместе с детьми проверяет правильность ответов на вопросы, разбирает допущенные ошибки.
3. Объяснение и закрепление нового материала
Беседа по ТБ и правилам поведения на занятиях по работе с пластилином.
Педагог: Прежде чем приступить к практической работе, давайте вспомним правила техники безопасности работы на занятиях по лепке:
· при работе острыми предметами, например, со стеками, не направлять острие на рядом сидящих;
· работа ведется на специальной доске для лепки;
· по окончанию работы привести рабочее место в порядок, протереть стол, убрать под столом остатки пластилина, помыть руки;
· бережно относиться к учебным работам собственным работам своих товарищей;
· быть вежливыми;
· запрещается бросаться пластилином брать его в рот;
· бережно хранить пластилин в специальных коробках.
Педагог: Все ли готовы к уроку? Для начала организуем рабочее место. Вам сегодня понадобятся цветной пластилин, стеки, доска для лепки, салфетки, пластилиновая заготовка.
Педагог: Ребята, напомните, пожалуйста, приемы работы в технике «пластилинография».
Ответы учащихся:
• выполнение декоративных налепов разной формы;
• прищипывание;
• сплющивание;
• оттягивание деталей от общей формы;
• плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой;
• смешение разных цветов пластилина для получения промежуточных
оттенков - приём «вливания одного цвета в другой».
Теоретический этап.
Педагог: в технике «пластилинография» пластилин служит «красками», а пальцы рук «кисточками». Оттягивая пластилин, растирая его по поверхности основы мы оставляем «мазок» из пластилина. Мазки накладываем как в масляной живописи у художников-импрессионистов. Они использовали необычную методику накладывания мазков на холст. Если в пачке нет пластилина нужного цвета, его можно смешать. Кусочки пластилина обычно перемешивают прямо в руках до однородного оттенка. Но не забываем, что больше трех цветов смешивать не рекомендуется, так как получится «грязный» оттенок.
Практический этап.
Педагог: Работу ведем последовательно от общего к частному. Сначала лепим большие пятна, затем прорабатываем детали.
Сегодня у нас последнее занятие, на котором мы будем заниматься детализацией рельефа «Матрешка», завершим работу над панно.
Этапы работы:
• лепим петушка или корзинку с цветами (по выбору ребенка) с помощью жгутов и налепов. Делаем акцент на детали, особенности строения петушка (хохолок, бородка, хвост и крылья). Выравниваем стекой рельеф, помогаем указательным пальцем разгладить неровности;
• переходим с лепки одежды матрешкой: лепим манжеты на рукавах рубахи и кисти рук. Для этого делаем замес из белого и красного цветов пластилина;
• лепим платок матрешки;
• делаем складки на платке с помощью смешения пластилина разных цветов. Для этого делаем две смеси из пластилина основного цвета платка. Один смешиваем с белым пластилином, второй с черным, получаем два замеса – один на тон темнее основного цвета платка, второй на тон светлее. Кладем их рядом друг с другом вдоль лица матрешки и немного сглаживаем, так чтобы создать градиент цвета.
• лепим декоративные элементы в виде имитации вышивки на рукавах рубахи у матрешки.
Дети самостоятельно завершают свои пластилиновые работы.
Поскольку работа с пластилином требует продолжительного сидения за стулом в одной позе, в середине занятия проводится физкультурная разминка.
4. Подведение итогов
Педагог: Ребята, как называется тема сегодняшнего урока? С какой техникой вы сегодня познакомились? Что такое «пластилинография»? Что можно изготовить, применив эту технику?
Ответы учащихся
В конце занятия проводится выставка работ, проходит обсуждение, выбор лучших работ для дальнейшей экспозиции в витринах Дома творчества и участия в виртуальных выставках сайта ДТ.
5. Рефлексия
Педагог: Понравилось ли вам работать в этой технике? Что нового вы узнали на занятии? Что было сложного? Что не получилось? Что больше всего понравилось?
Ответы учащихся
Сегодня я узнал…
Мне было интересно…
Было трудно…
Я научился…
Я понял…
Меня удивило…
Педагог: Молодцы, ребята! У вас получились замечательные работы. Сегодня мы с вами познакомились с народным промыслом «русская народная игрушка матрешка», узнали интересные факты о ней, научились лепить барельеф «панно «Матрешка» в технике «пластилинография». Матрешка – это не просто игрушка: в ней выражен женский образ красоты и характера, символ материнства и заботы. Кроме того, это кукольный символ России. Каждый, кто приезжает в нашу страну, обязательно увозит с собой яркую расписную матрешку. Спасибо вам за работу!
Список используемой литературы:
1. Алексахин Н.Н. Матрешка: методика преподавания росписи матрешки. Москва: Нар. образование, 1998
2. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития, 1998.
3. Давыдова Г.Н. Пластинография. Анималистическая живопись. М.2007.
4. Протодьяконова С.С., Николаева Л.В. Пластилинография как вид нетрадиционной техники рисования на занятиях с дошкольниками// Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-3.
5. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - 1999
6. Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие – Сфера,2010
7.
интернет-ресурсы
1. https://урок.рф/library/masterklass_temaplastilinovaya_zhivopis_171412.html
2. https://studconf.com/conference/iii/pedagogy/sub-55/33/
3. https://nsc.1sept.ru/view_article.php?ID=200203006
Приложение 1
1) Что произойдет с цветным пластилином, если добавить белый цвет:
А) Ничего
Б) Получим нежный светлый оттенок
В) Пластилин станет ярче
2) Какой цвет получится при смешивании пластилина красного и синего цвета?
А) Зеленый
Б) Бардовый
В) Фиолетовый
3) Что произойдет с пластилином, если в него добавить черный цвет?
А) Оттенок цвета станет темнее
Б) Станет ярче
В) Станет светлее
4) Какая работа выполнена в технике «пластилиновая мозаика»?
А) Б) В)
5) Какой вид рельефа изображен на второй картинке?
А) Б) В)
6) Что такое рельеф?
А) Скульптура, осматриваемая с разных сторон и окруженная свободным пространством
Б) Жанр изобразительного искусства
В) Выпуклое (или углубленное) изображение на плоскости
19) Что такое фактура в скульптуре?
А) Фактура – это характер поверхности предмета, определяющийся свойствами материала, из которого он состоит, и способом его обработки
Б) Фактура – это изображение, которое является выпуклым (или углубленным) по отношению к плоскости фона
В) Фактура - скульптурное изображение на плоскости
20) На какой картинке изображена пластилиновая аппликация?
А) Б) В)
-
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.