Конспект занятия "панно "Матрёшка" в технике пластилинография"
Оценка 4.8

Конспект занятия "панно "Матрёшка" в технике пластилинография"

Оценка 4.8
docx
03.03.2023
Конспект занятия "панно "Матрёшка" в технике пластилинография"
Радионова _конспект к занятию панно матрешка в технике пластилинография.docx

Департамент образования администрации города Липецка

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

Дом творчества «Октябрьский» города Липецка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия

Тема: «панно «Матрешка» в технике «пластилинография»



 

 

 

 

 

 

Возраст учащихся: 7 – 13 лет

 

 

Автор:

Радионова Мария Романовна,

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Липецк - 2020

 

Тема занятия: «панно «Матрешка» в технике «пластилинография»

Возраст учащихся: -7-13 лет

Продолжительность занятий по теме: 8 часов

Продолжительность занятия: 45 минут (работа на стадии завершения)

Методическая цель: практическое освоение приемов в технике «пластилинография»; знакомство с историей создания русской матрешки.

Образовательные задачи:

обучающие:

    продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности;

    отработать на практике приемы работы с пластилином в технике «пластилинография», формировать художественно-творческие способности;

    повторить понятия «барельеф», «пластилинография», «ахроматические» и «хроматические» цвета, «рельеф».

    формировать желание довести начатую работу до стадии завершения;

     совершенствовать умение детей рассматривать сделанные работы (пластилиновые рельефы), радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений;

    поощрять стремление детей дополнять, улучшать созданные ими изображения.

развивающие:

    развивать творческие способности, мелкую моторику рук, пространственно-образное мышление, фантазию;

    повышение интереса к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении;

    развивать практические навыки выполнения элементов в пластилине;

    развивать чувство формы, цвета, пропорций;

    развивать внимательность, усидчивость, терпение, аккуратность выполнения.

 воспитательные:

    воспитание эстетического и художественного вкуса, восприятия гармонии окружающего мира, волевых качеств (целеустремленности, критичности, умения объективно оценивать собственную работу);

    воспитывать у детей любовь к труду и сотрудничеству;

     воспитывать аккуратность и точность;

    умение работать в коллективе;

    воспитывать интерес к народной игрушке, народным промыслам.

Межпредметные связи: история декоративно-прикладного искусства, культурология, технология

Материально-техническое обеспечение занятия:

для учеников: цветной пластилин, набор стеков различной формы, доска для лепки, картон, графитный карандаш, ластик, влажные салфетки;

для урока: наглядные методические пособия, работы детей прошлых лет;

для учителя: магнитная доска, мел, цветной пластилин, доска для лепки, набор стеков разной формы.

Технологические особенности организации занятия:

Проектор, экран, ноутбук.

Применение здоровье-сберегающих технологий:

- в начале урока проводится беседа по технике работы с пластилином;

- в ходе урока преподаватель следит за правильной осанкой детей;

- в середине занятия проводится физическая разминка;

- нормирование времени при работе.

Методы:

словесный (объяснение, беседа, диалог);

наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

практический (дети самостоятельно выполняют работу в техники «пластилиновая живопись»).

Приемы: беседа, работа с наглядным материалом, практическая работа.

Форма проведения: практическое занятие

Формы организации деятельности учащихся: индивидуально-групповая

 

План занятия:

1.     Организационная часть

2.     Проверка знаний ранее изученного материала

3.     Объяснение и закрепление нового материала

4.     Подведение итогов

5.     Рефлексия

 

Ход занятия

1.     Организационная часть

Педагог: Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Тема сегодняшнего нашего с вами занятия «панно «Матрешка» в технике «пластилинография» Цель занятия практическое освоение приемов в технике «пластилинография»; знакомство с историей создания русской матрешки.

Педагог:

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три, а, может, шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская … дети хором: Матрешка

Педагог: Матрешка – это русская народная игрушка. Как вы думаете почему ей дали имя «Матрешка»?

Ответы учащихся

Есть множество версий почему имя для этой игрушки было выбрано Матрена – самая распространенная – что это было самое распространенное имя тогда. Также в его основе лежит латинское слово "mater", что в переводе означает "мать". Это имя ассоциировалось с матерью огромного семейства. Еще говорят, на абрамцевских вечерах, проводившихся в усадьбе у Мамонтова, чай подавала прислуга с таким именем.

Педагог: Ребята, расскажите о том, как матрешка появилась в России.

Ответы учащихся

История матрешки началась, когда в девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую Мамонтова "Детское воспитание", его супруга привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Считается, что именно эта игрушка послужила прообразом современной матрешки. Она оказалась разъемной, и внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять.  Создателями первой матрешки считаются Василий Петрович Звездочкин и Сергей Васильевич Малютин. Звездочкин тогда работал в мастерской Мамонтова «Детское воспитание» и выточил из дерева подобные фигурки, которые вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин, будущий академик живописи, расписал их под девочек и мальчиков. Он изобразил на фигурках девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. Эта первая матрешка и находится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде.

Педагог: Молодцы! Сейчас мы с вами посмотрим презентацию «Интересные факты о Матрешке». Внимание на экран.

Показ презентации «Интересные факты о Матрешке», обсуждение презентации после просмотра.

Педагог: Ребята, что вас больше всего удивило? Какой интересный факт о матрешке больше всего понравился?  Какую информацию вы уже знали?

Ответы учащихся

2.     Проверка знаний ранее изученного материала

Педагог: Ребята, сегодня мы будем работать в нетрадиционные техники изобразительного искусства «пластилинографии». Давайте вспомним, что это за техника?

Ответы учащихся

Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином полуобьемной картинки – выпуклого барельефа. 

Педагог: Хорошо. А что такое барельеф?

Ответы учащихся

Барельеф - «низкий рельеф», разновидность скульптурного рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма.

Педагог: Какие техники в пластилине мы с вами проходили?

Ответы учащихся

Пластилиновая живопись или пластилинография, пластилиновая мозаика, объёмная скульптура, пластилиновая аппликация.

Педагог: Молодцы! Давайте с вами проведем тест на проверку знаний по видам рельефа, техникам работы с пластилином и свойствам цвета.   (Раздаются тесты, где вопрос и несколько ответов. Надо выбрать правильный ответ.) (См. Приложение 1)

Педагог вместе с детьми проверяет правильность ответов на вопросы, разбирает допущенные ошибки.

3.     Объяснение и закрепление нового материала

Беседа по ТБ и правилам поведения на занятиях по работе с пластилином.

Педагог: Прежде чем приступить к практической работе, давайте вспомним правила техники безопасности работы на занятиях по лепке:

·       при работе острыми предметами, например, со стеками, не направлять острие на рядом сидящих;

·       работа ведется на специальной доске для лепки;

·       по окончанию работы привести рабочее место в порядок, протереть стол, убрать под столом остатки пластилина, помыть руки;

·       бережно относиться к учебным работам собственным работам своих товарищей;

·       быть вежливыми;

·       запрещается бросаться пластилином брать его в рот;

·       бережно хранить пластилин в специальных коробках.

Педагог: Все ли готовы к уроку? Для начала организуем рабочее место. Вам сегодня понадобятся цветной пластилин, стеки, доска для лепки, салфетки, пластилиновая заготовка.

Педагог: Ребята, напомните, пожалуйста, приемы работы в технике «пластилинография».

Ответы учащихся:

•  выполнение декоративных налепов разной формы;
•  прищипывание;
•  сплющивание; 
•  оттягивание деталей от общей формы; 
•  плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой;
•  смешение разных цветов пластилина для получения промежуточных оттенков - приём «вливания одного цвета в другой».

Теоретический этап.

Педагог: в технике «пластилинография» пластилин служит «красками», а пальцы рук «кисточками». Оттягивая пластилин, растирая его по поверхности основы мы оставляем «мазок» из пластилина. Мазки накладываем как в масляной живописи у художников-импрессионистов. Они использовали необычную методику накладывания мазков на холст.  Если в пачке нет пластилина нужного цвета, его можно смешать. Кусочки пластилина обычно перемешивают прямо в руках до однородного оттенка. Но не забываем, что больше трех цветов смешивать не рекомендуется, так как получится «грязный» оттенок.

Практический этап.

Педагог: Работу ведем последовательно от общего к частному. Сначала лепим большие пятна, затем прорабатываем детали.

Сегодня у нас последнее занятие, на котором мы будем заниматься детализацией рельефа «Матрешка», завершим работу над панно.

Этапы работы:

    лепим петушка или корзинку с цветами (по выбору ребенка) с помощью жгутов и налепов. Делаем акцент на детали, особенности строения петушка (хохолок, бородка, хвост и крылья).   Выравниваем стекой рельеф, помогаем указательным пальцем разгладить неровности;

    переходим с лепки одежды матрешкой: лепим манжеты на рукавах рубахи и кисти рук. Для этого делаем замес из белого и красного цветов пластилина;

    лепим платок матрешки;

    делаем складки на платке с помощью смешения пластилина разных цветов. Для этого делаем две смеси из пластилина основного цвета платка. Один смешиваем с белым пластилином, второй с черным, получаем два замеса – один на тон темнее основного цвета платка, второй на тон светлее. Кладем их рядом друг с другом вдоль лица матрешки и немного сглаживаем, так чтобы создать градиент цвета.

    лепим декоративные элементы в виде имитации вышивки на рукавах рубахи у матрешки.

Дети самостоятельно завершают свои пластилиновые работы.

Поскольку работа с пластилином требует продолжительного сидения за стулом в одной позе, в середине занятия проводится физкультурная разминка.

4.     Подведение итогов

Педагог: Ребята, как называется тема сегодняшнего урока? С какой техникой вы сегодня познакомились? Что такое «пластилинография»? Что можно изготовить, применив эту технику?

Ответы учащихся

В конце занятия проводится выставка работ, проходит обсуждение, выбор лучших работ для дальнейшей экспозиции в витринах Дома творчества и участия в виртуальных выставках сайта ДТ.

5.     Рефлексия

Педагог: Понравилось ли вам работать в этой технике? Что нового вы узнали на занятии? Что было сложного? Что не получилось? Что больше всего понравилось?

Ответы учащихся

Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

Было трудно…

Я научился…

Я понял…

Меня удивило…

 

Педагог: Молодцы, ребята! У вас получились замечательные работы. Сегодня мы с вами познакомились с народным промыслом «русская народная игрушка матрешка», узнали интересные факты о ней, научились лепить барельеф «панно «Матрешка» в технике «пластилинография». Матрешка – это не просто игрушка: в ней выражен женский образ красоты и характера, символ материнства и заботы. Кроме того, это кукольный символ России. Каждый, кто приезжает в нашу страну, обязательно увозит с собой яркую расписную матрешку. Спасибо вам за работу!

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1.     Алексахин Н.Н. Матрешка: методика преподавания росписи матрешки. Москва: Нар. образование, 1998

2.     Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития, 1998. 

3.     Давыдова Г.Н. Пластинография. Анималистическая живопись. М.2007.

4.     Протодьяконова С.С., Николаева Л.В. Пластилинография как вид нетрадиционной техники рисования на занятиях с дошкольниками// Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-3.

5.     Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - 1999

6.     Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие – Сфера,2010

7.      

интернет-ресурсы

1.     https://урок.рф/library/masterklass_temaplastilinovaya_zhivopis_171412.html

2.     https://studconf.com/conference/iii/pedagogy/sub-55/33/

3.     https://nsc.1sept.ru/view_article.php?ID=200203006

 

 

 

 

Приложение 1

 

1) Что произойдет с цветным пластилином, если добавить белый цвет:

А) Ничего

Б) Получим нежный светлый оттенок

В) Пластилин станет ярче

 

2) Какой цвет получится при смешивании пластилина красного и синего цвета?

А) Зеленый

Б) Бардовый

В) Фиолетовый

 

3) Что произойдет с пластилином, если в него добавить черный цвет?

А) Оттенок цвета станет темнее

Б) Станет ярче

В) Станет светлее

 

4) Какая работа выполнена в технике «пластилиновая мозаика»?

А)                                Б)                                         В)

 

 

 

 

 

 

 

 

5) Какой вид рельефа изображен на второй картинке?

А)                                  Б)                                  В)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6) Что такое рельеф?

А) Скульптура, осматриваемая с разных сторон и окруженная свободным пространством

Б) Жанр изобразительного искусства

В) Выпуклое (или углубленное) изображение на плоскости

 

19)  Что такое фактура в скульптуре?

А) Фактура – это характер поверхности предмета, определяющийся свойствами материала, из которого он состоит, и способом его обработки

Б) Фактура – это изображение, которое является выпуклым (или углубленным) по отношению к плоскости фона

В) Фактура - скульптурное изображение на плоскости

 

20)  На какой картинке изображена пластилиновая аппликация?

А)                              Б)                                                     В)

 

 

 

-

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Департамент образования администрации города

Департамент образования администрации города

Тема занятия: «панно «Матрешка» в технике «пластилинография»

Тема занятия: «панно «Матрешка» в технике «пластилинография»

Технологические особенности организации занятия:

Технологические особенности организации занятия:

Есть множество версий почему имя для этой игрушки было выбрано

Есть множество версий почему имя для этой игрушки было выбрано

Пластилиновая живопись или пластилинография, пластилиновая мозаика, объёмная скульптура, пластилиновая аппликация

Пластилиновая живопись или пластилинография, пластилиновая мозаика, объёмная скульптура, пластилиновая аппликация

Но не забываем, что больше трех цветов смешивать не рекомендуется, так как получится «грязный» оттенок

Но не забываем, что больше трех цветов смешивать не рекомендуется, так как получится «грязный» оттенок

Я понял… Меня удивило… Педагог:

Я понял… Меня удивило… Педагог:

Приложение 1 1) Что произойдет с цветным пластилином, если добавить белый цвет:

Приложение 1 1) Что произойдет с цветным пластилином, если добавить белый цвет:

Б) Жанр изобразительного искусства

Б) Жанр изобразительного искусства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2023