Конспект занятия "панно "Матрёшка" в технике пластилинография"

  • docx
  • 03.03.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Радионова _конспект к занятию панно матрешка в технике пластилинография.docx

Департамент образования администрации города Липецка

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

Дом творчества «Октябрьский» города Липецка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия

Тема: «панно «Матрешка» в технике «пластилинография»



 

 

 

 

 

 

Возраст учащихся: 7 – 13 лет

 

 

Автор:

Радионова Мария Романовна,

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Липецк - 2020

 

Тема занятия: «панно «Матрешка» в технике «пластилинография»

Возраст учащихся: -7-13 лет

Продолжительность занятий по теме: 8 часов

Продолжительность занятия: 45 минут (работа на стадии завершения)

Методическая цель: практическое освоение приемов в технике «пластилинография»; знакомство с историей создания русской матрешки.

Образовательные задачи:

обучающие:

    продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности;

    отработать на практике приемы работы с пластилином в технике «пластилинография», формировать художественно-творческие способности;

    повторить понятия «барельеф», «пластилинография», «ахроматические» и «хроматические» цвета, «рельеф».

    формировать желание довести начатую работу до стадии завершения;

     совершенствовать умение детей рассматривать сделанные работы (пластилиновые рельефы), радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений;

    поощрять стремление детей дополнять, улучшать созданные ими изображения.

развивающие:

    развивать творческие способности, мелкую моторику рук, пространственно-образное мышление, фантазию;

    повышение интереса к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении;

    развивать практические навыки выполнения элементов в пластилине;

    развивать чувство формы, цвета, пропорций;

    развивать внимательность, усидчивость, терпение, аккуратность выполнения.

 воспитательные:

    воспитание эстетического и художественного вкуса, восприятия гармонии окружающего мира, волевых качеств (целеустремленности, критичности, умения объективно оценивать собственную работу);

    воспитывать у детей любовь к труду и сотрудничеству;

     воспитывать аккуратность и точность;

    умение работать в коллективе;

    воспитывать интерес к народной игрушке, народным промыслам.

Межпредметные связи: история декоративно-прикладного искусства, культурология, технология

Материально-техническое обеспечение занятия:

для учеников: цветной пластилин, набор стеков различной формы, доска для лепки, картон, графитный карандаш, ластик, влажные салфетки;

для урока: наглядные методические пособия, работы детей прошлых лет;

для учителя: магнитная доска, мел, цветной пластилин, доска для лепки, набор стеков разной формы.

Технологические особенности организации занятия:

Проектор, экран, ноутбук.

Применение здоровье-сберегающих технологий:

- в начале урока проводится беседа по технике работы с пластилином;

- в ходе урока преподаватель следит за правильной осанкой детей;

- в середине занятия проводится физическая разминка;

- нормирование времени при работе.

Методы:

словесный (объяснение, беседа, диалог);

наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

практический (дети самостоятельно выполняют работу в техники «пластилиновая живопись»).

Приемы: беседа, работа с наглядным материалом, практическая работа.

Форма проведения: практическое занятие

Формы организации деятельности учащихся: индивидуально-групповая

 

План занятия:

1.     Организационная часть

2.     Проверка знаний ранее изученного материала

3.     Объяснение и закрепление нового материала

4.     Подведение итогов

5.     Рефлексия

 

Ход занятия

1.     Организационная часть

Педагог: Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Тема сегодняшнего нашего с вами занятия «панно «Матрешка» в технике «пластилинография» Цель занятия практическое освоение приемов в технике «пластилинография»; знакомство с историей создания русской матрешки.

Педагог:

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три, а, может, шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская … дети хором: Матрешка

Педагог: Матрешка – это русская народная игрушка. Как вы думаете почему ей дали имя «Матрешка»?

Ответы учащихся

Есть множество версий почему имя для этой игрушки было выбрано Матрена – самая распространенная – что это было самое распространенное имя тогда. Также в его основе лежит латинское слово "mater", что в переводе означает "мать". Это имя ассоциировалось с матерью огромного семейства. Еще говорят, на абрамцевских вечерах, проводившихся в усадьбе у Мамонтова, чай подавала прислуга с таким именем.

Педагог: Ребята, расскажите о том, как матрешка появилась в России.

Ответы учащихся

История матрешки началась, когда в девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую Мамонтова "Детское воспитание", его супруга привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Считается, что именно эта игрушка послужила прообразом современной матрешки. Она оказалась разъемной, и внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять.  Создателями первой матрешки считаются Василий Петрович Звездочкин и Сергей Васильевич Малютин. Звездочкин тогда работал в мастерской Мамонтова «Детское воспитание» и выточил из дерева подобные фигурки, которые вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин, будущий академик живописи, расписал их под девочек и мальчиков. Он изобразил на фигурках девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. Эта первая матрешка и находится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде.

Педагог: Молодцы! Сейчас мы с вами посмотрим презентацию «Интересные факты о Матрешке». Внимание на экран.

Показ презентации «Интересные факты о Матрешке», обсуждение презентации после просмотра.

Педагог: Ребята, что вас больше всего удивило? Какой интересный факт о матрешке больше всего понравился?  Какую информацию вы уже знали?

Ответы учащихся

2.     Проверка знаний ранее изученного материала

Педагог: Ребята, сегодня мы будем работать в нетрадиционные техники изобразительного искусства «пластилинографии». Давайте вспомним, что это за техника?

Ответы учащихся

Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином полуобьемной картинки – выпуклого барельефа. 

Педагог: Хорошо. А что такое барельеф?

Ответы учащихся

Барельеф - «низкий рельеф», разновидность скульптурного рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма.

Педагог: Какие техники в пластилине мы с вами проходили?

Ответы учащихся

Пластилиновая живопись или пластилинография, пластилиновая мозаика, объёмная скульптура, пластилиновая аппликация.

Педагог: Молодцы! Давайте с вами проведем тест на проверку знаний по видам рельефа, техникам работы с пластилином и свойствам цвета.   (Раздаются тесты, где вопрос и несколько ответов. Надо выбрать правильный ответ.) (См. Приложение 1)

Педагог вместе с детьми проверяет правильность ответов на вопросы, разбирает допущенные ошибки.

3.     Объяснение и закрепление нового материала

Беседа по ТБ и правилам поведения на занятиях по работе с пластилином.

Педагог: Прежде чем приступить к практической работе, давайте вспомним правила техники безопасности работы на занятиях по лепке:

·       при работе острыми предметами, например, со стеками, не направлять острие на рядом сидящих;

·       работа ведется на специальной доске для лепки;

·       по окончанию работы привести рабочее место в порядок, протереть стол, убрать под столом остатки пластилина, помыть руки;

·       бережно относиться к учебным работам собственным работам своих товарищей;

·       быть вежливыми;

·       запрещается бросаться пластилином брать его в рот;

·       бережно хранить пластилин в специальных коробках.

Педагог: Все ли готовы к уроку? Для начала организуем рабочее место. Вам сегодня понадобятся цветной пластилин, стеки, доска для лепки, салфетки, пластилиновая заготовка.

Педагог: Ребята, напомните, пожалуйста, приемы работы в технике «пластилинография».

Ответы учащихся:

•  выполнение декоративных налепов разной формы;
•  прищипывание;
•  сплющивание; 
•  оттягивание деталей от общей формы; 
•  плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой;
•  смешение разных цветов пластилина для получения промежуточных оттенков - приём «вливания одного цвета в другой».

Теоретический этап.

Педагог: в технике «пластилинография» пластилин служит «красками», а пальцы рук «кисточками». Оттягивая пластилин, растирая его по поверхности основы мы оставляем «мазок» из пластилина. Мазки накладываем как в масляной живописи у художников-импрессионистов. Они использовали необычную методику накладывания мазков на холст.  Если в пачке нет пластилина нужного цвета, его можно смешать. Кусочки пластилина обычно перемешивают прямо в руках до однородного оттенка. Но не забываем, что больше трех цветов смешивать не рекомендуется, так как получится «грязный» оттенок.

Практический этап.

Педагог: Работу ведем последовательно от общего к частному. Сначала лепим большие пятна, затем прорабатываем детали.

Сегодня у нас последнее занятие, на котором мы будем заниматься детализацией рельефа «Матрешка», завершим работу над панно.

Этапы работы:

    лепим петушка или корзинку с цветами (по выбору ребенка) с помощью жгутов и налепов. Делаем акцент на детали, особенности строения петушка (хохолок, бородка, хвост и крылья).   Выравниваем стекой рельеф, помогаем указательным пальцем разгладить неровности;

    переходим с лепки одежды матрешкой: лепим манжеты на рукавах рубахи и кисти рук. Для этого делаем замес из белого и красного цветов пластилина;

    лепим платок матрешки;

    делаем складки на платке с помощью смешения пластилина разных цветов. Для этого делаем две смеси из пластилина основного цвета платка. Один смешиваем с белым пластилином, второй с черным, получаем два замеса – один на тон темнее основного цвета платка, второй на тон светлее. Кладем их рядом друг с другом вдоль лица матрешки и немного сглаживаем, так чтобы создать градиент цвета.

    лепим декоративные элементы в виде имитации вышивки на рукавах рубахи у матрешки.

Дети самостоятельно завершают свои пластилиновые работы.

Поскольку работа с пластилином требует продолжительного сидения за стулом в одной позе, в середине занятия проводится физкультурная разминка.

4.     Подведение итогов

Педагог: Ребята, как называется тема сегодняшнего урока? С какой техникой вы сегодня познакомились? Что такое «пластилинография»? Что можно изготовить, применив эту технику?

Ответы учащихся

В конце занятия проводится выставка работ, проходит обсуждение, выбор лучших работ для дальнейшей экспозиции в витринах Дома творчества и участия в виртуальных выставках сайта ДТ.

5.     Рефлексия

Педагог: Понравилось ли вам работать в этой технике? Что нового вы узнали на занятии? Что было сложного? Что не получилось? Что больше всего понравилось?

Ответы учащихся

Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

Было трудно…

Я научился…

Я понял…

Меня удивило…

 

Педагог: Молодцы, ребята! У вас получились замечательные работы. Сегодня мы с вами познакомились с народным промыслом «русская народная игрушка матрешка», узнали интересные факты о ней, научились лепить барельеф «панно «Матрешка» в технике «пластилинография». Матрешка – это не просто игрушка: в ней выражен женский образ красоты и характера, символ материнства и заботы. Кроме того, это кукольный символ России. Каждый, кто приезжает в нашу страну, обязательно увозит с собой яркую расписную матрешку. Спасибо вам за работу!

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1.     Алексахин Н.Н. Матрешка: методика преподавания росписи матрешки. Москва: Нар. образование, 1998

2.     Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития, 1998. 

3.     Давыдова Г.Н. Пластинография. Анималистическая живопись. М.2007.

4.     Протодьяконова С.С., Николаева Л.В. Пластилинография как вид нетрадиционной техники рисования на занятиях с дошкольниками// Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-3.

5.     Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - 1999

6.     Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие – Сфера,2010

7.      

интернет-ресурсы

1.     https://урок.рф/library/masterklass_temaplastilinovaya_zhivopis_171412.html

2.     https://studconf.com/conference/iii/pedagogy/sub-55/33/

3.     https://nsc.1sept.ru/view_article.php?ID=200203006

 

 

 

 

Приложение 1

 

1) Что произойдет с цветным пластилином, если добавить белый цвет:

А) Ничего

Б) Получим нежный светлый оттенок

В) Пластилин станет ярче

 

2) Какой цвет получится при смешивании пластилина красного и синего цвета?

А) Зеленый

Б) Бардовый

В) Фиолетовый

 

3) Что произойдет с пластилином, если в него добавить черный цвет?

А) Оттенок цвета станет темнее

Б) Станет ярче

В) Станет светлее

 

4) Какая работа выполнена в технике «пластилиновая мозаика»?

А)                                Б)                                         В)

 

 

 

 

 

 

 

 

5) Какой вид рельефа изображен на второй картинке?

А)                                  Б)                                  В)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6) Что такое рельеф?

А) Скульптура, осматриваемая с разных сторон и окруженная свободным пространством

Б) Жанр изобразительного искусства

В) Выпуклое (или углубленное) изображение на плоскости

 

19)  Что такое фактура в скульптуре?

А) Фактура – это характер поверхности предмета, определяющийся свойствами материала, из которого он состоит, и способом его обработки

Б) Фактура – это изображение, которое является выпуклым (или углубленным) по отношению к плоскости фона

В) Фактура - скульптурное изображение на плоскости

 

20)  На какой картинке изображена пластилиновая аппликация?

А)                              Б)                                                     В)

 

 

 

-

 


 

Скачано с www.znanio.ru