Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе
«Математические задания в весеннем огороде»
Обоснование выбора данной темы: занятие направлено на развитие у детей познавательных интересов, креативности мышления каждого ребёнка путём решения задач, примеров, умения ориентироваться в пространстве.
Задачи приоритетной образовательной области «Познание»: развитие у детей познавательных интересов; креативности мышления каждого ребенка путем решения задач, выполняя арифметические действия на сложение и вычитание и ориентируясь на листе бумаги.
Цель: Обобщить математические представления детей подготовительной группы.
Программные задачи:
Образовательные:
- упражнять детей в решении и составлении простых арифметических задач;
- показать отличие задачи от рассказа или от загадки;
- закрепить умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее;
упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве по схеме, передвигаться по схеме комментируя свои действия, используя слова: направо, налево, вверх, вниз.
Задачи по развитию речи:
- продолжать работать над правильным звукопроизношением;
- понимать значение слов: «прибавить», «плюс», «вычесть», «минус», «равно»;
- согласовывать числительное с прилагательным и существительным;
- развивать связную речь через составление и решение арифметических задач.
Развивающие: развивать внимание, мышление, речь, умение анализировать.
Воспитательные:
- воспитывать умение слушать товарищей и воспитателя.
Материал к занятию: схемы задач, схемы примеров; схемы по ориентировке в пространстве.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Воспитатель:
Много забот у людей весной. Надо прорастить семена, подготовить грядки, посадить картошку, лук, посеять укроп, петрушку, морковь, свёклу. В саду - окопать деревья, обрезать сухие сучки, а на клумбах высадить красивые цветы. Тогда и лето будет красивое, и осень с урожаем, а зима - с запасами (Т. Шорыгина).
Ребята, где люди занимаются этой работой весной? Правильно, в огороде. А хотите сегодня отправиться в путешествие в огород? Тогда отправляемся в наше путешествие. Сегодня мы с вами будем выполнять разные математические задания.
Давайте вспомним, что такое задача?
- Итак, задача - это такое математическое задание, в котором есть условие, вопрос, можно составить решение и получить ответ.
Я сейчас вам дам первое задание, а вы послушайте и скажите, задача это или нет.
Бабушка высаживала на огороде рассаду, а внуки помогали ей. Они принесли лопату, грабли, лейку. Саша высадил рассаду помидоров на 4 грядки. А Вова помидоры не любил, поэтому решил посадить огурцы. Бабушка принесла проросшие огуречные семена и показала, как их надо сажать. Вова разрыхлил землю и высадил семена на 1 грядку, сел на лавку и стал ждать, когда же будут разрастаться листочки и появятся маленькие огурчики. Бабушка позвала внуков ужинать и сказала, что, сидя на лавке, урожая не дождешься, потому что надо долго ухаживать за посадками, поливать, пропалывать. Вова очень огорчился и хотел заплакать. А мама сказала: «Молодцы, наши помощники. На скольких грядках вырастет у вас урожай?»
Воспитатель: Можно назвать это задачей? Здесь есть два числа и вопрос. (Очень длинная история, много подробностей).
Вывод: Задачи всегда имеют короткое и четкое условие. В рассказе нужны подробности, а в задаче они только мешают.
Воспитатель: Можно из этого рассказа составить задачу? (Показ схем, вопросы по рассказу):
¨ На скольких грядках решил посадить помидоры Саша?
¨ На скольких грядках решил посадить огурцы Вова?
¨ Какое можно составить условие к этой задаче?
Дети: Саша посадил помидоры на 4 грядках, а Вова посадил огурцы на одной грядке.
¨ Какой можно поставить вопрос к этой задаче?
(Сколько всего грядок посадили дети? Или: На скольких грядках вырастет урожай?)
Дети повторяют задачу и решают её.
Воспитатель:
Послушайте ещё один пример: «Кто в году четыре раза переодевается». (Дети определяют, что это загадка).
Воспитатель подводит детей к выводу: в задаче надо произвести арифметические действия и получить числовой ответ, а в загадке арифметические действия не используются, нужно только назвать отгадку.
Воспитатель: показывает детям 5 синих ведер и 1 зеленое.
Попробуйте придумать задачу. Условие должно быть коротким и четким.
Дети составляют с помощью цифр арифметическое действие к задаче.
Затем воспитатель предлагает детям составить задачи по картинкам и записать арифметическое действие.
Физминутка
Мы пойдём в огород, (шагать на месте)
Много там всего растёт: (развести руки в стороны)
Огурцы сорвём мы с грядки, (срывать воображаемые огурцы)
Помидоры с кожей гладкой, (кистями рук обрисовать круглую, шарообразную форму)
Толстая репка (поставить руки на пояс)
Засела в землю крепко. (покачаться из стороны в сторону)
Дёргай, дёргай из земли (изображать как будто дёргаем из земли)
Всё собрали, посмотри. (развести руки в стороны)
Воспитатель:
Переходим к следующему заданию. На нашем огороде появились гусеницы, они прогрызли в листочках с примерами дырочки. Давайте, восстановим нужные цифры.
Воспитатель:
Молодцы, все правильно справились с заданием. А сейчас мы поделимся на 4 группы, и каждая группа найдет свою дорожку по описанию.
Синим – дорожку, идущую вверх, налево, вверх, направо, вверх, налево, вниз, налево.
Зеленым – дорожку, идущую вверх, направо, вверх, налево, вверх, направо, вверх.
Красным – дорожку, идущую налево, вверх, налево, вниз, направо, вверх,, направо, вверх.
Желтым – дорожку, идущую вверх, налево, вверх, направо, вниз, направо, вверх, направо.
После выполненного задания каждая группа детей по очереди проходят еще раз дорожки и комментируют свои действия. Каждая группа в конце дорожки получает звездочки.
Воспитатель хвалит детей за правильно выполненные задания на огороде и угощает всех витаминками.
Результат: дети решают простые арифметические задачи, правильно определяют условие и вопрос задачи, умеют давать развёрнутый ответ на вопрос задачи, могут отличить задачу от рассказа и загадки, раскладывают число на два меньших и составляют из двух меньших большее, ориентируются в пространстве по схеме, передвигаются по схеме комментируя свои действия, используя слова: направо, налево, вверх, вниз.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.