Конспект занятия по Математике для студентов СПО по теме "Производная функции"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 22.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная разработка предназначена для преподавателей СПО и учителей старших классов. В ней представлен урок с использованием элементов веб-квеста и скрайбинга по теме "Производная функции".
Иконка файла материала Конспект урока.doc
Министерство образования и молодёжной политики

Свердловской области

ГБПОУ СО «Исовский геологоразведочный техникум»

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 

Открытый урок по математике

 «Производная функции»

 

 

 

 

 

Подготовила: С.А.Иванова – преподаватель математики,

информатики и ВТ

 

 

 

 

 

 

Нижняя Тура

2019

 

Открытый  урок  по  математике

«Производная функции»

в группе МД – II – 1(18)

 

Дата  02 декабря  2019 год.

Преподаватель: Иванова Светлана Александровна.

 

Тип занятия: обобщения и систематизации изученного материала.

Организационная форма: занятие с элементами Web-квеста и скрайбинга.

Форма организации учебной деятельности: групповая.

Методы обучения: словесные, наглядно-демонстрационные, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные.

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, экран.

Методическое оснащение: презентация, раздаточный материал к уроку. Межпредметные связи: математика (графики функции), физика (физический смысл производной), маркшейдерское дело (решение практических задач).

 

Цели и задачи урока:

·         обобщить и систематизировать теоретические знания по темам: «Производная функции», «Приложения производной»;

·         продемонстрировать учащимся метаредметные  и  внутрипредметные связи, практическое применение темы в повседневной жизни;

·         развивать стремлений к активной познавательной деятельности,  навыки  коллективной работы;

·         воспитывать товарищество и  взаимовыручку, общую поведенческую культуры при работе на занятии;

·         продолжить работу по закреплению у учащихся навыков работы с Интернет - источниками;

·         создавать условия для реальной самооценки учащегося, реализации его как личности.

Ход урока:

 

1. Сообщение темы занятия, постановка целей и задач – 5 мин.

2. Обобщение и систематизация изученного (в игровой форме) -  82  мин.

а) Web - квест – 62 мин.

б) Скрайбинг -  20  мин.

3. Итоги занятия, рефлексия – 3 мин.

 

Информационные источники:

 

1) Аникушина Е.А.и др. Инновационные образовательные технологии и активные методы обучения. - Томск, 2010. - 106 с.

2) Верхолетова И.Н., Козлов О.А. Веб-квест технология как информационно-образовательная среда в рамках современных стандартов // Педагогическая информатика. - № 2, 2018. – с. 3-8.

3) Тарасевич А. К., Соловьева А. Д., Морозова Е. В. Использование тематических образовательных web-квестов в обучении школьников математике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1471–1475.

4) Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н. Б., Неудахина Н. А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов : учебное пособие : в 3 ч. — 2-е изд.,доп. — Барнаул, 2009. — Ч. 2.

 

 

Конспект урока

1 этап урока - Сообщение темы занятия, постановка целей и задач.

Доброе утро! Сегодня у нас с вами состоится необычное занятие. Посмотреть на вашу работу пришли преподаватели нашего техникума. Я уверена, что вы не подведёте меня и покажете себя только с лучшей стороны. Открываем тетради и записываем дату, номер занятия, тему урока: 02.12.2019 г, Занятие № 35, «Производная функции».

А занятие я хочу начать со стихотворения (Читаю стих и параллельно на доске записываю формулу алгебраического смысла производной):

В данной функции от икс, наречённой игреком,

Вы фиксируете икс, отмечая индексом.

Придаёте вы ему тОтчас приращение,

Тем у функции самой вызвав изменение.

Приращений тех теперь взявши отношение,

Пробуждаете к нулю у дельта икс стремление.

Предел такого отношенья выясняется,

Он производною в науке называется!

Эпиграфом к нашему уроку станут слова Конфуция (древний мыслитель и философ Китая, 5 век до н.э.):

Я слышу и забываю.

Я вижу и запоминаю.

Я делаю и понимаю.

2 этап урока - Обобщение и систематизация изученного (в игровой форме).

Итак, приступаем к основной части нашего занятия.

1) Первая часть будет проходить в форме Web – квеста. Для участия в квесте необходимо было разбиться на группы. Каждая  группе была дана одна из ролей. Каждая роль предполагает выполнение определённых заданий, справиться с которыми вам помогут полезные ссылки в Интернет. После выполнения всех заданий следует составить итоговый отчёт на 1 лист формата А4 в текстовом редакторе MS Word. На рабочем столе создаёте папку с названием команды. В папке должно быть два документа:

1)    Ссылки по указанной теме (не менее 7).

2)    Отчёт по работе.

Роли: Историки, Физики, Практики, Геометрики, Графопостроители, Теоретики. Алгоритм вашей работы прописан в инструкции. На эту работу у вас    37 минут. Прошу капитанов команд представить свои команды (Эмблемы – 1 балл).

Пошаговая инструкция:

Роль

Задание

Историки

Вы – путешественники во времени, которые занимаются историей работы над понятием производной функции.

Задание:

Провести исследование материала по истории показательной функции, ответить на вопросы:

1. История развития понятия "производная функция"

2. Определение производной функции.

3. Какие математики изучали производную функции?

4. Какие открытия совершили математики, изучая производную функцию?

Отчёт о проделанной работе представить в текстовом документе.

Физики

Вы – математики, которые должны систематизировать все знания о физическом смысле производной функции.

Задания: подобрать материалы по следующим вопросам:

1. Определение физического смысла производной функции.

2. Виды задач по представленной теме.

3. Основные формулы по физическому смыслу производной функции.

4. Привести характерный пример с решением, иллюстрирующий эту тему.

Отчёт о проделанной работе представить в текстовом документе.

Практики

Вы – математики, которые должны рассмотреть применение производной функции в повседневной жизни.

Задание:

Провести исследование материала по применению производной функции, ответить на вопросы:

1. Привести алгоритм применения производной функции при решении практических задач.

2. Привести примеры задач и их решение, с практическим применением знаний о производной функции.

Отчёт о проделанной работе представить в текстовом документе.

Геометрики

Вы – математики, которые должны систематизировать все знания о геометрическом смысле производной функции.

Задания: подобрать материалы по следующим вопросам:

1. Определение геометрического смысла производной функции.

2. Виды задач по представленной теме.

3. Записать формулы по геометрическому смыслу производной функции.

4. Привести характерный пример с решением, иллюстрирующий эту тему.

Отчёт о проделанной работе представить в текстовом документе.

Графопостроители

Вы – математики, которые должны уметь строить графики различных функций, исследуя их с помощью производной.

Задание:

1.                Рассмотреть различные алгоритмы построения графики функций с помощью производной.

2.               Привести примеры исследования функций непрерывных и разрывных функций.

Отчёт о проделанной работе представить в текстовом документе.

Теоретики

Вы – математики, которые должны систематизировать все знания о производной функции.

Задание:

1. Дать понятие дифференцирования.

2. Записать правила дифференцирования функций.

3. Выбрать основные формулы дифференцирования

4. Примеры нахождения производных простой и сложной функций.

Отчёт о проделанной работе представить в текстовом документе.

 

Список интернет-источников:

Историки

 - История открытия понятия производной функции. https://vuzlit.ru/2303755/istoricheskie_svedeniya_proizvodnoy

http://www.myshared.ru/slide/1045163/

Физики

-         Физический смысл производной

https://studwood.ru/1781947/matematika_himiya_fizika/istoricheskie_svedeniya

 

Практики

-         Задачи на max min

http://mathprofi.ru/zadachi_na_minimumy_i_maksimumy.html

Геометрики

 - Геометрический смысл производной

https://matematikalegko.ru/pervoobraznaya-proizvodnaya/geometricheski-smisl-proizvodnoi-v8-chast1.html

Графопостроители

-         Алгоритм построения графика функции с помощью производной.

https://poiskvstavropole.ru/2018/01/02/algoritm-postroeniya-grafika-funkcii-s-pomoshhyu-proizvodnoj/

Теоретики

 - Правила и формулы дифференцирования

http://lib.znaimo.com.ua/docs/323/index-949341.html

Оценивание квеста по определённым критериям. Они представлены вам на столах.

 

2) Продолжаем квест. Следующее задание носит название «Найди слова». На игровом поле представлен набор букв. Ваша задача: найти слова. Относящиеся к теме занятия «Производная функции». Время на этот этап квеста – 15 минут. За каждый правильный ответ 1 балл.

3) Следующее задание называется «Отгадай ребус». Я показываю ребусы по теме занятия. Ваша задача отгадать этот ребус и записать ответ на листочке бумаги. За каждый ребус – 1 балл.

 

Переходим ко второй части нашего занятия. Она будет проходить с элементами Скрайбинга. Я прошу команды изобразить на листе бумаги, какие ассоциации у вас возникаю с темой «Производная функции».Оценивание следующее: 3 балла за изображение и 2 балла за ОРИГИНАЛЬНОСТЬ представленного материала. Время 20 минут на выполнение работы.

Студенты работы сдают.

3 этап урока – Итоги занятия, рефлексия.

Сегодня мы с вами обобщили знания по теме «Производная функции». Итоги вашей групповой работы я подведу и озвучу их завтра на занятии. Думаю, что урок вам понравился.

Хотелось – бы вам по окончании занятия произнести слова Владимира Высоцкого:

Для остановки нет причин,

Иду скользя.

И в мире нет таких вершин,

Что взять нельзя.

Перед вами дерево, несмотря на то, что за порогом зима, давайте превратим наше дерево в цветущее. Для этого выберите листик, соответствующий вашему впечатлению после занятия.

Красный цвет – все прошло  полезно, плодотворно;

Оранжевый цвет – было интересно;

Зелёный цвет – нашел новое для своей работы;

Жёлтый цвет – неудовлетворённость от занятия, устал.

Всем спасибо за работу!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru