Конспект занятия по обществознанию СПО "Человек, индивид, личность""
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Конспект занятия по обществознанию СПО "Человек, индивид, личность""

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
Лекции
doc
обществознание
5 кл—11 кл
13.01.2020
Цели: разъяснить учащимся основные подходы к сущности человека и смыслу жизни в философской науке; углубить знания об уникальности каждого человека, о единстве биологического и социального в нем в про¬цессе работы с понятиями «индивид», «индивидуальность», «личность», опираясь на субъективный опыт каждого студента; проанализи¬ровать соотношение биологических и социальных условий развития лич¬ности, ее структуру в процессе решения проблемных задач, актуализируя необходимые знания и умения путем самоопределения в выборе.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Личность.doc

ЧЕЛОВЕК. ИНДИВИД. ЛИЧНОСТЬ

Цели: разъяснить учащимся основные подходы к сущности человека и смыслу жизни в философской науке; углубить знания об уникальности каждого человека, о единстве биологического и социального в нем в про­цессе работы с понятиями «индивид», «индивидуальность», «личность», опираясь на субъективный опыт каждого студента; проанализи­ровать соотношение биологических и социальных условий развития лич­ности, ее структуру в процессе решения проблемных задач, актуализируя необходимые знания и умения путем самоопределения в выборе.

ПЛАН

1.Философские науки о сущности человека и смысле жизни.

2.Понятия  «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».

3. Самостоятельная работа студентов.

Ход урока

I. Актуализация прежних знаний.

Вопросы:

-  Что является предметом исследования общественных наук? (Все они изучают общество с разных сторон.)

Дайте определение понятию «общество» и приведите конкретные примеры, в контексте которых употребляется это слово.

- Как бы вы рассудили спор двух философов? Кто из них прав?

- «Я думаю, что человек от природы добр, злым он становится только тогда, когда ему чего-то не хватает. Главное – не переделывать человека, а создать для него человеческие условия. И он будет добрым».

- «Что же это за доброта, которая может существовать только в достатке? Человек алчен и эгоистичен и не совершает преступлений только из-за страха. А если бы не боялся наказания, давно бы стал преступником. Я думаю, что человек от природы зол».

Данное проблемное задание позволяет плавно перейти к изучению новой те­мы, так как в центре спора оказался «переживающий» человек и его восприятие мира.

 

II. Изучение нового материала.

1. Философские науки о сущности человека и смысле жизни

Уже много веков философы пытаются постичь сущность человека. Занимаются они этим не только из чистой любознательности, но и по практическим соображениям. Дело в том, что у каждого человека возникает вопрос: живу ли я так, как надо жить? Для того чтобы на него ответить, необходимо узнать, в чем состоит смысл человеческой жизни; это остается непонятным без определения сущности человека.

В поисках сущности человека мыслители пришли к разным выводам:

- Христианские, иудаистские и мусульманские религиозные философы считают, что сущность человека заключается в его душе. По­скольку Бог вечен, то вечна и душа человека.

В мире существуют, однако, различные религии. Среди них есть и ничего не говорящие о божественной природе человеческой души (на­пример, буддизм), и наделяющие Душой все объекты живой и неживой природы (даосизм).

Мы можем сомневаться в том, есть у человека душа или нет, добр ли он по природе или зол. Единственный достоверный факт - наличие само­го сомневающегося и его мыслительной деятельности. А поскольку ис­точником мысли является разум, то он и есть сущность человека. Такого мнения придерживался, в частности, Р. Декарт - французский философ XVII в., которому принадлежит известное высказывание: «Я мыслю, сле­довательно, существую».

Приверженцы подобных концепций иногда утверждают, что Все­вышний, сотворив мир, в дальнейшем никакого участия в его делах не принимал и не принимает и последний движется по своим внутренним разумным законам. Разум является определяющим началом человеческой деятельности и представляет собой сущность человека, Сторонником этой концепции был, например, английский философ XVIII в. Дж. Толанд.

Не все философы, однако, согласны с утверждением о том, что чело­веческая сущность заключена в разуме. У некоторых оно вызывает возра­жения. «Если разум действительно есть сущность челове­ка, то его голос должен звучать во всех жизненных проявлениях. Между тем этот голос не слишком слышен в любви или в творчестве».

Немецкий мыслитель XIX в. К. Маркс предложил иной вариант понимания сущности человека. Он считал, что сущность человека надо искать не в отдельно взятой личности, а во взаимоотношении общества и индивида.

«Сущность человека, - писал он, - не есть абстракт, присущий от­дельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность об­щественных отношений».

При этом социальные обстоятельства (характер собственности на средства производства, тип власти и т. д.) формируют людей с соответст­вующей данным обстоятельствам сущностью (например, если в обществе господствует частная собственность, то его члены - индивидуалисты). Проходит какое-то время, и индивиды эти обстоятельства изменяют (ска­жем, совершают революцию). Изменившиеся обстоятельства, в свою оче­редь, порождают человека с новой сущностью.

Критики Маркса отмечали (и отмечают), что какими бы совершенными ни были общественные отношения, изменить природу человека они не в состоянии. Опыт социалистического строительства в СССР (1922—1991 гг.) и других государствах показал, что человека с какой-то особой социали­стической сущностью сформировать так и не удалось.

Новую попытку ответить на вопрос о сущности человека предприня­ли в XX веке философы-экзистенциалисты: А.Камю (Франция), М Хайдеггер (Германия), Н. А. Бердяев (Россия) и др. Термин «экзистен­циализм» происходит от латинского existentia - существование. С точки зрения экзистенциалистов, сущностью человека является не какой-то от­дельный его атрибут (душа, разум и т. д.), а сам факт его бытия.

Рассмотрим теперь трактовки смысла жизни в соответствии с уже знакомыми нам концепциями сущности человека.

Некоторые религиозные мыслители, размышляя о смысле жизни, про­тивопоставляли душу и тело. Душа является сущностью человека, а смысл жизни заключается в ее спасении, к которому ведет соблюдение правил поведения, данных человеку свыше. Телесные побуждения, если человек им поддается, заставляют отступать от Божественных предписа­ний. Таким образом, человек оказывается перед выбором между спасени­ем души и голосом плоти. Чтобы жизнь обрела смысл, человек должен делать волевые усилия и противостоять телесным желаниям.

С точки зрения рационализма, разум не только является главным ин­струментом познания мира и критерием истины, но и определяющим на чалом бытия человека, его сущностью. А смысл жизни состоит в том, чтобы во всех ситуациях следовать велениям разума.

Рене Декарт писал: «Достаточно правильно судить, чтобы хорошо по­ступать». Предполагается, что человек, поступая разумно, делает благо и себе и другим. В случае же заблуждений ума необходимо исправить допущенную ошибку и больше ее не повторять. Другими словами, осмыс­ленная жизнь предполагает такое поведение, за которое человека нельзя упрекнуть в неразумности. Добиться этого не очень просто, поскольку у человека есть чувства, зачастую подсказывающие ему ложное, бессмыс­ленное решение.

Согласно марксистским взглядам, личность имеет биологические ха­рактеристики (цвет кожи, темперамент и т. д.) и социальные свойства (мировоззрение, мораль и др.). Последние являются результатом воздей­ствия общества на человека и выражают его сущность. Смысл жизни в этом случае заключается в изменении окружающего мира. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, что­бы изменить его», - записал К. Маркс.

В связи с его воззрениями вся история человеческого общества есть история борьбы классов; одни пытались сохранить имевшийся обществен­ный строй, а другие - его ликвидировать. Победа в конце концов оказыва­лась за последними. Поэтому человек, пытавшийся защитить существую­щие порядки, идет по ложному пути, ибо все его усилия окажутся напрас­ными. В стороне от этой борьбы, согласно Марксу, остаться никому не удастся - каждый человек тем или иным способом в нее вовлечен.

Таким образом, смысл жизни заключается в том, чтобы критически оценить существующие общественные порядки и взяться за их изменения. Лишь в этом случае жизнь будет прожита не зря.

Экзистенциалисты, полагая, что сущность человека заключена в уни­кальности бытия как такового, видят смысл жизни в переходе от непод­линного существования к существованию подлинному. Под неподлинным существованием понимается наше повседневное бытие. Здесь человек в своих действиях несамостоятелен: он либо берет пример с окружающих, либо подчиняется чьему-то давлению. И в том и в другом случае утрачи­вается свобода человека, а с нею и его индивидуальность. Подлинное же существование заключается в обретении свободы в прорыве к самому се­бе, к своей уникальности.

По ходу усвоения учащимися вопроса о сущности человека и смыслежизни педагог сопровождает свое объяснение схемой, которая изображается на доске и переносится в тетради учащимися.

 

Представления о сущности человека и о смысле жизни

Душа

 

 

Спасение души

Разум

 

 

Следование голосу разума

 

Совокупность общественных отношений

 

Изменение мира

 

Подлинное существование

 

 

Прорыв к самому себе

 

 

 

Человек

 
                                   

Сущность                                                                                         Смысл жизни                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

??? Какая из концепций смысла жизни кажется вам более привлекательной? Почему?

 

2. Понятия  «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».

На занятии мы  не один раз мы с вами называли такие понятия, как «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».

Человек - высшая ступень в иерархии живых организмов на Земле. Это понятие биологическое. Понятие «человек», как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), a также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами.

 

 

 

 

 


ЧЕЛОВЕК

 

Биологическое и социально связано

 


Человек – существо биосоциальное

Поэтому желая рассмотреть человека как существо биосоциальное употребляют понятие индивид.

«Индивид»

Будучи, безусловно, природным существом, живущим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в обществе подобных ему людей. Такие важные факторы жизнедеятельности человека как сознание, речь, не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, В процессе социализации, т.е. усвоения индивидом общественно-исторического опыта предшествующих поколений.

??? Используя прилагательные, глаголы, синонимы, сформулируйте фра­зу со словом индивид, в которой будет сосредоточена вся информация о знании этого понятия.

Вывод: все люди имеют общие черты, присущие всему человече­скому роду, и индивидуальные черты, присущие только данному кон­кретному человеку.

Каждое общее качество в отдельном человеке имеет свою особенность (степень выраженности), которая и определяет его индивидуальность. Т.О. человек с момента его рождения является индивидом, т.е. единичным природным существом, носителем индивидуально-своеобразных черт. Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа.

Понятие индивид (от лат. individuiim - неделимое) известно со времен Цицерона. Под индивидом подразумевается отдельный человек как рядовой член общества. Чтобы быть индивидом с биологической точки зрения, достаточно просто существовать. Поэтому индивидом можно быть по факту рождения.

«Индивидуальность»

Человек индивидуален и отличается от других своими физическими (цвет глаз, волос и так далее) и психическими особенностями, талантами, способностями, поведением, отношением к миру и так далее. Ваша индивидуальность - это то, что привлекает к вам людей. Люди интересны друг другу именно потому, что они отличаются друг от друга.

Упражнение : «Выясняем свою индивидуальность».

Индивидуальность – это то, что привлекает к вам людей. Люди интересны друг другу именно потому, что они отличаются друг от друга.

Распределите ваши качества на двух полосах бумаги; на ле­вой напишите качества, общие для вас и ваших товарищей (например, возраст, пол и другое); на правой - такие, которых у других нет. Можно оформить в виде таблицы:

Наши общие качества (для примера)

Мои особенные (индивидуальные) качества (для примера)

Возраст - год рождения

День и час рождения

Общее имя человека - гражданин

Имя собственное

Пол (мужской, женский)

Одежда, прическа, цвет волос, физические дан­ные

Лицо (лик)

Выражение, особенности

Доброта

Оттенки: добрейший, добренький, добродушный, доброжелательный

Коллективизм

Разновидности:   компанейский,   дисциплиниро­ванный, ставящий интересы коллектива превыше всего

Трудолюбие

Варианты: усердие, работоспособность в какой-либо деятельности

Индивидуальность - свойственное данному человеку природное и социальное своеобразие.

Индивидуальность   уже   подчеркивает   своеобразные    особенности данного лица. Это индивид в его специфических неповторимых качествах, не сводимых к каким-либо родовым и всеобщим Характеристикам. В разных науках понятие индивидуальности получает разный смысл: в биологии она характеризует   специфические   черты   данной   особи,   заключающиеся   в своеобразии   сочетания   наследственных .и   приобретенных   свойств;   в психологии - в самобытном своеобразии темперамента, характера   и т.д. Индивидуальностью можно назвать человека, проявившего свои особенные таланты и дарования.

«Личность»

Термин "Личность" придумал Н. М. Карамзин. Понятие социальное (социально-историческое), т.к. личностью не рождаются, а становятся в обществе. Данное понятие характеризует человека как общественное существо.

От слов «лик», «лицо» происходит понятие «личность» (внутренние психические качества).

Личность изучают с разных сторон десятки наук: от философии, дающей нам наиболее общее представление, до, например, юриспруден­ции, в которой личность представлена как юридическое «лицо», «праводержатель» и «законопослушник».

Слово «личность» (лат. persona) первоначально означало маску, которую надевал актер в античном театре. Сравните с русским — личина (греховная маска, не сам человек, а роль, которую он играет. П. Флоренский). Затем его стали применять к самому актеру и его роли (отсюда - «персонаж»). У древних римлян слово persona употреблялось не иначе, как с указанием социальной роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т.п.).        А если мы проведем параллель со словом лик (явственность божественного первообраза. П. Флоренский). Превратившись в научный термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и выражает теперь нечто противоположное тому содержанию, которое в него вкладывали в древности.

Бессознательная область пси­хики; эмоции, чувства, интуи­ция и др.

 

 

 

Сознание: язык, память, мыш­ление и др.

 


Личность с разных сторон изучает множество наук. Так, психология, изучая особенности личности, зачастую отождествляет ее с индивидуальностью. Личность - система отношений человека, к окружающему миру и с миром, к себе и самим собой. Подчеркивается двойственность личности: извне - это качества, проявляющиеся в отношениях и деятельности человека в окружающей среде; изнутри личность - это качества, представляющие осознание своего «Я», отношение к себе, с самим собой.


Физическое тело '                                                 Психическое «тело»


Социология, напротив, интересуется не особенным, а всеобщим, типичным в личности. Личность здесь представляет собой устойчивую систему, совокупность социально значимых черт, характеризующих человека как члена того или иного общества.

История - Личность - объект и субъект истории общества, объект и субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

Философия - личность - это разум, осознавший себя в окружающем мире,

: Биология - личность - это человек как единичный биологический представитель рода Homo sapiens - человек разумный. Его составляют два «тела»: физическое и психическое. Собственно психическое «тело» (эмоции вместе с сознанием) и составляет личность.

Юриспруденция - личность - лицо, являющееся объектом и субъектом права.

Кибернетика - личность - саморегулирующаяся система, способная к саморазвитию.

Какого человека обычно называют личностью?

Человека с яркой индивидуальностью, самобытным характером, сильными волевыми качествами. Иногда под личностью понимают такой уровень развития человека, при котором он становится самостоятельным и может обеспечить свое независимое существование в обществе.

Личность можно определить через сущностные характеристики, т.е. значимые черты характера индивида:

- разум,

- целеустремленность,

- доброта,

- работоспособность

- и др..

Кант считал, что личность должна иметь твердые принципы, т.е. моральные и гражданские качества - честность, и порядочность, совестливость и ответственность, уважение к закону, порядку и справедливости. Эти качества должны быть сформированы свободно, при условии желания самого человека.

Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни

Личность складывается из образа «Я». (Образ «Я» - это совокупность представлений о самом себе. О своей личности, своих физических и психических качествах) и совокупности знаний, умении навыков, качеств, свойств, потребностей, отношений с деятельностью, поступков, реакций на внешние стимулы интеллекта социальных ролей человека.

Факторы формирования личности

- Природно-географическая среда

- Наследственные факторы: особенности физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физиологические особенности, задатки.

- социальные факторы: макросреда, микросреда, трудовая (общественно-полезная) деятельность, общение, организованное воспитание, самовоспитание.

Упражнение: «Ищем секрет».

Попробуйте отыскать в себе скрытые особенности  следующим образом: представьте, что у вас есть двойник - биоробот, ваш двойник идентичен вам во всех деталях.

Вопросы:  Как люди, хорошо вас знающие, могли бы обнаружить подмену?

-   Что в вас есть такого, что невозможно продублировать?

-   какой самый важный секрет вы раскроете, чтобы убедиться, что это вы, а не ваша механическая копия?

В ходе исторического развития менялось не только место личности в обществе, но и само данное понятие. Рассмотрим некоторые из них. Новое время. Согласно И. Канту, человек становится личностью благодаря свободному подчинению своего «Я» нравственному закону. Личность определяется способностью «быть господином самому себе благодаря добровольно выработанным твердым принципам».

Гегель разработал понятие исторической личности, которую он выводил из-под нравственного суда. Для такой личности нет внешней морали, ибо морально все, что он делает, реализуя потребности всемирно развивающегося духа. (Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон).

Современная философия. Личность - не столько данность, сколько поиск, творящее активное начало, способное к самоизменению и самосовершенствованию.

Французский философ-атеист Ж.-П. Сартр писал, что «нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал», человек «есть лишь то, что он сам из себя делает». Сартр полагал, что только такая установка способна, привести к истинному гуманизму и морали, сформировать независимую от внешних авторитетов личность.[1]

3. Фрейд «Личность - это «тюрьма», в которой вы сидите».

Т. О. Подводя итог, скажем следующее. Важнейшая сущностная черта личности - ее относительная автономность самостоятельность. Личность, с одной стороны, зависима от общества, конструируется им, с другой стороны - возвышается над окружающими ее общественными отношениями, идет вперед их, обличает общественные пороки, стремится как к самосовершенствованию, так и к совершенствованию, улучшению общества, его гуманизации. В этом выражается гражданская позиция и гражданский долг личности. Личность и гражданственность нерасторжимы. Личность, не может быть аполитичной, ей небезразлично то, что происходит в обществе. Кант считал, что личность должна иметь твердые принципы, т.е. моральные и гражданские качества - честность, и порядочность, совестливость и ответственность, уважение к закону, порядку и справедливости. Эти качества должны быть сформированы свободно, при условии желания самого человека. Личность формируется в процессе всей жизни человека, ибо этот процесс не может иметь границ. Личность в таком смысле есть то, чем человек должен стать, что он должен из себя сотворить. Это идеал человека как Человека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


         Личность формируется в процессе воспитания и деятельности человека под влиянием общества и его культуры. Не каждый человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.

Время       рождения личности

Человек  - с рождения

Индивид, индивидуальность - с первых месяцев

первые черты личности - с 2, 5 лет

формирование личности - 17, 5 лет.

Социализация – процесс воздействия общества и его структур на индивида, в результате накапливается социальный опыт жизнедеятельности в обществе личность.

Социализация начинается в детстве продолжается в юности и зрелом возрасте.

Важно! – сумеет ли личность реализовывать себя в общественной жизни.

Социальный статус – положение в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.

 

 

Составьте синквейн по теме:  «Личность».

                                                                                  Правила составления синквейна

·         Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

·         Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

·         Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

·         Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

·         Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Пример синквейна

личность
индивидуальная, неповторимая
не рождается, формируется, становится
результат процесса воспитания и самовоспитания
система поведения индивида

 

ЛИЧНОСТЬ
Индивидуальная, психофизиологическая
Живет, растет, учится
Мыслю- следовательно- существую
Человек


Раздаточный материал

Составьте синквейн по теме:  «Личность».

 

Правила составления синквейна

·         Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

·         Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

·         Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

·         Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

·         Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Пример синквейна

личность
индивидуальная, неповторимая
не рождается, формируется, становится
результат процесса воспитания и самовоспитания
система поведения индивида

 

ЛИЧНОСТЬ
Индивидуальная, психофизиологическая
Живет, растет, учится
Мыслю- следовательно- существую
Человек

 

Проверочная работа

 

1 вариант

1. Христианские, иудаистские и мусульманские религиозные философы считают, что сущность человека заключается в ……

2. Экзистенциалисты, полагая, что сущность человека заключена в уни­кальности бытия как такового, видят смысл жизни в…..

3. Индивидуальность – это…

4. Из перечня признаков выберите те, которые характеризуют человека как личность:

 

А) победитель конкурса эрудитов,

Б) человек высокого роста,

В) “душа ” коллектива,

Г) имеет нос с горбинкой,

Д) готов придти на помощь в любую минуту.

 

5. И человеку, и животному свойственна способность к

А) самореализации,

Б) самопознанию,

В) самосохранению,

Г) самообразованию.

 

2вариант

 

1. К. Маркс предложил считал, что сущность человека надо искать не в отдельно взятой личности, а во….

2. С точки зрения рационализма, смысл жизни состоит в том, чтобы….

3. Личностью называется…

4. Из перечня признаков выберите те, которые характеризуют человека как индивида:


А) победитель конкурса эрудитов,

Б) человек высокого роста,

В) “душа ” коллектива,

Г) имеет нос с горбинкой,

Д) готов придти на помощь в любую минуту.

 

5. И человек, и животное характеризуются

А) свободой выбора цели,

Б) индивидуальными интересами,

В) самосознанием,

Г) зависимостью от природных условий.

 

 

3 вариант

1. С точки зрения экзистенциалистов, сущностью человека является не какой-то от­дельный его атрибут (душа, разум и т. д.), а …..

2. Некоторые религиозные мыслители, размышляя о смысле жизни, считали что он заключается в….

3. Понятие «человек», как правило, употребляют….

4. Из перечня признаков выберите те, которые характеризуют человека как личность:

 

А) победитель конкурса эрудитов,

Б) человек высокого роста,

В) “душа ” коллектива,

Г) имеет нос с горбинкой,

Д) готов придти на помощь в любую минуту.

 

5. И человеку, и животному свойственна способность к

А) самореализации,

Б) самопознанию,

В) самосохранению,

Г) самообразованию.

 

4 вариант

1. Р. Декарт - французский философ XVII в., считал, что сущность человека заключена в его ….

2. Согласно марксистским взглядам, смысл жизни заключается в том, чтобы…

3. Индивидом обычно называют….

4. Из перечня признаков выберите те, которые характеризуют человека как индивида:

А) победитель конкурса эрудитов,

Б) человек высокого роста,

В) “душа ” коллектива,

Г) имеет нос с горбинкой,

Д) готов придти на помощь в любую минуту.

5. И человек, и животное характеризуются

А) свободой выбора цели,

Б) индивидуальными интересами,

В) самосознанием,

Г) зависимостью от природных условий.

 

 



[1] Сартр Ж. П. Экзистенциализм-это гуманизм// Сумерки богов. М., 1989. С. 323.

 

скачать по прямой ссылке