Конспект занятия по ознакомлению детей с пушкинской пейзажной лирикой «Уж небо осенью дышало…» (подготовительная группа)
Оценка 4.6

Конспект занятия по ознакомлению детей с пушкинской пейзажной лирикой «Уж небо осенью дышало…» (подготовительная группа)

Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
русская литература
6 кл—7 кл
11.04.2023
Конспект занятия по ознакомлению детей с пушкинской пейзажной лирикой «Уж небо осенью дышало…» (подготовительная группа)
Продолжать пробуждать и поддерживать интерес детей к творчеству А. С. Пушкина, как к национальному поэту России; познакомить с понятием «лирика» и с некоторыми произведениями пейзажной лирики А. С. Пушкина;
пейзажная лирика пушкин.docx

 

Конспект занятия по ознакомлению детей с пушкинской пейзажной лирикой «Уж небо осенью дышало…» (подготовительная группа)

Образовательные области: коммуникация, познание, чтение художественной литературы. 

Образовательные задачи: Продолжать пробуждать и поддерживать

интерес детей к творчеству А. С. Пушкина, как к национальному поэту России; познакомить с понятием «лирика» и с некоторыми произведениями пейзажной лирики А. С. Пушкина; продолжать знакомство дошкольников   с биографией великого поэта, обобщать знания детей о его творчестве.

Развивающие задачи: Развивать воображение детей, активизировать их речь, пополнять словарный запас; приобщать к культуре русского народа.

Воспитательные задачи: Воспитывать любовь и уважение к русским писателям; помочь научиться чувствовать эмоциональное состояние автора, воплощённое им в поэтических образах; воспитывать талантливого читателя, способного переживать чувства поэта; развивать умение видеть красоту родной природы и воссоздавать ее в своем воображении, слушая и читая произведения поэта; учить бережно относиться к книгам.

Предварительная работа: Рассматривание картин по теме: «Пейзаж в живописи». Рассматривание и обсуждение пейзажей Е. Волков «Октябрь», «Золотая осень. Тихая речка», В. Поленов «Золотая осень»,

И. Остроухов «Осенний пейзаж», «Золотая осень», И. Левитан «Золотая осень», «Осень. Туман», «Осень. Река». Продуктивная деятельность - рисование пейзажа.  Разучивание отрывков из произведений А.С. Пушкина.

Оборудование: Репродукции картин известных русских пейзажистов, посвящённых золотой осени (для создания «осеннего настроения»); презентация «Детям о русской пейзажной живописи», аудиозапись П. И. Чайковский «Времена года».

 

Воспитатель: Угадайте, ребята, из каких произведений эти строки?

«В синем небе звезды блещут,

  В синем море волны хлещут,      

  Туча по небу идет,

  Бочка по морю плывет». («Сказка о царе Салтане»).

2) «Ветер по морю гуляет

     И кораблик подгоняет». («Сказка о царе Салтане»).

 

з)» Вот идет он к синему морю,

    Видит, на море черная буря:

    Так и вздулись сердитые волны,

   Так и ходят, так воем и воют». («Сказка о рыбаке и рыбке»)

 

  (Подвести детей к пониманию того, что, во- первых, автор всех этих строк -  А.С. Пушкин, во-вторых-всё это-описание природы, пейзажа в стихотворной форме.)  

 

 Воспитатель: Мир природы входит в душу человека с момента его появления на свет, вызывая неподдельное изумление и восторг. Давайте вспомним осенние пейзажи известных русских живописцев, как бы шагнём в них, виртуально погуляем там. (Звучит музыка П. И. Чайковского; презентация «Детям о русской пейзажной живописи»).

(Воспитатель просит перечислить приметы осени, увиденные на картинах.)

 Воспитатель: Неслышно, плавно кружась, падают с деревьев последние листья. Земля укрыта ярким осенним ковром. Пахнет грибами. Последние лучи солнца светят неярко и прощально. Иногда становится слышным пение птиц. Наступила осенняя пора.

Физкультминутка. «Листочки»

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Закружились, полетели

И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)

 Воспитатель: Как художник передаёт свои чувства посредством кисти и красок, композитор-с помощью нот, так поэт - словами. Личные переживания, настроения, чувства и мысли человека, его отношение к людям, к окружающей природе и к жизни в целом находят воплощение в лирике. Слово "лирика" в переводе с древнегреческого языка означает "музыкальный", "волнующий".

Изображение природы занимает особое место в творчестве А. С. Пушкина. В лирике Пушкина русская природа оживает. Россия была частью жизни поэта. Он родился, вырос и оставался преданным ее природе всю жизнь. У Пушкина природа, скромная и такая простая на вид, засверкала всеми яркими красками. Любимым временем года была для Пушкина осень:

 «Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно…»

Ни одно из времен года не вызывало у Пушкина такого очарования, как осень. Ему удалось увидеть и передать богатство ее красок. Одним из них является стихотворение “Осень” (1833). В стихотворении изображены все времена года, но особое место поэт отводит осени - своему любимому времени года.

«Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса...»

В стихотворении изображен конкретный пейзаж средней полосы России. Может этот, или этот (обратить внимание на пейзажи).

Но осень особенно дорога Пушкину еще и потому, что она пробуждает его творческие силы. Многим великим произведениям Пушкина мы обязаны осени.

А ещё, осенью был открыт Лицей, в котором учился поэт на протяжении шести лет. Поэтому с осенью у поэта тесно связано и чувство дружбы. Много прекрасных строк посвятил поэт этому прекрасному времени года - осени.

Далее воспитатель читает стихотворения поэта и просит найти в поэтических образах конкретные приметы осени.

«Уж небо осенью дышало»

«Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливый караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора».

«Осень»

«Октябрь уж наступил — уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.

Журча ещё бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл».

Рефлексия:

1.     Ребята, что нового вы узнали на занятиях?

2.     Что больше всего вам понравилось?

3.     Как художники передавали свои чувства красками?

4.     Как композиторы это делали?

 

                                                                                                      


 

Конспект занятия по ознакомлению детей с пушкинской пейзажной лирикой «Уж небо осенью дышало…» (подготовительная группа)

Конспект занятия по ознакомлению детей с пушкинской пейзажной лирикой «Уж небо осенью дышало…» (подготовительная группа)

Подвести детей к пониманию того, что, во- первых, автор всех этих строк -

Подвести детей к пониманию того, что, во- первых, автор всех этих строк -

Унылая пора! очей очарованье!

Унылая пора! очей очарованье!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2023