МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ И
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ № 21 «ИСКОРКА»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «Экологическое путешествие по этажам леса»
Автор – составитель:
воспитатель
Рудакова А.А.
2022 г.
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «Экологическое путешествие по этажам леса»
Цель:
Уточнить представление детей о лесе, как о доме, в котором живут растения и животные.
Задачи:
Обучающие:
Учить детей понимать, что лес – наше богатство.
Формировать у детей представление о многоэтажности леса
Уточнить и расширить представление детей о животных и растениях леса
Учить детей устанавливать взаимосвязи между животными и растениями, учить понимать, что животные приспособлены и живут на том этаже, на котором могут передвигаться, находить пищу, строить дом.
Учить соблюдать правила поведения в лесу
Развивающие:
Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны.
Воспитательные:
Воспитывать духовно-нравственные качества, прививать любовь и бережное отношение к природе.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства.
Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный, дидактическая игра.
Словарная работа: фотосинтез, углекислый газ, эколог, пассивная охота, заказник, браконьер, заповедник
Предварительная работа: просмотр презентации «Этажи леса»,
Беседы с детьми о деревьях, растениях, животных, птицах родного края. Беседа с детьми «Правила поведения в лесу». Рассматривание картинок с изображением животных, растений, птиц
Заучивание стихотворений, поговорок о лесе. Разгадывание загадок про животных, растения
Предметно–развивающая среда: Плакат «Этажи леса», карточки с изображением деревьев, растений, животных и птиц, Конверты с цифрами от 1 до 5, Д/и «С какого дерева листок», Д/и Лото «Как человек использует деревья» , Д/и «Четвертый лишний», Д/и «Соберите ягоды в лукошко и назовите их», фотоаппарат, Д/и «Изобретения, подсказанные природой», медали, корзинка с угощением (грибочки)
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Организационный момент:
Воспитатель:
Давайте встанем в круг:
Мы с тобой подружимся,
А потом покружимся,
Снова за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я мечтаю поступить в школу лесников. Но для этого мне нужно выполнить очень сложное задание, но я слышала, что вы очень умные, любознательные и талантливые дети. Поможете мне?
Ответ детей: (да)
Воспитатель: Ребята, вот смотрите, в школе лесников мне дали карту-схему. Я смотрю на нее и ничего не понимаю. Что же здесь изображено?
Ответы детей (Этажи леса)
Воспитатель: Зачем же нужны этажи в лесу?
Ответы детей: Чтобы все растения и животные не мешали друг другу, жили вместе.
Воспитатель: Какие же вы молодцы! Все знаете! Помогите мне, пожалуйста, правильно расположить на карте животных и растения по этажам леса. А в награду за каждое правильно выполненное задание вы получите волшебные буквы, из которых можно составить очень важное для природы слово. Я вас приглашаю в путешествие по этажам леса! Но как же нам туда попасть?
Воспитатель: Ребята, смотрите, какой-то цветок. Что тут спряталось под цветком? Это правила поведения в лесу
Ответы детей: Возьмите каждый по одному правилу.
(Дети берут по одному цветку и перечисляют правила)
-Берегите муравейники. Не разоряйте их.
- Не подходите близко к гнездам птиц. Не разоряйте птичьи гнезда!
- Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы нужны природе!
- Не рви цветы!
-Не лови бабочек и других насекомых!
-Не разжигай костер!
-Не лови и не уноси домой диких животных!
Воспитатель: Как вы думаете, что случится, если мы не будем соблюдать правила поведения в лесу?
Ответы детей:
- Случится пожар
- браконьеры убьют всех животных
- дровосеки вырубят весь лес
-погибнут все животные
Воспитатель. Давайте поместим правила поведения в нашем лесу на карту-схему
Воспитатель: Что еще спряталось под цветком? Здесь написано «лифт» Кажется я догадалась! Мы будем путешествовать на волшебном лифте! Закрывайте глаза. Как только я досчитаю до одного, глаза открывайте. Готовы? 5.4.3.2.1.
-Откройте глаза. Посмотрите - мы в лесу! Наш волшебный лифт поднял нас на 1 этаж леса
Воспитатель Давайте с вами выясним, что здесь растет и кто же здесь живет?
Подходим к столу с цифрой 1, находим конверт №1
Воспитатель: Давайте заглянем, что там внутри. Внутри загадки.
– Отгадайте загадку:
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет
А в иголках круглый год
(Ель)
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки
Но в отличие от елки
Опадают те иголки
(Лиственница)
У меня длинней иголки, чем у елки
Очень прямо я расту
В высоту
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке.
(Сосна)
Он сосне ближайший брат
И растет в Сибири
Он орешками богат –
Нет вкуснее в мире
(Кедр)
Колючая, пахучая,
Зеленая она
Шишки вертикально
Растут ее всегда!
(Пихта)
Воспитатель: Каким словом можно обобщить все эти деревья?
Ответы детей (они хвойные)
Воспитатель: Здесь еще одна загадка:
Стоит над кручей
Богатырь могучий:
Плечи он раздвинул,
Руки пораскинул.
(Дуб)
Воспитатель: Какие птицы селятся на самом верху? селятся хищники: ястребы, орлы.
Давайте поместим карточки с изображением высоких деревьев и хищных птиц на схему нашего леса.
Получаем в награду букву-подсказку
Воспитатель: Какую кнопку нажимаем дальше?
Ответы детей: (кнопку 2)
Находим стол с «КНОПКА 2» Находим конверт
Воспитатель: Знаете ли вы, что дают нам деревья? Как человек использует деревья?
Д/и Лото «Как человек использует деревья»
(книжки с картинками, тетради для учеников, это паркет и мебель в квартирах. Древесину используют для постройки домов, мостов, кораблей. Лес дает нам топливо, мебель, спички, различные изделия.
Воспитатель: Вот видите, ребята, какую пользу приносят нам деревья. Значит, их надо что делать?
Ответы детей: Беречь.
Воспитатель: Много в лесу деревьев. На 2 этаже растут деревья невысокие. Давайте посмотрим, что это за деревья.
Д/и «С какого дерева листок»
Воспитатель: Маша, какой листок ты взяла?
Ответы детей: Это березовый/рябиновый/кленовый листок. Он с дерева береза/рябина/клен
Воспитатель: Какие птицы живут в дуплах деревьев?
Ответы детей: Дятел, синица, совы
Воспитатель: Кто еще живет на верхних этажах?
Ответы детей: Это бабочки, жуки, лесные осы и пчелы, комары
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.
карточки с изображением деревьев и животных помещаем на схему леса, получаем 2-ую букву-подсказку
Воспитатель: Нажимаем кнопку 3
«КНОПКА 3»
Воспитатель: Между деревьями растет кустарник и молодые деревца. Как называется этот этаж?
Ответы детей: Этот этаж носит особое название: подлесок.
Воспитатель: Чем кустарник отличается от дерева?
Ответы детей: (Кустарник обычно ниже дерева, имеет несколько стволиков, не такие высокие как деревья, ветви растут от корня). Многолетние растения
У кустарников стволов несколько, но они древесные.
Воспитатель: Помогите мне выбрать кустарники. Что вы выбрали?
Д/и «Четвертый лишний»
Ответы детей: Калину, малину, шиповник, жимолость
карточки с изображением кустарников помещаем на карту схему
Воспитатель: А для чего нужны кусты?
Ответы детей: Это дом для птиц и зверей
Воспитатель: Кто же устраивает свои гнёзда на кустарниках?
Дети: Это певчие птицы соловьи, дрозды, зяблики, овсянка, синицы.
получаем 3-ю букву-подсказку
Нажимаем кнопку 4«КНОПКА 4» - (ягоды), травы, цветы
Идем к столу с цифрой 4.
Воспитатель: Ой, ребята, а вот про этот этаж я вообще ничего не знаю. Только знаю, что он называется «лесная аптека»
Воспитатель: Что же здесь растет?
Ответы детей: Здесь растут ягоды: черника, земляника, брусника
Д/и «Соберите ягоды в лукошко и назовите их»
Воспитатель: Сколько здесь цветов! Давайте полюбуемся цветами и сфотографируем их на память. Воспитатель: Валя, какой цветок ты фотографируешь?
Ответы детей (Я фотографирую тысячелистник, зверобой, валериана, мать-и-мачеха, гусиный лук)
Ответы детей: Сфотографированные цветы помещаем на схему
Воспитатель: Что нужно для роста растений?
Ответы детей (Свет, вода, Углекислый газ)
Д/и «Фотосинтез»
карточки с изображением ягод и цветов помещаем на схему, в награду буква подсказка
Нажимаем кнопку 5 (мох, грибы, лишайники)
Идем к столу с «КНОПКОЙ 5» - мхи, лишайники, грибы
Воспитатель: Это нижний этаж лесного дома. Ученые-биологи называют его нижним ярусом.
Давайте с вами посмотрим, кто же живет на нижнем этаже?
Воспитатель:
И на горке, и под горкой
Под березой, и под елкой
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят
Ответы детей: Это грибы.
(Карточки различных видов грибов)
Воспитатель: Какие грибы узнали?
Ответы детей: Мухомор, подосиновик, подберезовик, опята
Воспитатель: Что вы знаете о мхах и лишайниках?
Ответы детей: ягель – это пища для северных оленей
карточки с изображением мха и лишайника помещаем на схему
Воспитатель: В доме важен каждый кирпичик и каждый его житель
Есть у каждого свой дом,
Нам тепло, уютно в нем,
И лесным животным тоже
Домик свой найти поможем.
Игра на внимание: «Летает, не летает».
Воспитатель: Если я называю летающее существо, вы машете руками, если зверя – приседаете.
Воспитатель: Соловей, медведь, кукушка, чайка, заяц, муха, жираф, снегирь, носорог, ласточка, шмель, варан, журавль.
Воспитатель: Давайте заселим наш лесной дом животными.
Воспитатель: Какие птицы вьют свои гнёзда прямо на земле?
Ответы детей: тетерева
Воспитатель: Кого из животных мы поселим в подвал? Кто живет под землей?
Ответы детей: (крот, мышь (помещают их изображения на схему)
Воспитатель: А знаете ли вы, какой лесной зверь самый большой? Отгадайте про него загадку:
Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге,
Коль встретить такого довелось,
Знайте, дети это ... (лось).
Воспитатель: А какой зверь в нашем лесу самый хищный? (Волк).
Воспитатель: Какой самый хитрый? (Лиса).
Воспитатель: Кто самый быстроногий? (Заяц).
Воспитатель:
Возле дуба, острым рылом
Деловито землю рыл он.
Видно, желуди искал.
я пугать его не стал,
Не спугнул и мой Полкан,
Очень грозен был ... Кто?
Воспитатель: Правильно, это кабан.
Воспитатель: Какие еще животные живут на этом этаже?
Дети называют и помещают их изображения на схеме: лягушки, ежи, ящерицы и др.)
получаем награду букву
Воспитатель: Почему человеку нужно заботиться о редких животных?
Ответы детей: Потому, что их осталось мало, и они могут совсем исчезнуть. Воспитатель: От кого нужно защищать животных? (предположения детей).
Ответы детей: Плохой человек – самый страшный враг животных. Особенно опасны браконьеры. Они нарушают законы, убивают животных–мам, а детёныши остаются без защиты и погибают.
Воспитатель: Как хорошие люди защищают животных? (предположения детей).
Ответы детей: Люди создают заповедники. Заповедники – это заповедное место, где животные живут спокойно. В Новосибирской области самый большой – это Сузунский заказник
Воспитатель: Туристы могут заниматься пассивной охотой (фотосъемка).
Воспитатель: Какие животные и растения занесены в Красную Книгу?
Ответы детей: Которым грозит полное исчезновение с лица земли.
Воспитатель: Какие животные и птицы Новосибирской области занесены в Красную книгу? (ответы детей).
Ответы детей: звери: Северный олень, выдра, ушастый еж; птицы: черный аист, сапсан; насекомые: бабочка аполлон, некоторые шмели; рыбы: таймень, осетр, ленок, растения: гусиный лук
Воспитатель: Вывод: Помните! Растения – это живые организмы, им больно, только сказать об этом они не умеют и умирают долго и мучительно.
Воспитатель: Ребята, давайте прочитаем, что у нас получилось?
Ответы детей: ДРУГ.
Воспитатель: А, что это значит?
Ответы детей: Человек должен стать другом всего живого на планете.
По тропинке в сад пойдем
Лужи мимо обойдем.
Перепрыгнем ручеек
Посмотрели мы налево
Посмотрели мы направо.
На носочки встанем на солнышко глянем
Вот мы и в группе.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята! Ребята, где мы с вами сегодня побывали?
Воспитатель: Что больше всего вам запомнилось в нашем путешествии?
Воспитатель: Все ли вы соблюдали правила поведения в лесу?
Воспитатель: Что лес дает человеку? (свежий воздух, ягоды, грибы, орехи, лекарственные растения)
Ответы детей: В старину на Руси говорили «Рядом с лесом жить – голодному не быть», «Лес богаче царя», «Лес не только волка, но и мужика досыта кормит»
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь,
Все это называется природа
Давайте же всегда ее беречь!
Воспитатель: Лес - наше богатство. Его надо беречь, соблюдать правила поведения в лесу.
Мы заполнили схему и теперь исполнится моя места! Я стану лесником! И каждый из вас теперь может стать настоящим лесником. В награду Вам – медали и сладкий приятный сюрприз – угощение лесные лакомства (Корзиночка с грибами и орешками).
А еще я оставляю вам игру «Изобретения, подсказанные природой» ведь самые ценные идеи те, что подсмотрены у природы.
Я хочу, чтобы вы заботились о природе, наблюдали за ней. Обязательно поиграйте в эту игру со своими одногруппниками.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.