Конспект занятия по познавательному развитию "Экологическое путешествие по этажам леса"

  • Домашнее обучение
  • Образовательные программы
  • Разработки уроков
  • Домашнее обучение
  • doc
  • 13.10.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: уточнить представление детей о лесе, как о доме, в котором живут растения
Иконка файла материала конспект занятия экологическое путешествие этажи леса.doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ И

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ № 21 «ИСКОРКА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «Экологическое путешествие по этажам леса»

 

 

 

Автор – составитель:

воспитатель

Рудакова А.А.

 

2022 г.


Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «Экологическое путешествие по этажам леса»

 

Цель:

Уточнить представление детей о лесе, как о доме, в котором живут растения и животные.

 

Задачи: 

Обучающие:

Учить детей понимать, что лес – наше богатство.

Формировать у детей представление о многоэтажности леса

Уточнить и расширить представление детей о животных и растениях леса

Учить детей устанавливать взаимосвязи между животными и растениями, учить понимать, что животные приспособлены и живут на том этаже, на котором могут передвигаться, находить пищу, строить дом.

Учить соблюдать правила поведения в лесу

Развивающие:

Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны.

Воспитательные:

Воспитывать духовно-нравственные качества, прививать любовь и бережное отношение к природе.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства.

 

 

Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный, дидактическая игра.

 

Словарная работа: фотосинтез, углекислый газ, эколог, пассивная охота, заказник, браконьер, заповедник

 

Предварительная работа: просмотр презентации «Этажи леса»,

Беседы с детьми о деревьях, растениях, животных, птицах родного края. Беседа с детьми «Правила поведения в лесу». Рассматривание картинок с изображением животных, растений, птиц

Заучивание стихотворений, поговорок о лесе. Разгадывание загадок про животных, растения

 

Предметно–развивающая среда: Плакат «Этажи леса», карточки с изображением деревьев, растений, животных и птиц, Конверты с цифрами от 1 до 5, Д/и «С какого дерева листок», Д/и Лото «Как человек использует деревья» , Д/и «Четвертый лишний», Д/и «Соберите ягоды в лукошко и  назовите их», фотоаппарат, Д/и «Изобретения, подсказанные природой», медали, корзинка с угощением (грибочки)

 

 

Ход занятия:

 

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

 

Организационный момент:

 

Воспитатель:

Давайте встанем в круг:

 

Мы с тобой подружимся,

А потом покружимся,

Снова за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

 

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я мечтаю поступить в школу лесников. Но для этого мне нужно выполнить очень сложное задание, но я слышала, что вы очень умные, любознательные и талантливые дети. Поможете мне?

Ответ детей: (да)

Воспитатель: Ребята, вот смотрите, в школе лесников мне дали карту-схему. Я смотрю на нее и ничего не понимаю. Что же здесь изображено?

 Ответы детей (Этажи леса)

Воспитатель: Зачем же нужны этажи в лесу?

Ответы детей:  Чтобы все растения и животные не мешали друг другу, жили вместе.

Воспитатель:  Какие же вы молодцы! Все знаете! Помогите мне, пожалуйста,  правильно расположить  на карте  животных  и растения по  этажам  леса. А в  награду за каждое правильно выполненное задание вы получите волшебные буквы, из которых можно составить очень важное для природы слово. Я вас приглашаю в путешествие по этажам леса! Но как же нам туда попасть?

Воспитатель:  Ребята, смотрите, какой-то цветок. Что тут спряталось под цветком? Это правила поведения в лесу

 Ответы детей:  Возьмите каждый по одному правилу.

(Дети берут по одному цветку и перечисляют правила)

-Берегите муравейники. Не разоряйте их.

- Не подходите близко к гнездам птиц. Не разоряйте птичьи гнезда!

- Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы нужны природе!

- Не рви цветы!

-Не лови бабочек и других насекомых!

-Не разжигай костер!

-Не лови и не уноси домой диких животных!

Воспитатель: Как вы думаете, что случится, если мы не будем соблюдать правила поведения в лесу?

Ответы детей:

- Случится пожар     

- браконьеры убьют всех животных

- дровосеки вырубят весь лес

-погибнут все животные

Воспитатель. Давайте поместим правила поведения в  нашем лесу на карту-схему

Воспитатель: Что еще спряталось под цветком? Здесь написано «лифт» Кажется я догадалась! Мы будем путешествовать на волшебном лифте! Закрывайте глаза. Как только я досчитаю до одного, глаза открывайте. Готовы? 5.4.3.2.1.

-Откройте глаза. Посмотрите - мы в лесу! Наш волшебный лифт поднял нас на 1 этаж леса

Воспитатель Давайте с вами выясним, что здесь растет и кто же здесь живет?

Подходим к столу с цифрой 1, находим конверт №1

Воспитатель:  Давайте заглянем, что там внутри. Внутри загадки.

– Отгадайте загадку:


Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет

А в иголках круглый год

(Ель)

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки

Но в отличие от елки

Опадают те иголки

(Лиственница)

У меня длинней иголки, чем у елки

Очень прямо я расту

В высоту

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке.

(Сосна)

Он сосне ближайший брат

И растет в Сибири

Он орешками богат –

Нет вкуснее в мире

(Кедр)

Колючая, пахучая,

Зеленая она

Шишки вертикально

Растут ее всегда!

(Пихта)


 

Воспитатель: Каким словом можно обобщить все эти деревья?

Ответы детей (они хвойные)

Воспитатель: Здесь еще одна загадка:

 Стоит над кручей

Богатырь могучий:

Плечи он раздвинул,

Руки пораскинул.

 (Дуб)

Воспитатель: Какие птицы селятся на самом верху? селятся хищники: ястребы, орлы.

Давайте поместим карточки с изображением высоких деревьев и хищных птиц на схему нашего леса.

Получаем в награду букву-подсказку

Воспитатель: Какую кнопку нажимаем дальше?

Ответы детей: (кнопку 2)

Находим стол с «КНОПКА 2»  Находим конверт

Воспитатель: Знаете ли вы, что дают нам деревья? Как человек использует деревья?  

Д/и Лото «Как человек использует деревья»

(книжки с картинками, тетради для учеников, это паркет и мебель в квартирах. Древесину используют для постройки домов, мостов, кораблей. Лес дает нам топливо, мебель, спички, различные изделия. 

Воспитатель:  Вот видите, ребята, какую пользу приносят нам деревья. Значит, их надо что делать?

Ответы детей: Беречь. 

Воспитатель:  Много в лесу деревьев. На 2 этаже растут деревья невысокие. Давайте посмотрим, что это за деревья.

Д/и «С какого дерева листок»

Воспитатель:  Маша, какой листок ты взяла?

Ответы детей: Это березовый/рябиновый/кленовый листок. Он с дерева береза/рябина/клен

Воспитатель:  Какие птицы живут в дуплах деревьев?

Ответы детей: Дятел, синица, совы

Воспитатель:  Кто еще живет на верхних этажах? 

Ответы детей: Это бабочки, жуки, лесные осы и пчелы, комары

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.

карточки с изображением деревьев и животных помещаем на схему леса, получаем 2-ую букву-подсказку

 Воспитатель: Нажимаем кнопку 3

 «КНОПКА 3» 

Воспитатель: Между деревьями растет кустарник и молодые деревца. Как называется этот этаж?

Ответы детей: Этот этаж носит особое название: подлесок.

Воспитатель: Чем кустарник отличается от дерева?

Ответы детей: (Кустарник обычно ниже дерева, имеет несколько стволиков, не такие высокие как деревья, ветви растут от корня). Многолетние растения

У кустарников стволов несколько, но они древесные.

Воспитатель: Помогите мне выбрать кустарники. Что вы выбрали?

Д/и «Четвертый лишний»

Ответы детей: Калину, малину, шиповник, жимолость

карточки с изображением кустарников помещаем на карту схему

Воспитатель: А для чего нужны кусты?

Ответы детей: Это дом для птиц и зверей

Воспитатель: Кто же устраивает свои гнёзда на кустарниках?

Дети: Это певчие птицы соловьи, дрозды, зяблики, овсянка, синицы.

получаем 3-ю букву-подсказку

Нажимаем кнопку 4«КНОПКА 4» - (ягоды), травы, цветы

 Идем к столу с цифрой 4.

 Воспитатель: Ой, ребята, а вот про этот этаж я вообще ничего не знаю. Только знаю, что он называется «лесная аптека»

Воспитатель: Что же здесь растет?

Ответы детей: Здесь растут ягоды: черника, земляника, брусника

Д/и «Соберите ягоды в лукошко и  назовите их»

Воспитатель: Сколько здесь цветов! Давайте полюбуемся цветами и сфотографируем их на память. Воспитатель: Валя, какой цветок ты фотографируешь?

Ответы детей (Я фотографирую тысячелистник, зверобой, валериана, мать-и-мачеха, гусиный лук)

Ответы детей: Сфотографированные цветы помещаем на схему

Воспитатель:  Что нужно для роста растений?

Ответы детей (Свет, вода, Углекислый газ)

Д/и «Фотосинтез»

карточки с изображением ягод и цветов помещаем на схему, в награду буква подсказка

Нажимаем кнопку 5 (мох, грибы, лишайники)

Идем к столу с «КНОПКОЙ 5» - мхи, лишайники, грибы

Воспитатель:  Это нижний этаж лесного дома. Ученые-биологи называют его нижним ярусом.

Давайте с вами посмотрим, кто же живет  на нижнем этаже? 

Воспитатель: 

И на горке, и под горкой

Под березой, и под елкой

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят

Ответы детей: Это грибы.

(Карточки различных видов грибов) 

Воспитатель:  Какие грибы узнали?

Ответы детей: Мухомор, подосиновик, подберезовик, опята

Воспитатель:  Что вы знаете о мхах и лишайниках?

Ответы детей: ягель – это пища для северных оленей

карточки с изображением мха и лишайника помещаем на схему

Воспитатель: В доме важен каждый кирпичик и каждый его житель

Есть у каждого свой дом,

Нам тепло, уютно в нем,

И лесным животным тоже

Домик свой найти поможем.

Игра на внимание: «Летает, не летает».

Воспитатель: Если я называю летающее существо, вы машете руками, если зверя – приседаете.

Воспитатель:  Соловей, медведь, кукушка, чайка, заяц, муха, жираф, снегирь, носорог, ласточка, шмель, варан, журавль.

Воспитатель: Давайте заселим наш лесной дом животными.

Воспитатель: Какие птицы вьют свои гнёзда прямо на земле?

Ответы детей: тетерева

Воспитатель: Кого из животных мы поселим в подвал? Кто живет под землей?

Ответы детей:  (крот, мышь (помещают их изображения на схему)

Воспитатель: А знаете ли вы, какой лесной зверь самый большой? Отгадайте про него загадку:

Горбоносый, длинноногий

Великан ветвисторогий,

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге,

Коль встретить такого довелось,

Знайте, дети это ... (лось).

Воспитатель: А какой зверь в нашем лесу самый хищный? (Волк).

Воспитатель: Какой самый хитрый? (Лиса).

Воспитатель:  Кто самый быстроногий? (Заяц).

Воспитатель:

Возле дуба, острым рылом

Деловито землю рыл он.

Видно, желуди искал.

я пугать его не стал,

Не спугнул и мой Полкан,

Очень грозен был ... Кто?

Воспитатель: Правильно, это кабан.

Воспитатель:  Какие еще животные живут на этом этаже?

Дети называют и помещают их изображения на схеме: лягушки, ежи, ящерицы и др.)

получаем награду букву

Воспитатель: Почему человеку нужно заботиться о редких животных?

Ответы детей: Потому, что их осталось мало, и они могут совсем исчезнуть.  Воспитатель:  От кого нужно защищать животных? (предположения детей).

Ответы детей: Плохой человек – самый страшный враг животных. Особенно опасны браконьеры. Они нарушают законы, убивают животных–мам, а детёныши остаются без защиты и погибают.

Воспитатель: Как хорошие люди защищают животных? (предположения детей).

Ответы детей: Люди создают заповедники. Заповедники – это заповедное место, где животные живут спокойно. В Новосибирской области самый большой – это Сузунский заказник

Воспитатель: Туристы могут заниматься пассивной охотой (фотосъемка).

Воспитатель: Какие животные и растения занесены в Красную Книгу?

Ответы детей: Которым грозит полное исчезновение с лица земли.

Воспитатель: Какие животные и птицы Новосибирской области занесены в Красную книгу? (ответы детей).

Ответы детей: звери: Северный олень, выдра, ушастый еж; птицы: черный аист, сапсан; насекомые: бабочка аполлон, некоторые шмели; рыбы: таймень, осетр, ленок, растения: гусиный лук

Воспитатель: Вывод: Помните! Растения – это живые организмы, им больно, только сказать об этом они не умеют и умирают долго и мучительно.

Воспитатель: Ребята, давайте прочитаем, что у нас получилось?

Ответы детей: ДРУГ.

Воспитатель:  А, что это значит?

Ответы детей: Человек должен стать другом всего живого на планете.

 

По тропинке в сад пойдем

Лужи мимо обойдем.

Перепрыгнем ручеек

Посмотрели мы налево

Посмотрели мы направо.

На носочки встанем на солнышко глянем

Вот мы и в группе.

 

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята! Ребята, где мы с вами сегодня побывали?

Воспитатель: Что больше всего вам запомнилось в нашем путешествии?

Воспитатель: Все ли вы соблюдали правила поведения в лесу?

Воспитатель: Что лес дает человеку? (свежий воздух, ягоды, грибы, орехи, лекарственные растения)

Ответы детей: В старину на Руси говорили «Рядом с лесом жить – голодному не быть», «Лес богаче царя», «Лес не только волка, но и мужика досыта кормит»

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь,

Все это называется природа

Давайте же всегда ее беречь!

Воспитатель: Лес - наше богатство. Его надо беречь, соблюдать правила поведения в лесу.

Мы заполнили схему и теперь исполнится моя места! Я стану лесником! И каждый из вас теперь может стать настоящим лесником. В награду Вам – медали и сладкий приятный сюрприз – угощение лесные лакомства (Корзиночка с грибами и орешками). 

А еще я оставляю вам игру «Изобретения, подсказанные природой» ведь самые ценные идеи те, что подсмотрены у природы.

Я хочу, чтобы вы заботились о природе, наблюдали за ней. Обязательно поиграйте в эту игру со своими одногруппниками.