Конспект занятия по произношению на тему "Гласные звуки и буквы"
Оценка 5

Конспект занятия по произношению на тему "Гласные звуки и буквы"

Оценка 5
doc
07.06.2023
Конспект занятия по произношению на тему "Гласные звуки и буквы"
«Гласные звуки и буквы».doc

Конспект фронтального логопедического занятия теме «Гласные звуки и буквы»

Цель: Развитие фонетико-фонематической стороны речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

- учить детей различать звуки А, О, У, И, Э, Ы по акустико-артикуляционным характеристикам, подбирать слова (картинки) на заданный звук.

Коррекционно-развивающие:

- развивать у детей фонематические процессы;

- закреплять понятие «гласный звук»;

- развивать умение выделять гласные звуки в начале, середине и конце слова;

- развивать умение соотносить звуки и буквы;

- развивать моторный праксис и просодические компоненты речи.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.

Материалы и оборудование:

- магнитная доска;

- Игра «Весёлый пират» (картинки с гласными звуками вначале, середине, конце слов);

- схемы«Звуки - буквы»«Домик» (место звука в слове);

- мяч;

- картинки с изображением артикуляции гласных звуков.

Образовательные области:

- социально-коммуникативное развитие,

- речевое развитие,

- познавательное развитие.

Виды детской деятельности:

- игровая;

- двигательная;

- коммуникативная.

Предварительная работа:

- разучивание артикуляционной гимнастики;

- разучивание пальчиковой гимнастики;

- разучивание физкультминуток (движение с речью);

- развитие дыхания и голоса;

- дидактические игры на развитие фонематического слуха«Назови три слова на звук…»«Хлопай, не зевай»«Замени звук»«Найди место звука в слове»,«Запомни, повтори»«Поймай звук»«Выдели звук»«Топай- хлопай»;

- продуктивная деятельность: раскрашивание картинок начинающиеся нагласные звуки; лепка гласных букв; рисование красками гласных букв, дорисовывание недописанных букв.

- работа с родителями: рекомендации придумывать совместно с детьми слова, находить предметные картинки на гласные звуки (начало, середина, конец слова) и приклеивать их в тетрадях для домашнего задания, использовать дидактические игры дома для закрепления знаний; повторять и закреплять знания детей артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Методы и приемы:

- Словесный (вопросы, объяснение).

- Наглядный (картинки, показ артикуляции).

- Игровой (дидактические игры)

- Практический (упражнения).

Ход занятия.

I. Организационный момент.

- Сегодня я предлагаю вам отправиться на волшебный остров Звукобуковия. Там живут Весёлый Пират и его верный друг – попугай Кеша (выставляется на доску картинка). Однажды Весёлому Пирату стало скучно, и он решил научить своего попугая Кешу разговаривать. Бедный Кеша совсем запутался в гласных звуках. Он очень просит вас помочь ему хорошо запомнить эти звуки.

II. Основная часть.

- Ребята, чтобы красиво говорить, нужно каждый день делать гимнастику для язычка, губ. Веселый пират спрашивает, а вы делаете гимнастику для язычка?(Да.)

1) Артикуляционная гимнастика

Звуки гласные мы знаем,

Без труда их различаем.

Вызываем по порядку

Наши звуки на зарядку.

• [А] — Откройте шире рот,

Как огромный бегемот!

Подразнить его охота –

Пошутим над бегемотом. («Окошко»)

• [И] — Улыба, весельчак,

Он смеется звонко, так.

Вот понравится лягушкам -

Губы тянем прямо к ушкам! («Улыбочка»)

• [У] — Надул капризно губки,

Подними скорее руки!

В гости к нам пришел слоненок –

Удивительный ребенок.

На слоненка посмотри –

Губы хоботом тяни! («Трубочка»)

• [Ы] — Хоть гласный, но тихоня,

Все зевает он спросонья.

Отдохнул и потянулся,

Влево, вправо повернулся,

Вот так,вот так:

Тик-так, тик-так. («Часики»)

• [Э] — В задумчивом сомненье,

Он высказывает мнение.

Язычок вдруг разленился,

На крылечке развалился. («Блинчик»)

• [О] — округлив побольше губы,

О, прикрыл немного зубы.

На качелях О катался:

Вверх летел и вниз спускался. («Качели»)

2) Работа над развитием дыхания и голоса.

Нет для них нигде преграды.

Петь мы эти звуки рады.

А, У, О, Ы, Э, И –

Вот такие все они.

3) Объявление темы занятия.

- Сегодня мы с вами расскажем Попугаю Кеше, что мы уже знаем гласные звуки и буквы. (Перед детьми схема-подсказка «Звуки - буквы»).

- Вспомните, что мы слышим и произносим? (Звуки.)

- Что мы читаем и пишем? (Буквы.)

- Какие звуки мы называем гласными? (Гласными называются звуки, которые можно петь и тянуть. Когда мы их произносим воздух не встречает преграды.)

- Каким цветом они обозначаются? (Красным.)

- Теперь уже и попугай готов произносить вместе с вами красиво гласные звуки. Подскажите Кеше сколько в русском языке гласных звуков(Шесть.)

4) Развитие фонематического слуха. Упражнение «Комарики»

- На острове очень много комариков. Они мешают Кеше быть внимательным. Давайте их разгоним.

Логопед предлагает детям прослушать внимательно звуки русского языка, которые он будет произносить и хлопнуть в ладоши, услышав гласный звук. Педагог отчетливо произносит каждый из звуков:

а, о, с, у, т, э, п, к, и, ы, п.

5) Фонетический анализ и синтез звуковых сочетаний. Упражнение «Ушки на макушке»

- Давайте с вами поиграем в камешки. Я буду вам бросать камешки и называтьзвуки. А вы – возвращать мне «песенку» из этих звуков.

Логопед«бросая» камешки, отчетливо произносит сочетания звуков, последовательно усложняя задание. Дети воспринимают их только на слух и называют количество, порядок звуков в сочетании:

ау, уа, аи, уиа, оыа, аои.

6) Фонетический анализ и синтез слов.

- На своем острове Весёлый Пират нашел много золотых монет. Они с Кешей решили навести порядок и разложить монетки по сундучкам. Но опять все перепутали… Давайте им поможем! Посмотрите, вот сундуки, а на них написаныбуквы. Прочитайте, какие буквы тут написаны? (Логопед просит ребёнка назвать буквы (вспомнить и произнести названия букв). Если ребёнок затрудняется, логопед сам чётко называет буквы. После этого, логопедраскладывает монеты Пирата с изображёнными на них картинками на определённые звуки.) Рассмотрите картинки, чётко назовите нарисованный предмет, выделите гласный звук в слове и поместите картинку в соответствующий сундучок, а на домике Пирата отметьте бусинкой то окошечко, где слышится звук в данном слове. (При правильном выполнении задания ребёнок размещает монеты Пирата с изображением возле нужного сундучка и называет позицию выделенного звука в слове.)

7) Динамическая пауза. Игра «Гласные звуки»

Дети повторяют движения и текст вслед за логопедом:

Гласных звуков только шесть,

Их легко пропеть,прочесть:

[А] – на Астре расцветает,

[И] – на Иволге летает,

[О] – на Ослике сидит,

[У] – на Улицу глядит,

[Э] – на Эхо отозвался,

[ы] - во внутрь слов забрался,

СЫром тЫкву закусил

И добавки попросил!

- Попугаю Кеше очень нравится с вами играть и он предлагает вам еще игру«Три слова». Вставайте в круг, приготовьте руки. Я буду бросать вам мяч и называть гласный звук, а тот, кто поймает должен назвать три слова, начинающихся с этого звука.

III. Итог занятия.

- Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с весёлыми жителями острова Звукобуковия и вспомним чем мы сегодня занимались. (Мы вспоминали гласные звуки и буквы.)

- Сейчас я проверю, как вы запомнили артикуляцию гласных звуков. Я буду беззвучно произносить звуки, а вы отгадайте какой звук я хотела сказать.


Конспект фронтального логопедического занятия теме «

Конспект фронтального логопедического занятия теме «

Предварительная работа : - разучивание артикуляционной гимнастики; - разучивание пальчиковой гимнастики; - разучивание физкультминуток (движение с речью) ; - развитие дыхания и голоса; - дидактические…

Предварительная работа : - разучивание артикуляционной гимнастики; - разучивание пальчиковой гимнастики; - разучивание физкультминуток (движение с речью) ; - развитие дыхания и голоса; - дидактические…

Вызываем по порядку Наши звуки на зарядку

Вызываем по порядку Наши звуки на зарядку

О, прикрыл немного зубы. На качелях

О, прикрыл немного зубы. На качелях

Фонетический анализ и синтез слов

Фонетический анализ и синтез слов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2023