Конспект НОД по рисованию в подготовительной к школе группе №6
«Гжельская тарелочка».
Художественно-эстетическое развитие
Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе
«Гжельская тарелочка».
Цель: ознакомление с видами народного творчества – художественной росписью.
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с гжельской росписью, ее историей.
• Закрепить умения детей видеть и выделять характерные элементы росписи: точки, прямые и волнистые линии, мазок «Капелька», мазок с тенью, цветы, листья.
• Побуждать проявлять фантазию и самостоятельность в создании узоров по мотивам гжельской росписи.
• Развивать чувство цвета, умение составлять композицию узора, выделяя ее основную часть.
• Воспитывать в детях умение любоваться гжельской росписью, отличать ее своеобразие, колорит, нежность.
• Воспитывать интерес и уважение к труду гжельских мастеров – умельцев.
Предварительная работа: беседа о народном творчестве, знакомство с промыслом Гжели, рассматривание иллюстраций, посуды, игрушек, изделий народных мастеров, изготовление тарелок папье-маше.
Материалы и оборудование: изделия гжельских мастеров ( художественные фотографии, дидактические альбомы, плакаты), таблицы «Гжельская посуда», «Элементы гжельской росписи», посуда папье-маше для выполнения росписи, краски гуашь, кисти, стаканчики для воды, салфетки, аудиозапись.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Дети проходят и присаживаются на стульчики, которые стоят на ковре.
Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся, улыбнемся друг другу и начнем наше занятие!
Послушайте, пожалуйста, стихотворение:
Наш любимый край – Россия,
Где в озерах синева,
Где березки молодые
Нарядились в кружева.
Небо синее в России.
Реки синие в России.
Васильки и незабудки
Не растут нигде красивей.
Как называется наша Родина?
Дети: Россия.
Воспитатель: Славится наша Родина своими мастерами. Издавна русский народ передает свою любовь к Родине, ее величию и красоте в своем мастерстве. Не зря говорят в народе: «С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся!»
И сегодня на занятии мы с вами познакомимся с мастерством гжельской росписи.
2. Основная часть.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам совершить путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений гжельских народных умельцев. Я приглашаю вас на выставку гжельских изделий.
Дети проходят к выставке.
Воспитатель: Посмотрите, какое разнообразие гжельской посуды! Мастера изготавливают изделия и для торжественных случаев и на каждый день. Вещи получаются на радость людям – красивые и веселые.
Давайте рассмотрим изделия гжельской росписи. Полюбуйтесь на красивую роспись гжельских мастеров. Они вам нравятся?
Ответы детей.
Воспитатель: Чем нравятся?
Ответы детей.
Воспитатель: Какие цвета присутствуют на гжельской росписи?
Ответы детей.
Воспитатель: Все эти изделия называют: «Гжель, гжельскими».
Ребята, посмотрите внимательно, ничего не замечаете? Обратите внимание на эту тарелку, вроде бы и синий узор на ней, можно ли сказать что это гжель? А почему?
Ответы детей.
Правильно!
А теперь я расскажу вам быль. Что такое «быль»?
Ответы детей.
Воспитатель: Быль – это то, что было в действительности, происходило на самом деле.
Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.
Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.
Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.
Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.
Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?
Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.
Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.
Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель».
На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
Воспитатель: Понравилась вам быль о Гжели, дети?
Дети: Да.
Воспитатель: Гжельские узоры приятно рассматривать.
Их можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых или расписанных, и на одежде, на постельном белье. Самый излюбленный узор – гжельская роза.
Чем отличается гжель? Да, прежде всего своим цветом. Синий на белом фоне. По белому фону ведет рука художника кисточку с краской и все, что рисует кисть, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Всего одна краска …, а какая нарядная и праздничная получается роспись!
А теперь, дети, опишите элементы узора, как они расположены на изделии?
Дети: Кружки, точки, полосы, сеточка, завитки, дуги, волнистые линии, капельки.
Воспитатель: А какие цвета применяют гжельские мастера для росписи своих изделий?
Дети: Гжельские мастера для росписи своих изделий применяют синие и голубые цвета.
Воспитатель: Правильно, ведь не зря гжельские изделия называют «Сине-голубое чудо».
Есть авторы, которые глядя на гжельские узоры, пишут стихи. Послушайте, пожалуйста, одно из них:
В старом халате художник
Кисточку с краской берет,
По белоснежному фону
Нежно он ею ведет.
Вдруг появляется птица,
Синяя птица мечты,
Синяя сетка узоров -
Синие листья, цветы.
Смотришь на гжельское чудо -
Даже не веришь глазам!
Смело бери в руки кисти -
Станешь художником сам!
Мне бы очень хотелось, чтобы и вы сейчас на некоторое время тоже превратились в художников.
Но сначала мы с вами немного отдохнём.
Физкультурная минутка.
Наши синие цветы распустили лепестки,
(дети встают со стульчиков, поднимают руки вверх)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
(качают руками вправо-влево)
Наши синие цветы закрывают лепестки,
(соединяют руки над головой)
Тихо засыпают, головой качают.
(руки под щеку, затем качают головой)
Завтра утром все цветки
Вновь распустят лепестки.
(снова руки вверх и покружиться)
Воспитатель: А сейчас я приглашаю всех в творческую мастерскую.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Дети, я покажу вам, как можно передать элементы узора на бумаге с помощью кисти и красок.
У вас на столе стоит синяя и белая краска, есть палитра. Посмотрите внимательно на узоры,художники здесь использовали не просто синий и белый цвет, они использовали разные оттенки синего цвета, и светлые и темнее. Чтобы получить нужный цвет, нужно смешать на палитре синюю и белую краску, для этого набираем на кисть синюю краску и переносим ее на палитру, промываем кисть, осушиваем о салфетку, берем капельку белой краски и добавляем ее в синюю, и так делаем несколько раз, пока не получим нужный цвет.
Одним из главных элементов росписи является гжельская роза, художники обычно располагают ее в центре и вокруг прорисовывают узоры – полоски, завитки.
Посмотрите, как я буду рисовать завитки - петельные линии. Я держу толстую кисть у железного наконечника, наклонно обмакиваю в синюю краску, лишнюю краску снимаю о край, или промакиваю о салфетку, и веду плавные линии сверху вниз, делаю гжельский завиток и опять возвращаюсь вверх, и снова вниз, плавно, всей кисточкой. Так же рисую линии, обмакивая кисточку в краску, и не отрывая ее от бумаги, веду прямую линию.
Кисть прикладываю плашмя, получается мазок. А из них получаются цветы, листья.
Рисую концом кисти – получаются тонкие линии, можно взять другую кисть – тонкую и прорисовать тонкие линии.
А как сделать, чтобы получилась широкая полоса? Широкие полосы получаются, когда рисую боковой стороной ворса.
Я сначала потренируюсь на полоске, а потом буду украшать свою тарелочку.
В центре тарелочки рисую гжельскую розу, добавляю завитки, точки, бордюрчики.
Вот такая у меня получилась тарелочка!
Давайте вместе в воздухе нарисуем элементы гжельской росписи.
На столах у вас лежат полоски, на них мы потренируемся рисовать узоры, а потом приступим к самому интересному, будем расписывать наши тарелочки, которые мы с вами смастерили.
Дети в воздухе рисуют элементы гжельской росписи.
Воспитатель: Возьмите полоску и попробуйте на ней нарисовать узоры, такие, какими вы потом будете украшать свою тарелочку.
Будьте внимательны и аккуратны. А чтобы работа ладилась, да спорилась, я включу вам музыку.
Но сначала, нужно приготовить наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика «Помощники».
Раз, два, три, четыре,
(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить)
Мы посуду перемыли:
(одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
(загибают пальчики по одному, начиная с большого)
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли,
(одна ладонь скользит по другой)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
(загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали.
(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить)
Воспитатель: Ну вот, наши пальчики размялись, теперь можно приступить к работе.
Самостоятельная деятельность детей.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Посмотрите, какая красота получилась, какие сказочно красивые узоры и это притом, что в росписи использовался всего один цвет – синий. Дети, какие красивые рисунки у вас получились, вы настоящие мастера!
С творчеством народных мастеров какого промысла мы сегодня познакомились?
Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи?
Почему работы гжельских мастеров напоминают нам о зиме?
Было ли вам интересно?
Что запомнилось на занятии? Понравилось? Не понравилось?
Что вы можете сказать о своих работах? Всё ли удалось, почему?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.