Тема: «Россия в эпоху петровских преобразований.
Экономическое и социальное развитие в XVIII веке. Народные движения»
Цель-сформировать представление об основных направлениях и задачах внешней и внутренней политики Петра 1.Развивать умения структурировать материал, давать собственну Цели урока:
Задачи урока:
• развивающая — развитие у учащихся навыков заполнения таблицы, умения выделять главное, анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи;
· образовательная — выяснение причин реформ, развитие реформ и их итоги;
· воспитательная — формирование учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений определенного исторического периода; расширить представления о роли и значении личности в истории, развитие навыков работы в группе на основе товарищества, добрососедства, толерантности, дисциплинированности
Оборудование:
•
раздаточный материал (форма заполнения таблицы, документы)
• компьютер в кабинете;
• мультимедийный проектор;
Проблемный вопрос: Петр I – великий реформатор или великий тиран?
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Проверка подготовленности классного помещения к уроку.
Организация внимания.
II. Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала
В начале занятия озвучить эпиграф урока
Самодержавную
рукою
Он смело веял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал её предназначенье.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
А.С. Пушкин
Исходя
из эпиграфа к уроку, определите, о ком мы сегодня будем говорить?
Обучающиеся высказывают свое мнение. Ассоциативный
ряд.
Просмотр видеофрагмента 2.13 биография-9.34
Работа с карточкой-тренажером. Составление
опорного конспекта.
Карточка-тренажер
Уровень 3-4. Составление опорного конспекта
Петр I
(годы жизни, годы правления)
1. Краткий биографический очерк. (Кто родители, как пришел к власти и т.д.)
2. Характеристика деятельности
2.1.Внешняя политика
Азовские походы (годы)
Причины:
-
-
События:
1 Азовский поход (год и кратко что произошло)
2 Азовский поход (год и кратко что произошло)
Итог
Великое посольство
Состав:
Цель-
Результат
Северная война (годы)
Причины Северной войны:
-
-
Участники: противник- …. союзники- …
Ход войны
1700-
1703-
1708-
1709-
1714-
1721-
Итоги Северной войны:
Каспийский поход (годы)
Цель-
События-
Итоги:
2.2 Внутренняя политика
Цель проводимых преобразований-
! вернитесь на стр.129, продолжите работу со слов «После бунта 1698г…»
Ø Военное дело
-
Ø Образование
-
Ø Управление
-
Ø Церковная политика
-
Ø Экономика и социальный строй (стр.137)
-
Ø Крепостничество
-
Уровень 5. Работа с документом
Значение петровских преобразований
Историк XIX века М.П. Погодин о значении реформ Петра I.
Мы просыпаемся. Какой ныне день? 1 января 1841 года-Петр Великий велел считать месяцы от января.
Пора одеваться – наше платье сшито по фасону, данному Петром Первым, мундир по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он; шерсть настрижена с овец, которых развел он.
Попадается на глаза книга – Петр Великий ввел в употребление этот шрифт и сам вырезал буквы. Вы начнете читать ее – этот язык при Петре Первом сделался письменным, литературным, вытеснив прежний, церковный.
Приносят газеты – Петр Великий их начал.
Вам нужно искупить разные вещи – все они, от шелкового шейного платка до сапожной подошвы, будут напоминать вам о Петре Великом: одни выписаны им, другие введены им в употребление, улучшены, привезены на его корабль, в его гавань, по его каналу, по его дороге.
За обедом от соленых сельдей и картофеля, который он указал сеять, до виноградного вина, им разведенного, все блюда будут говорить вам о Петре Великом.
После обеда вы едете в гости – это ассамблея Петра Великого. Встречаете там дам – допущенных до мужской компании по требованию Петра Великого.
Пойдем в университет – первое светское училище учреждено Петром Великим. Вы получаете чин – по „Табели о рангах“ Петра Великого. Чин доставляет мне дворянство – так учредил Петр Великий. Мне надо подать жалобу – Петр Великий определил ей форму. Рассудят – по Генеральному регламенту. Вы вздумаете путешествовать – по примеру Петра Великого; вы будете приняты хорошо – Петр Великий поместил Россию в число европейских государств и начал внушать к ней уважение, и проч., и проч., и проч.
Вопросы к документу:
-Какие новшества автор статьи не назвал?
-Оцените деятельность Петра 1.
-Почему народ не слагал песен, прославляющих победы Петра I, его деяния?
Этап закрепления новых знаний
Вернемся к вопросу, поставленному в начале занятия.
Петр I – великий реформатор или великий тиран?
Организация дебатов: класс делится на две группы:
1 группа - Петр I – великий реформатор
2 группа - великий тиран.
Подводятся итоги и задается вопрос, а есть ли актуальность изучаемой темы с
сегодняшним днём?
Этап. Домашнее задание
Выучить конспект по пройденной теме. Читать параграф учебника 43-46. Написать эссе по теме: «Влияние деятельности Петра 1 на развитие моего края».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.