Конспект логопедического занятия
по теме: «Весна»
Подготовила: Цой В.А
Цель: формировать умение составлять связный рассказ о весне с помощью мнемосхем.
Задачи НОД:
Познавательное развитие: Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны; Расширить представления детей о сезонных изменениях природы весной; Воспитывать любовь к природе; формировать положительно - эмоциональное отношение к красоте весенней природы;
Социально - коммуникативное развитие: Воспитание у детей активности, инициативности, самостоятельности, творческих способностей, воображения; Воспитывать в играх доброжелательное отношение между детьми; Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
Речевое развитие: Активизировать речь детей, побуждая строить ответы в виде полных предложений; Обогащать детский словарь. Выработка полноценных движений и определенных положений. Художественно эстетическое развитие: Учить слушать музыку. Развивать чувство ритма.
Физическое развитие: Развитие координации речи с движением; Развитие двигательной активности. Поднятие общего тонуса детского организма и улучшение кровообращения.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная
Активизация словаря: приметы весны: становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются цветы;
Оборудование: ноутбук, презентация к занятию, экран, аудиозапись « Весна», указка-сосулька.
Демонстрационный материал: мнемосхемы, мнемотаблица о весне, мольберт
Раздаточный материал: детали-заготовки для составления солнышка, счетные палочки, раскраски о весне
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций по теме «Весна», наблюдение во время прогулок, чтение произведений художественной литературы о весне; работа над составлением мнемосхем.
Планируемые результаты: сформированы расширенное преставление о весне как времени года; у детей сформирован навык употребления слов-антонимов формируется умение составлять рассказ по заданной теме с использованием мнемосхем;
Ход НОД
Организационный момент. Эмоциональный настрой. Дети входят в зал под негромкую музыку. (Слайд 1)
Логопед : Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас и ваши добрые лица! Сегодня у нас необычное занятие, на нем присутствуют гости.
Давайте всех поприветствуем.
Логоритмика «Здравствуй, солнце золотое» (Слайд 2)
Цель: выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью.
Здрaвствуй, небо голубое! |
Руки поднять вверх |
Здрaвствуй, солнце золотое! |
Руками над головой описать большой круг |
Здрaвствуй, вольный ветерок! |
«показать» ветерок |
Здрaвствуй, солнечный денек! |
Раскрыть руки |
Здравствуй, маленький дубок! |
Показать дубок |
Динь-дон, динь-дон |
Прислушиваться |
Слышим мы капели звон, |
|
Улыбнуться нам пора, |
Повернуться друг к другу и улыбнуться |
С добрым утром, детвора! |
II Основная часть
Логопед: Давайте, расскажем нашим гостям о весне. Но чтобы лучше справиться с поставленной задачей, сделаем гимнастику для нашего язычка.
Артикуляционная гимнастика (Слайд 3)
Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Логопед: Давайте, расскажем чистоговорку, про весну,
в которой, четко будем каждый звук. (Слайд 4)
А – а - а к нам пришла весна
У – у - у я на улицу хочу!
О – о - о как весною хорошо
Цы – цы - цы прилетели к нам скворцы
Ы – ы - ы зацветают все сады
На - на - на травка первая видна
Да - да - да в ручейке журчит вода
Га - га - га тают белые снега
Молодцы!
Логопед: Сначала расскажем, какая у нас бывает весна. У меня есть сосулька не простая, а волшебная, тот, до кого дотронется волшебная сосулька, тот и отвечает. (Дети встают в круг)
Игра «Волшебная сосулька».
Цель: обогащать словарь детей прилагательными, развивать умение подбирать слова-прилагательные
Логопед: Весна (какая?): теплая, нежная, веселая, долгожданная, солнечная, дождливая, ранняя, поздняя, долгая, радостная, ветреная. - Ручеёк( какой): весёлый, шумный, быстрый, говорливый, холодный.
Логопед: Молодцы. Как много вы знаете о весне! Ребята, а вы зиму с весной не перепутаете? Давайте проверим!
Игра «Скажи наоборот».
Цель: развивать умение подбирать антонимы.
Логопед: Ребята, сейчас я вам буду говорить словосочетания о зиме, а вы мне будете называть словосочетания о весне с противоположным значением, а чтобы нам легче было выполнить задание, Зима ушла, а весна (пришла). Зима холодная, а весна (тёплая). Зимой сугробы высокие, а весной (низкие). Зимой лед толстый, а весной (тонкий). Зимой день короткий, а весной (длинный). Зимой воздух холодный, а весной (теплый). Зимой птицы поют тихо, а весной (громко). Зимой медведь спит, а весной - (просыпается).
Логопед: Все правильно ответили, молодцы!
А сейчас мы будем искать картинки только с весенними приметами.. (подходят к экрану)
Игра «Найди картинки с признаками весны». (Слайд 5)
Цель: развивать логическое мышление, зрительное внимание, мелкую моторику, инициативность, координацию движений самостоятельность, мышление.
Логопед: Молодцы, ребята, вы правильно нашли картинки про весну. А сейчас мы подойдем к столам и соберем солнышко.
Игровое упражнение «Солнышко» (Слайд 6)
Цель: развитие мелкой моторики, координации, зрительного восприятия, произвольного внимания, памяти, мышления, речи.
1 пара детей выкладывает солнышко из счетных палочек
2 пара детей собирает солнышко из прищепок
Самомассаж «Солнышко» (Слайд 7)
Цель: поднять общий тонус детского организма и улучшить кровообращение.
Солнце с неба посылает Лучик, лучик, лучик |
движения по лбу от середины к вискам |
И им смело разгоняет Тучи, тучи, тучи |
плавные зигзагообразные движения по лбу.
|
Лучик нежно согревает Щёчки, щёчки, щёчки
|
потирают щёчки |
Солнышко на носик ставит Точки, точки, точки |
постукивают пальцем
|
Золотят веснушки деток Очень нравится им это. |
легкие постукивания пальчиками по щёчкам и подбородку |
Составление предложений по мнемосхемам. (Слайд 8)
Цель: упражнять детей в умении составлять предложения о весне с использованием мнемосхем; развивать высшие психические функции: память, внимание, образное мышление.
Логопед: Ребята, посмотрите на мольберт, на нем зашифрованы слова о весне. Давайте мы их прочитаем, и составим предложения.
Логопед: Ребята, составьте предложение по схеме.
(Один ребенок преобразует, символы в образы и составляет предложение «Весной ярко светит солнце». И так дети со всеми схемами составляют отдельные предложения).
Примеры составления предложений по схемам: Весной ярко светит солнце. Тает снег. Бегут ручьи, дети пускают кораблики. На деревьях набухают почки, появляется трава. Просыпаются медведь и ежик. Из теплых краев возвращаются перелетные птицы. Просыпаются насекомые. Весной появляются первые цветы подснежники.
Логопед: Молодцы ребята, замечательные предложения о весне вы составили. Сейчас свершится чудесное превращение. Влево вправо повернись и в подснежник превратись. (Дети встают в круг)
Физкультминутка «Подснежники». (Слайд 9)
Вот подснежники проснулись |
(встают, протирают глаза), |
Улыбнулись |
(улыбаются) |
Потянулись |
(тянутся) |
Раз росой умылись |
(умываются |
Два изящно покружились |
(кружатся), |
Три нагнулись и присели |
(наклоняются и приседают) |
И на солнце поглядели |
(Поднимают голову вверх). |
Молодцы! Вы были настоящими цветочками. Влево вправо повернись и в ребяток превратись.
Логопед: Мы с вами рассказали о весенних приметах, а теперь побудем писателями и составим интересный рассказ о весне, а помогут нам в этом схемы-картинки - что бывает весной.
Логопед: Ребята, как будет назваться наш рассказ? (Весна). (Один ребенок составляет рассказ по мнемотаблице).
Логопед: Молодцы, ребята. Интересные у вас получились рассказы.
III Заключительная часть.
Подведение итогов. Рефлексия
Логопед: Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами говорили? А что вам больше всего понравилось?
Молодцы, ребята. (Слайд 10) На память о нашей встрече я дарю вам подарок (В зал приносят большой конверт с раскрасками ). До свидания!
Список используемой литературы:
1. Л. Г. Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи. Интегрированные занятия».
2. С. Д. Сажина «Технология интегрированного занятия в ДОУ».
3. Н. В. Нищева «Кабинет логопеда. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики».
4. Л.Е Кыласова Развитие речи. Конспекты занятий с детьми / Волгоград. 2012г. 236с.
5. О.С Ушакова. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. - М.: 2010г.
6. «Логопедические занятия в детском саду»- средняя группа, Москва «Скрипторий 2003» 2014г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.