СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЮЗОМ «ПОТОМУ ЧТО».
Цель: - Учить составлять и использовать в речи сложноподчинённые предложения с союзом «потому что».
Оборудование: презентация со слайдами.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Дети, я хочу рассказать вам историю про одного мальчика. Этот мальчик очень любит задавать всем вопросы. Например, он спрашивает: «Почему трава зелёная?», «Почему небо голубое?», «Почему дует ветер?» «Почему идёт снег?» Все вокруг называют мальчика Почемучкой, и только его мама знает, что когда её сын вырастет, то станет известным учёным – ведь уже сейчас он такой любознательный - ищет ответы на многие вопросы.
Давайте и мы сегодня тоже будем искать ответы на разные вопросы. Для этого я предлагаю вам отправиться в путешествие – нас ждёт много интересных заданий и приключений. Все готовы? Тогда – в путь!
2. Введение в тему.
(дети садятся на стульчики)
- Вот и началось наше путешествие! А первые вопросы вы зададите сами – давайте вспомним стихотворение «Почемучки» (разучивается с детьми заранее). Тот из вас, кого я назову, будет задавать вопрос, а помогут в этом мои подсказки (показываю мнемотаблицы):
1-й ребёнок: - Почему бананы не растут на ёлке?
2-й ребёнок: - Почему зайчонок прячется от волка?
3-й ребёнок: - Почему зимой реки замерзают?
4-й ребёнок: - Почему весной все снежинки тают?
5-й ребёнок: - Почему ежа не возьмёшь в ладошки?
6-й ребёнок: - Почему мышата бегают от кошки?
- Молодцы! Вот на эти и другие вопросы мы будем сегодня учиться отвечать. И нас уже ждёт первое задание.
4. Игра «Почему так называется?»
- Дети, посмотрите вокруг - сколько разных животных! (показываю на игрушки). Мы с вами пришли в Зоопарк! Но вот названия на табличках написаны непростые – помогите объяснить, почему животные так называются?
1) - Почему жираф называется длинношеим?
- Жираф называется длинношеим потому, что у него длинная шея.
2) Грач чернокрылый.
3) Журавль тонконогий.
4) Лиса черноглазая.
5) Заяц короткохвостый.
6) Кролик длинноухий.
(сова круглоголовая, гусь краснолапый, аист длинноногий, филин желтоглазый, снегирь красногрудый, сорока длиннохвостая, лошадь длинноногая, медведь толстолапый) – на выбор.
- Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием – идём дальше!
5. Игра «4-й лишний». Определить лишний предмет, объяснить, почему он лишний.
6. Динамическая пауза.
8. Игра «Животные и птицы».
(дети садятся на стульчики)
- Мы с вами оказались на опушке Заколдованного Леса (показываю панно). Посмотрите, как красиво! Но что-то не видно ни одного лесного жителя – ни птицы, ни животного. Я знаю, что случилось - когда-то давно злой волшебник поймал всех животных и птиц – и посадил их в мешок (показываю мешочек). Помогите спасти лесных жителей – выпустите их на волю! Только помните, что птицы летают в небе, а животные живут на земле. (На доске - панно с изображением неба и земли. Дети по очереди достают из мешочка картинку птиц и животных и поясняют куда выпустим и почему (щуку в реку, воробья в небо, зайца в лес.)
- Кто у тебя?
- Это заяц.
- Выпусти зайца на волю (ребёнок располагает фигурку на панно).
- Почему ты выпустил зайца на землю?
- Я выпустил зайца на землю потому, что заяц – это животное.
- Кто это?
- Это ласточка (располагает птицу на панно).
- Почему ты отпустил ласточку в небо?
- Я отпустил ласточку в небо, потому что ласточка – это птица.
И т.д. со всеми фигурками.
- Молодцы, вы освободили всех животных и птиц, и у нас осталось всего одно задание.
9. Игра «Почему это произошло?»
(используется телевизор)
- Вам нужно будет объяснить, почему произошло какое-то событие. Начало предложения я вам скажу, а вы должны закончить его правильно.
(На экране появляются слайды с картинками. Сначала рассматриваем картинки, я составляю по ним простые предложения и задаю вопрос «Почему?» – дети отвечают на вопрос, составляя сложное предложение):
(Прошёл) Дождь
1) Лужи - (Выглянуло) Солнце
(Выпал) Снег
- На асфальте появились лужи … - почему?
- На асфальте появились лужи, потому что … (прошёл дождь).
Проверка: на следующем слайде появляется стрелочка, проведённая к нужной картинке.
(Наступила) Зима
2) Медведь - (Наступила) Весна
(Наступила) Осень
- Медведь вылез из берлоги … - почему?
- Медведь вылез из берлоги, потому что… (наступила весна).
(Начался) Дождь
3) Женщина с зонтом - (Выглянуло) Солнце
(Сверкнула) Молния
- Мама открыла зонт… - почему?
- Мама открыла зонт, потому что … (начался дождь).
(Выпил) Вода
4) Мальчик с испачканными губами - (Съел) Шоколадка
(Откусил) Яблоко
- Мальчик испачкал губы … - почему?
- Мальчик испачкал губы, потому что … (он съел шоколадку).
(Убрала) Игрушки
5) – Мама и дочка (Испачкала) Платье
(Разбила) Тарелка
- Мама похвалила дочку … - почему?
- Мама похвалила дочку, потому что … (она убрала игрушки)
- Молодцы, дети, все задания вы выполнили правильно и наше путешествие заканчивается.
10. Итог занятия.
- Вам понравилось путешествовать и отвечать на вопросы? ( - Да).
- С каких слов начинается ответ на вопрос «Почему»? (со слов «потому что»).
- Я думаю, что вы теперь сможете ответить на вопросы из стихотворения «Почемучки». Я буду задавать вопрос – а вы отвечайте:
- Почему бананы не растут на ёлке?
- Бананы не растут на ёлке, потому что они растут на пальме.
- Почему зайчонок прячется от волка?
- Зайчонок прячется от волка, потому что он боится волка. И т.д.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.