Приложение
Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих, игровых, ИКТ-технологий (подготовительная к школе группа)
Тема: «Весна – волшебница»
Цель: Развитие музыкально - творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности, способности эмоционально воспринимать окружающую действительность, используя здоровьесберегающие технологии.
Задачи:
Развивать музыкальные способности детей, формировать навыки в пении, восприятии музыки, движении под музыку, игре на детских музыкальных инструментах.
Развивать у детей творческое воображение.
Продолжать развивать активность детей к музыкально – игровому, танцевальному творчеству,
игре на музыкальных инструментах.
Расширять представления детей о характерных признаках весны. Закреплять знакомый музыкальный материал.
Воспитывать бережное, осознанное отношение к своему организму (к органам дыхания).
Воспитывать любовь к природе, желание общаться с окружающим миром.
Способствовать развитию свободных, доброжелательных отношений между детьми.
Совершенствовать и развивать коммуникативные навыки детей.
Сохранять и укреплять здоровье детей посредством оздоровительных упражнений и здоровьесберегающих технологий.
Музыкальный материал: Валеологическая песенка – распевка «Доброе утро» «Весна» из цикла «Времена года» А.Вивальди Игровое упражнение «Слышишь?»
Песня «Солнечный зайчик» Т.Шикаловой. Коммуникативный танец «Полька». Игра «Солнечные зайчики».
Демонстрационный материал: Презентация с картинами весенней природы, слайды по профилактике заболевания горла.
Предварительная работа: Слушание музыкального произведения «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди. Разучивание песен, танца, игры.
Использование на занятиях валеологических распевок, дыхательной гимнастики, гимнастики язычка. Подготовка презентации.
Оборудование: Ноутбук. Музыкальный центр. Экран. Проектор. Фортепиано. Ватман.
Детские музыкальные инструменты. Султанчики, ленточки. Атрибут солнышка.
Хрустальные и стеклянные изделия, бутылочки, наполненные водой.
Ход занятия:
Организационный момент.
Звучит музыка. Дети входят в музыкальный зал. Их встречает музыкальный руководитель.
Муз.рук: Здравствуйте, ребята. Я очень рада нашей встрече. Какое сегодня у вас настроение? (ответ детей). У меня тоже хорошее настроение и я предлагаю вам пожелать друг другу доброго утра весёлой песенкой.
Валеологическая песенка – распевка «Доброе утро»
На экране показ слайдов о весне.
Муз.рук: Ребята, обратите внимание на картины. Какое время года отражено в них? (ответ детей). (На экране появляются друг за другом весенние пейзажи, дети рассматривают их).
Муз.рук: Вот и наступила долгожданная весна! Природа просыпается, оживает после зимнего сна. Какие приметы весны вы знаете? (Дети называют приметы весны)
-Весной солнце начинает ярко светить, тает снег, бегут ручейки. Но ранней весной зима ещё даёт о себе знать – напускает ветры, снежные метели, холод.
Воспитатель: Зима недаром злится, Прошла её пора – Весна в окно стучится И гонит со двора.
И всё засуетилось, Всё нудит зиму вон, И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Зима ещё хлопочет И на весну ворчит. Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит! Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая,
В прекрасное дитя Весне и горя мало: Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу. Ф.И. Тютчев
Муз.рук: Я думаю, что «Весна» А. Вивальди точно отображает борьбу холода и тепла, зла и добра. Я предлагаю послушать фрагмент этого произведения.
- Как звучит музыка?
Дети: (предполагаемый ответ) Сначала светло, весело, затем тревожно, грозно.
Муз.рук: Да, характер музыки меняется. Зима несёт колючий снег, метели, а весна пригревает солнцем, пускает ручейки, дует тёплым ветерком. Можно характер музыки выразить в движении? Я предлагаю вам выбрать атрибуты и изобразить это произведение.
(Дети выполняют творческое задание. Двигаются с воображаемым предметом: «холодной» музыке соответствуют султанчики, «тёплой» -ленты ярких, светлых тонов. Музыкальный руководитель развивает воображение, умение двигаться пластично, придумывая свои композиции из разных движений).
Муз.рук: Какие интересные движения вы придумывали! Мне кажется, они точно изображали настроение музыки. А чьи движения вам показались наиболее интересными, красивыми? (ответ детей). Только хотелось бы, чтобы мальчики двигались пластичнее, нежнее (звучит фрагмент, ребёнок, чьи движения были более близки характеру пьесы, солирует).
Воспитатель: (читает стихотворение) - Что за волшебница весна!
Откуда в ней так много силы? Едва очнувшись ото сна,
Она природу разбудила.
Муз.рук: Весной солнышко пригревает всё ласковее и жарче. На дворе начинает звенеть капель. Хотите услышать звук капели? Закрывайте глаза и слушайте. (За ширмой на столе стоят различной формы бутылки, наполненные водой, хрустальные и стеклянные изделия, издающие разнотембровые и разновысотные звуки. Музыкальный руководитель ударяет поочерёдно по ним палочкой, дети слушают).
- Кто хочет поиграть? (желающие дети пробуют извлечь звук) (На другом столе музыкальные инструменты)
- Перед вами музыкальные инструменты. Я предлагаю вам изобразить капель. Какие вы выберите инструменты для изображения капели?
Дети: треугольники, колокольчики, металлофоны.
Муз.рук: Слышишь? Слышу! Слышишь? Слышу! Капли капают на крышу!
Давайте разыграем это игровое упражнение. Разделимся на 3 группы. 1-я группа будет спрашивать, 2-я группа – отвечать. 3-я группа – изображать капель на выбранных инструментах и петь: «Капли капают на крышу!» (дети придумывают композицию, сами находят интонации, ритм).
2. Основная часть.
Муз.руководитель: Вчера, наслаждаясь весной, я услышала, как вы громко кричали на улице, а ведь было холодно. Я очень забеспокоилась за ваше здоровье. Как вы думаете, почему (ответ детей)?
Вы знаете, что человеческий голос, очень хрупок и нуждается в бережном к нему отношении. Как нужно беречь голос? Что для этого нужно?
Дети: Громко не кричать, не есть снег, не пить холодную воду, на улице не дышать ртом и т.д.
(На экране слайды)
Воспитатель: Однажды я, разгорячась, Воды холодной выпил всласть,
Потом мороженое съел И…захрипел и засипел.
Стал голос тихим и больным, Как будто вовсе не моим,
И, представляете, три дня Никто не мог понять меня. Играли как-то мы в хоккей, Кричал я громче всех друзей, Потом по грудь в сугроб залез, И голос мой совсем исчез.
С тех пор кричать я перестал, Воды холодной пить не стал, Не прихожу домой в снегу.
Зато красиво петь могу. В. Степанов
Муз.рук: Ребята, как можно закалять горло?
Дети: Нужно полоскать горло. Каждое утро, почистив зубы, набрать глоток воды в рот и, запрокинув голову назад, произнести протяжно: а-ааа, э-эээ, и-иии, о-ооо, у-ууу.
Муз.руководитель: Откуда вы знаете? (ответ детей: они это делают в группе)
Это же целебные звуки! Давайте произнесём эти звуки без воды. (произносят). А теперь сделаем дыхательную гимнастику.
Упражнение «Ладошки», «Обними плечи»
- А теперь поиграем с язычком.
Гимнастика язычка.
Воспитатель: Рассказали о весне Светлые капели. Спозаранку о весне Весело запели. Встрепенулся воробей Высоко под крышей: «Я сегодня о весне Раньше всех услышал!»
Весна! Весна! Идёт весна! Н. Виноградова
Музыкальная загадка.
(Звучит вступление к песне «Солнечный зайчик» Т. Шикаловой)
Муз.рук: Как называется песня? Какой характер? (ответ детей) Значит, эту песню будем петь….(дети отвечают: весело, задорно и т.д.)
Не забывайте правильно брать дыхание. Обращайте внимание на окончание в словах.
Песня: «Солнечный зайчик» Т. Шикаловой
Какую ещё песню вы хотите спеть? (дети выбирают, в репертуаре песни: «Топ и Хлоп», «Ехал Ваня на коне», разученные к 1 апреля)
Исполнение песни по желанию детей
Муз.руководитель: Молодцы! Пели вы весело, задорно. Никто не кричал, голос берегли. Хочется, чтобы вы внимательнее прислушивались к голосу друзей и пели более слаженно, дружно.
Сейчас я вам предлагаю потанцевать.
Коммуникативный танец «Полька»
Воспитатель: Ходит матушка весна По полям, лесам одна.
Первым март пришёл, всех людей провёл. А за ним апрель –
Отворил окно и дверь.
- Почему март провёл – обманул людей? (ответ детей). Потому что засветило солнышко, снег стал таять, вот – вот тепло наступит. А нет! Опять север тучи нагоняет, зима холод напускает. Неустойчивый месяц март. А в апреле капают капели, солнышко ярче светит! Давайте поиграем!
Игра: «Солнечные зайчики»
3. Заключительная часть
Муз.рук: Наше занятие подошло к концу. А закончить его я хочу стихотворением С.Захарова.
Ребёнок: И воздух чист, и даль ясна! Поёт природа, оживая.
Да, ты – волшебница, весна! Теперь я это точно знаю. Входи, весна, в каждый дом,
Все: Тебе, весна, все рады.
Муз.рук: Ребята, у меня для вас есть капельки, но они не простые. У каждой капельки свой характер. Есть капельки весёлые, есть грустные. У весёлых капелек хорошее настроение и они здоровы, а у грустных капелек болит горло. Выберите, пожалуйста, капельки, которые подходят к сегодняшнему занятию, если вы узнали что – то новое и вам было интересно на занятии, то капельки – весёлые. Если вам было скучно и не интересно – грустные капельки. Выбранные капельки приклейте на ватман.
Дети выполняют задание.
Муз.рук.: Я вам хочу пожелать, чтобы вы не болели, берегли свой голос, чтобы у вас всегда было хорошее настроение! Будьте здоровы! До свидания! Под музыку дети уходят из зала.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.