Конспект занятия в старшей группе (лепка) «Бабочка» (декоративная пластина)
Цель: Обогащение знаний о живой природе и создание обстановки для проявления творческих способностей у детей.
Задачи:
- Расширять знания детей об особенностях внешнего вида бабочкек.
- Развивать фантазию и творчество при прослушивании музыкальных произведений.
- Закреплять навыки работы с пластилином на горизонтальной плоскости, передавая симметричное изображение, на примере бабочки.
- Воспитывать бережное отношение к природе,
чувство милосердия ко всему живому;
Предварительная работа: Беседы на тему: «Откуда берутся бабочки», «Лето в
городе», чтение художественной литературы К. Чуковский «Муха-цокотуха», Н. Сладков «Домашняя бабочка», В.Сутеев. «Бабочка». Чтение и заучивание
стихов С. Богдан «Бабочка-красавица», М.Блинниковой «Разноцветный фантик», просмотр иллюстраций и чтение
энциклопедии «насекомые», «разновидности бабочек». Дидактические игры «Подбери
рифму», «Доскажи словечко». Просмотр короткометражного мультфильма «Гусеница и
бабочка».
Материалы и оборудование: Фланелеграф, аудиозаписи: «Звуки леса», «на полянке», «звуки животных, насекомых и птиц», схемы для лепки, доски для лепки, стеки, пластилин разных цветов, влажные салфетки, картонная основа (15х20), стакан с водой, красочные иллюстрации бабочек, бабочки одного цвета на фланелеграф. Карточки с животными, насекомыми, птицами, карточки голубые и красные.
Ход занятия: Ребята, предлагаю вам отправиться на прогулку в лес. Посмотрите, какая красивая полянка, давайте сядем и немного отдохнём (аудиозапись «Звуки леса») Присаживайтесь на стулья, представьте, что мы в лесу, закройте глаза и расскажите, что вы видите? (Цветы, траву, деревья вокруг, птиц, насекомых). А что слышите? (Пение птиц, шум деревьев). А что вы чувствуете? (Ветерок, аромат цветов). Давайте вдохнем аромат лесных цветов. (Пока дети сидят с закрытыми глазами педагог выставляет фланелеграф с бабочками одного цвета), ой ребята, посмотрите, что это?
Спал цветок, и вдруг проснулся.
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(Бабочка).
Да бабочки одни их самых красивых живых существ на земле. В Древнем Риме люди верили, что бабочки произошли от цветов, оторвавшихся от растений. Ведь и вправду, бабочки похожи на прелестные летающие цветы. Посмотрите, какими разными бывают бабочки. Как вы думаете бабочки приносят пользу? (Да, опыляют пыльцой цветы). А какие еще насекомые приносят пользу? (Дети перечисляют).
Музыкально – дидактическая игра «Угадай по звуку». Ребята, предлагаю поиграть, сейчас я буду включать разные мелодии, а вы должны угадать: насекомое это, птица или животное, если вы услышите звук насекомого, хлопаете в ладоши, звук птицы или животного топаете ногой. Правила понятны? Начинаем, будьте внимательны.
Молодцы, еще поиграем? Игра называется «Покажи под музыку», я включаю мелодию и если вы считаете, что под эту мелодию можно порхать или летать, то поднимаете голубую карточку и выходите показываете, кого вы представили. А если это по – вашему животное, которое не летает, поднимаете красную карточку, у меня в руках карточки, которые соответствуют мелодии, если вы ошибаетесь, я показываю карточку, и вы должны показать, то животное, которое на картинке. правила ясны? (Да). Молодцы, хорошо постарались. Ребята, посмотрите на фланелеграф, сколько много бабочек, но что - то с ними не так, не пойму, что именно. (Они все одноцветные). И правда, а давайте мы с вами сделаем самых красивых разноцветных бабочек. (Давайте). Присаживайтесь за столы, разогреем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Бабочка»
Кисти рук расположить горизонтально. Скрестить большие пальцы.
Махи кистями рук, изображая крылышки бабочки.
Ах, красавица, какая-
Эта бабочка большая!
Над цветами полетала-
И мгновенно вдруг пропала.
Хорошо размялись, приступаем. Обратите внимание, у каждого из вас лежит картонная основа, пластилин, стека, стакан с водой, схемы и иллюстрации с изображением бабочек. Сначала мы налепим основу на пластину, цвет можете взять любой, после того, как вы равномерно покрыли пластину, острым концом стеки рисуем контур бабочки. Затем, обратите внимание на схему, что мы делаем дальше. Стараемся делать аккуратно и равномерно. Для того, чтобы поверхность была более ровной и гладкой, нужно пальцы смочить водой и таким образом примазываем, ровняем края нашей пластины. (Воспитатель проходит возле каждого ребёнка и, если видит, что ребёнок затрудняется, помогает ему). Молодцы, теперь у вас получились декоративные пластины. С помощью стеки, каждый нарисует свою бабочку. Вспоминаем, из каких частей состоит бабочка. Рисуем туловище, овальной формы, затем голову (небольшой круг), от головы два усика. Затем прорисовываем крылья. Смотрим на иллюстрации, которые лежат перед вами. Обратите внимание, что верхние крылья у бабочки большие, а нижние поменьше. Посмотрите, узоры на крыльях на левой и правой стороне одинаковые, симметричные. Старайтесь, чтобы и у вас тоже были симметричные стороны. Когда будете наносить узор, обратите внимание на иллюстрации и схемы, какие могут быть узоры или придумайте свой собственный. Когда ваша бабочка будет готова, нужно аккуратно и равномерно пальцами продавить фон вокруг бабочки для того, чтобы ваша бабочка приподнялась, оказалась выпуклой. Следите за цветом, старайтесь добавлять разные цвета, мы же хотим сделать бабочку яркой и необычной. Воспитатель внимательно следит за тем, как дети выполняют работу и в случае затруднения помогает показом или объяснением.
Какие вы молодцы! У вас получились замечательные бабочки! Как вы думаете все, что вы задумали получилось? На что в следующий раз нужно обратить внимание? Чья работа вам нравится больше всего? Куда лучше всего поместить пластину? (Дети отвечают на вопросы, анализируют, сравнивают). Вы замечательно поработали и, наверное, засиделись. Предлагаю немного подвигаться:
Видишь, бабочка летает
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)
— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)
Спасибо за работу, наше занятие окончено, дежурных прошу убрать все на места.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.