Конспект занятия внеурочной деятельности « Орлята России» трек « Орлёнок – мастер» тема: « Мастерами славится Россия»

  • Документация
  • docx
  • 25.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект занятия Орлята России.docx

  Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения 

            «Мало – Шелемишевская  средняя общеобразовательная школа

               Скопинского муниципального района Рязанской  области      

               «Шелемишевская  основная общеобразовательная школа

                       имени Героя Советского Союза Н. М. Красикова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                Конспект занятия

            внеурочной деятельности

                     « Орлята России»

            трек « Орлёнок – мастер»

   тема: « Мастерами славится Россия»

 

 

 

 

 

 

                                                                Выполнили  учителя

                                                               начальных классов:

                                                             Фоломкина В.Ф.,

                                                              Мирановой А. П.

 

 

 

 

                    2024-2025 уч.г.

 

Занятие №4

                «В гости к мастерам»

Тема: « Мастерами славится Россия»

 

Цель: формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства; уметь выделять характерные особенности изделий различных народных промыслов;

  • Задачи:
  • Личностные: положительное отношение к труду и культуре своего народа, доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость, формирование чувства патриотизма.
  • Метапредметные:

o   регулятивные: адекватно использовать речь, выбирать действие в соответствии с поставленной задачей, планировать деятельность, достигать результата.

o   коммуникативные: умение работать в группе, формировать собственное мнение, вырабатывать общее решение, развитие речевой деятельности и навыков сотрудничества;

o   познавательные: умение выделять главное, обобщать, делать вывод.

  • Предметные: обобщить знания о художественных промыслах России и своей малой Родины; выяснить, какова роль народных промыслов в современной жизни.

Форма организации детей: фронтальная, групповая.

 

                                   План проведения занятия

 

1.     Этап организационно  -  мотивационный.

- Мы продолжаем  занятия из цикла программы «Орлята России».

- Мы – Орлята России. Наш девиз…

http://www.urzhumgimns.ru/images/news/10/rdsh/rechevka.png

          - Наша песня «Орлята учатся летать».

                     ( Исполнение песни)

 

         –Какие треки мы уже с вами рассмотрели? (Эрудит)

       2. Этап    целеполагания.

         -  Над каким треком сейчас работаем? Орлёнок – мастер)

- Мастер это кто? (Профессионал своего дела.)

- Каких вы знаете мастеров? (Мастер-строитель и т.д..)

 - Наше сегодняшнее занятие называется «Мастерами славится Россия».

3.Эмоциональный настрой    (игра)

- Посмотрите на слайд. Кто догадался, что мы сейчас будем делать?

- Правильно! Мы будем кидать мяч друг другу и назвать профессии, в нашей игре есть важное условие – профессии не должны повторяться.

- Ребята, я попрошу вас встать в круг.

Игра (Мяч + профессия).

- Молодцы, садитесь на места.

- Являются ли представители разных профессий мастерами своего дела?

 

4. Этап организации совместной   деятельности

     

Мастер росписи

- Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним мастер. А с каким сейчас узнаем. Посмотрите на слайд.

Мастер  художественной росписи наносит узоры на посуду и игрушки.

Художественная роспись – это один из самых старинных видов народного творчества.

Игрушки, кухонная утварь, сундуки, сани, да и сама изба – все это лишь малая часть тех предметов, которые украшали народные умельцы. В старину люди были ограничены в путешествиях на дальние расстояния, техника нанесения узоров, состав красок и прочие секреты, которые мастер передавал своим ученикам, оставалась в одном отдельном регионе.

И узнавалась русская старинная роспись, характерная для этой местности, по уникальной манере рисования.

С давних времён и до наших дней мастера художественной росписи украшают изделия вручную, поэтому каждое изделие уникальное и неповторимое.

 Хохломская роспись зародилась в 17 веке на левом берегу Волги.

У каждого из нас дома есть посуда. Она бывает разной. В старину на Руси пользовались деревянной посудой. А изготавливали её мастера деревянных промыслов. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев.

Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области, в окрестностях города Нижний Новгород. Здесь находится село с веселым названием Хохлома. В хохломе посуду вырезали из мягких пород деревьев (липы, берёзы, ольхи). Называли ее хохломской.

Был такой чудо-мастер. Разное про него старики рассказывали, будь то, поселился он в глухом лесу, избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Кашу пшеничную варил, да не забывал пшена птенцам сыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица, прикоснулась крылом к чашке, стала она золотой.

 Русское народное искусство тесно связано с обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой. Все изделия русских мастеров делались вручную. В каждое мастер вкладывал всю свою душу и умение. А украшал свои изделия затейливой росписью.  Назывались изделия по имени селений, где их создавали. У каждого мастера была своя отличная манера изготовления. А о более известных направлениях народного промысла я вам сейчас расскажу.

Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия. Основной рисунок – колосья, ягоды, листья, цветы и главное трава. «Травка» – черно-красная трава по золотистому фону – считается основой для хохломского художника. (Рассматриваются, анализируются изделия посуды, фотографии)

- Какие основные цвета использовал художник? (чёрный, красный, встречается зелёный, но больше всего золотого цвета)

- Какие узоры использовали художники? (ягоды, листья, цветы, завитки)

- А какое настроение вызывает эта посуда? (ответы детей)

 

Гжельская роспись зародилась в 14 веке на берегу реки Гжелки.

- А сейчас посмотрим на рисунки этой посуды (просмотр альбома «Гжель»). Что общего в ней? Правильно, эта посуда окрашена сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Называется эта посуда гжельской, потому что сделана она на фарфоровом заводе, который находится в с. Гжель Московской области. А зародился этот промысел более 400 лет назад. Из белой глины умельцы лепили самую разную посуду, которую украшали лепными деталями. Лепили фигурки людей, животных, птиц. Украшали все это узорами сине-голубого цвета. А ещё есть сказка – легенда:

«Пошли как-то девушки, жившие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки и былинки в поле, цветы на лугу и в саду».

В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки высотой 5-20 см. изображающие персонажей народных сказок, бытовые сценки, а также детские игрушки. (Рассматривание иллюстраций).

У художника всего одна краска кобальт, которая и приобретает синий цвет. Её разводят водой, покрывают работу мазками, линиями.

 

Дымковская роспись зародилась 16 веке в слободе Дымков. Слобода так назвали оттого, что зимой над каждым домом вился дымок. Это мастера обжигали в русских печках игрушки-свистульки. Дымковской росписью мастера украшают глиняные игрушки.

Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Чтобы цвета были ярче, разрисованную игрушку смазывали взбитым яйцом. В росписи каждой игрушки может быть использовано до 10 цветов.

Сначала их делали не для забавы, они охраняли домашний очаг, семью, служили оберегом. Потом дымковцы стали раскрашивать их яркими красками и использовать их как игрушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса. Знамениты дымковские «Барыни» в пестрых сарафанах, «индюки», «олени», «козлы», «всадники».

 

- Я вам предлагаю почувствовать себя в роли мастера росписи.

- Давайте вспомним шаги мастера,

 для этого заглянем в шкатулку мастера

 (1. Придумывает, 2. Создаёт, 3. Показывает, 4. Радует других).

5.  «Совместная работа» (Самостоятельная  работа)

Каждая команда будет представлять свою роспись.

- У вас на столах лежат образцы изделий, и я вам предлагаю создать свои уникальные изделия.

Каждая группа выходит и представляет свои работы.

- Ребята вы считаете, каждая группа  справилась со своей задачей?

Цвета верно подобрали?

Мы можем вас назвать мастерами росписи?

- Ребята вы отлично поработали! У вас получились замечательные  изделия.

 

6. Этап рефлексии.

Подведение итогов!

Выполнять любую работу лучше вместе, чтобы учиться друг у

 друга и помогать тому, кто рядом.

Песня «Всё мы делим пополам

- Кто такой мастер? Каким он должен быть?

- Что вам больше всего понравилось?

7. Эмоциональное   завершение занятия.

Флешмоб « Орлята России» ( Дети исполняют флешмоб)

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также