Учитель начальных классов: Захарова Вероника Валерьевна
Кружок «Я - исследователь», 4 класс
Тема: Коллективное исследование: «Магнит и его свойства»
Цель: Выяснить что такое магнит, узнать свойства магнита.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД.
- учить добывать новые знания в разных источниках, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
- познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании
- развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы, способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать.
- познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
Регулятивные УУД.
- создать условия для нахождения информации о понятии «магнит».
- ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно
-направить детей к выделению главного и второстепенного из данной информации.
- актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.
Коммуникативные УУД
- создание благоприятной успешной ситуации на занятии;
- умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать собеседника
-формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
- формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе;
-умение взаимодействовать в процессе работы.
Личностные УУД.
-способность к самооценке на основе критерия успешности исследовательской деятельности.
Оборудование:
Материал: рукавица с магнитом внутри, металлическая и пластмассовая ложки, резиновый шарик, бумага, демонстрационный магнит, пластмассовые пуговицы, булавки, стакан с водой и металлическим предметом, ножницы, крупа, скрепки.
Ход занятия:
1.Орг. момент.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
Готовы?
2.Актуализация знаний.
1. На столе у учителя коробка с “волшебной” рукавицей.
- Ребята! Я купила в магазине рукавицу, да не простую, а волшебную. А в чем волшебство заключается, не знаю! А еще с рукавицей в коробке лежали разные предметы.
- Что это? (ложка деревянная, металлическая, вилка пластмассовая, резиновый ластик, открытка, болтик, стеклянный шарик )
- А как же нам убедиться в том, что рукавица волшебная?
Каковы ваши предложения? (выслушать предположения детей)
В инструкции написано: Наденьте рукавичку, возьмите поочерёдно каждый предмет.
- Что происходит с предметами? (металлическая ложка, болтик, гайка не падают при разжимании, остальные предметы падают)
- Почему? (в рукавице есть что-то, что не дает падать металлическим предметам)
Что же это? (магнит)
Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит".
- Подскажите мне, где в нашем жизни мы встречаемся с магнитом, где мы можем увидеть его волшебные свойства?
(Магнитная азбука и цифры, магнитная доска, магнитный конструктор, магнитные шашки, магниты-держатели).
- Ребята, а вы хотите узнать немного больше о магните, его свойствах?
-Кто из вас уже догадался, какова будет тема нашего занятия? (Что такое магнит?)
Молодцы! А тема нашего занятия звучит так: Магнит и его свойства
- В какую группу можно условно отнести нашу тему?
• фантастическую - о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
• экспериментальную - предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
• теоретическую - предусматривающие изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках (книгах, кинофильмах и т.д.).
3.Целеполагание
– Какую цель мы поставим перед собой на занятии?
Цель – выяснить, что такое магнит, какими способностями обладает.
– Какие методы мы должны применить, чтобы достичь цели?
Методы исследования:
1. Изучение литературы по теме исследовательской работы.
2. Постановка опытов.
3. Наблюдение, сравнение, выводы.
4. Выведем гипотезу “Что такое магнит?”
- Что мы должны сделать перед началом любого исследования? (выдвинуть гипотезы, предположения).
-Возьмите свои рабочие листы и напишите свои гипотезы. Что такое магнит?
- Магнит – это….(слушает детей)
5. Даем определение. Что такое магнит?
-Что нужно сделать, чтобы дать определение: «Что такое магнит»? (собрать информацию).
– Попробуйте самостоятельно по группам найти сведения о магните и оформить ваш результат работы на листе.
Командиры групп подойдите, возьмите свой конверт с заданием.
Определим время работы – 5 минут.
Приступаем к работе.
Работа групп.
1 группа: Найти в словарях значение слова «магнит».
1.Советском энциклопедическом словаре
2.Русский толковый словарь В.В.Лопатина, Л.Е.Лопатиной.
3. Большая российская энциклопедия.
Что такое магнит?
2 группа: Спросить у гостей определение «Магнит».
3 группа: Найти в интернете определение слов «Магнит», «магнетизм», «магнитное поле».
Выступление групп.
6. История открытия магнита.
- Ребята а вы знаете историю открытия магнита?
- Нет, тогда я предлагаю Вам послушать историю. (рассказывает ребёнок).
Легенда о магните. Рассказ Л.Н.Толстого «Магнит»
-В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником, липнут к чёрным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку с наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные камни не признают других материалов кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».
- Как звали пастуха который пас овец на горе Ида?
- К каким камням липли его сандалии?
- Какое открытие сделал Магнус?
7. Физминутка
Игра «Притягивает – не притягивает»
-Ребята, давайте поиграем в игру. Я большой магнит. А вы предметы, которые я назову. Если магнит его притягивает, вы подбегаете ко мне, если не притягивает – стоите на месте. Стали в круг. (игла, ластик, стекло, болтик, гвоздь, дерево, бумага, железо)
6. Проведение опытов и экспериментов.
- Ребята, а хотите узнать, какими свойствами обладает магнит?
- Что для этого надо сделать? (провести опыты)
-А теперь положите перед собой матрицу «Свойства магнита». Вы будете записывать в неё свои заключения.
Матрица оценки результатов
№ п/п |
Опыт |
Результат исследования |
||||||||
1 |
Обследование тактильным способом |
твёрдый |
мягкий |
холодный |
тяжёлый |
|||||
|
|
|
|
|||||||
|
Вывод: |
Магнит- |
||||||||
2 |
Воздействие магнита на разные предметы |
Притягивает |
||||||||
металл |
резина |
дерево |
бумага |
стекло |
пластмасса
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|||||
|
Вывод: |
Магнит притягивает - не притягивает
|
||||||||
3 |
Способность намагничивать металлические предметы |
намагничиваются |
не намагничиваются |
|||||||
|
|
|||||||||
|
Вывод: |
Металлические предметы - |
||||||||
4 |
Наличие у магнита двух полюсов: северного и южного (отталкиваются или притягиваются) |
Южный с южным
|
Южный с северным
|
Северный с северным
|
||||||
|
|
|
||||||||
|
Вывод: |
Притягиваются- Не притягиваются-
|
||||||||
5. |
Действие магнита сквозь препятствие (притягивает или нет) |
Вода |
Парта |
Крупа |
||||||
|
|
|
||||||||
|
Вывод: |
Препятствия притягивать металлические предметы. |
||||||||
- Вспомните правила поведения во время опытов:
Правила поведения
1.Нельзя ничего пробовать на вкус.
2.Нюхать осторожно, направляя воздух ладошкой.
3.Не все опыты можно проделывать самому. Обратись к взрослым.
4.Будь осторожен с колючими предметами. Не играй с ними.
Капитаны возьмите лист с инструкцией по проведению опытов.
Определим время работы 15 минут.Приступаем.
1 Опыт: Обследование предмета тактильным способом
-Возьмите магнит в руки и определите: какой он на ощупь.
Отметьте в матрице.
Сделай вывод.
2 Опыт: «Воздействие магнита на разные предметы»
Разложите на столе предметы из дерева, пластмассы, резины, стекла, бумаги, металла.
Поднесите к каждому предмету магнит. Что произошло?
Отметьте в матрице.
Сделай вывод.
3 Опыт «Способность намагничивать металлические предметы»
-Хотите увидеть фокус? Тогда пробуйте. Возьмите ножницы, поднесите к ним скрепку, отпустите. Что произошло? (скрепка упала). А теперь приложите магнит к ножницам и немного подержите. Теперь, уберите магнит и поднесите скрепку. Что вы видите? (скрепка не падает). Почему?
Занесите результат в матрицу.
Сделай вывод.
4 Опыт «Наличие у магнита двух полюсов: северного и южного»
- Возьмите магнит с красным и синим концами. Красный цвет – это южный полюс, синий цвет – это северный полюс. Приложите магниты друг к другу красными концами. Что произошло? Отметьте на матрице.
Теперь синими концами. Результат отметьте в матрице.
А теперь разноокрашенными. Результат отметьте в матрице.
Сделайте вывод.
-У Земли, как и у магнита, тоже есть южный и северный полюс. Подумайте, как мы можем назвать нашу большую Землю?
5 опыт «Действие магнита сквозь препятствие ».
- 1. Возьмите стакан с водой, в нём есть болтик. Попробуйте с помощью магнита поднять болт со дна стакана.
Результат отметьте в матрице.
Сделайте вывод.
2. Положите скрепку на парту, а под партой попробуйте магнитом управлять скрепкой.
Результат отметьте в матрице.
Сделайте вывод.
3. Возьмите тарелку с крупой и скрепками, попробуйте с помощью магнита разделить крупу от скрепок.
Результат отметьте в матрице.
Сделайте вывод.
7 Подведение итогов исследования.
- Выступление каждой группы по достигнутым результатам исследования.
8. Развитие умения создавать тексты:
Подведём итог нашим исследованиям: «Достигнутые результаты»
Какую цель мы ставили перед нашим занятием?
Цель – выяснить, что такое магнит, какими способностями обладает.
- Как вы думаете достигли ли мы цели?
Докажите. Ответьте на вопрос «Что такое магнит?».
· кусок железной руды
· есть магнитное поле
· притягивает к себе металлические предметы
· имеет 2 полюса: северный и южный
· Земля – большой магнит
-Всю работу на занятии мы записывали на бумаге.
Как называется такая работа? («Исследовательская работа»)
9. Рефлексия. Прием “Опорные слова”
– Оцените свою работу на занятии. Продолжите предложение.
В результате исследования:
Вспомнил…….
Подтвердил своё предположение…..
Узнал…..
Научился……
– А как вы считаете, всё ли вы узнали о магните и его свойствах? (нет)
-Какие исследования на эту тему можно ещё провести? (где используют магнит, игры с магнитом, чем он полезен, чем вреден, сила магнита, как можно рисовать с помощью магнита )
Спасибо, ребята, за вашу научную работу. За ваши добрые дела и старание я награждаю вас медалью юного исследователя.
На этом наше занятие окончено.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.