Конспект занятия внеурочной деятельности. Кружок «Я - исследователь», 4 класс Тема: Коллективное исследование: «Магнит и его свойства»

  • docx
  • 26.11.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект занятия.docx

Учитель начальных классов: Захарова Вероника Валерьевна

 

Кружок «Я - исследователь»,  4 класс

Тема: Коллективное исследование: «Магнит и его свойства»

 

Цель:  Выяснить что такое магнит, узнать свойства магнита.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД.

- учить добывать новые знания в разных источниках, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

- познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании

- развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы, способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать.

- познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.

Регулятивные УУД.

- создать условия для нахождения информации  о понятии «магнит».

- ставить  учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно

-направить детей к выделению  главного и второстепенного из данной информации.

- актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.

Коммуникативные УУД

-  создание благоприятной успешной ситуации на занятии;

- умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать собеседника

-формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

- формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе;

-умение взаимодействовать в процессе работы.

Личностные УУД.

-способность к  самооценке на основе критерия успешности исследовательской  деятельности.

 

Оборудование:

Материал: рукавица с магнитом внутри, металлическая и пластмассовая ложки, резиновый шарик, бумага, демонстрационный магнит, пластмассовые пуговицы, булавки, стакан с водой и металлическим предметом, ножницы, крупа, скрепки.

Ход занятия:

 

1.Орг. момент.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

Готовы?

 

2.Актуализация знаний.

1. На столе у учителя коробка с “волшебной” рукавицей.

 - Ребята! Я купила в магазине рукавицу, да не простую, а волшебную. А в чем волшебство заключается, не знаю! А еще с рукавицей в коробке лежали разные предметы.

 - Что это? (ложка деревянная, металлическая, вилка пластмассовая, резиновый ластик, открытка, болтик,  стеклянный шарик )

- А как же нам убедиться в том, что рукавица волшебная?

Каковы ваши предложения? (выслушать предположения детей)

В инструкции написано: Наденьте рукавичку, возьмите поочерёдно каждый предмет.

 - Что происходит с предметами? (металлическая ложка, болтик, гайка не падают при разжимании, остальные предметы падают)

 - Почему? (в рукавице есть что-то, что не дает падать металлическим предметам)

Что же это? (магнит)

Вот перед вами обычный магнит,

Много секретов в себе он хранит". 

- Подскажите мне, где в нашем жизни мы встречаемся с  магнитом, где мы можем увидеть его волшебные свойства?

 (Магнитная азбука и цифры, магнитная доска, магнитный конструктор, магнитные шашки, магниты-держатели).

 

- Ребята, а вы хотите узнать немного больше о магните, его свойствах?

-Кто из вас уже догадался, какова будет тема нашего занятия? (Что такое магнит?)

Молодцы! А тема нашего занятия звучит так: Магнит и его свойства

 

- В какую группу  можно условно отнести  нашу  тему?

• фантастическую - о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

экспериментальную - предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

• теоретическую - предусматривающие изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках (книгах, кинофильмах и т.д.).

3.Целеполагание

– Какую цель мы поставим перед собой на занятии?

Цель – выяснить, что такое магнит, какими способностями обладает.

– Какие методы  мы должны применить, чтобы достичь цели?

 

Методы исследования:

1.      Изучение литературы по теме исследовательской            работы.

2.      Постановка опытов.

3.      Наблюдение, сравнение, выводы.

 

4. Выведем гипотезу  “Что такое магнит?”

- Что мы должны сделать перед началом любого исследования? (выдвинуть гипотезы, предположения).

-Возьмите свои рабочие листы и напишите  свои гипотезы. Что такое магнит?

- Магнит – это….(слушает детей)

 

5. Даем определение. Что такое магнит?

-Что  нужно сделать, чтобы дать определение: «Что такое магнит»? (собрать информацию).

– Попробуйте самостоятельно по группам найти  сведения о магните и оформить ваш результат работы на листе.

Командиры групп подойдите, возьмите свой конверт с заданием.

Определим время работы – 5 минут.

Приступаем к работе.

Работа групп.

1 группа: Найти в словарях значение слова «магнит».

 

1.Советском энциклопедическом словаре

 2.Русский толковый словарь В.В.Лопатина, Л.Е.Лопатиной.

3. Большая российская энциклопедия.

Что такое магнит?

 

2 группа: Спросить у гостей определение «Магнит».

3 группа:  Найти в интернете определение слов «Магнит», «магнетизм», «магнитное поле».

                                   

 Выступление групп.

 

 

 

6. История открытия магнита.

- Ребята а вы знаете историю открытия магнита?

- Нет, тогда я предлагаю Вам послушать историю. (рассказывает ребёнок).

Легенда о магните.  Рассказ Л.Н.Толстого «Магнит»

-В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником, липнут к чёрным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку с наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные камни не признают других материалов кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».

- Как звали пастуха который пас овец на горе Ида?

- К каким камням липли его сандалии?

- Какое открытие сделал Магнус?

 

7. Физминутка

Игра «Притягивает – не притягивает»

 -Ребята, давайте поиграем в игру. Я большой магнит. А вы предметы, которые я назову.  Если магнит его притягивает, вы подбегаете ко мне,  если  не притягивает – стоите на месте. Стали в круг. (игла, ластик, стекло, болтик, гвоздь, дерево, бумага, железо)

 

6. Проведение опытов и экспериментов.

- Ребята, а хотите узнать, какими свойствами обладает магнит?

- Что для этого надо сделать? (провести опыты)

-А теперь положите перед собой матрицу «Свойства магнита».  Вы будете записывать в неё свои заключения.

 

 

 

 

 

 

 

Матрица оценки результатов

№ п/п

Опыт

Результат исследования

1

Обследование тактильным способом

твёрдый

мягкий

холодный

тяжёлый

 

 

 

 

 

Вывод:

Магнит-

2

Воздействие магнита на разные предметы

Притягивает

металл

резина

дерево

бумага

стекло

пластмасса

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:

Магнит притягивает -                                   

не притягивает   

 

3

Способность намагничивать металлические предметы

намагничиваются

не намагничиваются

 

 

 

Вывод:

Металлические предметы -

4

Наличие у магнита двух полюсов: северного и южного (отталкиваются или притягиваются)

Южный с южным

 

Южный с северным

 

Северный с северным

 

 

 

 

 

Вывод:

Притягиваются-

Не притягиваются-

 

5.

Действие магнита сквозь препятствие

(притягивает или нет)

Вода

Парта

Крупа

 

 

 

 

Вывод:

Препятствия                                         притягивать металлические предметы.

 

- Вспомните правила поведения во время  опытов:

Правила поведения

 1.Нельзя ничего пробовать на вкус.

 2.Нюхать осторожно, направляя воздух ладошкой.

 3.Не все опыты можно проделывать самому. Обратись к взрослым.

 4.Будь осторожен с колючими предметами. Не играй с ними.

    

Капитаны возьмите лист с инструкцией по проведению опытов.

Определим время работы 15 минут.Приступаем.

 

   1 Опыт: Обследование предмета тактильным способом

-Возьмите магнит в руки и определите: какой он на ощупь.

Отметьте в матрице.

Сделай вывод.                       

  2 Опыт: «Воздействие магнита на разные предметы»

Разложите  на столе предметы из дерева, пластмассы, резины, стекла, бумаги, металла.

Поднесите к каждому предмету магнит. Что произошло?

Отметьте в матрице.

Сделай вывод.

3 Опыт «Способность намагничивать металлические предметы»

-Хотите увидеть фокус? Тогда пробуйте. Возьмите ножницы, поднесите к ним скрепку, отпустите. Что произошло? (скрепка упала). А теперь приложите магнит к ножницам и немного подержите. Теперь, уберите магнит и поднесите скрепку. Что вы видите? (скрепка не падает). Почему?

Занесите результат в матрицу.

Сделай вывод.

   4 Опыт «Наличие у магнита двух полюсов: северного и южного»

- Возьмите   магнит  с красным и синим концами. Красный цвет – это южный полюс, синий цвет – это северный полюс. Приложите магниты друг к другу красными концами. Что произошло? Отметьте на матрице.

Теперь синими концами. Результат отметьте в матрице.

А теперь разноокрашенными. Результат отметьте в матрице.

Сделайте вывод.

-У Земли, как и у магнита,  тоже есть южный и северный полюс. Подумайте,  как мы можем назвать  нашу большую Землю?  

5 опыт «Действие магнита сквозь препятствие ».

   -  1. Возьмите стакан с водой, в нём есть болтик. Попробуйте с помощью магнита поднять болт со дна стакана.

Результат отметьте в матрице.

Сделайте вывод.

2.  Положите скрепку на парту, а под партой попробуйте магнитом управлять скрепкой.

Результат отметьте в матрице.

Сделайте вывод.

3. Возьмите тарелку с крупой и скрепками, попробуйте с помощью магнита разделить крупу от скрепок.

Результат отметьте в матрице.

Сделайте вывод.

7 Подведение итогов исследования.

-  Выступление каждой группы по достигнутым результатам исследования.

 

8. Развитие умения создавать тексты:

Подведём итог нашим исследованиям:  «Достигнутые результаты»

Какую цель мы ставили перед нашим занятием?

Цель – выяснить, что такое магнит, какими способностями обладает.

-  Как вы думаете достигли ли мы цели?

Докажите. Ответьте на вопрос «Что такое магнит?».

 

·        кусок железной руды

·        есть магнитное поле

·        притягивает к себе металлические предметы

·        имеет  2 полюса: северный и южный

·        Земля – большой магнит

 

-Всю работу на занятии мы записывали  на бумаге.

Как называется такая  работа? («Исследовательская работа»)

 

9. Рефлексия. Прием “Опорные слова”

– Оцените свою работу на занятии. Продолжите предложение.

В результате исследования:

Вспомнил…….

Подтвердил своё предположение…..

Узнал…..

Научился……

– А как вы считаете,  всё ли вы узнали о магните и его свойствах? (нет)

-Какие исследования на эту тему можно ещё провести? (где используют магнит, игры с магнитом, чем он полезен, чем вреден, сила магнита, как можно рисовать с помощью магнита )

Спасибо, ребята, за вашу научную работу. За ваши добрые дела и старание я награждаю вас медалью юного исследователя.

На этом наше занятие окончено.