«Народы России. Традиции россиян. Русские народные праздники».
Воспитатель
С.О. Печура.
Программное содержание:
· Воспитывать интерес к отечественной культуре, к обычаям и традициям русского народа, развивать понимание названий праздников и их смысл.
· Расширять кругозор детей, развивать их речь.
Задачи:
· Познакомить детей с понятиями «обычаи», «традиция», с традициями и обычаями народов, населяющих Россию.
· Формировать чувства глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Коррекционные задачи:
· Воспитывать чувства дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей.
· Развивать внимание, мышление.
Оборудование: географическая карта, ноутбук, презентация «Народы России. Традиции и обычаи россиян», аудиозапись «Мать – Россия моя» (слова С. Острового, музыка С. Туликова) .
Словарная работа: утварь.
Ход занятия:
1. Введение в тему. Что говорит закон.
Вход под музыку «Мать – Россия моя» (слова С. Острового, музыка С. Туликова).
Слайд 2. Воспитатель: - Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране и о людях, проживающих в ней. Как называется наша страна? (Россия)
Воспитатель: - Кто может показать на карте границы нашей страны?
(Вызванный воспитанник проводит указкой по границам России)
Воспитатель: - Наша Родина очень большая, красивая и богатая. Россия – огромная страна. По территории она больше таких стран, как Канада или Китай, США или Индия. А Франция или Германия могли бы разместиться на нашей территории более 30 раз (показывает на карте). Неудивительно, что в России проживают люди многих национальностей.
Слайд 3. Воспитатель: Конституция России – главный закон нашей страны – начинается такими словами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации… ». Вдумайтесь в эти строки. Они говорят о том, что в России много национальностей, но все они – один народ. Так говорит главный закон. Так устроена наша жизнь. Так сложилась наша история.
Слайд 4. Физминутка «Путешествие»
Отправляемся в поход, Сколько нас открытий ждёт, |
повороты вправо-влево |
Мы шагаем друг за другом Лесом и зеленым лугом. |
шаг на месте |
Крылья пестрые мелькают, В поле бабочки порхают. |
махи руками вверх и вниз |
Раз, два, три, четыре, Полетели, закружились. |
шаг на месте или с продвижением |
Видим, скачут по опушке Две зеленые лягушки: |
полуприседания |
Прыг-скок, прыг-скок, Прыгай с пятки на носок. |
прыжки на двух ногах |
К речке быстрой мы спустились, Наклонились и умылись |
наклоны вправо, влево |
Раз, два, три, четыре, Вот как славно освежились. |
потягивания |
А теперь поплыли дружно, Делать так руками нужно: Вместе раз, это брасс, |
круги руками вперед и назад |
Одной, другой – это кроль |
рывки руками |
И качаясь на волне Мы плывем на спине. |
Повороты с наклонами вправо-влево |
Вот так руками покрути и, Как дельфин, плыви. |
(«Мельница») |
Вышли на берег крутой, Повертели головой, Влево вправо посмотри, |
повороты вправо-влево |
И домой быстрей беги. |
бег на месте |
2. Обсуждение нового материала. «Мы – дети разных народов, мы – один народ».
Воспитатель: - Какие народы населяют нашу страну? (ответы).
Слайд 5. Воспитатель: В нашей стране проживает очень много национальностей: башкиры, татары, якуты, русские, удмурты, ингуши и ещё очень много других национальностей, всего более ста национальностей. Все мы живём в одном большом доме, который называется Россия, и в этом доме нам нельзя ссориться, а надо жить в согласии и дружбе. (рассматривают иллюстрации).
Слайд 6. Воспитатель: Но русский народ составляет основу России, саму её душу. Особое значение в сплочении народов нашей страны играет великая русская культура – язык, наука, музыка, живопись. Человек любой национальности знает, ценит и любит Пушкина, Толстого, Чайковского. Русский язык является государственным языком на всей территории России. Ведь разным народам приходится вместе работать, учиться, служить. Вот почему русский язык называют языком межнационального общения.
Слайд7. Воспитатель: Среди народов России есть многочисленные и малочисленные народы. Например, ненцы и чукчи, живущие на Крайнем севере, или кубачинцы из горного Дагестана. Однако даже саамы, малочисленный народ, имеет свою культуру. Это, прежде всего язык, фольклор (сказки, песни, танцы), религия, обычаи, обряды и даже национальная кухня, одежда, домашняя утварь и многое другое.
3. «Традиции и обычаи народов России».
Слайд 8. Воспитатель: Ребята, мы с вами родились и живем в России. Наша страна – Россия - очень богата мудрыми традициями и красивыми обычаями. Наши предки, т. е. русские люди, которые жили в давние времена, свято чтили праздники, строго соблюдали обычаи и обряды, связанные с ними. А еще они очень любили и умели веселиться.
Воспитатель: Ребята, а вы любите праздники?
Воспитатель: А почему?
Воспитатель: Какие праздники вы знаете?
Воспитатель: Кто такие наши предки?
Воспитатель: Наши предки всегда почитали праздники, но праздновали их не совсем так, как сейчас. А хотите узнать, как?
Слайд 9. Воспитатель: Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках. Под музыку, а то и без нее, водили хороводы, пели, плясали, затевали веселые игры. Люди наряжались в самые лучшие, праздничные одежды. Готовили вкусные угощения. Нищим и бедным людям дарили подарки, бесплатно кормили.
Воспитатель: С чего начинались праздничные дни на Руси?
Воспитатель: Чем занимались люди в праздничные дни?
Воспитатель: Какое угощение готовили? Какие добрые дела старались сделать?
Воспитатель: На Руси отмечали много красивых праздников.
Слайд10. 1. Россия. Крещение (19 января). Считается, что в ночь на Крещение во всех источниках вода освящается. Старые люди говорят: «Крещение — такой великий праздник, что в этот день даже может расцвести верба». Сейчас накануне этого праздника многие люди: и старые и молодые – ходят в церковь, чтобы отстоять службу; некоторые едут к святым источникам, чтобы искупаться, по народным поверьям, человек болеть не будет весь год, потому что вода имеет целебные свойства.
Воспитатель: О каком празднике я вам рассказала?
Воспитатель: В честь чего праздновали этот праздник?
Слайд 11. Самым великим и любимым праздником была Пасха. Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело. И праздновали его целую неделю. Послушайте стихотворение, об этом празднике, которое написал поэт А. Майков.
Христос воскрес!
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит,
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
Благовест – благая весть! В пасхальную ночь в церковь шли все, дома оставались только старики, да маленькие дети. Во время Пасхальной службы всегда читается поучение Иоанна Златоуста, там есть такие слова: «Пусть богатые и бедные радуются друг с другом. Прилежные и ленивые пусть веселятся. Пусть никто не плачет, потому что Бог дал людям прощение.»
Воспитатель: О каком празднике я вам рассказала?
Воспитатель: В честь чего праздновали этот праздник?
Воспитатель: Что такое благовест?
Слайд 12. Физминутка «Наши руки».
Так проворны наши руки
Нет им времени для скуки.
Руки вверх, вперёд, назад.
С ними можно полетать.
Мы на пояс их поставим
И наклоны делать станем.
Ими можно помахать.
А, прижав, тихонько спать.
Руки вверх поднимем выше
И легко-легко подышим.
Слайд 13. 2. Якутия. Когда больной якут предчувствует свою смерть, он призывает наследника и рассказывает ему о всех своих делах, напоминает ему о друзьях и врагах своих, дабы он знал, с кем ему продолжать дружбу, от кого он должен сторониться и кому он должен сам ответить за обиду. Таковая вражда продолжается до тех пор, пока между обеими семьями сделается новое родство через какой-либо брачный союз. А после такового союза и примирение. Если новобрачные разведутся, то вражда с обеих сторон возобновляется еще сильнее.
Слайд 14. 3. Эвенкия. Эвенки ценили умение не только воевать, но и вести переговоры о мире. Сначала отряд во главе с шаманом подходил к лагерю противника и предупреждал громким криком о своем приближении. Противник высылал парламентеров — двух пожилых женщин. Ремешки их унтов (меховых сапожек) должны быть обязательно развязаны.
Это знак, что парламентеры готовы вести переговоры. С пожилыми женщинами вступают в беседу такие же пожилые женщины, представляющие враждебную сторону.
Шаман демонстративно отвергал предложения и приказывал готовиться к бою. Тогда обороняющиеся присылали двух пожилых мужчин с развязанными ремешками унтов. Начинались новые переговоры, которые теперь вели между собой старейшие мужчины. Однако и на этот раз соглашение достичь не удается: шаман отсылает парламентеров обратно. Тогда в лагерь нападающих прибывает шаман из обороняющегося стойбища. Оба шамана садятся спиной друг к другу, по обе стороны от вонзенных в землю крест-накрест мечей, и говорят напрямую. Заканчивается такой разговор заключением мира. Обряд, предусматривавший многоступенчатые переговоры, был призван создать у людей определенный душевный настрой, продемонстрировать каждому, как нелегко заключить мир и как важно беречь его впредь.
4. Составление памятки «Учимся уважать людей любой национальности».
Слайд 15. Воспитатель: Где бы мы ни жили, чем бы мы ни занимались, мы всегда общаемся друг с другом. Так устроена жизнь. Предлагаю вам составить правила, которые точно говорят, как нужно относиться к людям другой национальности.
ПЕРВОЕ ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе.
ВТОРОЕ ПРАВИЛО: гордись своей национальностью, но всегда уважай национальность другого. Никогда не говори о ней плохих слов. Это глупо и несправедливо: ведь плохих наций нет, есть плохие и хорошие люди в любой нации, в том числе и твоей.
ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО: старайся дружить и сотрудничать с людьми другой национальности, которые живут, учатся или работают рядом с тобой, - обретешь новых друзей, интересней станет жизнь.
ЧЕТВЕРТОЕ ПРАВИЛО: изучай культуру других народов, этим ты обогатишь свою собственную.
5. Актуализация знаний.
Слайд 16. Воспитатель: - Сегодня мы с вами говорили о нашей стране, традициях и обычаях народов, населяющих Россию. Как вы видите, традиций и обычаев у наших народов очень много. Мы должны бережно хранить все традиции и обычаи древности, чтобы не терять связь времён и поколений.
Мы с вами сделаем следующие выводы:
• Россия – единое многонациональное государство;
• Все республики и народы, проживающие на территории России, равны;
• Каждый народ имеет право на сохранение своего вероисповедания, языка, своей истории и самобытной культуры;
• В России много веков назад сложилась традиция дружбы и тёплого уважительного отношения к культуре и традициям соседних народов, и мы должны свято чтить и продолжать эту традицию.
• А главное – что одной из важнейших духовных традиций многонационального народа нашей великой России является многовековая ДРУЖБА.
Слайд 17 - 22. А закончить наш урок я хочу стихотворением Николая Константиновича Доризо «Родина твоя»
Есть на земле священные границы,
Но пограничных нет на них солдат.
Через границы те бежит пшеница.
На них в обнимку яблони стоят.
Ты их пройдешь и даже не заметишь,
Что на другую землю ты пришел.
На всем пути друзей хороших встретишь
Из кишлаков, станиц, из дальних сел.
Везде найдешь, с кем думой поделиться
И с песней вдоль по улице пройти.
Есть на земле священные границы.
И есть на свете ДРУЖБА без границ!
Спасибо за участие в занятии!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.