Конспект бинарного урока биологии и русского языка на тему: «Происхождение жизни на Земле»
Оценка 4.9

Конспект бинарного урока биологии и русского языка на тему: «Происхождение жизни на Земле»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
биология
Взрослым
24.11.2018
Конспект бинарного урока  биологии и русского языка   на тему: «Происхождение жизни на Земле»
Данный урок первый в разделе: «Происхождение и развития жизни на земле. Эволюционное учение», всего на раздел отводится десять уроков. По типу урока – это урок открытия нового знания. Цель по биологии - познакомиться с основными гипотезами происхождения жизни, провести их анализ. Цель по русскому языку - обобщить и систематизировать знания по разделу «Фонетика», закрепить умение находить основные звуковые процессы в слове, совершенствовать навыки фонетического разбора.
Конспект урока.docx
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Тарасовский многопрофильный техникум» Конспект бинарного урока  биологии и русского языка  на тему: «Происхождение жизни на Земле» Подготовили: учитель химии, биологии Клейменова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы Чердымова Галина Владимировна П. Тарасовский, 2018 г. Урок "Происхождение жизни на Земле» Бинарный урок: биология – русский язык Биология. 1. Цели урока: познакомиться с основными гипотезами происхождения жизни,  провести их анализ.  1. Планируемые результаты: Предметные: ­знать условия возникновения жизни на Земле; ­ понимать, что жизнь,  как способ существования, неповторима; ­ уметь сравнивать и анализировать различные гипотезы, правильно определять их по  сущностным характеристикам; ­применять полученные знания при работе со схемами, таблицами. Русский язык. 2. Цели урока: обобщить и систематизировать знания по разделу  «Фонетика», закрепить умение находить основные звуковые процессы в слове,                            совершенствовать навыки фонетического разбора. 2. Планируемые результаты: Предметные: ­ обобщить знания о системе гласных и согласных звуков, способах их обозначения на  письме, соотношении звукового и буквенного облика слова,  ­ отработать умения находить основные звуковые процессы в слове. Личностные: Формирование грамотной доказательной речи с правильным употреблением изученной  терминологии. Расширение кругозора. Метапредметные: Совершенствовать высказывание своих мыслей, используя различные выразительные  средства речи; умение сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать навыки работы  с информацией, таблицами, схемами. Совершенствовать умения работать в «команде», планировать и распределять работу. Ход урока: Организационный момент. 1. ‒  проверка готовности к занятию (наличие тетрадей, учебников,  письменных принадлежностей);   ‒  эмоциональный настрой обучающихся на серьезную работу. Преподаватель русского языка.  ­ Урок у нас сегодня не обычный, а совместный биологии и русского языка.  2. Мотивирование к учебной деятельности,  введение обучающегося в  пространство учебной деятельности на уроке. Подготовка к формулировке  темы и целей урока.  Преподаватель биологии. ­А начать наш урок мы хотим с просмотра видеоролика. Просмотрите видеоролик и определите  тему нашего урока.  Просмотр видеоролика «Возникновение жизни на земле». ­ Итак, какова же будет тема нашего урока? (Происхождение жизни на Земле). СЛАЙД 1 Презентация. Преподаватель биологии. ­ А какие же мы поставим перед собой цели? Нам помогут сформулировать цели урока  проблемные вопросы, на которые нам предстоит ответить на уроке.   СЛАЙД 2 Презентация. Преподаватель русского языка.  ­Хорошо. А так как урок у нас совместный с русским языком, то попутно мы ещё должны  обобщить и систематизировать знания по разделу «Фонетика», закрепить умение находить  основные звуковые процессы в слове, совершенствовать навыки фонетического разбора. СЛАЙД 3 Презентация. 3. Актуализация знаний. Преподаватель русского языка.  ­ Давайте вспомним, что мы изучается в разделе «Фонетика»?  ­ На какие две группы делятся звуки речи? 4. Объяснение нового материала. Преподаватель биологии. На последних уроках мы разобрали, как происходит размножение и развитие живых организмов на  нашей   планете,  и   отметили,   что  благодаря  этой   удивительной  способности   всех   существ (способности к воспроизведению себе подобных), жизнь продолжается на нашей планете. Жизнь не заканчивается со смертью отдельной особи, она продолжается в ее потомках. Сохранение своего вида (рода) главнейшая задача всех живых организмов.  А что же такое жизнь?  Что ассоциируется у вас с этим понятием?  (Каждому обучающемуся предлагается произнести только одно слово. Появляется набор  слов: рост,  развитие, эмбрион, питание, ребенок, старение, семья, любовь и даже смерть,  ненависть, болезнь и т.д.). Давайте попытаемся сформулировать понятие “жизнь” с точки зрения биологии.   (На каждый стол раздаются листы с определением жизни мыслителями разных эпох).  Слайд 4: Жизнь – это…                                                           Прочесть вслух. 1. “питание, рост и одряхление” (Аристотель) 2. “стойкое единообразие процессов при различии внешних влияний” (Г. Тревиранус) 3. “совокупность функций, сопротивляющихся смерти” (М. Биша) 4. “химическая функция” (А. Лавуазье) 5. “сложный химический процесс” (И.П. Павлов) 6. “особая, очень сложная форма движения материи” (А.И. Опарин) Преподаватель русского языка.  Сделайте фонетическую транскрипцию слова «ЖИЗНЬ».  [ ж ы з, н,] В данных определениях найдите слова, в которых букв больше, чем звуков. Объясните, почему…     ЖИЗНЬ, СОВОКУПНОСТЬ, ОЧЕНЬ,  т. к. Ь не имеет звука; ПРОЦЕСС, т. к. удвоенная С  имеет один звук. СЛАЙД 5    ПРОВЕРКА. Преподаватель биологии. ­ Дать точное определение жизни чрезвычайно трудно. Единственный способ описать жизнь ­ это  перечислить основные свойства, или критерии, живых организмов.  ­ Перечислите, пожалуйста эти свойства. (обучающиеся перечисляют свойства)  СЛАЙД 6:   Свойства живых организмов ­ На основании перечисленных свойств живого, попробуйте дать определение "жизни". Слайд 7: Жизнь ­ это комплекс свойств: обмен веществ, способность к росту и развитию,  воспроизведению себе подобных, раздражимость и подвижность. Преподаватель русского языка.  ­ Найдите в данном определении слова, в которых звуков больше, чем букв.  Проверка СЛАЙД 8   РАЗВИТИЮ,  ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ Преподаватель биологии. ­ С давних времён людей интересовала проблема происхождения жизни. В разные времена у  разных народов существовали свои гипотезы о возникновении  жизни.       Но все многообразие гипотез сводится к двум взаимоисключающим точкам зрения ­      Биогенез ­ "живое из живого" и  Абиогенез ­ "живое из неживого".    СЛАЙД 9. Сейчас мы познакомимся с различными гипотезами о происхождении жизни и заполним таблицу. СЛАЙД 10. Фронтальное заполнение таблицы «Гипотезы происхождения жизни на Земле». Гипотеза Сторонники Основные положения СЛАЙД 11 – 18 Наряду со сторонниками данных гипотез были и их противники, которые опытным путём  доказывали их несостоятельность. Таким образом, вопрос о возникновении жизни на Земле сводится к выяснению того, как  возникла столь универсальная система биохимических превращений и в каких реальных  условиях было возможно появление живой материи и осуществление начальных этапов ее  развития. Современная наука признает только естественное происхождение жизни в результате развития  материи и действия физических и химических сил.  СЛАЙД  19. В настоящее время наиболее широкое признание получила гипотеза о происхождении жизни  академика А. И. Опарина.  СЛАЙД 20. В 1923 году советский ученый биохимик академик А. И. Опарин высказал мнение, что  органические вещества могли возникнуть в океане из более простых соединений. А.И.Опарин  и  учёные, разделяющие его точку зрения основывались на том, что весь окружающий нас мир  находится в движении, т.е. постоянно изменяется. Всё имеет историю, в том числе и клетка. Ей  предшествовало создание  более простых образований. Скорее всего,  вначале возникли  вещества, из которых состоит клетка – белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и др. Эти вещества  сложные, они могли возникнуть также в результате  длительной эволюции. Иначе говоря,   биологической эволюции предшествовала химическая эволюция. Итак, посмотрим, какая таблица у нас получилась. СЛАЙД 21. Гипотеза Сторонники Основные положения Гипотеза креационизма Гипотеза Панспермии Теория стационарного состояния или  Гипотеза Вечной  Жизни Витализм САМОЗАРОЖДЕНИ Е   ЖИЗНИ Гипотеза  биохимической  эволюции Карл Линней (1707  ­1778 г.г ), Жорж  Леопольд Кювье  (1769 ­ 1832 г.г.) Анаксагор (500­428  до н.э.) , Юстас  Либих (1803­1873), Сванте Аррениус  (1859­1927),  Вернадский Вл. Ив.  (1863­1945) Немецкий ученый В.  Прейер. Ж. Б. Ламарк,  философ Г. Лейбниц. Бельгийский врач Ван Гельмонт (1579 –  1644 г.г.),  Аристотель (384 –  322 г.г. до н. э.). А. И. Опарин,  Дж. Холдейн. Жизнь создана Высшим Разумом (Богом,  Творцом) Жизнь возникла из «семени», которое  существует «всегда и везде», «зародыши  жизни» занесены на Землю метеоритами или  космической пылью... Рассматривал раскаленные массы  формировавшегося земного шара как  гигантские живые организмы со своим  особым обменом веществ. «Жизненная сила» присутствует всюду      достаточно лишь «вдохнуть» её, и неживое станет живым. В Средние века «удавалось» наблюдать  зарождение  живых существ, таких как  насекомые, черви, угри, мыши, в  разлагающихся или гниющих остатках  организмов. Жизнь возникла естественным путем из  неорганической материи, биологической  эволюции предшествовала химическая,  решающую роль в превращениях неживого в  живое сыграли белки. Дома вклеите получившуюся таблицу в тетрадь. Преподаватель русского языка.  ­ В основных положениях гипотезы биохимической эволюции (в 3 колонке вашей таблицы)  найдите слова, состоящие только из звонких согласных звуков.      Проверка СЛАЙД 22.   (ЖИЗНЬ, РОЛЬ, ЖИВОЕ) ­ В основных положениях гипотезы Самозарождения жизни (в 3 колонке вашей таблицы) найдите слова, состоящие только из твёрдых согласных звуков.      Проверка СЛАЙД 23.   (ЖИВЫХ, МЫШИ, ОСТАТКАХ) 5. Закрепление. Преподаватель биологии. Итак, давайте теперь попробуем ответить на те вопросы, которые мы обозначили в начале урока  и подведём итог. СЛАЙД 24. Итак, существует 6 основных гипотез происхождения жизни на Земле. Каждая из них имеет свои сильные и слабые стороны, но ни одна не дает точного ответа на вопрос о происхождении жизни.  Наиболее убедительна гипотеза биохимической эволюции, но она никогда не будет доказана до  конца.  СЛАЙД 25. А сейчас давайте с помощью теста проверим, как хорошо вы усвоили материал урока.    Тест по теме: «Происхождение жизни на Земле». СЛАЙДЫ 26,27, 28,29. Сторонники какой гипотезы утверждали, что всё живое и неживое создано Богом? 1. А)  Панспермии;                     Б)  Стационарного состояния; В)  Креационизма;                  Г)  Витализма. 2. Сторонники какой гипотезы утверждали, что «Жизненная сила» присутствует всюду,    достаточно лишь «вдохнуть» её, и неживое станет живым. А)  Панспермии;                     Б)  Стационарного состояния; В)  Креационизма;                  Г)  Витализма. 3. Сторонники теории самозарождения жизни. А)   Аристотель, Гельмонт;     Б)  Ф.Реди, Л. Пастер; В)  К.Линней, Ж.Кювье;           Г)  А.И.Опарин, Д.Холдейн. 4. Русский учёный, предложивший теорию биохимической эволюции. А)  А.И. Опарин;                         Б)  В.И.Вернадский; В)  М.М.Тереховский;                Г)  Аристотель 5. В соответствии с гипотезой  панспермии: А)  Жизнь переносится с планеты на планету; Б)  Жизнь возникла из «семени», которое существует «всегда и везде»; В)  Жизнь зародилась на Земле в водах первичного океана; Г) Жизнь появилась одновременно с появлением Земли. Тест по теме: «Фонетика» 6. Фонетическая транскрипция слова ЗЕМЛЯ выполнена верно: А)  [з, и м л, а] Б)  [з, е м л, а] В)  [з, е м л, я] Г)  [з и м л я] 7. В каком слове происходит оглушение согласного? А)  Витализм             Б)  Креационизм             В)  Биогенез               Г)  Жизнь 8. В каком слове гласная буква обозначает два звука? А)  Организм                Б)  Эволюция            В)  Абиогенез               Г)  Химический 9. Сколько гласных звуков в русском языке? А)  33             Б)   10            В)   8             Г)  6 10. Назовите мягкие непарные согласные звуки. А)  [м,] [н,] [л,] [р,] [й,]                    Б)  [ч,] [щ,] [й,]  В)  [х,] [ц,] [ч,] [щ,]                          Г)  [ж,] [ш,] [ц,]  Эталон ответов: 1 В Г А А Б 2 3 4 5                                                                                                                         6 10 А В Б Г Б 7 8 9 Тест «Происхождение жизни на Земле» Выполнил ___________________________________________________ Гр № ____________ курс __________  1 2 3 4 5                                                                                                                         Оценка_______________________________ 6 7 8 9 10 Оценка_______________________________ 5. Домашнее задание. Написать мини – сочинение на тему  «Жизнь – это чудо, созданное богом,  или..». Преподаватель русского языка.  А закончить наш урок нам бы хотелось стихотворением.                                             Преподаватели читают стихотворение, звучит музыка. Рефлексия СЛАЙД 31. Преподаватель русского языка.  Любите жизнь такой, как есть! Любите вдох и выдох вволю! Печаль и радость ­ все не счесть. Не осуждайте свою долю... Преподаватель биологии. Есть море счастья, но и боль... Есть детство, юность, но и старость. И в каждом времени есть роль, И не ссылайтесь на усталость... Преподаватель русского языка.  Любите жизнь внутри и вне! Осознавая случай, место, Пространство, Время... Все в судьбе Печется словно бы из теста... Преподаватель биологии. А пекарь ­ Мастер, но рецепт Мы постоянно изменяем, То в долг берем, то на акцепт, То соль и перца добавляем... Преподаватель русского языка.  А пекарь знает, что к чему, Как и зачем, когда и сколько... Любите жизнь без "почему", А всех вопросов будет столько... Преподаватель биологии. Как звезд на небе... Всех не счесть... Ответы сердцем познаются. Придет и к вам благая Весть. Пусть слезы в прошлом остаются. Сторонники какой гипотезы утверждали, что всё живое и неживое создано Богом? Тест  1. А)  Панспермии;                     Б)  Стационарного состояния; В)  Креационизма;                  Г)  Витализма. 2. Сторонники какой гипотезы утверждали, что «Жизненная сила» присутствует всюду,    достаточно лишь «вдохнуть» её, и неживое станет живым. А)  Панспермии;                     Б)  Стационарного состояния; В)  Креационизма;                  Г)  Витализма. 3. Сторонники теории самозарождения жизни. А)   Аристотель, Гельмонт;     Б)  Ф.Реди, Л. Пастер; В)  К.Линней, Ж.Кювье;           Г)  А.И.Опарин, Д.Холдейн. 4. Русский учёный, предложивший теорию биохимической эволюции. А)  А.И. Опарин;               Б)  В.И.Вернадский; В)  М.М.Тереховский;                Г)  Аристотель 5. В соответствии с гипотезой  панспермии: А)  Жизнь переносится с планеты на планету; Б)  Жизнь возникла из «семени», которое существует «всегда и везде»; В)  Жизнь зародилась на Земле в водах первичного океана; Г) Жизнь появилась одновременно с появлением Земли. Тест по теме: «Фонетика» 6. Фонетическая транскрипция слова ЗЕМЛЯ выполнена верно: А)  [з, и м л, а]       Б)  [з, е м л, а]        В)  [з, е м л, я]         Г)  [з и м л я] 7. В каком слове происходит оглушение согласного? А)  Витализм             Б)  Креационизм             В)  Биогенез               Г)  Жизнь 8. В каком слове гласная буква обозначает два звука? А)  Организм                Б)  Эволюция            В)  Абиогенез               Г)  Химический 9. Сколько гласных звуков в русском языке? А)  33             Б)   10            В)   8             Г)  6 10. Назовите мягкие непарные согласные звуки. А)  [м,] [н,] [л,] [р,] [й,]                    Б)  [ч,] [щ,] [й,]  В)  [х,] [ц,] [ч,] [щ,]                          Г)  [ж,] [ш,] [ц,] Тест «Происхождение жизни на Земле» Выполнил ___________________________________________________ Гр № ____________ курс __________  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10                                                                                                                    Оценка________________________                    Оценка_________________________ Тест «Происхождение жизни на Земле» Выполнил ___________________________________________________ Гр № ____________ курс __________  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10                                                                                                                    Оценка________________________                    Оценка_________________________ Тест «Происхождение жизни на Земле» Выполнил ___________________________________________________ Гр № ____________ курс __________  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10                                                                                                                    Оценка________________________                    Оценка_________________________ Тест «Происхождение жизни на Земле» Выполнил ___________________________________________________ Гр № ____________ курс __________  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10                                                                                                                    Оценка________________________                    Оценка_________________________ Тест «Происхождение жизни на Земле» Выполнил ___________________________________________________ Гр № ____________ курс __________  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10                                                                                                                    Оценка________________________                    Оценка_________________________ Гипотеза Сторонники Основные положения

Конспект бинарного урока биологии и русского языка на тему: «Происхождение жизни на Земле»

Конспект бинарного урока  биологии и русского языка   на тему: «Происхождение жизни на Земле»

Конспект бинарного урока биологии и русского языка на тему: «Происхождение жизни на Земле»

Конспект бинарного урока  биологии и русского языка   на тему: «Происхождение жизни на Земле»

Конспект бинарного урока биологии и русского языка на тему: «Происхождение жизни на Земле»

Конспект бинарного урока  биологии и русского языка   на тему: «Происхождение жизни на Земле»

Конспект бинарного урока биологии и русского языка на тему: «Происхождение жизни на Земле»

Конспект бинарного урока  биологии и русского языка   на тему: «Происхождение жизни на Земле»

Конспект бинарного урока биологии и русского языка на тему: «Происхождение жизни на Земле»

Конспект бинарного урока  биологии и русского языка   на тему: «Происхождение жизни на Земле»

Конспект бинарного урока биологии и русского языка на тему: «Происхождение жизни на Земле»

Конспект бинарного урока  биологии и русского языка   на тему: «Происхождение жизни на Земле»

Конспект бинарного урока биологии и русского языка на тему: «Происхождение жизни на Земле»

Конспект бинарного урока  биологии и русского языка   на тему: «Происхождение жизни на Земле»

Конспект бинарного урока биологии и русского языка на тему: «Происхождение жизни на Земле»

Конспект бинарного урока  биологии и русского языка   на тему: «Происхождение жизни на Земле»

Конспект бинарного урока биологии и русского языка на тему: «Происхождение жизни на Земле»

Конспект бинарного урока  биологии и русского языка   на тему: «Происхождение жизни на Земле»

Конспект бинарного урока биологии и русского языка на тему: «Происхождение жизни на Земле»

Конспект бинарного урока  биологии и русского языка   на тему: «Происхождение жизни на Земле»

Конспект бинарного урока биологии и русского языка на тему: «Происхождение жизни на Земле»

Конспект бинарного урока  биологии и русского языка   на тему: «Происхождение жизни на Земле»

Конспект бинарного урока биологии и русского языка на тему: «Происхождение жизни на Земле»

Конспект бинарного урока  биологии и русского языка   на тему: «Происхождение жизни на Земле»

Конспект бинарного урока биологии и русского языка на тему: «Происхождение жизни на Земле»

Конспект бинарного урока  биологии и русского языка   на тему: «Происхождение жизни на Земле»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.11.2018