Конспект дифференцированного урока литературы и изобразительного искусства "Образ твой над Русью вознесенный..."
Оценка 4.8

Конспект дифференцированного урока литературы и изобразительного искусства "Образ твой над Русью вознесенный..."

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство +1
7 кл
05.02.2017
Конспект дифференцированного урока литературы и изобразительного искусства "Образ твой над Русью вознесенный..."
obraz_tvoy_nad_rusyu.doc
«Образ твой, над Русью вознесенный, в тьме веков указывал нам след». Интегрированный урок литературы и изобразительного искусства. 7 класс. Цели урока: Образовательная:  Знакомство   с   древнерусской   живописью   во взаимосвязи с литературой, обучение изображению икон. Воспитательная:  Приобщение   учащихся   к   духовным   ценностям, воспитание чувства прекрасного. Развивающая:  Развитие   творчества,   личностного   отношения   к изображаемому в литературе и живописи. Оформление:  репродукции картин с изображением Богоматери; выставка литературы по тематике;  на доске:  Икона –    Апокриф ­ Изограф –                    Иконописец, богомаз ­ Литургия ­ Фреска –                    Нимб – Мафория ­ Подготовительный этап: экскурсия в храм Петра и Павла в селе Шаркан, заучивание   наизусть   стихотворений,   доклады   и   сообщения, опережающее домашнее задание по группам. Эпиграф: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». ( Евангелие от Иоанна). 1. Вступительное слово учителя литературы. Слово – это Все, чем живет человек, да и человечество. В Слове человек выражал волнующие его вопросы о сути мира. В Слове искал он ответы на свои вечные «проклятые» вопросы. В Слове же ответы он находил. Слово – это способность человеческой души проявлять и выражать свою внутреннюю жизнь, деятельность и настроение.  Слово – это дар, дар величайший, которым Господь наградил человека, отличив его от бессловесных тварей. Слово, как  молния, выходит из человеческих уст, в среду людей, или приносит величайшую пользу окружающим нас, или же причиняет огромный вред. 1 Слово – это исток, начало Дела. Для русского человека Слово – это еще и итог, венец Дела. И вот когда Дело разрывало сердце и душу, только одно утешенье оставалось, только одно сохраняло надежду, поддерживало веру, вновь   и   вновь   рождало   Любовь   –   все   то   же  Слово,  и   особенно  Слово христианское. ­  Ребята,   посмотрите   внимательно   на   картины,   вдумайтесь   в   слова эпиграфов к уроку и скажите, о чем мы с вами будем говорить? ­ О слове, о боге, о вере. ­ Верно. Значит, урок наш сегодня необычный, а значит, и слова будут необычные. Какие же слова станут ключевыми на нашем уроке? (Работа в группах: Бог, Богоматерь, душа, вера, благодать, Божья Матерь, икона, молитва,   Отец   Небесный,   Лик,   скорбный,   тревожный,   одаренный надеждой, добро, красота, обрести, роптать и т.д.) Учитель записывает слова на доске. ­ Эти слова мы будет использовать сегодня на уроке.      2.Беседа о храме. Учитель изобразительного искусства. ­ А где, ребята, можно встретиться с Богом?  ­ В храме, церкви, соборе. ­ Что же такое храм? Почему люди идут в храм?  ­Храм – место, где человек общается с Богом… Чтение стихотворения учеником:                                         Куда я ухожу,  «Кто я? Откуда я пришел? На этом свете что нашел И чем я дорожу? Что делать мне с душой моей Коль мучится она, И просто с жизнею своей Какая мне дана? ­   Для   большинства   современных   людей   храм­церковь   представляется чем­то   загадочным   и   непонятным.  Между   тем   в  архитектуре   храма,  в   его внутреннем убранстве отразилась история христианства. Так давайте же, ребята, войдем сегодня в храм. Что же мы с вами там увидим?  ­ Иконы, святых, свечи… ­ А что такое икона?   Слово «икона» по­гречески означает изображение, образ. Иконопись – особый вид живописи. Икона отличается от картины или портрета. У нее свое содержание, свой «язык», свое назначение. Иконы говорят людям о Боге, о вечном. Посмотрите внимательно на изображения, есть ли на них что­то общее? 2 (Работа с иллюстрациями) ­ Изображена Богоматерь. ­   Итак,   сегодня   мы   будем   говорить   о   Богоматери   и   создадим   ее изображение. Искони   Богородица   считается   покровительницей   Руси.   Во   время нашествия врагов ее молили о победе и мире. Девушки обращались к Ней с просьбами помочь в замужестве, избежать сватовства за нелюбимого, даровать чадородие. Изображений   Богородицы   очень   много.   Но   мы   сегодня   обратимся   к одной   из   них   –   Владимирской.   Приблизимся   к   древнему   творению   и останемся с ним наедине. ­ Что изображено на иконе Владимирской Богоматери?  ­ Ребенок нежно ласкается к матери, а она бережно держит его на руках.  ­   Есть   немало   картин,   на   которых   художники   изображали   мать   с ребенком. Но на иконе Богоматерь с Христом. Как вы определили, что здесь не простые люди, а святые?  Мы узнаем об этом по золотым сияниям над головами (нимбам). Одежда Христа светлая, как  бы струящаяся золотым сиянием – это тоже знак Божественного. Богоматерь изображается в темно­вишневом покрывале –  мафории,  украшенном тремя звездами и золотой каймой с кистями, это говорит о царственном достоинстве. А всмотритесь в Лик Богоматери, тоже особый иконописный: большие глаза, тонкий нос, нежные губы. Искусствовед   М.В.А……..   так   написал   об   иконе   Владимирской Богоматери:   «Растроганная   лаской   младенца,   Мария   своими   широко открытыми,  грустными   глазами   смотрит   вдаль,  точно   предвидит   грядущие страдания Сына». 3. Учитель литературы. ­   Биография   «Владимирской   Богоматери   удивительна,   как   и   ее гениальное изображение. В русских летописях, сказаниях, легендах, стихах и песнях запечатлено множество эпизодов, связанных с Богородицей. Если бы она могла также говорить, как она умеет смотреть, ее рассказы напомнили   бы   нам   о   событиях   отечественной   истории,   о   трагических,   и печальных, и торжественных… Сколько раз в прежние века глядевшим в ее глаза людям вспоминалось мрачное библейское пророчество: «…будет скорбь великая, какой не бывало от начала мира…» Но – увы! – уста Владимирской плотно сомкнуты, и мы должны сами попытаться приподнять завесу над тайнами ее жизни. ­ Что же нам известно об истории знаменитой иконы? (Сообщение учащегося, приложение 1.) Чтение   и   анализ   стихотворения   «Владимирская   Богоматерь».  _ Замечательный   русский   поэт   и   художник   Максимилиан   Александрович 3 Волошин (1877 – 1932) увидел икону в Московском музее. Тогда ее только недавно реставрировали: сняли с нее темные слои копоти и открыли под ними прекрасную   древнюю   живопись.   Волошин   так   был   потрясен   этим произведением искусства, что несколько дней подряд приходил на свидание с иконой   в  музей   и  подолгу   смотрел   на  нее.  Репродукция   иконы   с  тех   пор стояла на столе Волошина. Прочитаем   стихотворение   поэта   «Владимирская   Богоматерь»   и подумаем:   как   поэт   описывает   икону?   Что   говорит   он   об   истории произведения   древней   живописи?  (стихотворение   читает   учитель   под музыку «Аве Мария»).   ­ Какое впечатление произвела икона на автора? В каких словах это выражено?  ­  «Немею….Нет ни сил , ни слов на языке».  Он заворожен, удивлен настолько, что не может найти слова, чтобы объяснить свое чувство.  ­ На что большее вниманье обращает автор: на описание внешности, или что­то другое?   ­ На чувства матери и ребенка. ­ Почему «Лик каждый миг меняет выраженье» и на лице Богоматери запечатлено скорбное волненье?  ­ Может быть, Царица небесная уже заранее знает, что предстоит испытать ее Сыну. Она растрогана лаской младенца. ­ О каких «злых днях гонения икон» говорит автор?  ­В   8   веке   византийские   императоры   запрещали   почитание   икон, заставляли сжигать иконы. И только Владимирская Богоматерь уцелела «в костре самосожжений посреди обломков и руин». ­ О чем идет речь в строках: «Ты, покинув обреченный Киев,                                                      Унесла великокняжий стол.                                                     И ушла с Андреем в Боголюбов…»? (Сообщение ученика, приложение 2.)  ­ Кто такой Хромец Железный, о котором идет речь в произведении? (Сообщение ученика, приложение 3). ­   Что   значит   «слепой   народ   в   годину   гнева   отдал   сам   ключи   своих твердынь»?  ­ Когда в 1917 году к власти пришли большевики, начались гонения на православие. Большевики грабили и уничтожали храмы, вместо церквей открывались клубы, зерносклады, а священнослужители отправлялись на каторги   и   ссылки,   или   даже   расстреливались.   Произошла   подмена жизненных ценностей: вместо духовного – материальное благополучие. ­ Почему Владимирская Богоматерь названа Ликом самой России? ­    Потому   что   она   вместе   с   русским   народом   прошла   весь исторический путь. В самые трудные минуты русский человек вспоминал о ней и просил помощи. 4 ­ И поэтому она названа « Откровеньем чистой красоты». Какова же основная мысль данного стихотворения? Что хотел сказать автор этого произведения?  ­  Можно   сказать,   что   это   гимн,   воспевающий   Царицу   Небесную. Автор говорит о том, что русский человек не может прожить без веры, что вера, православие – это фундамент, на котором стоит наша земля российская. ­Сегодня, на рубеже 20 и21 столетия человечество снова возвращается к вере.   Рубеж   веков   как   обычно   характеризуется   разными   катаклизмами, страшными   событиями.   В   наш   железный   21   век   страшно   то,   что   человек перестает узнавать и самых близких людей: соседа, брата, а порой и своих детей   и   родителей.   В   1851   году   русский   поэт   Федор   Тютчев   написал стихотворение «Наш век». Послушаем и попытаемся определить актуальность его   темы.   (Чтение   стихотворения   наизусть   «Наш   век»,   приложение   4, читает ученик). ­ Ребята, а как человек общается с Богом?  ­ С помощью молитвы ­ Есть молитвы, с помощью которой человек просит о своем здоровье, о душевном   успокоении,   об   успокоении   души   усопших   и   т.д.   Но   есть   одна молитва,   самая   главная,   которую   знает   каждый   верующий   человек.   Это удивительная по своей силе и красоте молитва «Отче наш». Дома вам было задано сравнить эту молитву и стихотворения, в основу которых положена эта молитва. (Ответы по группам, сравниваются стихотворения А.С.Пушкина и А.Фета). ­ Какой вывод?  ­  Очень  светло  и  красиво.  Но  все   же  есть  разница.  А.С.Пушкину   и Фету удалось сохранить все религиозное, каноническое содержание этой молитвы   и   в   то   же   время   показать   свое,   личное   доверие   и   любовь   к Небесному   Отцу,   тем   самым   введя   особую   авторскую   интонацию   в произведение. Поэтому молитва «Отче наш» мы относим к религиозной литературе,   а   стихотворения   поэтов   к   произведениям   светской литературы, в которых использованы религиозные мотивы. Но следует отметить. Что такие светлые, чистые, пронзительно добрые стихи моли быть   написаны   только   глубоко   верующими   людьми.   И   эта   вера, безусловно,   влияла   на   их   творчество,   на   отношение   к   истинным   и ложным ценностям, к людям, жизни. ­   Сегодня   вновь   человек   обратил   свой   взор   в   Храм   Божий,   строятся новые храмы, реставрируются старые церкви, часто по телевидению слышим речь священника. Мировая цивилизация не заменила духовную пищу. Все есть у человека: хороший дом, машина, богатые украшения…Но если нет в душе веры   –   нет   у   него   и   счастья.   Только   вера   питала   и   будет   питать   жизнь 5 православного человека. И только через молитву он найдет успокоение своей мечущейся неспокойной души. (Чтение стихотворения наизусть «Блажен…», зажигается свеча.) (Музыкальное исполнение «Молитвы» М.ЮЛермонтова, поет ученица 10 класса.) Домашнее задание на выбор: 1. Выучить предложенные учителем или на свой выбор  стихи на религиозные мотивы.( приложение 4.) 2. Написать сочинение­миниатюру на тему «Почему людям нужна вера?» 4. Учитель изобразительного искусства.  Древнерусская   живопись   сохранила   нам   немногие   имена   художников. Искусство Средневековья на Руси безымянно, анонимно. Бессчетное число храмов,   икон.   Фресок   и   как   подарок   нам,   потомкам,   вдруг   мелькнет   в летописях имя мастера. А рядом «сотоварищи». О каких же мастерах дошла молва до наших времен? (Сообщения об иконописцах, приложение 5.) ­ Какой вывод мы можем сделать из прослушанных сообщений?  ­ Иконы почитались драгоценностью. Изображали на иконах сюжеты из жизни Христа. ­ Похожи ли иконы на другие картины художников?  ­ Нет, не похожи. ­ Они изображались по определенным канонам, т. е. правилам. Иконопись – искусство символическое. Символичны здесь, как сюжет, так и художественная форма. Каждая икона, помимо того, что она изображает легендарное   событие   или   персонаж,   имеет   еще   и   подтекст,   в   котором раскрывается ее истинное содержание. В   иконописи   выработалось   высочайшее   художественное   мастерство, особое понимание рисунка, композиции, пространства цвета и света. Композиция ­ особенно сильная сторона древнерусских икон. Обратите внимание   на   эпиграф   к   уроку.   Едва   ли   не   каждая   икона   мыслилась   как подобие   мира,   и   соответственно   этому   в   композиции   всегда   присутствует средняя   ось.   В   верхней   части   высится   небо,  а   внизу   обычно   обозначалась земля. Иногда под ней – преисподняя. Гамма   красок   древнерусской   живописи   обширна.   Наряду   с   чистыми открытыми цветами было множество промежуточных. И сегодня в ваших изображениях пусть краски светятся, сияют, звенят, поют.   Потому   что   мы   выполняем   не   просто   рисунок,   а   хотим   показать чувства.   5. Практическая часть. Изображение Богоматери с сыном. На   столах   у   детей   заранее   подготовленные   листы   бумаги   с   фоном, имитирующим дерево. 6 6. Подведение итогов. Выставка работ учащихся. Вывод, заключительные слова к уроку: Ныне, как и века назад, перед великим творением останавливаются люди и пристально глядят в проникновенные глаза  той, что столько вместила  в своем скорбном и проницательном взоре. Любуясь невыразимо прекрасным ликом, созданным гениальным творцом, припоминая бесчисленные события истории – трагические и возвышенные – вспомним   сказанное   поэтом:   «Образ   твой,   над   Русью   вознесенный,   в   тьме веков указывал нам след». Приложение 5. Дионисий. Примерно с середины 15 века доходит молва о Дионисии. Его личность загадочна. Очень знатного происхождения. Он стал, однако, иконописцем. Случай беспрецедентный в истории Руси. Дионисий не был монахом, как, например. Андрей Рублев. До конца дней он так и не принял сана, остался «в миру». Дионисий, будучи скован непреложными канонами, смог выработать   ни на кого не похожий художественный язык. С Дионисием парадное, праздничное, торжественное искусство Москвы стало на Руси ведущим. На него начали ориентироваться все города, ему начали всюду подражать. При жизни мастера сравнивали с великим Рублевым. Это знак подлинной всерусской славы. Рублевские произведения почитались драгоценностью, иконы Дионисия – тоже. Андрей Рублев. К лику святых был причислен человек, не прославившийся ни чудесами, ни явлением нетленных мощей, ни особенными аскетическими подвигами. Точный год рождения Рублева неизвестен. Предположительно – между 1360­1370гг. Самые ранние сведения о нем содержатся в Московской Троицкой летописи 1405г. В 1408г. расписывал Успенский Собор во Владимире. 1425­1427гг. были сделаны росписи фресок и иконостаса (в т.ч. и входившая в него «Троица») в Троицком Соборе.   29   января   1430   г.   А.Рублев   скончался   и   был   похоронен   в   Спасском   Соборе Андроникова монастыря. Только после смерти к Рублеву пришла подлинная слава. В17­18   веках   укрепляется   слава   А,Рублева,   как   местночтимого   святого   Троице­ Сергиевой лавры, пострижеником которой он был. Фрески и иконы работы Рублева сохранились фрагментарно. Основное собрание икон находится в Третьяковской галерее. Феофан Грек. 7 Работал в России во 2 половине 14 и начале 15 вв. Писал фрески, иконы, миниатюры. Феофан Грек был византийцем по происхождению. В Россию прибыл в конце 14 века, видимо. Уже сложившимся мастером. Первое   время   он   работал   в   Новгороде,   где   в   1378   г.   им   был   расписан   Спасо­ Преображенский Собор. Святым   Феофана   присуща   одна   общая   черта   –   суровая   одухотворенность.   Они непрестанно   борются   с   обуревающими   их   страстями.   Феофаном   выполнен   иконостас Благовещенского Собора Московского Кремля в 1405г. Великий мастер чутко откликался на запросы русских людей и сумел проникнуться их чувствами и мыслями. 8

Конспект дифференцированного урока литературы и изобразительного искусства "Образ твой над Русью вознесенный..."

Конспект дифференцированного урока литературы и изобразительного искусства "Образ твой над Русью вознесенный..."

Конспект дифференцированного урока литературы и изобразительного искусства "Образ твой над Русью вознесенный..."

Конспект дифференцированного урока литературы и изобразительного искусства "Образ твой над Русью вознесенный..."

Конспект дифференцированного урока литературы и изобразительного искусства "Образ твой над Русью вознесенный..."

Конспект дифференцированного урока литературы и изобразительного искусства "Образ твой над Русью вознесенный..."

Конспект дифференцированного урока литературы и изобразительного искусства "Образ твой над Русью вознесенный..."

Конспект дифференцированного урока литературы и изобразительного искусства "Образ твой над Русью вознесенный..."

Конспект дифференцированного урока литературы и изобразительного искусства "Образ твой над Русью вознесенный..."

Конспект дифференцированного урока литературы и изобразительного искусства "Образ твой над Русью вознесенный..."

Конспект дифференцированного урока литературы и изобразительного искусства "Образ твой над Русью вознесенный..."

Конспект дифференцированного урока литературы и изобразительного искусства "Образ твой над Русью вознесенный..."

Конспект дифференцированного урока литературы и изобразительного искусства "Образ твой над Русью вознесенный..."

Конспект дифференцированного урока литературы и изобразительного искусства "Образ твой над Русью вознесенный..."

Конспект дифференцированного урока литературы и изобразительного искусства "Образ твой над Русью вознесенный..."

Конспект дифференцированного урока литературы и изобразительного искусства "Образ твой над Русью вознесенный..."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2017