«Образ твой, над Русью
вознесенный, в тьме веков указывал нам след».
Интегрированный урок литературы и изобразительного искусства.
7 класс.
Цели урока:
Образовательная: Знакомство с древнерусской живописью во
взаимосвязи с литературой, обучение изображению икон.
Воспитательная: Приобщение учащихся к духовным ценностям,
воспитание чувства прекрасного.
Развивающая: Развитие творчества, личностного отношения к
изображаемому в литературе и живописи.
Оформление: репродукции картин с изображением Богоматери; выставка
литературы по тематике; на доске:
Икона –
Апокриф
Изограф –
Иконописец, богомаз
Литургия
Фреска –
Нимб –
Мафория
Подготовительный этап: экскурсия в храм Петра и Павла в селе Шаркан,
заучивание наизусть стихотворений, доклады и сообщения,
опережающее домашнее задание по группам.
Эпиграф: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово
было Бог». ( Евангелие от Иоанна).
1. Вступительное слово учителя литературы.
Слово – это Все, чем живет человек, да и человечество. В Слове человек
выражал волнующие его вопросы о сути мира. В Слове искал он ответы на
свои вечные «проклятые» вопросы. В Слове же ответы он находил.
Слово – это способность человеческой души проявлять и выражать свою
внутреннюю жизнь, деятельность и настроение.
Слово – это дар, дар величайший, которым Господь наградил человека,
отличив его от бессловесных тварей.
Слово, как молния, выходит из человеческих уст, в среду людей, или
приносит величайшую пользу окружающим нас, или же причиняет огромный
вред.
1 Слово – это исток, начало Дела. Для русского человека Слово – это еще
и итог, венец Дела. И вот когда Дело разрывало сердце и душу, только одно
утешенье оставалось, только одно сохраняло надежду, поддерживало веру,
вновь и вновь рождало Любовь – все то же Слово, и особенно Слово
христианское.
Ребята, посмотрите внимательно на картины, вдумайтесь в слова
эпиграфов к уроку и скажите, о чем мы с вами будем говорить?
О слове, о боге, о вере.
Верно. Значит, урок наш сегодня необычный, а значит, и слова будут
необычные. Какие же слова станут ключевыми на нашем уроке? (Работа в
группах: Бог, Богоматерь, душа, вера, благодать, Божья Матерь, икона,
молитва, Отец Небесный, Лик, скорбный, тревожный, одаренный
надеждой, добро, красота, обрести, роптать и т.д.)
Учитель записывает слова на доске.
Эти слова мы будет использовать сегодня на уроке.
2.Беседа о храме. Учитель изобразительного искусства.
А где, ребята, можно встретиться с Богом?
В храме, церкви, соборе.
Что же такое храм? Почему люди идут в храм?
Храм – место, где человек общается с Богом…
Чтение стихотворения учеником:
Куда я ухожу,
«Кто я? Откуда я пришел?
На этом свете что нашел
И чем я дорожу?
Что делать мне с душой моей
Коль мучится она,
И просто с жизнею своей
Какая мне дана?
Для большинства современных людей храмцерковь представляется
чемто загадочным и непонятным. Между тем в архитектуре храма, в его
внутреннем убранстве отразилась история христианства.
Так давайте же, ребята, войдем сегодня в храм.
Что же мы с вами там увидим?
Иконы, святых, свечи…
А что такое икона?
Слово «икона» погречески означает изображение, образ. Иконопись –
особый вид живописи. Икона отличается от картины или портрета. У нее свое
содержание, свой «язык», свое назначение. Иконы говорят людям о Боге, о
вечном.
Посмотрите внимательно на изображения, есть ли на них чтото общее?
2 (Работа с иллюстрациями)
Изображена Богоматерь.
Итак, сегодня мы будем говорить о Богоматери и создадим ее
изображение.
Искони Богородица считается покровительницей Руси. Во время
нашествия врагов ее молили о победе и мире. Девушки обращались к Ней с
просьбами помочь в замужестве, избежать сватовства за нелюбимого, даровать
чадородие.
Изображений Богородицы очень много. Но мы сегодня обратимся к
одной из них – Владимирской. Приблизимся к древнему творению и
останемся с ним наедине.
Что изображено на иконе Владимирской Богоматери?
Ребенок нежно ласкается к матери, а она бережно держит его на
руках.
Есть немало картин, на которых художники изображали мать с
ребенком. Но на иконе Богоматерь с Христом.
Как вы определили, что здесь не простые люди, а святые?
Мы узнаем об этом по золотым сияниям над головами (нимбам).
Одежда Христа светлая, как бы струящаяся золотым сиянием – это тоже
знак Божественного. Богоматерь изображается в темновишневом покрывале
– мафории, украшенном тремя звездами и золотой каймой с кистями, это
говорит о царственном достоинстве. А всмотритесь в Лик Богоматери, тоже
особый иконописный: большие глаза, тонкий нос, нежные губы.
Искусствовед М.В.А…….. так написал об иконе Владимирской
Богоматери: «Растроганная лаской младенца, Мария своими широко
открытыми, грустными глазами смотрит вдаль, точно предвидит грядущие
страдания Сына».
3. Учитель литературы.
Биография «Владимирской Богоматери удивительна, как и ее
гениальное изображение. В русских летописях, сказаниях, легендах, стихах и
песнях запечатлено множество эпизодов, связанных с Богородицей.
Если бы она могла также говорить, как она умеет смотреть, ее рассказы
напомнили бы нам о событиях отечественной истории, о трагических, и
печальных, и торжественных…
Сколько раз в прежние века глядевшим в ее глаза людям вспоминалось
мрачное библейское пророчество: «…будет скорбь великая, какой не бывало
от начала мира…» Но – увы! – уста Владимирской плотно сомкнуты, и мы
должны сами попытаться приподнять завесу над тайнами ее жизни.
Что же нам известно об истории знаменитой иконы?
(Сообщение учащегося, приложение 1.)
Чтение и анализ стихотворения «Владимирская Богоматерь». _
Замечательный русский поэт и художник Максимилиан Александрович
3 Волошин (1877 – 1932) увидел икону в Московском музее. Тогда ее только
недавно реставрировали: сняли с нее темные слои копоти и открыли под ними
прекрасную древнюю живопись. Волошин так был потрясен этим
произведением искусства, что несколько дней подряд приходил на свидание с
иконой в музей и подолгу смотрел на нее. Репродукция иконы с тех пор
стояла на столе Волошина.
Прочитаем стихотворение поэта «Владимирская Богоматерь» и
подумаем: как поэт описывает икону? Что говорит он об истории
произведения древней живописи? (стихотворение читает учитель под
музыку «Аве Мария»).
Какое впечатление произвела икона на автора? В каких словах это
выражено?
«Немею….Нет ни сил , ни слов на языке». Он заворожен, удивлен
настолько, что не может найти слова, чтобы объяснить свое чувство.
На что большее вниманье обращает автор: на описание внешности, или
чтото другое?
На чувства матери и ребенка.
Почему «Лик каждый миг меняет выраженье» и на лице Богоматери
запечатлено скорбное волненье?
Может быть, Царица небесная уже заранее знает, что предстоит
испытать ее Сыну. Она растрогана лаской младенца.
О каких «злых днях гонения икон» говорит автор?
В 8 веке византийские императоры запрещали почитание икон,
заставляли сжигать иконы. И только Владимирская Богоматерь уцелела
«в костре самосожжений посреди обломков и руин».
О чем идет речь в строках: «Ты, покинув обреченный Киев,
Унесла великокняжий стол.
И ушла с Андреем в Боголюбов…»?
(Сообщение ученика, приложение 2.)
Кто такой Хромец Железный, о котором идет речь в произведении?
(Сообщение ученика, приложение 3).
Что значит «слепой народ в годину гнева отдал сам ключи своих
твердынь»?
Когда в 1917 году к власти пришли большевики, начались гонения на
православие. Большевики грабили и уничтожали храмы, вместо церквей
открывались клубы, зерносклады, а священнослужители отправлялись на
каторги и ссылки, или даже расстреливались. Произошла подмена
жизненных ценностей: вместо духовного – материальное благополучие.
Почему Владимирская Богоматерь названа Ликом самой России?
Потому что она вместе с русским народом прошла весь
исторический путь. В самые трудные минуты русский человек вспоминал о
ней и просил помощи.
4 И поэтому она названа « Откровеньем чистой красоты».
Какова же основная мысль данного стихотворения? Что хотел сказать
автор этого произведения?
Можно сказать, что это гимн, воспевающий Царицу Небесную.
Автор говорит о том, что русский человек не может прожить без веры,
что вера, православие – это фундамент, на котором стоит наша земля
российская.
Сегодня, на рубеже 20 и21 столетия человечество снова возвращается к
вере. Рубеж веков как обычно характеризуется разными катаклизмами,
страшными событиями. В наш железный 21 век страшно то, что человек
перестает узнавать и самых близких людей: соседа, брата, а порой и своих
детей и родителей. В 1851 году русский поэт Федор Тютчев написал
стихотворение «Наш век». Послушаем и попытаемся определить актуальность
его темы. (Чтение стихотворения наизусть «Наш век», приложение 4,
читает ученик).
Ребята, а как человек общается с Богом?
С помощью молитвы
Есть молитвы, с помощью которой человек просит о своем здоровье, о
душевном успокоении, об успокоении души усопших и т.д. Но есть одна
молитва, самая главная, которую знает каждый верующий человек. Это
удивительная по своей силе и красоте молитва «Отче наш». Дома вам было
задано сравнить эту молитву и стихотворения, в основу которых положена эта
молитва. (Ответы по группам, сравниваются стихотворения А.С.Пушкина
и А.Фета).
Какой вывод?
Очень светло и красиво. Но все же есть разница. А.С.Пушкину и
Фету удалось сохранить все религиозное, каноническое содержание этой
молитвы и в то же время показать свое, личное доверие и любовь к
Небесному Отцу, тем самым введя особую авторскую интонацию в
произведение. Поэтому молитва «Отче наш» мы относим к религиозной
литературе, а стихотворения поэтов к произведениям светской
литературы, в которых использованы религиозные мотивы. Но следует
отметить. Что такие светлые, чистые, пронзительно добрые стихи моли
быть написаны только глубоко верующими людьми. И эта вера,
безусловно, влияла на их творчество, на отношение к истинным и
ложным ценностям, к людям, жизни.
Сегодня вновь человек обратил свой взор в Храм Божий, строятся
новые храмы, реставрируются старые церкви, часто по телевидению слышим
речь священника. Мировая цивилизация не заменила духовную пищу. Все есть
у человека: хороший дом, машина, богатые украшения…Но если нет в душе
веры – нет у него и счастья. Только вера питала и будет питать жизнь
5 православного человека. И только через молитву он найдет успокоение своей
мечущейся неспокойной души.
(Чтение стихотворения наизусть «Блажен…», зажигается свеча.)
(Музыкальное исполнение «Молитвы» М.ЮЛермонтова, поет ученица
10 класса.)
Домашнее задание на выбор: 1. Выучить предложенные учителем или на
свой выбор стихи на религиозные мотивы.( приложение 4.)
2. Написать сочинениеминиатюру на тему «Почему людям нужна вера?»
4. Учитель изобразительного искусства.
Древнерусская живопись сохранила нам немногие имена художников.
Искусство Средневековья на Руси безымянно, анонимно. Бессчетное число
храмов, икон. Фресок и как подарок нам, потомкам, вдруг мелькнет в
летописях имя мастера. А рядом «сотоварищи». О каких же мастерах дошла
молва до наших времен?
(Сообщения об иконописцах, приложение 5.)
Какой вывод мы можем сделать из прослушанных сообщений?
Иконы почитались драгоценностью. Изображали на иконах сюжеты
из жизни Христа.
Похожи ли иконы на другие картины художников?
Нет, не похожи.
Они изображались по определенным канонам, т. е. правилам.
Иконопись – искусство символическое. Символичны здесь, как сюжет,
так и художественная форма. Каждая икона, помимо того, что она изображает
легендарное событие или персонаж, имеет еще и подтекст, в котором
раскрывается ее истинное содержание.
В иконописи выработалось высочайшее художественное мастерство,
особое понимание рисунка, композиции, пространства цвета и света.
Композиция особенно сильная сторона древнерусских икон. Обратите
внимание на эпиграф к уроку. Едва ли не каждая икона мыслилась как
подобие мира, и соответственно этому в композиции всегда присутствует
средняя ось. В верхней части высится небо, а внизу обычно обозначалась
земля. Иногда под ней – преисподняя.
Гамма красок древнерусской живописи обширна. Наряду с чистыми
открытыми цветами было множество промежуточных.
И сегодня в ваших изображениях пусть краски светятся, сияют, звенят,
поют. Потому что мы выполняем не просто рисунок, а хотим показать
чувства.
5. Практическая часть.
Изображение Богоматери с сыном.
На столах у детей заранее подготовленные листы бумаги с фоном,
имитирующим дерево.
6 6. Подведение итогов. Выставка работ учащихся.
Вывод, заключительные слова к уроку:
Ныне, как и века назад, перед великим творением останавливаются люди
и пристально глядят в проникновенные глаза той, что столько вместила в
своем скорбном и проницательном взоре.
Любуясь невыразимо прекрасным ликом, созданным гениальным творцом,
припоминая бесчисленные события истории – трагические и возвышенные –
вспомним сказанное поэтом: «Образ твой, над Русью вознесенный, в тьме
веков указывал нам след».
Приложение 5.
Дионисий.
Примерно с середины 15 века доходит молва о Дионисии. Его личность загадочна.
Очень знатного происхождения. Он стал, однако, иконописцем. Случай беспрецедентный в
истории Руси. Дионисий не был монахом, как, например. Андрей Рублев. До конца дней он
так и не принял сана, остался «в миру».
Дионисий, будучи скован непреложными канонами, смог выработать ни на кого не
похожий художественный язык.
С Дионисием парадное, праздничное, торжественное искусство Москвы стало на Руси
ведущим. На него начали ориентироваться все города, ему начали всюду подражать.
При жизни мастера сравнивали с великим Рублевым. Это знак подлинной всерусской
славы. Рублевские произведения почитались драгоценностью, иконы Дионисия – тоже.
Андрей Рублев.
К лику святых был причислен человек, не прославившийся ни чудесами, ни явлением
нетленных мощей, ни особенными аскетическими подвигами.
Точный год рождения Рублева неизвестен. Предположительно – между 13601370гг.
Самые ранние сведения о нем содержатся в Московской Троицкой летописи 1405г. В
1408г. расписывал Успенский Собор во Владимире.
14251427гг. были сделаны росписи фресок и иконостаса (в т.ч. и входившая в него
«Троица») в Троицком Соборе.
29 января 1430 г. А.Рублев скончался и был похоронен в Спасском Соборе
Андроникова монастыря. Только после смерти к Рублеву пришла подлинная слава.
В1718 веках укрепляется слава А,Рублева, как местночтимого святого Троице
Сергиевой лавры, пострижеником которой он был.
Фрески и иконы работы Рублева сохранились фрагментарно. Основное собрание икон
находится в Третьяковской галерее.
Феофан Грек.
7 Работал в России во 2 половине 14 и начале 15 вв. Писал фрески, иконы, миниатюры.
Феофан Грек был византийцем по происхождению. В Россию прибыл в конце 14 века,
видимо. Уже сложившимся мастером.
Первое время он работал в Новгороде, где в 1378 г. им был расписан Спасо
Преображенский Собор.
Святым Феофана присуща одна общая черта – суровая одухотворенность. Они
непрестанно борются с обуревающими их страстями. Феофаном выполнен иконостас
Благовещенского Собора Московского Кремля в 1405г.
Великий мастер чутко откликался на запросы русских людей и сумел проникнуться
их чувствами и мыслями.
8
Конспект дифференцированного урока литературы и изобразительного искусства "Образ твой над Русью вознесенный..."
Конспект дифференцированного урока литературы и изобразительного искусства "Образ твой над Русью вознесенный..."
Конспект дифференцированного урока литературы и изобразительного искусства "Образ твой над Русью вознесенный..."
Конспект дифференцированного урока литературы и изобразительного искусства "Образ твой над Русью вознесенный..."
Конспект дифференцированного урока литературы и изобразительного искусства "Образ твой над Русью вознесенный..."
Конспект дифференцированного урока литературы и изобразительного искусства "Образ твой над Русью вознесенный..."
Конспект дифференцированного урока литературы и изобразительного искусства "Образ твой над Русью вознесенный..."
Конспект дифференцированного урока литературы и изобразительного искусства "Образ твой над Русью вознесенный..."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.