Конспект дистанционного урока для пятиклассников. Иногда суровая действительность (карантин или, как у нас, в Донецке, массированные обстрелы) вынуждает переходить на дистанционное обучение . В этих условиях важно обеспечить ребенку, особенно пятикласснику, комфортные условия для самостоятельного освоения учебного материала: доступность, занимательность, разнообразие и в то же время высокий научный уровень. Представленный материал - это конспект урока, но конспект - для пятиклассника. Разнообразный и занимательный материал урока поможет пятикласснику легко вспомнить, чему его учили в начальной школе.
УРОК 2
Повторение.
Звуки, буквы. Слог. Ударение. Значимые части слова.
На прошлом уроке мы узнали, что речь существует в устной и письменной форме.
Звук – самый маленький «кирпичик» устной речи. Буква – письменной.
ЗАДАНИЕ 1
Прочитай текст упр. 7, стр. 12. Устно ответь на вопросы задания I.
Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуки речи.
Орфоэпия – раздел языкознания, изучающий правильное произношение.
Графика – раздел языкознания, изучающий буквы.
Орфография – раздел языкознания, изучающий правила правописания.
Буквы не всегда были такими, какими мы их знаем и пишем сегодня. Тысячу лет назад
русская азбука выглядела подругому. И буквы назывались подругому: не а, бэ, вэ, гэ, дэ… а
аз, буки, веди, глаголь, добро…
Есть мнение, что эти названия несли в себе особый смысл,
то есть древний алфавит можно прочитать как текст. И тогда
получится мудрое завещание наших далеких
предков. В переводе на современный язык
оно звучит так:
«Я Бога узнаю,
провозглашая добро. Живите ближе к
земле. И как вы, люди, мыслите, таким и
будет ваш покой (мир). Слово, речённое
пусть твёрдым
(сказанное) тобой,
будет»…
Кириллиц
а
Этот алфавит называется кириллицей, потому что был введен великими
просветителями народа Кириллом и Мефодием. Но еще раньше
существовала другая азбука – глаголица.
Глаголица
ЗАДАНИЕ 2 (по желанию):
Попробуй написать кириллицей слова: мама, родина, мир, добро, любовь, язык.А теперь давай вспомним, какие бывают звуки.
ЗВУКИ РЕЧИ
ГЛАСНЫЕ
а
звонкие
глухие
твердые
мягкие
твердые
мягкие
и
б
б'
п
п'
в
в'
ф
ф'
г
г'
к
к'
о
д
д'
т
т'
у
СОГЛАСНЫЕ
й'
ж
ж'
ш
ш'
з
з'
с
с'
ы
н
н'
р
р'
х
х'
э
ц
ч'
л
л'
м
м'
В русском языке 6 гласных звуков и 37 согласных. А в гавайском языке всего 6
согласных звуков: х, к, л, м, н, п и еще один звук вроде английского w.
Глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные – это разные звуки.
Звук имеет смыслоразличительную функцию:
слова стол и стул различаются гласным звуком (оу);
слова выть и мыть различаются согласным звуком (вм);
слова выть и вить тоже различаются согласным звуком(вв').
Звучание слова часто не совпадает с его написанием. Для записи звукового состава
слова существует транскрипция:
земля [з'имл'я], есть [й'эст'], объездчик [абй'эш'ик]
Звук не имеет собственного смыслового значения. Но мастера слова – поэты и писатели
– используют возможности звука для создания ярких и выразительных картин.
ЗАДАНИЕ 3 – устно:
Рассмотри картину Исаака Левитана «Вечерний звон» и выразительно прочитай
стихотворение Николая Рубцова. Удалось ли тебе услышать звон церковных колоколов?
Какими средствами поэту удалось передать эти удивительные звуки?
В глаза бревенчатым лачугамГлядит алеющая мгла,
Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола!
Звон заокольный и окольный,
У окон, около колонн —
Я слышу звон и колокольный,
И колокольчиковый звон.
И колокольцем каждым в душу
До новых радостей и сил
Твои луга звонят не глуше
Колоколов твоей Руси!
Звуки речи объединяются в слоги. В
слоге обязательно должен быть один гласный звук. А вот согласных звуков может вообще не
быть (Ау!) или быть несколько (встреча).
Слоги бывают ударные и безударные. В русском языке ударение нефиксированное, т.е.
может падать на любой слог в слове: пáмять, берёза, дорогóй, языкознáние.
А иногда в слове может быть два ударения: основное и дополнительное: мнòгоэ
тáжный.
ЗАДАНИЕ 4 – письменно:
Выпиши из упражнения 7, стр.2 выделенные слова, разбей их на слоги, поставь ударение.
Ни звук, ни слог не несут в себе смысла. И в самом деле, что значит слог зе? Земля?
Зеленый? Зевать? Минимальная единица смысла – это морфема.
Морфема – это значимая (то есть имеющая значение, смысл) часть слова: корень,
приставка, суффикс, окончание.
Корень – это значимая часть слова в которой содержится его основное значение. Слова
с общим корнем и общим значением называются однокоренными:
Вечер – вечереет – вечерний – предвечерний
Приставка (префикс) – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит
для образования новых слов:
Говорить – поговорить – переговорить – разговорить – отговорить – выговорить
Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования
новых слов.Белый – беленький – беловатый – белёсый – белизна
Окончание – изменяемая значимая часть слова, которая стоит после суффикса и
служит для образования разных форм одного и того же слова. Часть слова без окончания
называется основой слова:
Мир – мира – миру – миром – о мире
Добрый – доброму – добрая – добрые
Дарить – дарю – даришь – дарим
ЗАДАНИЕ 5 – письменно:
Выполни упр. 9, стр. 13: спиши, выдели корень в однокоренных словах, разбери по составу
слова родник, речка.
Новые слова в русском языке образуются
добавлением к основе префикса:
негромкий
громкий + не ;
←
добавлением к основе суффикса:
рыбка
←
рыба + к;
добавлением к основе префикса и суффикса:
подберезовик
береза + под + овик
сложением слов или частей слов:
←
землекоп
земля + копать
←
Есть и другие способы, но о них мы поговорим позже.
ЗАДАНИЕ 6 – письменно:
Рассмотри картинки и образуй новые слова
от слова вода:
с помощью суффикса с помощью префикса и суффиксаот слова громкий:
с помощью префикса с помощью суффикса
от неизвестных слов:
ЗАДАНИЕ 6 – по желанию:
Подбери слова, соответствующие следующим схемам:
, , ,
сложением
ИТОГИ УРОКА
Какова минимальная единица речи?
В чем разница между звуком и буквой?
Что такое слог?
Что такое морфема? Какие морфемы ты можешь назвать?
Как образуются новые слова?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
прочитать §2, стр. 1214;
выучить определения из конспекта;
выполнить упражнение 10, стр. 14.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ:
НЕГРОМКИЙ
ВОДЯНОЙ
БЕЗВОДНЫЙ
ЛУНОХОД
ГРОМКОСТЬ