Конспект дистанционного урока "Повторение. Звуки, буквы. Слог. Ударение. Значимые части слова" (5 класс. Русский язык)

  • Домашнее обучение
  • Разработки уроков
  • Домашнее обучение
  • docx
  • 10.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект дистанционного урока для пятиклассников. Иногда суровая действительность (карантин или, как у нас, в Донецке, массированные обстрелы) вынуждает переходить на дистанционное обучение . В этих условиях важно обеспечить ребенку, особенно пятикласснику, комфортные условия для самостоятельного освоения учебного материала: доступность, занимательность, разнообразие и в то же время высокий научный уровень. Представленный материал - это конспект урока, но конспект - для пятиклассника. Разнообразный и занимательный материал урока поможет пятикласснику легко вспомнить, чему его учили в начальной школе.
Иконка файла материала 2. Звуки, буквы. Слог. Ударение. Значимые части слова..docx
УРОК 2 Повторение.  Звуки, буквы. Слог. Ударение. Значимые части слова. На прошлом уроке мы узнали, что речь существует в устной и письменной форме.  Звук – самый маленький «кирпичик» устной речи. Буква – письменной. ЗАДАНИЕ 1 Прочитай текст упр. 7, стр. 12. Устно ответь на вопросы задания I. Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуки речи. Орфоэпия – раздел языкознания, изучающий правильное произношение. Графика – раздел языкознания, изучающий буквы. Орфография – раздел языкознания, изучающий правила правописания. Буквы не всегда были такими, какими мы их знаем и пишем сегодня. Тысячу лет назад русская азбука выглядела по­другому. И буквы назывались по­другому: не а, бэ, вэ, гэ, дэ…  а аз, буки, веди, глаголь, добро…  Есть мнение, что эти названия несли в себе особый смысл, то есть древний алфавит можно прочитать как текст. И тогда получится мудрое завещание наших далеких предков.   В   переводе   на   современный   язык оно   звучит   так:  «Я   Бога   узнаю, провозглашая   добро.   Живите   ближе   к земле. И как вы, люди, мыслите, таким и будет   ваш   покой   (мир).   Слово,   речённое   пусть   твёрдым (сказанное)   тобой, будет»…  Кириллиц а Этот алфавит называется кириллицей, потому что был введен великими просветителями   народа   Кириллом   и   Мефодием.   Но   еще   раньше существовала другая азбука – глаголица. Глаголица ЗАДАНИЕ 2 (по желанию): Попробуй написать кириллицей слова: мама, родина, мир, добро, любовь, язык.А теперь давай вспомним, какие бывают звуки. ЗВУКИ РЕЧИ ГЛАСНЫЕ а звонкие глухие твердые мягкие твердые мягкие и б б' п п' в в' ф ф' г г' к к' о д д' т т' у СОГЛАСНЫЕ ­ й' ­ ­ ж ж' ш ш' з з' с с' ы н н' ­ ­ р р' ­ ­ ­ ­ х х' э ­ ­ ц ­ ­ ­ ­ ч' л л' ­ ­ м м' ­ ­ В   русском   языке   6   гласных   звуков   и   37   согласных.  А   в   гавайском   языке   всего   6 согласных звуков: х, к, л, м, н, п и еще один звук вроде английского w.  Глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные – это разные звуки. Звук имеет смыслоразличительную функцию:   слова стол и стул различаются гласным звуком (о­у);   слова выть и мыть различаются согласным звуком (в­м);   слова выть и вить тоже различаются согласным звуком(в­в'). Звучание слова часто не совпадает с его написанием. Для записи звукового состава слова существует транскрипция: земля [з'имл'я], есть [й'эст'], объездчик [абй'эш'ик] Звук не имеет собственного смыслового значения. Но мастера слова – поэты и писатели – используют возможности звука для создания ярких и выразительных картин. ЗАДАНИЕ 3 – устно: Рассмотри   картину   Исаака   Левитана   «Вечерний   звон»   и   выразительно   прочитай стихотворение   Николая   Рубцова.   Удалось   ли   тебе   услышать   звон   церковных   колоколов? Какими средствами поэту удалось передать эти удивительные звуки? В глаза бревенчатым лачугамГлядит алеющая мгла,  Над колокольчиковым лугом  Собор звонит в колокола!  Звон заокольный и окольный,  У окон, около колонн —  Я слышу звон и колокольный,  И колокольчиковый звон.  И колокольцем каждым в душу  До новых радостей и сил  Твои луга звонят не глуше  Колоколов твоей Руси! Звуки   речи   объединяются   в  слоги.   В слоге обязательно должен быть один гласный звук. А вот согласных звуков может вообще не быть (А­у!) или быть несколько (встре­ча).  Слоги бывают ударные и безударные. В русском языке ударение нефиксированное, т.е. может падать на любой слог в слове: пá­мять, бе­рё­за, до­ро­гóй, я­зы­ко­знá­ни­е. А иногда в слове может быть два ударения: основное и дополнительное:  мнò­го­э­ тáж­ный. ЗАДАНИЕ 4 – письменно: Выпиши из упражнения 7, стр.2 выделенные слова, разбей их на слоги, поставь ударение. Ни звук, ни слог не несут в себе смысла. И в самом деле, что значит слог ­зе­? Земля? Зеленый? Зевать? Минимальная единица смысла – это морфема. Морфема  –  это   значимая  (то   есть   имеющая   значение,  смысл)   часть  слова:   корень, приставка, суффикс, окончание. Корень – это значимая часть слова в которой содержится его основное значение. Слова с общим корнем и общим значением называются однокоренными:  Вечер – вечереет – вечерний – предвечерний  Приставка (префикс) – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов: Говорить – поговорить – переговорить – разговорить – отговорить – выговорить  Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.Белый – беленький – беловатый – белёсый – белизна  Окончание  –   изменяемая   значимая   часть   слова,   которая   стоит   после   суффикса   и служит для образования разных  форм  одного и того же слова. Часть слова без окончания называется основой слова: Мир     – мира   – миру  – миром – о мире Добрый – доброму – добрая – добрые  Дарить – дарю – даришь – дарим  ЗАДАНИЕ 5 – письменно: Выполни упр. 9, стр. 13: спиши, выдели корень в однокоренных словах, разбери по составу слова родник, речка. Новые слова в русском языке образуются   добавлением к основе префикса: негромкий   громкий + не­ ; ←  добавлением к основе суффикса: рыбка  ←  рыба + ­к­;  добавлением к основе префикса и суффикса: подберезовик   береза + под­ + ­овик  сложением слов или частей слов: ← землекоп   земля + копать ← Есть и другие способы, но о них мы поговорим позже. ЗАДАНИЕ 6 – письменно: Рассмотри картинки и образуй новые слова от слова вода:             с помощью суффикса                                  с помощью префикса и суффиксаот слова громкий:           с помощью префикса                                                  с помощью суффикса от неизвестных слов:   ЗАДАНИЕ 6 – по желанию: Подбери слова, соответствующие следующим схемам:             ,                   ,                       , сложением ИТОГИ УРОКА  Какова минимальная единица речи?  В чем разница между звуком и буквой?  Что такое слог?  Что такое морфема? Какие морфемы ты можешь назвать?  Как образуются новые слова? ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: прочитать §2, стр. 12­14; выучить определения из конспекта; выполнить упражнение 10, стр. 14. ПРОВЕРЬ СЕБЯ: НЕГРОМКИЙ ВОДЯНОЙ БЕЗВОДНЫЙ ЛУНОХОД ГРОМКОСТЬ

Посмотрите также