Конспект фронтального занятия в старшей группе по лексической теме «Дары леса. Грибы. Ягоды»
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
дефектология
Детсад
21.11.2018
В конспекте представлен материал по лексической теме "Дары леса. Грибы. Ягоды". Организована игра «Подскажи словечко» на развитие логического мышления; игра «Что можно приготовить?», игра «Какой сок или какое варенье из ягод приготовим?» с мячом на совершенствование грамматической стороны речи; игра "Грибы" на координацию речи с движением. Выполнили задание: найти и раскрасить один предмет из предложенной загадки - на развитие мелкой моторики.
Материал для детей старшей группы, имеющими нарушения речи.
7Дары Леса.docx
Тема недели: «Дары леса. Грибы. Ягоды»
Конспект фронтального занятия в старшей группе по лексической теме
«Дары леса. Грибы. Ягоды»
грамматической стороны речи
Цель: расширить представления детей о лесных грибах, ягодах.
Задачи:
Коррекционнообразовательные задачи: познакомить детей со съедобными
и несъедобными грибами, ягодами; научить различать их по внешнему виду,
расширить словарный запас (лисички, маслята, шампиньон, белый гриб,
мухомор, поганка, земляника, ежевика, малина, черника, грибник),
совершенствование
(образование
относительных прилагательных, образование уменьшительноласкательных
суффиксов существительных).
Коррекционноразвивающие задачи: развивать связную речь, мелкую и
общую моторику, внимание, память, мышление; развить направленную
воздушную струю.
Коррекционновоспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к
природе.
Словарная работа: грибник, лукошко, кузовок.
Оборудование: иллюстрации с изображением леса,
мультимедийное
оборудование, экран, фонограмма – звуки леса, видеофильм «Что растет в
лесу. Ягоды», мяч, презентация, муляжи (картинки) грибов, ягод, гриб с
улиткой, предметные картинки съедобные и несъедобные грибы, красная и
зеленая корзинки, схема предложения, цветные карандаши, тетради, зеленая и
красная фишки.
1. Организационный момент.
Ход НОД
Логопед: Ребята, поздоровайтесь друг с другом.
Каждый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение
было хорошим и веселым, давайте с вами поздороваемся кивком головы.
2. Игра «Подскажи словечко».
Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый… (мухомор)
Посмотритека, ребята, тут – лисички, там – опята,
Ну а это, на полянке, ядовитые… (поганки).
Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали заметных.
Собирай не мешкай, это… (сыроежки).
Логопед: Мухомор, поганки, сыроежки – как назвать одним словом.
Дети: Грибы. Логопед: Правильно, это грибы. Кто из вас видел настоящие грибы? (показ
картинки гриба).
Логопед: В лесу растут не только грибы, но и... Попробуйте угадать, что
это…
Ягодку сорвать легко –
Ведь растет невысоко.
Под листочки загляника –
Там созрела... (земляника)
Не на шутку, а всерьез
Куст колючками оброс.
Темных ягодок сорвика.
Что за кустик? (Ежевика)
Ягоды лесные эти
Любят бурые медведи.
Не рябина, не калина,
А с колючками... (малина)
Логопед: Земляника, ежевика, малина – как назвать одним словом.
Дети: Ягоды.
Логопед: Правильно, ягоды. Как можно назвать ягоды, которые растут в
лесу? Дети: Лесные.
3. Введение в тему.
Логопед: Закройте глаза. Сейчас с вами мы отправимся с лес. Лес полон
загадок. Откройте глаза.
4. Просмотр фрагмента видеофильма «Что растет в лесу. Ягоды»
Логопед: Посмотрите на экран. Мы в лесу. Что мы слышим?
Дети: Слышим звуки леса, пение птиц, (звучит фонограмма – звуки леса),
смотрим на экран, видеофильм (показ фрагмента видеофильма «Что растет в
лесу. Ягоды»)
5. Игра «Какой сок или какое варенье из ягод приготовим?» (с мячом)
Логопед: Представим, что мы собирали ягоды, принесли домой и сварили
варенье, какое оно получилось:
земляника – земляничное варенье,
черника – черничное варенье,
клюква – клюквенное варенье,
ежевика – ежевичное варенье,
малина – малиновое варенье,
клубника – клубничное варенье, 6. Пальчиковая гимнастика «Корзина с ягодами».
(Загибают пальцы, начиная с большого,
Логопед: Пришло время отдохнуть и поиграть с пальчиками.
Вот корзина – так корзина! (Изображают удивление, разводят руки в
стороны.)
В ней крыжовник,
одновременно
В ней малина, на правой и левой руках)
И лесная земляника,
И садовая клубника,
Там брусника и черника!
К нам ты в гости приходика! (Делают приглашающий жест движение
руками Ягод, что найдём мы в ней, на себя)
Нет полезней и вкусней! (Поочерёдно ритмично ударяют о кулак и ладонь
о
ладонь)
рябина – рябиновое варенье,
брусника – брусничное варенье,
облепиха – облепиховое варенье,
смородина – смородиновое варенье,
калина – калиновое варенье.
7. Беседа о дарах леса.
Логопед: В лесу растут не только ягоды. Что еще растет в лесу?
Дети: Грибы, деревья, кусты, трава.
Логопед: Правильно грибы. Кто из вас видел настоящие грибы? (показ
картинки гриба)
Логопед: Ребята, грибы растут в лесу, на полянках, на опушках, под
деревьями, в траве и даже на старых пнях. В лес можно ходить только со
взрослыми.
Логопед: Как мы оденемся? Что возьмём с собой? (корзину). Как ещё по
другому можно назвать корзину (кузовок, лукошко).
Дети: Корзину, кузовок, лукошко.
Логопед: А вы знаете, как называют человека, который ходит в лес за
грибами?
Его называют грибником. Грибник идёт по лесу не спеша, смотрит
внимательно по сторонам.
Логопед: Посмотрите на картинку, дети собирают грибыгрибники. Но
детям нельзя одним собирать грибы, только под присмотром взрослых. И на
этой картинке дети собирают под присмотром взрослых, родители наблюдают
за ними.
Логопед: В лесу много грибов, но не все грибы людям можно кушать. Одни
грибы можно кушать они называются …(съедобные), а другие, которые нельзя
кушать человеку – (несъедобные). Логопед: Грибы нельзя выдергивать из земли, как морковку. Найденный
гриб нужно показать взрослому, а он его срежет очень аккуратно, чтобы не
повредить корень. Иначе на этом месте не вырастут новые грибы. Если не
будет грибов, животным нечем будет питаться.
Логопед: И сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми из них.
В мягкой травке на опушке
Всюду рыженькие ушки.
Золотистые сестрички
Называются …лисички.
Крепкий, плотный, очень статный,
В шляпе бурой и нарядной.
Это гордость всех лесов!
Настоящий царь грибов!
От дождя немного влажный,
Белый гриб большой и важный.
Растут грибочки
В хвойном лесочке,
Скользкие ребята
В масле все ….? Маслята
Логопед: Лисички, белый гриб, маслята, опята, шампиньон всё это
съедобные грибы. Но помните, собирать грибы без взрослых нельзя! А ещё
есть грибы несъедобные, которые нельзя собирать и употреблять в пищу, они
очень опасны для жизни.
А вот ктото важный
На беленькой ножке.
Он с красной шляпкой,
На шляпке – горошки. Мухоморы
Среди лесов, полей, болот
Ядовитый гриб растет,
В бледной шляпке с тонкой ножкой,
Класть нельзя его в лукошко. Бледная поганка
Логопед: Мухомор, бледная поганка,– несъедобные грибы, их собирать
нельзя!
Ядовитые грибы нельзя топтать, пинать, мять, они нужны лесным жителям,
они ими лечатся.
8. Дыхательная гимнастика.
Логопед: Выполняем дыхательную гимнастику. Следите за щечками, их не
надуваем и губками, их нужно вытянуть «трубочкой» вперед. Возьмите гриб и
тихонечко подуйте под ножку гриба, кто там спрятался, сидит, ползет? Дети: Улитка.
9. Игра «Что можно приготовить?»
Логопед: Кто знает, что можно приготовить из грибов?
Дети: Грибной суп, сушёные грибы, маринованные, соленые, добавить в
салат.
10.
Физ.минутка «Грибы».
Логопед: А теперь давайте пойдем собирать грибы.
Мы по лесу шли, шли (дети маршируют)
Белый гриб нашли (разводят руками)
Раз – грибок, два – грибок (наклоны)
Вот и полный кузовок (показывают руками)
11.
Игра «Съедобное несъедобное».
Логопед: Давайте теперь те грибы, которые съедобные положим в зеленую
корзинку, а те грибы, которые несъедобные положим в красную корзинку, так
как красный цвет – это сигнал опасности, чтобы было видно сразу, где нас
поджидает опасность. (Дети по очереди подходят к доске и прикрепляют
картинки)
12.
Работа с предложением.
Логопед: Составьте предложение про гриб или ягоду, используя схему.
13.
Работа в тетради с карандашами.
Логопед: Откройте тетради, найти и раскрасить нужно только один предмет
– про что он, узнаете из загадки.
Увидал в лесу,
Ягодукрасу,
Тяжела корзина,
Хороша... (Рябина)
Логопед: Черника, ежевика, земляника, клюква, морошка, рябина –
съедобные ягоды, их можно есть. Но помните, срывать ягоды без взрослых
нельзя!
14.
Итог занятия.
Логопед: Давайте вспомним, о чём говорили на занятии. Какие грибы мы
проходили? А какие ягоды? Молодцы! Оценка детей.
15.
Рефлексия. Логопед: Если понравилось занятие, то возьмите зеленую фишку, а если
чтото было непонятно, то возьмите красную фишку.
Конспект фронтального занятия в старшей группе по лексической теме «Дары леса. Грибы. Ягоды»
Конспект фронтального занятия в старшей группе по лексической теме «Дары леса. Грибы. Ягоды»
Конспект фронтального занятия в старшей группе по лексической теме «Дары леса. Грибы. Ягоды»
Конспект фронтального занятия в старшей группе по лексической теме «Дары леса. Грибы. Ягоды»
Конспект фронтального занятия в старшей группе по лексической теме «Дары леса. Грибы. Ягоды»
Конспект фронтального занятия в старшей группе по лексической теме «Дары леса. Грибы. Ягоды»
Конспект фронтального занятия в старшей группе по лексической теме «Дары леса. Грибы. Ягоды»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.