Конспект и презентация к уроку географии по теме "Северный Кавказ"
Оценка 4.7
Презентации учебные +1
doc
география
8 кл
14.02.2017
Разработка урока и презентация помогут учителю географии в 8 кл. создать образ Кавказских гор. Сформировать, представление о
рельефе, климате, высотной поясности Кавказа. Сформировать понятия: лакколиты, фен, бора, плавни, куэсты. На уроке для проверки домашнего задания предлагается интерактивный тест, а на этапе закрепления - интерактивная игра "Крестики - нолики"открыть файл "Урок с применением ИКТ". Он содержит конспект урока.
урок с применением ИКТ.doc
Тема: Кавказ.
Тип урока – усвоение новых знаний.
Цель: Создать образ Кавказских гор. Сформировать, представление о
рельефе, климате, высотной поясности Кавказа. Сформировать
понятия: лакколиты, фен, бора, плавни, куэсты.
Развивать умение работать с картами различного содержания и другими
источниками географических знаний.
Воспитывать положительное отношение к сохранению
собственного здоровья.
Оборудование: атрибуты к игре «Домино», учебники, атласы, физическая карта
Кавказа, презентация по теме «Кавказ», тест «Русская равнина».
Технические средства обучения: компьютеры для учащихся, компьютер для
учителя, проектор и экран.
Ход урока:
1. Организационный момент:
- Ребята! Сегодня у нас необычный урок – путешествие. И сегодня я предлагаю совершить
путешествие в горы… Перед вами хребет География. В течение урока мы будем
преодолевать эти вершины одну за другой. Конечная наша цель гора Успех.
А начать наше путешествие мне хотелось бы с легенды о вожде одного из
индейских племён, который посылал юношей на вершину Аконкагуа, самую высокую
точку Южной Америки.
« Идите, пока хватит сил. Кто устанет, пускай вернётся домой, но пусть каждый принесёт
мне ветку с того места, где он свернул с дороги », говорил вождь. Вскоре первый
вернулся с дороги и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: « Ты не пересек
пустыню. Ты не был даже у подножия горы». Второму, принесшему серебристую ветку
полыни, вождь сказал: « Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение ».
Третий с веткой тополя, даже заслужил похвалу: « Ты добрался до родника ». Подобное
поощрение и четвёртому, с веткой крушины. Пятому, принёсшему ветку кедра, старик
одобрительно кивнул: « Ты был на полпути к вершине». Последний юноша пришёл с
пустыми руками, но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут
деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую
большую дань признания: « Тебе не нужна веткасимвол. Победа сияет в твоих глазах,
звучит в твоём голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всём её величие
».
Наш урок это очередной шаг восхождения к вершине знаний. И чем больше таких
шагов вы совершите за свою жизнь, тем выше ваш интеллектуальный уровень. Хотелось бы,
чтобы эти шаги на пути познания были твердыми и уверенными. И вели вас только вперёд,
преодолевая любые трудности и преграды. Каждый из вас может сегодня уйти с урока с
такими же сияющими глазами. С чувством победы познания нового. Но для этой победы
нужно ваше внимание и кропотливая работа.
И так, отправляемся в путь. Нам предстоит далёкий путь,
Нельзя присесть и отдохнуть.
Одна гора трудней другой,
Но нам их нужно одолеть…
И вот наш первый переход
Гора Домашняя зовёт.
1 »)
2.Актуализация опорных знаний:
Чтобы преодолеть эту вершину, мы должны сделать проверку домашнего задания.
Проверку домашнего задания проведем в форме теста на компьютере. (« Тест Русская
равнина
3. Восприятие. Осмысление и первичная отработка.
Ребята! Мы продолжим сегодня знакомство с крупными природными районами России. А
вот о каком природном районе пойдет речь, вы ответите мне сами, прослушав небольшой
музыкальный фрагмент.
Сегодня мы познакомимся с высочайшими горами России – Кавказскими. Поговорим о
рельефе, климате и высотной поясности Кавказа. Записываем число и тему урока в
тетрадь. При объяснении использую презентацию Кавказ.
Природа Кавказа разнообразна и необычайно живописна. О Кавказе писали
В.А.Жуковский, М.Ю.Лермонтов. Кавказу посвятил свои стихи А.С.Пушкин. Слайд 1
Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины:
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
…Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
Здесь тучи смиренно идут подо мной,
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады,
Под ними утесов наши громады…
В этих строках дана яркая картина природы Кавказа, показано рождение речных потоков.
Слайд 2. Кавказ занимает обширное пространство между Черным и Каспийскими морями.
От Русской равнины он отделяется КумоМанычской впадиной. Кавказ – молодое горное
сооружение альпийской складчатости. Слайд 3. Кавказ состоит из Предкавказья, Большого
Кавказа и Закавказья. К России относятся лишь Предкавказье и северные склоны Большого
Кавказа. Граница с Грузией и Азербайджаном проходит в основном по гребню Главного,
или Водораздельного, хребта. В центральной части осевой зоны гор на поверхность
выходят наиболее устойчивые древние кристаллические породы. Здесь находятся все
«пятитысячники» России (вершины, высота которых превышает 500м).
Определите самую высокую точку Кавказа и России. (Гора Эльбрус 5642м.)
Слайд 4.
И в их кругу колосс двуглавый,
В венце, блистая ледяном,
Эльбрус, огромный, величавый,
Белел на небе голубом.
Найдите другие вершины Кавказа. (Казбек – 5033 м, Дыхтау – 5203 м, Шхара – 5068 м)
Кавказ – это высокие горы. Здесь имеются вулканы, правда, считаются они потухшими – г.
Эльбрус, Казбек. Здесь есть горы, не состоявшиеся вулканы. На вершинах этих гор нет
кратеров, но внутри находится застывшая магма. Это горы – лакколиты: Машук, Бештау.
Слайд 5.
Лакколиты – это не состоявшиеся вулканы. На вершинах этих гор нет кратеров, но
внутри находится застывшая магма.
Северные склоны Кавказа представлены Скалистым пастбищным хребтами и Лесистым.
Они имеют ассиметричные склоны. Их южные склоны крутые, а северные полого
понижаются к Предкавказью. Эти хребты являются куэстами.
Куэсты гряды, у которых один склон крутой, а другой – пологий.
2 Работа в группах: разбить класс на две группы (геологи и климатологи).
Геологам разведать, использую карты атласа, какими полезными ископаемыми
богат Кавказ, и объяснить закономерность размещения полезных ископаемых.
Климатологам охарактеризовать климат Кавказа, используя карты атласа и
материал учебника.
Через 5 минут заслушиваем отчет групп.
Полезные ископаемые.
На Большом Кавказе – полиметаллические руды, молибденовые руды, вольфрамовые
руды, ртутные руды. В Предкавказье – нефть, газ, минеральные источники. Такое
размещение полезных ископаемых объясняется тем, что здесь разные тектонические
структуры. На юге складчатоглыбовые горы, где многочисленные разломы привели к
излиянию магмы, с которой связаны рудные месторождения. А с осадочным чехлом
плиты Предкавказья связаны месторождения нефти и газа.
Климат.
Климат Кавказа разнообразен. Горные хребты преграждают путь холодному воздуху
умеренных широт. Большой Кавказ – это климатораздел между умеренным и
субтропическим поясами. Предкавказье зимой имеет достаточно холодную погоду со
средней температурой 50 С. Преобладают восточные и северовосточные ветры.
Когда поступает морской воздух с Атлантики, наступают оттепели. Самая теплая
зима на Черноморских курортах Кавказа (Сочи, Анапа), так как они защищены горами
от холодного воздуха. Средняя температура января +30 +60. На западе осадков
выпадает больше, чем на востоке (поступают с Атлантики). Высокогорье Кавказа
имеет отличие от климата равнин Предкавказья. В горах выпадает больше осадков до
2600 мм в год. Тепла в горах меньше. В горах образуются местные ветры – фен и бора.
Бора сильный холодный ветер, достигающий ураганной скорости.
Фен теплый, а иногда горячий ветер.
Найдите на карте реки: Кубань, Терек, Кума, Калаус.
Какое течение имеют эти реки, стекающие с гор? (бурное)
Реки Кавказа порожистые, обладают разрушительной силой. Слайд 6.
М.Ю.Лермонтов о реке Терек написал следующие строки.
…Терек воет, дик и злобен
Меж утесистых равнин,
Буре бег его подобен…
Питание рек – ледниковое. Часты паводки, возникающие при быстром повышении
температуры. В низовьях Кубани и Терека находятся плавни.
Плавни – это заболоченные, покрытые камышом участки земли.
Богат и разнообразен животный мир Кавказа. На южном склоне Главного Кавказского
хребта часто встречаются шакалы и волки. Из копытных — кавказский благородный олень,
серна, косуля, кабан, зубр, тур, которого вне заповедника не встретишь, так как
использование лугов под пастбища лишает его естественного расселения. Тур является
эндемиком Кавказа.
Природные зоны в горах размещаются поэтажно. Кавказ имеет самый богатый набор
высотных поясов. Откройте ваши учебники и давайте проследим по рисунку пояса.
(Р. рис 84, с.209; Б. рис.66, с.168.)
Кавказ имеет богатые природные ресурсы, благоприятные природные условия, поэтому он
освоен и плотно заселен. Кавказские минеральные воды, Приэльбрусье и Черноморское
побережье – это рекреационный район России с многочисленными санаториями,
пансионатами, туристскими базами и домами отдыха.
4.Физминутка.
3 Поработали мы дружно.
Отдохнуть теперь нам нужно.
5. Проверка усвоения проводится в парах.
6. Закрепление: Игра «Крестики – нолики».
7. Подведение итогов.
8. Домашнее задание.
Р. параграф 35, Б. – параграф 30;
подготовить рассказ о Прикубанской равнине, о Кавказских минеральных водах, о
высокогорном Дагестане.
Рефлексия. Подведём итог урока, и каждый из вас оценит свой вклад в достижение
поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса,
увлекательность и полезность выбранных форм работы.
4
Конспект и презентация к уроку географии по теме "Северный Кавказ"
Конспект и презентация к уроку географии по теме "Северный Кавказ"
Конспект и презентация к уроку географии по теме "Северный Кавказ"
Конспект и презентация к уроку географии по теме "Северный Кавказ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.