Конспект и презентация к уроку географии по теме "Северный Кавказ"
Оценка 4.7

Конспект и презентация к уроку географии по теме "Северный Кавказ"

Оценка 4.7
Презентации учебные +1
doc
география
8 кл
14.02.2017
Конспект и презентация к уроку географии по теме "Северный Кавказ"
Разработка урока и презентация помогут учителю географии в 8 кл. создать образ Кавказских гор. Сформировать, представление о рельефе, климате, высотной поясности Кавказа. Сформировать понятия: лакколиты, фен, бора, плавни, куэсты. На уроке для проверки домашнего задания предлагается интерактивный тест, а на этапе закрепления - интерактивная игра "Крестики - нолики"открыть файл "Урок с применением ИКТ". Он содержит конспект урока.
урок с применением ИКТ.doc
Тема: Кавказ. Тип урока – усвоение новых знаний. Цель: Создать образ Кавказских гор. Сформировать, представление о              рельефе, климате, высотной поясности Кавказа. Сформировать             понятия: лакколиты, фен, бора, плавни, куэсты.             Развивать умение работать с картами различного содержания и  другими              источниками географических знаний.             Воспитывать положительное отношение к сохранению              собственного здоровья. Оборудование: атрибуты к игре «Домино», учебники,  атласы, физическая карта  Кавказа, презентация по теме «Кавказ», тест «Русская равнина». Технические средства обучения: компьютеры для учащихся, компьютер для  учителя, проектор и экран. Ход урока: 1. Организационный момент: - Ребята! Сегодня у нас необычный урок – путешествие. И сегодня я предлагаю совершить путешествие   в   горы…   Перед   вами   хребет   География.   В   течение   урока   мы   будем преодолевать эти вершины одну за другой. Конечная наша цель гора Успех. А   начать   наше   путешествие   мне   хотелось   бы   с   легенды   о   вожде   одного     из индейских   племён,   который   посылал   юношей   на   вершину     Аконкагуа,   самую   высокую точку Южной Америки.   « Идите, пока хватит сил. Кто устанет, пускай вернётся домой, но пусть каждый принесёт мне   ветку   с   того   места,   где   он   свернул   с   дороги   »,   ­   говорил   вождь.   Вскоре   первый вернулся   с   дороги   и   протянул   листок   кактуса.   Вождь   усмехнулся:   «   Ты   не   пересек пустыню. Ты не был даже  у подножия горы».  Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: « Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение ». Третий с веткой тополя, даже заслужил похвалу: « Ты добрался до родника ». Подобное поощрение и четвёртому, с веткой крушины. Пятому, принёсшему ветку   кедра, старик одобрительно кивнул:  « Ты был  на полпути к   вершине». Последний  юноша пришёл с пустыми руками, но лицо его  светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: « Тебе не нужна ветка­символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоём голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всём её величие ». Наш урок ­ это очередной  шаг  восхождения к вершине знаний. И чем больше таких шагов вы совершите за свою жизнь, тем выше ваш интеллектуальный уровень. Хотелось бы, чтобы эти шаги на пути познания были твердыми и уверенными. И вели вас только вперёд, преодолевая любые трудности и преграды. Каждый из вас может сегодня уйти с урока с такими же сияющими глазами. С чувством победы познания нового. Но для этой победы нужно ваше внимание и  кропотливая работа. ­ И так, отправляемся в путь.  Нам предстоит  далёкий путь, Нельзя присесть и отдохнуть. Одна гора трудней другой, Но нам их нужно одолеть… И вот наш первый переход Гора Домашняя зовёт. 1 ») 2.Актуализация опорных знаний: ­   Чтобы   преодолеть   эту   вершину,   мы   должны   сделать   проверку   домашнего   задания. Проверку домашнего задания проведем в форме теста на компьютере.   («  Тест Русская равнина   3. Восприятие. Осмысление и первичная отработка. ­ Ребята! Мы продолжим сегодня знакомство с крупными природными районами России. А вот о каком природном районе пойдет речь, вы ответите мне сами, прослушав небольшой музыкальный фрагмент.  ­ Сегодня мы познакомимся с высочайшими горами России – Кавказскими. Поговорим о рельефе,  климате  и высотной поясности Кавказа.   Записываем число и тему урока в тетрадь. При объяснении использую презентацию Кавказ. Природа   Кавказа   разнообразна   и   необычайно   живописна.   О   Кавказе   писали В.А.Жуковский, М.Ю.Лермонтов. Кавказу посвятил свои стихи А.С.Пушкин. Слайд 1                       Кавказ подо мною. Один в вышине                       Стою над снегами у края стремнины:                       Орел, с отдаленной поднявшись вершины,                       Парит неподвижно со мной наравне.                       …Отселе я вижу потоков рожденье                       И первое грозных обвалов движенье.                       Здесь тучи смиренно идут подо мной,                        Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады,                       Под ними утесов наши громады… В этих строках дана яркая картина природы Кавказа, показано рождение речных потоков. Слайд 2. Кавказ занимает обширное пространство между Черным и Каспийскими морями. От Русской равнины он отделяется Кумо­Манычской впадиной. Кавказ – молодое горное сооружение альпийской складчатости. Слайд 3. Кавказ состоит из Предкавказья, Большого Кавказа и Закавказья. К России относятся лишь Предкавказье и северные склоны Большого Кавказа. Граница с Грузией и Азербайджаном проходит в основном по гребню Главного, или   Водораздельного,   хребта.   В   центральной   части   осевой   зоны   гор   на   поверхность выходят   наиболее   устойчивые   древние   кристаллические   породы.   Здесь   находятся   все «пятитысячники» России (вершины, высота которых превышает 500м).    ­ Определите самую высокую точку Кавказа и России. (Гора Эльбрус 5642м.)                 Слайд 4.                 И в их кругу колосс двуглавый,                 В венце, блистая ледяном,                 Эльбрус, огромный, величавый,                 Белел на небе голубом.    ­ Найдите другие вершины Кавказа. (Казбек – 5033 м, Дыхтау – 5203 м, Шхара – 5068 м) Кавказ – это высокие горы. Здесь имеются  вулканы, правда, считаются они потухшими – г. Эльбрус, Казбек. Здесь есть горы, не состоявшиеся   вулканы. На вершинах этих гор нет кратеров, но внутри находится застывшая магма. Это горы – лакколиты: Машук, Бештау. Слайд 5.  Лакколиты  – это не состоявшиеся   вулканы. На вершинах этих гор нет кратеров, но внутри находится застывшая магма. Северные склоны Кавказа представлены Скалистым пастбищным хребтами и Лесистым. Они     имеют   ассиметричные   склоны.   Их   южные   склоны   крутые,   а   северные   полого понижаются к Предкавказью. Эти хребты являются куэстами.  Куэсты ­ гряды, у которых один склон крутой, а другой – пологий. 2 Работа в группах: разбить класс на две группы (геологи и климатологи).   Геологам  разведать,   использую   карты   атласа,     какими   полезными   ископаемыми богат Кавказ, и объяснить закономерность размещения полезных ископаемых. Климатологам  охарактеризовать   климат   Кавказа,   используя   карты   атласа   и материал учебника. Через 5  минут заслушиваем отчет групп. Полезные ископаемые. На Большом Кавказе – полиметаллические руды, молибденовые руды, вольфрамовые руды,   ртутные   руды.   В   Предкавказье   –   нефть,   газ,   минеральные   источники.   Такое размещение полезных ископаемых объясняется тем, что здесь разные тектонические структуры. На юге складчато­глыбовые горы, где многочисленные разломы привели к излиянию магмы, с которой связаны рудные месторождения. А с осадочным чехлом плиты Предкавказья связаны месторождения нефти и газа. Климат. Климат Кавказа разнообразен. Горные хребты преграждают путь холодному воздуху умеренных   широт.   Большой   Кавказ   –   это   климатораздел   между   умеренным   и субтропическим поясами. Предкавказье зимой имеет достаточно холодную погоду со средней   температурой   ­50  С.   Преобладают   восточные   и   северо­восточные   ветры. Когда поступает морской воздух с Атлантики, наступают оттепели. Самая теплая зима на Черноморских курортах Кавказа (Сочи, Анапа), так как они защищены горами от   холодного   воздуха.   Средняя   температура   января   +30  +60.   На   западе   осадков выпадает   больше,   чем  на   востоке   (поступают   с   Атлантики).   Высокогорье   Кавказа имеет отличие от климата равнин Предкавказья. В горах выпадает больше осадков до 2600 мм в год. Тепла в горах меньше. В горах образуются местные ветры – фен и бора. Бора ­ сильный холодный ветер, достигающий ураганной скорости. Фен ­ теплый, а иногда горячий ветер. ­ Найдите на карте реки: Кубань, Терек, Кума, Калаус. ­ Какое течение имеют эти реки, стекающие с гор? (бурное) Реки Кавказа порожистые, обладают разрушительной силой. Слайд 6.  М.Ю.Лермонтов  о реке Терек написал следующие строки.             …Терек воет, дик и злобен             Меж утесистых равнин,             Буре бег его подобен… Питание   рек   –   ледниковое.   Часты   паводки,   возникающие   при   быстром   повышении температуры. В низовьях Кубани и Терека находятся плавни. Плавни – это заболоченные, покрытые камышом участки земли. ­ Богат и разнообразен животный мир Кавказа. На южном склоне Главного Кавказского хребта часто встречаются шакалы и волки. Из копытных — кавказский благородный олень, серна,   косуля,   кабан,   зубр,   тур,   которого   вне   заповедника   не   встретишь,   так   как использование лугов под пастбища лишает его естественного расселения.  Тур является эндемиком Кавказа. ­ Природные  зоны в горах размещаются поэтажно. Кавказ  имеет самый богатый набор высотных поясов. Откройте ваши учебники и давайте проследим по рисунку пояса.  (Р. рис 84, с.209; Б. рис.66, с.168.) Кавказ имеет богатые природные ресурсы, благоприятные природные условия, поэтому он освоен и плотно заселен. Кавказские минеральные воды, Приэльбрусье и Черноморское побережье   –   это   рекреационный   район   России   с   многочисленными   санаториями, пансионатами, туристскими базами и домами отдыха. 4.Физминутка. 3 Поработали мы дружно. Отдохнуть теперь нам нужно. 5. Проверка усвоения проводится в парах. 6. Закрепление: Игра «Крестики – нолики». 7. Подведение итогов.  8. Домашнее задание.   Р. ­ параграф 35, Б. – параграф 30;  подготовить рассказ о Прикубанской равнине, о Кавказских минеральных водах, о высокогорном Дагестане. Рефлексия. Подведём итог урока,  и каждый из вас оценит свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.                                            4

Конспект и презентация к уроку географии по теме "Северный Кавказ"

Конспект и презентация к уроку географии по теме "Северный Кавказ"

Конспект и презентация к уроку географии по теме "Северный Кавказ"

Конспект и презентация к уроку географии по теме "Северный Кавказ"

Конспект и презентация к уроку географии по теме "Северный Кавказ"

Конспект и презентация к уроку географии по теме "Северный Кавказ"

Конспект и презентация к уроку географии по теме "Северный Кавказ"

Конспект и презентация к уроку географии по теме "Северный Кавказ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017