Технологическая карта урока окружающего мира по ФГОС
Цель и задачи этапов
Деятельность учителя
Этапы
урока
Организационн
ый момент
Цель для учителя: настроить
на положительные эмоции,
способствовать созданию
внутреннего комфорта
А сейчас проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Давайте подарим друг другу улыбку и
начнем урок.
— Не правда ли, прекрасны творения природы,
ими только бы восхищаться.
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток.
Не оскверняй его святынь.
Е. Евтушенко
Мы всегда кудато торопимся: на работу, в
школу, на занятия кружка. Сегодня мне
хочется вас остановить. Оглянитесь вокруг.
Порадуйтесь солнцу — оно же светит для нас.
Берегите нашу землю, нашу природу.
В царстве растений учёные насчитывают
около 500 тысяч видов. Все они, в зависимости
Деятельность
учащихся
Каждый день – всегда,
везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Универсальные
учебные действия
Личностные:
самоопределение;
регулятивные:
целеполагание;
коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с
учителем и сверстниками.
Никогда не цветут и не
имеют семян.
Познавательные:
логические – анализ
Актуализация Цель для учителя: дать
возможность самостоятельно вспомнить,
выделить группы растений
Цель для учащихся: уметь
группировать растения по их
признакам и свойствам
от их строения, объединены в классы, или
группы.
Какова особенность папоротников, мхов и
водорослей?
Как они размножаются?
Назовите группы растений, которые вы знаете.
Какие части имеют растения известных вам
групп?
Постановка
учебной задачи
Цель для учителя:
организовать и направить к
восприятию нового
материала
Цель для учащихся: суметь
проанализировать ситуацию
и назвать тему и цель урока
А знаете ли вы, что некоторые виды растений
стали исчезать или их осталось очень мало.
Как вы думаете, в чём причина исчезновения
растений?
Кто основной виновник исчезновения
некоторых видов растений,
Какую задачу предстоит нам решать на
уроке?
Многие растения, которые раньше
встречались часто, теперь стали редкими. Они
Спорами – мельчайшими
частичками.
Цветковые, хвойные,
папоротники, мхи,
водоросли.
Цветковые – корень,
стебель, листья, цветки,
плоды с семенами;
хвойные корень, стебель,
листьяхвоинки, семена;
папоротники – корень,
стебель, листья;
мхи – стебель и крохотные
листочки;
водоросли – ничего не
имеют; состоят из
частичек, соединенных в
нити или пластины.
Разделить растения на две
группы. Дополнить каждую
группу растений своими
примерами.
Становится меньше лесов.
Загрязняется воздух.
Человек.
Попробовать разобраться в
этих вопросах.
объектов с целью
выделения признаков;
коммуникативные:
умение слушать и
вступать в диалог,
участвовать в
коллективном
обсуждении.
Регулятивные:
целеполагание;
познавательные:
общеучебные:
самостоятельное
выделение и
формулирование
познавательной
цели; логические:
формулирование внесены в Красную книгу.
Где вы встречались с красным цветом?
Что означает в этих случаях красный цвет?
Почему эту книгу назвали красной?
Но о какой опасности?
Сформулируйте тему и цель урока?
Построение
проекта
выхода из
затруднения.
Первичное
усвоение
новых знаний
Цель для учителя: дать
учащимся конкретное
представление о
существовании Красной
книги России, Республики
Татарстан и Арского района
Цель для учащихся: уметь
перечислить причины
исчезновения животных,
растений и птиц, выбрать
способ защиты своей позиции
в конкретной ситуации и
аргументировать свой выбор
На нашей планете существовало много разных
видов растений. И людям казалось, что они
всегда будут расти. Они использовали растения
для своих нужд. И пришло время, когда ученые
забили тревогу: некоторые виды растений
исчезли бесследно. Никто и ничто уже не
вернет их. Некоторые виды растений стоят на
грани исчезновения. Поэтому наступила
необходимость создать документ, который бы
смог остановить человечество от бездушного
уничтожения живой природы,
самоуничтожения. В 1948 году учёные мира
создали Международный союз охраны
природы. По заданию этого союза зоологи,
ботаники, экологи стали изучать, каким
растениям планеты надо помочь в первую
Помочь живой природе
Красный цвет можно
увидеть на пожаре огонь.
В светофоре. Сигнал
светофора красного цвета
опасность, переходить
дорогу нельзя.
В дорожных знаках
красный цвет – цвет
предупреждения.
Красный цвет говорит об
опасности.
Эта книга предупреждает
об опасности.
Об опасности в природе
Ответы детей
Цветные страницы нужны
для разделения на
животных и растения.
Все природные объекты
разделены по природным
зонам.
Для того чтоб люди знали
исчезающие виды растений
и животных;
Для того чтобы люди
охраняли растения и
животных, занесенных в
Красную книгу, и бережно
относились ко всем
растениям и животным,
защищали их.
проблемы
Регулятивные:
планирование,
прогнозирование;
познавательные:
логические: решение
проблемы, построение
логической цепи
рассуждений
коммуникативные:
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации Некоторые растения и
животные находятся под
угрозой исчезновения. Они
могут погибнуть, если их
не охранять.
Выполнять эти правила.
Так мы сможем немного
помочь природе
очередь. Составили списки. Потом списки
издали в виде книги. Назвали её Красная книга
фактов. Это и была первая Красная книга.
Красный цвет — он сигнализирует — защити.
Красный цвет книги — сигнал опасности.
В 1966 году Международная Красная книга
была издана в необычном виде. Обложка у неё
— красная, а страницы разноцветные.
Как вы думаете, зачем?
Молодцы, ребята. Вы выдвинули несколько
версий.
А сделано это было для того, чтобы сразу
было видно, в каком положении находится то
или иное растение.
Черные страницы содержат списки тех, кого
уже нет, кого мы больше никогда не увидим,
кто уже вымер.
На красных листах книги помещены сведения
о видах, находящихся под угрозой
исчезновения.
На желтых уязвимые виды, которые очень
быстро исчезают, и поэтому им грозит
«переселение» на страницы красного цвета.
На белых — сведения о редких видах.
На серых — сведения о мало изученных и
редких видах.
На зеленых — сведения о восстановленных
видах и находящихся вне опасности. Для
каждого, кто попал в Красную книгу, учёные
разработали программу спасения.
Впоследствии была создана Красная книга
России и других стран. В нашей стране такая книга появилась в 1978
году. (слайды)
Работа по учебнику (с.)
Назовите цветущих растений, занесенные в
Красную книгу. Рассмотрите их внимательно.
Знакомство с растениями, занесенными в
Красную книгу
О чём предупреждает нас Красная книги
России
Динамическая пауза
В 2001 году Ученые нашей республики создали
Красную книгу Республики Башкортостан ,
С какой целью она была создана?
Доклады детей
Кубышка жёлтая
Венерин башмачок
В Башкирии произрастает 14 видов
дикорастущих лекарственных растений,
которые собирать нельзя. К ним относятся:
алтей лекарственный, волчье лыко,
золототысячник малый, истод сибирский,
любка двулистная, баранец обыкновенный,
ромашка аптечная, росянка круглолистная,
солодка Коржинского, термопсис
ланцетовидный, толокнянка обыкновенная,
хвойник двухколосковый, цмин песчаный и все
виды ятрышников. Указанные растения
включены в «Красную книгу Башкортостана»
Работа в группах. Знакомство с правилами поведения в природе. • Правило 1. Не ломайте
ветки деревьев и кустарников!
Ребята рисуют свои знаки и
правила , по спасению
животных
• Правило 2. Убирайте за собой мусор! Не
оставляйте его на природе!
Создание обложки Красной
книги
• Правило 3. Берегите почву!
• Правило 4. Берегите прекрасный мир
растений!
• Правило 5. При сборе трав, плодов и грибов
бережно относитесь к тому, на чем они росли!
Что же мы с вами можем сделать для охраны
природы?
Работа в группах
Давайте попробуем помочь этим и многим
другим редким растениям. Я предлагаю работу
в группах.
составим памятку по охране растений
Если Я сорву цветок,
Если ТЫ сорвешь
цветок...
Если ВСЕ: и я, и ты –
Если МЫ сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты...
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Если только Я и ТЫ –
Если МЫ сорвем цветы..
Первичная
проверка
понимания
Цель для учителя:
установить, усвоили или нет
учащиеся содержание новых
понятий, закономерностей,
устранить обнаруженные
пробелы, закрепить у
учащихся знания и умения,
которые необходимы для
самостоятельной работы по
этому материалу.
Цель для учащихся: Учить
детей работать в группе,
умению договариваться
между собой,
прислушиваться к мнению
каждого; формировать
умение выделять главное;
обучающийся сможет
Регулятивные:
контроль, оценка,
коррекция;
познавательные:
общеучебные –
умение структурировать
знания, выбор наиболее
эффективных способов
решения задания, умение
осознанно и произвольно
строить речевое
высказывание,
коммуникативные:
управление поведением
партнёра – контроль,
коррекция, оценка
действий
партнёра. Рефлексия
учебной
деятельности
задуматься о том, кем он
является природе и выразить
своё отношение к ней.
Цель для учителя:
проанализировать, дать
оценку успешности
достижения цели и наметить
перспективу на будущее.
Цель для учащихся:
аргументировать своё
мнение, осознать значимость
полученных знаний и
готовность использовать их в
жизни.
Цель для учителя: сообщить
учащимся о домашнем
задании, разъяснить
методику его выполнения.
Цель для учащихся:
правильно выполнить
домашнее задание
Над чем вы задумались на уроке?
Какие открытия сделали? Что вас удивило?
Что дал вам урок?
Молодцы! Вы очень хорошо поработали.
Домашнее задание.
Прочитать материал учебника Придумать
правила, которые помогут охране этих
растений.
Подготовить доклад о редких растениях
нашего края
Спасибо за урок!
Каждый человек должен
быть другом природе.
Должны охранять и беречь
её, чтобы окружающий нас
мир продолжал радовать
нас своей красотой.
Мы в ответе за нашу
природу.
Ответы детей.
Регулятивные:
контроль, коррекция,
выделение и осознание
того, что уже усвоено и
что ещё подлежит
усвоению, осознание
качества и уровня
усвоения; личностные:
самоопределение.
Конспект и презентация к уроку Окружающего мира.
Конспект и презентация к уроку Окружающего мира.
Конспект и презентация к уроку Окружающего мира.
Конспект и презентация к уроку Окружающего мира.
Конспект и презентация к уроку Окружающего мира.
Конспект и презентация к уроку Окружающего мира.
Конспект и презентация к уроку Окружающего мира.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.