Государственное учреждение образования
«Средняя общеобразовательная школа №14 г. Мозыря»
Русский язык
Тема:
«Однокоренные слова»
Автор - составитель:
учитель I квалификационной
категории
Леонова Ирина Ивановна
Цель:
Ø формировать умения определять корень в однокоренных словах;
Ø толковать значение слов и выражений, через однокоренные слова;
Ø образовывать однокоренные слова – предметы, слова – признаки предметов:
Ø формировать связную речь;
Ø обогащать словарный запас.
Оборудование:
Ø мультимедиа,
Ø учебник,
Ø опорные таблицы,
Ø карточки для индивидуальной работы,
Ø таблицы с однокоренными словами,
Ø карточки с однокоренными словами.
Предварительная работа: разучивание стихотворений о весне.
I. Организационный момент
Вот звонок сигнал нам дал –
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
II. Психологический настрой на урок
Ребята, как вы думаете, какой будет наш сегодняшний урок? (интересным, веселым, значительным, запоминающим…)
А чтоб он был таким, как вы сказали, что и для чего нам надо с собой сегодня взять?
(память, чтоб все запомнить; внимание, чтоб ничего не пропустить; мышление, чтоб думать; терпение, чтоб не перебивать и не торопить друг друга…)
III. Актуализация знаний (СЛАЙД 1)
Шагает красавица,
Легко земли касается,
Идет на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку
- О какой красавице слова? (…)
Именно этой поре года посвящена музыка Вивальди, которую вы сейчас слышите. Она так и называется «Весна».
Какие признаки весны вы знаете? (…)
О приметах весны очень красиво и подробно написал А.Плещеев. Послушайте:
Уж тает снег, бегут ручьи
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала…
IV. Чистописание:
Слово ВЕСНА начинается с буквы ВЭ. Вот ее то и будем писать сегодня на минутке чистописания? (Вв)
Посмотрите внимательно на доску и определите порядок написания букв в строке:
ВваВвеВвёВви ….(заглавная В, строчная в чередуются с гласными буквами по алфавиту (о у ы э ю я))
Напишите строчку букв в указанной последовательности, ориентируясь на алфавит. Давайте проверим. (СЛАЙД 2)
Поднимите руку у кого написано именно так. На полях поставьте себе 1 балл.
И конечно же первое слово, которое мы сегодня запишем – это ВЕСНА. А вот остальные 2 слова я без вас не смогу назвать. Внимательно посмотрите на слайд и помогите их расколдовать.(СЛАЙД 3)
ЙЕБОРОВ АООВНР (воробей, ворона)
Совершенно верно. Записываем слова в тетради. Поставьте ударение в словах.
Посмотрите на рисунки воробья и вороны. (СЛАЙД 4) Что вы можете о них сказать?
(Воробей. Маленькая птичка. Он хорошо приспособлен к жизни возле человека. Часто, ближе к вечеру, множество воробьев слетается на одно дерево, где они принимаются петь, поднимая оглушительный шум.
Ворона. Птица с черно-серым или черным оперением. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности).
Очень часто можно услышать такую фразу – я чувствую себя «белой вороной». Как вы это понимаете? (значит, я сильно отличаюсь от других)
Правильно. Вы сказали, что вороны бывают серо-черные и черные. Но оказывается, выражение «белая ворона» возникла не случайно. В природе, действительно такие птицы есть. (СЛАЙД 5)
А что можно сказать о написании этих слов? (у обоих слов имеется сочетание – -оро-. Непроверяемые безударные гласные.Это словарные слова).
Что общего у этих слов? На какие вопросы отвечают эти слова и что обозначают? (это птицы, отвечают на вопрос - кто?, обозначают предмет)
Подберите слова - признаки образованные от этих слов. (Воробьиные, вороньи)
А слово ПРОВОРОНИТЬ,на кокай вопрос отвечает и что обозначает?(что сделать?, обозначает – действие предмета).
Что вы еще можете сказать про слова
ВОРОБЕЙ ВОРОБУШЕК ВОРОБЬИНЫЕ
ВОРОНА ВОРОНЬИ ПРОВОРОНИТЬ
(они родственные, однокоренные, потому что у них один корень: ВОРОБ-и - -ВОРОН- )
Составьте предложение с любым из этих слов. (…)
Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (закреплять навык выделять корень в словах и подбирать однокоренные слова)
V. Проверка домашнего задания
VI. Закрепление знаний
Так какие слова называются однокоренными? (которые сходны по смыслу и имеют общую часть)
Как называется общая часть в однокоренных словах? ( корень)
Работа по карточкам, по группам: у вас на столах лежат карточки. 1-ая группа – должны определить в какой строчке все слова однокоренные и напротив поставить знак +; 2-ая группа – находит строчку, в которой все слова однокоренные, выделяет корень и напротив ставит +.
Проверка. (СЛАЙД 6) Кто выполнил все правильно – 2 балла, у кого 1 ошибка – 1 балл ставим на полях в тетрадочке.
Физкультминутка: я буду называть слова. Если вы услышите слова, которые отвечают на вопросы КТО?, ЧТО? – встали на носочки, руки вверх. Если слова будут на вопрос КАКОЙ?, КАКОЕ?, КАКАЯ?, КАКИЕ? – сели, руки вперед.
СОЛОВЕЙ, АИСТ, ГРАЧ, ВЕСНА
СОЛНЕЧНЫЙ, КРАСИВЫЕ, ПЕРВЫЕ, РАДОСТНАЯ
ВОРОНА, ВОРОБЕЙ, МАЛЕНЬКИЕ, БОЛЬШИЕ,
ПОДСНЕЖНИК, ВЕСЕНИИЙ, РУЧЕЙ, ДУШИСТЫЕ
Делимся на 3 группы (1, 2, 3 ряд). Вам необходимо перечитать слова и найти среди них не родственное (не однокоренное).
Зачитываем слова. Называем лишние (СОЛИСТ, СОЛОВЕЙ).
Садимся на свои места.
Ребята, давайте запишем слово, которое лишнее, но близкое нашим словам ВОРОБЕЙ и ВОРОНА. Какое это будет слово и почему? (соловей – птица)
Подберем к нему однокоренные.
СОЛОВЕЙ – СОЛОВУШКА, СОЛОВЬИНАЯ
Гимнастика для глаз:
· Закрыть глаза, сделать 3 круговых движения в одну сторону, а потом в другую;
· Не поворачивая головы, посмотреть вправо, влево, вверх, вниз. Повторить 5 раз.
· Сильно зажмурить глаза – расслабить – зажмурить - …. 5 раз;
· Быстро похлопать глазами.
VII. Работа с учебником
Стр. 62, упр. 100 – читаем задание. Разбираем. 2 ученика выполняют самостоятельно.
Упр. 101 – читаем задание. Разбираем по одному предложению. Записываем, выделяем корень: по 1-му у доски, остальные в тетрадях.
Если выполнено все аккуратно, ставим 2 балла, если есть 1(2) ошибки (исправления) – 1 балл.
Индивидуальная работа: ребята получают карточки.
Пальчиковая гимнастика:
Воробьи в окошко тук – тук – тук,
Я для них надежный друг.
Насыпаю им зерна,
Хлебных крошек тоже.
И клюют они с утра
В лютые морозы.
Те, кто справились раньше, получают дополнительную карточку.
Проверяем упр. 100
Так какие слова называются однокоренными? (которые сходны по смыслу и имеют общую часть)
Как называется общая часть в однокоренных словах? ( корень)
«Распределите сами» - запишите слова: слева - ВОДА, справа – ВОДИТЕЛЬ. Определите корень в этих словах. Являются ли эти слова однокоренными и почему?
Я называю слова, а вы должны распределить их по местам. Будьте внимательны:
НАВОДИТЬ, НАВОДНЕНИЕ, ПРОВОДНИК, ПОДВОДНИК, ОТВОДИТЬ, ВОДИТЬ, ВОДНИК, ВОДЯНОЙ
Обменяйтесь тетрадями. Проверяем друг друга и сравниваем с правильным ответом. (СЛАЙД 7)
Если выполнено все правильно, ставим 2 балла, если есть 1(2) ошибки – 1 балл.
Ребята, может мне кто - нибудь объяснит значение слова ВОДНИК? (…)(СЛАЙД 8)
Значение слова Водник орфографическое, лексическое значения и толкование (понятие) слова из словаря «Словарь Ожегова»
1) Водник - Работник водного, речного транспорта
2) Водник - Человек, занимающийся водным туризмом
VIII. Итог урока. Рефлексия
Посчитайте полученные баллы и оцените свою работу с помощью лесенки спеха.
Ребята, закончите, пожалуйста, любое из предложений(СЛАЙД 9):
Я сегодня узнал …
У меня получилось …
У меня вызвало затруднения …
Мне понравилось …
IX. Домашнее задание: стр. 63, упр. 102, повторить правила.
(СЛАЙД 10)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.