Конспект и презентация по русскому языку "Однокоренные слова" (2 класс, русский язык)
Оценка 4.6

Конспект и презентация по русскому языку "Однокоренные слова" (2 класс, русский язык)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл
04.11.2018
Конспект и презентация по русскому языку "Однокоренные слова" (2 класс, русский язык)
КОНСПЕКТ.docx

Государственное учреждение образования

«Средняя общеобразовательная школа №14 г. Мозыря»

 

 

 

 

 

 

 

Русский язык

Тема:

«Однокоренные слова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор - составитель:

учитель I квалификационной

категории

Леонова Ирина Ивановна

 

Цель:

Ø формировать умения определять корень в однокоренных словах;

Ø толковать значение слов и выражений, через однокоренные слова;

Ø образовывать однокоренные слова – предметы, слова – признаки предметов:

Ø формировать связную речь;

Ø обогащать словарный запас.

 

Оборудование:

Ø мультимедиа,

Ø учебник,

Ø опорные таблицы,

Ø карточки для индивидуальной работы,

Ø таблицы с однокоренными словами,

Ø карточки с однокоренными словами.

 

Предварительная работа: разучивание стихотворений о весне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.                  Организационный момент

Вот звонок сигнал нам дал –

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

II.              Психологический настрой на урок

Ребята, как вы думаете, какой будет наш сегодняшний урок? (интересным, веселым, значительным, запоминающим…)

А чтоб он был таким, как вы сказали, что и для чего нам надо с собой сегодня взять?

(память, чтоб все запомнить; внимание, чтоб ничего не пропустить; мышление, чтоб думать; терпение, чтоб не перебивать и не торопить друг друга…)

III.          Актуализация знаний  (СЛАЙД 1)

Шагает красавица,

Легко земли касается,

Идет на поле, на реку,

И по снежку, и по цветку

- О какой красавице слова? (…)

Именно этой поре года посвящена музыка Вивальди, которую вы сейчас слышите. Она так и называется «Весна».

Какие признаки весны вы знаете? (…)

О приметах весны очень красиво и подробно написал А.Плещеев. Послушайте:

Уж тает снег, бегут ручьи

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала…

IV.           Чистописание:

Слово ВЕСНА начинается с буквы ВЭ. Вот ее то и будем писать сегодня на минутке чистописания? (Вв)

Посмотрите внимательно на доску и определите порядок написания букв в строке:

ВваВвеВвёВви ….(заглавная В, строчная в чередуются с гласными буквами по алфавиту  (о  у  ы  э ю я))

Напишите строчку букв в указанной последовательности, ориентируясь на алфавит. Давайте проверим. (СЛАЙД 2)

Поднимите руку у кого написано именно так. На полях поставьте себе 1 балл.

И конечно же первое слово, которое мы сегодня запишем – это ВЕСНА. А вот остальные 2 слова я без вас  не смогу назвать. Внимательно посмотрите на слайд  и помогите их расколдовать.(СЛАЙД 3)

 ЙЕБОРОВ          АООВНР      (воробей, ворона)

Совершенно верно. Записываем слова в тетради. Поставьте ударение в словах.

Посмотрите на рисунки воробья и вороны. (СЛАЙД 4) Что вы можете о них сказать?

(Воробей. Маленькая птичка. Он хорошо приспособлен к жизни возле человека. Часто, ближе к вечеру, множество воробьев слетается на одно дерево, где они принимаются петь, поднимая оглушительный шум.

Ворона. Птица с черно-серым или черным оперением. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности).

Очень часто можно услышать такую фразу – я чувствую себя «белой вороной». Как вы это понимаете? (значит, я сильно отличаюсь от других)

Правильно. Вы сказали, что вороны бывают серо-черные и черные. Но оказывается, выражение «белая ворона» возникла не случайно. В природе, действительно такие птицы есть. (СЛАЙД 5)

А что можно сказать о  написании этих слов? (у обоих слов имеется сочетание – -оро-. Непроверяемые безударные гласные.Это словарные слова).

Что общего у этих слов? На какие вопросы отвечают эти слова и что обозначают? (это птицы, отвечают на вопрос - кто?, обозначают предмет)

Подберите слова - признаки образованные от этих слов. (Воробьиные, вороньи)

А слово ПРОВОРОНИТЬ,на кокай вопрос отвечает  и что обозначает?(что сделать?, обозначает – действие предмета).

Что вы еще можете сказать про слова

ВОРОБЕЙ     ВОРОБУШЕК  ВОРОБЬИНЫЕ

ВОРОНА   ВОРОНЬИ    ПРОВОРОНИТЬ 

(они родственные, однокоренные, потому что у них один корень: ВОРОБ-и -  -ВОРОН- )

Составьте предложение с любым из этих слов. (…)

Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (закреплять навык выделять корень в словах и подбирать однокоренные слова)

V.               Проверка домашнего задания

VI.           Закрепление знаний

Так какие слова называются однокоренными? (которые сходны по смыслу и имеют общую часть)

Как называется общая часть в однокоренных словах? ( корень)

Работа по карточкам, по группам: у вас на столах лежат карточки. 1-ая группа – должны определить в какой строчке все слова однокоренные и напротив поставить знак +; 2-ая группа – находит строчку, в которой все слова однокоренные, выделяет корень и напротив ставит +.

Проверка. (СЛАЙД 6) Кто выполнил все правильно – 2 балла, у кого 1 ошибка – 1 балл ставим на полях в тетрадочке.

Физкультминутка: я буду называть слова. Если вы услышите слова,  которые отвечают на вопросы КТО?, ЧТО? – встали на носочки, руки вверх. Если слова будут на вопрос КАКОЙ?, КАКОЕ?, КАКАЯ?, КАКИЕ? – сели, руки вперед.

СОЛОВЕЙ, АИСТ, ГРАЧ, ВЕСНА

СОЛНЕЧНЫЙ, КРАСИВЫЕ, ПЕРВЫЕ, РАДОСТНАЯ

ВОРОНА, ВОРОБЕЙ, МАЛЕНЬКИЕ, БОЛЬШИЕ,

ПОДСНЕЖНИК, ВЕСЕНИИЙ, РУЧЕЙ, ДУШИСТЫЕ

Делимся на 3 группы (1, 2, 3 ряд). Вам необходимо перечитать слова и найти среди них не родственное (не однокоренное).

Зачитываем слова. Называем лишние (СОЛИСТ, СОЛОВЕЙ).

Садимся на свои места.

Ребята, давайте запишем слово, которое лишнее, но близкое нашим словам ВОРОБЕЙ и ВОРОНА. Какое это будет слово и почему? (соловей – птица)

Подберем  к нему однокоренные.

СОЛОВЕЙ – СОЛОВУШКА, СОЛОВЬИНАЯ

Гимнастика для глаз:

·        Закрыть глаза, сделать 3 круговых движения в одну сторону, а потом в другую;

·        Не поворачивая головы, посмотреть вправо, влево, вверх, вниз. Повторить 5 раз.

·        Сильно зажмурить глаза – расслабить – зажмурить - …. 5 раз;

·        Быстро похлопать глазами.

VII.       Работа с учебником

Стр. 62, упр. 100читаем задание. Разбираем. 2 ученика выполняют самостоятельно.

Упр. 101читаем задание. Разбираем по одному предложению. Записываем, выделяем корень: по 1-му  у доски, остальные в тетрадях.

Если выполнено все аккуратно, ставим 2 балла, если есть 1(2) ошибки (исправления) – 1 балл.

Индивидуальная работа: ребята получают карточки.

Пальчиковая гимнастика:

Воробьи в окошко тук – тук – тук,

Я для них надежный друг.

Насыпаю им зерна,

Хлебных крошек тоже.

И клюют они с утра

В лютые морозы.

Те, кто справились раньше, получают дополнительную карточку.

Проверяем упр. 100

Так какие слова называются однокоренными? (которые сходны по смыслу и имеют общую часть)

Как называется общая часть в однокоренных словах? ( корень)

«Распределите сами» - запишите слова: слева -  ВОДА, справа – ВОДИТЕЛЬ. Определите корень в этих словах. Являются ли эти слова однокоренными и почему?

Я называю слова, а вы должны распределить их по местам. Будьте внимательны:

НАВОДИТЬ, НАВОДНЕНИЕ, ПРОВОДНИК, ПОДВОДНИК, ОТВОДИТЬ, ВОДИТЬ, ВОДНИК, ВОДЯНОЙ

Обменяйтесь тетрадями. Проверяем друг друга и сравниваем с правильным ответом. (СЛАЙД  7)

Если выполнено все правильно, ставим 2 балла, если есть 1(2) ошибки – 1 балл.

Ребята, может мне кто - нибудь объяснит значение слова ВОДНИК? (…)(СЛАЙД 8)

Значение слова Водник орфографическое, лексическое значения и толкование (понятие) слова из словаря «Словарь Ожегова»

1) Водник - Работник водного, речного транспорта

2) Водник - Человек, занимающийся водным туризмом

VIII.   Итог урока. Рефлексия

Посчитайте полученные баллы и оцените свою работу с помощью лесенки спеха.

Ребята, закончите, пожалуйста, любое из  предложений(СЛАЙД 9):

Я сегодня узнал …

У меня получилось …

У меня вызвало затруднения …

Мне понравилось …

IX.           Домашнее задание: стр. 63, упр. 102, повторить правила.

(СЛАЙД 10)

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Государственное учреждение образования «Средняя общеобразовательная школа №14 г

Государственное учреждение образования «Средняя общеобразовательная школа №14 г

Цель: Ø формировать умения определять корень в однокоренных словах; Ø толковать значение слов и выражений, через однокоренные слова; Ø образовывать однокоренные слова – предметы, слова…

Цель: Ø формировать умения определять корень в однокоренных словах; Ø толковать значение слов и выражений, через однокоренные слова; Ø образовывать однокоренные слова – предметы, слова…

I. Организационный момент

I. Организационный момент

Посмотрите внимательно на доску и определите порядок написания букв в строке:

Посмотрите внимательно на доску и определите порядок написания букв в строке:

А слово ПРОВОРОНИТЬ,на кокай вопрос отвечает и что обозначает? (что сделать?, обозначает – действие предмета)

А слово ПРОВОРОНИТЬ,на кокай вопрос отвечает и что обозначает? (что сделать?, обозначает – действие предмета)

Подберем к нему однокоренные

Подберем к нему однокоренные

Обменяйтесь тетрадями. Проверяем друг друга и сравниваем с правильным ответом

Обменяйтесь тетрадями. Проверяем друг друга и сравниваем с правильным ответом
Скачать файл