ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к интерактивному обучающему ресурсу по математике
«Школа боевых искусств»
Тема: «Начальные геометрические сведения»
Целевая аудитория: учащиеся 7-х классов общеобразовательной школы
Цели:
Ø систематизация геометрических знаний учащихся из курса математики 1-6 классов, введение новых понятий, применение их к решению задач;
Ø содействие осознанному, заинтересованному отношению учащихся к изучаемому предмету.
Задачи:
Ø повторить и углубить знания геометрических понятий до уровня, позволяющего уверенно применять их при решении задач;
Ø активизировать приёмы мышления, при помощи которых учащиеся будут успешно овладевать знаниями;
Ø формировать устойчивую мотивацию к дальнейшему овладению геометрией.
Актуальность работы
Современность ресурса «Школа боевых действий» обусловлена, прежде всего, тем, что, работая с ним, ученик сам становится главной действующей фигурой процесса обучения, постигая «Начальные геометрические сведения» с помощью интерактивных технологий. Одним из значимых факторов актуальности представленного ресурса является возможность его использования в процессе дистанционной формы обучения или самостоятельной работы учащихся дома.
Значимость определяется визуальной насыщенностью учебного материала, что позволяет не только акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации, но и способствует более полному и глубокому пониманию образа того или иного предмета или явления.
Ожидаемые результаты
Предполагается, что в результате работы с данным ресурсом учащиеся:
Ø повторят, закрепят и активизируют свои знания по теме «Начальные геометрические сведения»;
Ø научатся решать задачи с использованием основных понятий геометрии;
Ø смогут самостоятельно оценить свой уровень овладения учебным материалом.
Структура ресурса
I. Организационный этап (1-2 – вводные слайды: титульный, содержание).
II. Поступление в «Школу боевых искусств» (3-6 слайды – теоретический материал урока: история развития геометрии).
III. Кирпичи геометрии (7-8 и 14-18 слайды – повторение геометрических понятий, изучаемых в курсе 1-6 классов; 9-13 и 21-22 слайды - устные задачи; 19-20 и 23-24 слайды – изучение нового материала).
IV. Решение задач (25-28слайды).
V. Обобщение знаний по разделу «Начальные геометрические сведения»
(29 слайд – кроссворд; 30-40 слайды – интерактивная игра).
VI. Информационный блок (41 – слайд-визитка; 41-42 слайды – информационные источники, использованные в ресурсе).
Примерный план работы с ресурсом на уроке
Теоретический раздел может быть использован по усмотрению педагога на первых уроках математики в 7 классе по любому учебнику.
Предварительная подготовка к уроку.
Распределить между уч-ся задание, согласно которому предстоит выяснить вклад великих людей в развитие геометрии (2-3 предложения о каждом).
Знакомство с новым предметом начинается с рассмотрения исторического материала о развитии науки и её творцах.
В третьем разделе основное внимание уделяется повторению геометрических понятий, изученных в курсе математики 1-6-х классов, решению устных упражнений по данной тематике. Включены новые понятия: смежные и вертикальные углы, аксиома и теорема. Доказываются две простые теоремы.
В практической части урока предлагаются четыре задачи первого уровня, пять – второго и две - третьего.
Дидактические игры используются в качестве средства, при помощи которого учитель может стимулировать учащихся к математической деятельности. Их применение предполагается как на уроках во время закрепления, так и на внеклассном мероприятии, в котором кроссворд может быть одним из этапов соревнования.
Техническое и программное обеспечение
Компьютер с установленной операционной системой WindowsXP (и выше) и офисным приложением Microsoft Office Power Point 2007; универсальный проигрыватель, входящий в операционную систему Windows, колонки, мультимедийный проектор, интерактивная доска или экран; программа для просмотра видео и аудио файлов K-Lite Codec Pack.
Рекомендации по использованию ресурса
Ресурс «Школа боевого искусства» представляет собой компьютерную презентацию, предлагаемую для использования на первых уроках геометрии или на внеклассных мероприятиях (кроссворд и игра).
Для корректного отображения всех данных ресурса необходимо разархивировать работу.
Возможно выборочное использование фрагментов ресурса на различных стадиях работы при изучении главы «Начальные геометрические сведения». Ресурс также может быть использован в качестве тренажера для самостоятельного использования учащимися.
Информационные источники
Кушнир И.А, Финкельштейн Л.П. Геометрия. Школа боевого искусства. Учебное пособие для учеников 7-9 классов. - К.:Факт, 1999
1-й слайд:
Баннер портала СТУ
Рисунок
2-й слайд:
Лист тетради
Ученик
3-й слайд:
Учительница
Тренер
4-й слайд:
Буквы
5-й слайд:
Иллюстрации
1 2 3 4 5 6 7 8
Источники
1 2 3
Фон
6-й слайд:
Фалес источник
Пифагор
источник
Евклид источник
Архимед источник
Декарт источник
Ломоносов источник
Гаусс источник
Лобачевский источник
Фон
7-й слайд:
Ранец
11-й слайд
Профессор
12-й слайд
Бойцы
13-й слайд
Доска
14-й слайд
Углы
15-й слайд:
Картинки 1 2 3
Транспортир
16-й слайд:
Картинки 1 2 3
17-й слайд:
Картинки 1 2 3
18-й слайд:
Картинки 1 2 3
21-й слайд:
Рисунок
30-й слайд:
Фон (30-40 слайды)
След
Сыщик
Сундук
38-й слайд:
Транспортир
40-й слайд:
Юноша
Афиша
Стихи
Стихи
Материалы мастер-класса «Летний марафон» («Создание КОР»
(креативных образовательных ресурсов)
Лобанова Р.Б. Общие правила оформления презентации
Лобанова Р.Б., Кочкурова Л.В. Создание визитной карточки
Миропольская И.А. Работа с рисунком
Кочкурова Л.В., Скорова Н.К. Анимация в презентациях
Дегелевич В.Б. Рисунки SmartArt
Кочкурова Л.В. Триггеры
Дегелевич В.Б. Кроссворды.
Лобанова Р.Б. Интерактивная игра
Миропольская И.А. Интерактивные приёмы в презентации
Лобанова Р.Б., Кочкурова Л.В. Медиаобъекты в презентации
Кочкурова Л.В., Миропольская И.А. Повторение пройденного
Кочкурова Л.В., Лобанова Р.Б. Методическое сопровождение презентации.
Другие приёмы:
Зорина Т.В. Нестандартные шаблоны
Послайдовое описание использования ресурса
1 слайд
2 слайд
- Сегодня мы не просто начинаем изучение нового предмета, мы поступаем в «Школу боевых искусств» - искусств борьбы с задачами и теоремами. Будем их побеждать!
3 слайд
- При входе в школу у вас спросят пароль, на который вы должны дать ответ. Определите, кто какие слова должен произнести.
Учащиеся распределяют между учителем, тренером и учеником пароль, ответ и призыв.
4 слайд
- Нам предстоит построить новое здание. Какое? Это вы узнаете, если выполните задание: составьте из букв слово.
- Да, это ГЕОМЕТРИЯ.
5 слайд
- А теперь мы заглянем в историческое прошлое геометрии. Как возникла геометрия? Перелистаем страницы книги.
6 слайд
-Кто стоял у истоков возникновения геометрии? Вглядитесь внимательнее в их лица!
Звучит музыка. Один за другим появляются лица великих геометров. О каждом звучат 2-3 предложения, заранее подготовленные учащимися.
7 слайд
- Мы познакомились с историей возникновения геометрии, её творцами. Теперь мы являемся маленькой частью общества людей, которые хотят
научиться решать задачи и доказывать теоремы. С этого урока начинаем строить своё, новое здание. Надеюсь, что оно будет для нас с вами светлым будущим! Строительство должно пройти успешно. Я на это очень надеюсь!
8 слайд
- Все понятия, данные в таблице, вам уже знакомы. Вспомним их определения и обозначения.
- Определения точки и прямой даны Евклидом.
Проговорили про точку – заполнили первый столбик и т.д. Можно все обозначения записать в тетради.
9-10 слайды
- Подкрепим наши воспоминания устными упражнениями.
Если есть беспроводная мышка, то её дать в руки детям или пригласить к своему компьютеру, чтобы ребёнок сам находил правильный ответ.
11-13 слайды
- С тестовыми заданиями мы справились. Сейчас попробуем решить задачу на доказательство.
Первые два слайда читаются. Решение задачи можно провести самостоятельно, затем проверить.
14 слайд
- Как вы думаете, что скрывается под знаком вопроса?
Учащиеся отгадывают, что это определение угла. Вспоминаем, проверяем.
- Какие углы вы ещё знаете? Какие названия углов вы видите впервые?
15-18 слайды
- Сейчас мы вспомним разновидности углов и увидим их в реальной жизни
19 слайд
- Сколько острых углов изображено на рисунке?
- Какова градусная мера угла?
20-21 слайды
- А теперь мы узнаем определения смежных и вертикальных углов.
Начертить и обозначить в тетради.
Творческое задание дома: найти и сфотографировать данные углы дома, на улице или нарисовать рисунок, где будут те или иные углы.
22 слайд
- На сегодня осталось ещё два кирпича.
Предложить придумать предложения, которые можно назвать аксиомой и теоремой.
23 слайд
- Сейчас нам предстоит доказать две первые теоремы.
Теоремы может доказать сам учитель, т.к. они первые или предложить порассуждать учащимся.
24 слайд
- Решим устно задачу.
Нажать на прямоугольник с правильным ответом. Если есть беспроводная мышка, то её дать в руки детям или пригласить к столу. Если задача не решается, можно открыть первую подсказку. После неё задачу можно решить подбором. Если нет, то отправляемся к другой подсказке и решаем письменно.
25 слайд
Наступает самый ответственный момент! Мы переходим к решению задач.
26 слайд
- Перед вами четыре задачки. Почему задачки? Они лёгкие.
На этих задачах учащиеся учатся рассуждать.
27-28 слайды
- Приступаем к борьбе! К борьбе с задачами!
Два пути решения задач: - попробовать решить самостоятельно, затем проверить всем вместе; |
- внимательно рассмотреть и разобрать решение, затем возобновить.
29 слайд
Ответы к кроссворду:
1. угол;
2. транспортир;
3. вертикальные;
4. луч;
5. прямой;
6. отрезок;
7. геометрия;
8. градус;
9. смежные.
Правила разгадывания кроссворда расположены на слайде.
Разгадывать слова можно в произвольном порядке.
30 -40 слайды
Ответы к игре (по порядку слайдов):
1.
2.
3. точка;
4. прямая;
5. отрезком;
6. луч;
7. угол;
8. прямой;
9. транспортир;
10. смежные;
11. треугольник.
Правила игры расположены на 30-м слайде.
41-43 слайды
Блок |
Содержание слайда |
Управляющие кнопки |
Номер слайда |
Организационный этап |
Титульный (баннер портала СТУ, название работы, ФИО и логотип автора).
|
На логотип автора настроена гиперссылка на слайд-визитку (41). Переход на следующий слайд по щелчку |
1 |
Содержание презентации. Триггеры настроены на кнопки. Нажать на кнопки , появится их назначение: переход к содержанию и переход на следующий слайд соответственно. Нажать на появившийся элемент – он исчезнет. |
Гиперссылки настроены на соответствующие пункты содержания. Картинка выход из презентации.
|
2 |
|
Поступление в школу |
Задание: установить соответствие. |
Переход к следующему слайду по щелчку мыши. |
3 |
Задание: составить слово из предложенных букв. Поставить все буквы на место поможет щелчок по слайду. Вставлен звук. |
Переход к следующему слайду по щелчку мыши. |
4 |
|
Книга по истории геометрии. Триггеры настроены на страницы. Листание, которое настроено в обе стороны, осуществляется по щелчку на страницы книги. Вставлен звук листания страниц |
Переход к следующему слайду по управляющей кнопке . . |
5 |
|
Творцы геометрии. Портреты геометров меняются по щелчку по слайду. |
Переход к содержанию по управляющей кнопке . |
6 |
|
Кирпичи геометрии |
Изучение геометрических кирпичей (основных терминов геометрии). |
Переход к следующему слайду по щелчку мыши. |
7 |
Точка, прямая, луч, отрезок. Каждый столбик таблицы заполняется щелчком по слайду. |
Переход к следующему слайду по щелчку мыши. |
8 |
|
Задание на выбор правильного ответа. Триггеры настроены на ответы. Для того чтобы проверить ответ, надо нажать на прямоугольник с ответом. Элемент с правильным ответом меняет цвет. Вставлен звук. |
Переход на следующий слайд по управляющей кнопке . |
9 |
|
Задание на выбор правильного ответа. Триггеры настроены на ответы. Вставлен звук. |
Переход к содержанию по управляющей кнопке . |
10 |
|
Решение задач (призыв). |
Переход к следующему слайду по щелчку мыши. |
11 |
|
Задача на доказательство. Все элементы слайда появляются с помощью щелчка по свободному полю слайда до последней фразы «Первые шаги – самые трудные». |
Переход к следующему слайду по щелчку мыши. |
12-13 |
|
Углы. Определение угла Классификация углов. Триггеры настроены на . Щелчком по нему появляется определение угла. Дальнейший просмотр слайда по щелчку . |
Переход к следующему слайду по щелчку мыши. |
14 |
|
Прямой угол. Острый угол. Тупой угол. Развёрнутый угол. Определения. Применение в реальной жизни. Триггеры настроены на маленькие картинки. Нажать на маленькую картинку, появится большая, на большую – останется маленькая. |
Переход к следующему слайду по управляющей кнопке . |
15-18 |
|
Выполнение устного задания. Анимация по щелчку. |
Переход к следующему слайду по щелчку мыши. |
19 |
|
Смежные углы. Вертикальные углы. Определения. |
Переход к следующему слайду по щелчку мыши. |
20-21 |
|
Понятия аксиомы и теоремы. Анимация после предыдущего. |
Переход к следующему слайду по щелчку мыши. |
22 |
|
Доказательство теорем о смежных и вертикальных углах. Анимация по щелчку. |
Переход к содержанию по управляющей кнопке . |
23 |
|
Задание на выбор правильного ответа. Триггеры настроены на изображения учителя (1-я подсказка), ученика (2-я) и ответы. |
Переход на следующий слайд по управляющей кнопке . |
24 |
|
Решение задач |
Боевой призыв к решению задач. Анимация после предыдущего. |
Переход к следующему слайду по щелчку мыши. |
25 |
Задачки. Триггеры настроены на все задачи. Щелчок на одну – появляется её решение, на текст решения – оно исчезает. Аналогично просматриваем решение остальных трёх задач. |
Переход к следующему слайду по управляющей кнопке . |
26 |
|
Задачи. Триггеры настроены на номера задач, условия и решения. Щелчок на номер задачи, появляется условие, на условие - появляется решение, на решение - оно исчезает, на условие - условие исчезает. |
С 27 слайда переход к следующему слайду по управляющей кнопке .
С 28 слайда переход к содержанию по управляющей кнопке . |
27-28 |
|
Обобщение знаний |
Кроссворд. Триггеры настроены на номера слов и на слова: «Ваши действия». Щелчок на эти слова, появятся правила. Чтобы правила исчезли – щелчок по тексту. |
Переход к содержанию по управляющей кнопке . |
29 |
Игра. На 30-м и 40-м слайдах имеются музыкальные зарисовки. Триггеры настроены на правила, следы и на доску включаются кликом по слову «правила» запускаем их появление. Чтобы правила исчезли – щелчок по тексту. |
Выход из игры и презентации на 40-м слайде нажать ЛКМ на слово «конец». |
30-40 |
|
Информация |
Визитная карточка. Сведения об авторе. |
Переход на титульный слайд по управляющей кнопке или по щелчку на слайд с ИИ. |
41 |
Информационные источники. |
Переход на слайд с материалами МК по щелчку. |
42 |
|
Материалы МК «Летний марафон». |
Переход на титульный слайд по управляющей кнопке . |
43 |
Данный ресурс представляет собой итоговую работу, выполненную в рамках мастер-класса «Создание КОР (креативных образовательных ресурсов)», «Летний марафон».
Работа выполнена в программе Power Point 2007 с использованием анимационных эффектов, триггеров, звуков, музыки и объектов SmartArt на основе изученных теоретических материалов.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.