Дидактический материал входящий в занятие позволяет формировать артикуляционную и мелкую моторику; закреплять навык произношения звука «Ш» изолированно, в слогах, словах, фразах, предложениях и текстах; развивать речевое дыхание; формировать навык чтения; развивать фонематическое восприятие; формировать умение пересказывать тексты. Занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в речевом развитии.
Тема: Звук «Ш».
Задачи:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Формирование артикуляционной и мелкой моторики.
Закреплять навык произношения звука «Ш» изолированно, в слогах,
словах, фразах, предложениях и текстах.
Развитие речевого дыхания.
Продолжать формировать навык чтения.
Развитие фонематического восприятия.
Продолжать формировать умение пересказывать тексты.
Воспитывать усидчивость и аккуратность.
Оборудование: коробка с посылкой; схема артикуляции звука; карточки
для артикуляционной гимнастики; предметные картинки для игр;
картинка для пересказа текста.
Ход занятия:
Организационный момент.
1.
Здравствуй…… имя ребёнка! К нам пришла посылка. Давай посмотрим,
что в ней. Открывают посылку, а там воздушный шарик.
Логопед: Какой звук я выделила?
Ребёнок: Звук «Ш».
Логопед: А что ты можешь сказать про этот звук? Какой он?
Ребёнок: Согласный, твёрдый, глухой.
Логопед: Будем правильно произносить его и помнить, что при
произнесении звука «Ш» губы немного округлены и выдвинуты вперёд, а
язык в форме чашечки, находится за верхними зубами. Воздушная струя –
тёплая.
2.
Артикуляционная гимнастика.
«Чашечка».
Широко открой ты ротик
Язычок в форме чашки положи.
И его так подержи.
«Змейка».
Язычок мой превратился в очень длинную змею,
Основная часть.Вам её покажу и под счёт подержу.
«Птенчики».
Широко открой роток,
Покажи свой язычок.
«Вкусное варенье».
Утром ела я варенье – замарала губки,
Сейчас их надо облизать и варенье с них убрать.
Автоматизация изолированного звука «Ш».
Ребёнку предлагаются картинки с изображением гуся и змеи. Ребёнка
просят показать: Как шипит змея? Как шипит гусь?
Развитие речевого дыхания. Игра «Сдуй шарик».
Логопед кладёт на стол воздушный шарик и просит ребёнка сдуть шар со
стола.
Автоматизация звука «Ш» в слогах. Игра «Шляпа».
На картинке нарисованы шляпы, под ними написаны слоги. Ребёнок
должен прочитать все слоги и выбрать шляпы, под которыми написан слог
«ШИ», обвести эти шляпы в круг.
Автоматизация звука «Ш» в словах. Игра Слово рассыпалось».
Ребёнок читает слоги, составляет из них слова, а помогут ему картинки.
Ка, шап – шапка;
Душ, по, ка – подушка;
Ка, мыш – мышка;
Дыш, лан – ландыш;
Ши, ма, на – машина;
Ба, шу – шуба;
Ка, кош – кошка.
Физкультминутка «Прогулка по лесу».
Пошёл я с мишкой в лес гулять,
Ходьба на месте.
Шишки собирать.
Шаг шагнул, увидел шишку,
Ребёнок выполняет один шаг вперёд.
Вправо пошёл шесть шишек нашёл,
Ребёнок выполняет несколько шагов вправо.
Влево пошёл ничего не нашёл.
Ребёнок выполняет несколько шагов влево.Автоматизация звука «Ш» во фразовой речи. Игра «Скажи какой,
какая?».
Ребёнку предлагаются картинки: кошка, мышка, мишка, шапка, шар.
Кошка пушистая;
Мышка шустрая;
Мишка плюшевый;
Шапка шерстяная;
Шар воздушный.
Развитие фонематического слуха. Игра «Найди правильное слово».
Это фыфка?
Это хышка?
Это фышка?
Это шишка?
Это хыхка?
Это шишка?
Логопед: Какое правильное слово ты услышал?
Ребёнок: Шишка.
Пальчиковая гимнастика «Шишки».
В лес пойду, шишки соберу,
А потом их посчитаю.
Раз, два, три, четыре, пять.
Шишек оказалось пять.
Как только начинается счёт, ребёнок загибает по одному пальцу,
начиная с большого пальца.
Автоматизация звука «Ш» в предложениях. Игра «Составь
предложения».
Рассмотри внимательно картинку и составь по ней предложения,
используя как можно больше слов со звуком «Ш».
Автоматизация звука «Ш» в тексте. Послушай внимательно рассказ и
перескажи с опорой на картинку.
Наташа и мишка.
У Наташи плюшевый мишка. Наташа надевает ему штанишки, а бабушка
– шапочку. Наташа выходит с мишкой погулять. Там Миша. У Миши
большая машина. Наташа и Миша посадили мишку в машину. Мишка едет
на машине.
3.
Заключительная часть.Наше занятие окончено. Какой звук ты старался произносить правильно?
За твои старания я дарю тебе воздушный шар. Ты молодец! До следующей
встречи!