Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Ш

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.01.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект коррекционного занятия "Автоматизация звука (Ш) в словах, словосочетаниях, предложениях." Цель: создать условия для формирования умения четко произносить звук [ш] в словах, словосочетаниях, предложениях. Задачи: Автоматизировать правильное произношение звука [ш] в словах, в словосочетаниях, предложениях. Учить образовывать словосочетания, педложения. Развивать артикуляционную и мелкую моторику; функции словоизменения; мыслительные операции, зрительное и слуховое восприятие. Формировать фонетические процессы, совершенствовать навык звукобуквенного анализа и синтеза. Обогащать и активизировать словарный запас по теме: «одежда». Работать над предупреждением дисграфии. Способствовать воспитанию самоконтроля и взаимоконтроля в работе.
Иконка файла материала конспект.docx
Конспект коррекционного занятия "Автоматизация звука (Ш)  в словах, словосочетаниях, предложениях." Цель: создать условия для формирования умения четко произносить звук [ш] в словах,  словосочетаниях, предложениях. Задачи: 1. Автоматизировать правильное произношение звука [ш] в словах, в словосочетаниях,  предложениях. Учить образовывать словосочетания, педложения. 2. Развивать артикуляционную и мелкую моторику; функции словоизменения;  мыслительные операции, зрительное и слуховое восприятие. 3. Формировать фонетические процессы, совершенствовать навык звукобуквенного  анализа и синтеза. Обогащать и активизировать словарный запас по теме: «одежда». Работать над предупреждением дисграфии. 4. Способствовать воспитанию самоконтроля и взаимоконтроля в работе. Формируемые УУД: Личностные: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие  русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная  речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке  на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные: умение задавать вопросы; умение использовать язык для решения  учебных задач; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения  коммуникативных задач; понимание необходимости учитывать различные мнения и  координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге. Предметные: умение правильно, точно выполнять артикуляционные движения и удерживать  артикуляционные позы; умение правильно (по возможности) произносить звук [ш] в словах,  словосочетаниях, предложениях; умение находить, сравнивать, классифицировать,  характеризовать такие звуковые единицы, как звук, слог, слово; способность  контролировать свои действия; умение проводить звуковой анализ; умение правильно  произносить сочетания звуков, слогов, слоговых рядов; умение ставить ударение в словах;  умение отвечать на вопросы. Оборудование:  Презентация;  Предметные картинки – .  Сигналы, зеркала;  Елка и елочные украшения для оценивания.  Подарки1. Организационный момент. (1слайд) Ход занятия. Долгожданный дан звонок –  Начинается урок. 1. Подготовительная часть. ­Ребята, сейчас у нас подгрупповое логопедическое занятие. ­ Чему мы учимся на этих занятиях? (Звуки слушать внимательно, произносить старательно,  говорить, спокойно, внятно, чтобы было все понятно) ­ Что помогает нам правильно и четко говорить? (органы речи: губы, зубы, язык, голосовые  связки) ­ Молодцы! Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей) ­ Сказку я вам расскажу, В гости в сказку приглашу. Слушайте, дети. Жила семья на свете: Муж, жена, 3 дочки с ними. Дочки были уж большими. Только 2 из них лентяйки, Неряхи, задиры, зазнайки… Лишь одна из них была И сердечна и мила Это Золушка была. ­ Сегодня на занятии я предлагаю вам отправиться в сказочное королевство, где живет  Золушка. ­ Ребята посмотрите внимательно на экран. (видеофрагмент 1) ­ Кого увидели на экране? ­К чему готовятся жители сказочного королевства? ­ Но вот беда, чтобы попасть Золушке на бал, ей нужно выполнить все задания мачехи и  собрать волшебные бусы. Но самой Золушке не справиться, я предлагаю ей помочь. 1.Мимическая гимнастика. ­ Ребята, мачеха приказала Золушке определить настроение музыкальных фрагментов.  Прослушайте их, и покажите мимикой лица настроение музыки. (радость, грусть, злость)­ Молодцы, выберите первую бусинку.(бусинка «мимическая гимнастика») Дыхательная гимнастика. (4слайд) ­ Золушке нужно намелить муки, заведите ветряные мельницы. Плечи не поднимаем, щеки не надуваем, вдох через нос, выдох через рот. ­ Молодцы, помогли Золушке. Выберите нужную бусинку. (бусинка «дыхательная  гимнастика») 3. упражнения для силы голоса. ­ Ребята, мачехе очень хочется, чтобы ее дочери научились петь. Следите за моей рукой, и  пойте звуки (А­У) громко и тихо. ­ Вы хорошо справились с заданием, выберите бусинку. (бусинка «громко­тихо») 4. Пальчиковая гимнастика. ­ Золушке, нужно перебрать фасоль, отделив белую от коричневой. Приготовьтесь работать в парах. Андрей и Кирилл выбирает белую фасоль, Влад и Алина коричневую. ­ Молодцы, выберите нужную бусинку. (бусинка «пальчиковая гимнастика») 5. Артикуляционная гимнастика. (5 слайд) ­ Ребята, мачеха отправила Золушку к сказочному гномику за зеркалом. Посмотрите кто это? ­ Верно. Чтобы Язычок подарил зеркало, выполним артикуляционную гимнастику.  Приготовьте зеркала. (6­10 слайд) « Улыбка» Удержание губ в улыбке. Зубы не видны. «Дудочка» Вытягивание сомкнутых губ вперёд « Улыбка»­«Дудочка» (1­2) «Блинчик» Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.   широко открыть рот, приложить широкий язык к верхнему небу и попытаться  «Грибок»   удержать его в таком состоянии настолько, насколько это возможно. «Варенье»   верхнюю губу.   необходимо немного открыть рот, а затем, широко расправив язык, облизать  ­ Молодцы, уберите зеркала. Выберите бусинку. (бусинка «артикуляционная гимнастика») III. Основная часть. ( 11слайд) ­Опять беда, Золушке нужно собрать разрезные картинки. Возьмите конверты для задания в парах. ­ Что у вас получилось? (шапка, шуба) ­ Что общего есть в названиях всех этих предметов? ­ Какой звук произносим и слышим в начале каждого слова? ­ Кто скажет с каким звуком мы будем работать на уроке? (Сегодня на уроке «дежурный»  звук [ш])­ Правильно, сегодня на уроке мы будем учиться правильно и четко произносить звук [ш] в  словах, словосочетаниях, предложениях. ­ Произнесите звук [ш]. ­ Как располагаются органы речи при произношении звука [ш]. (Губы слегка округлены и  вытянуты вперед «трубочкой». Зубы сближены. Кончик языка поднят «чашечкой». Боковые  края языка прижаты к верхним коренным зубам, а середина передней части языка образует  полулунную щель с небом сразу за альвеолами. Мягкое небо поднято, голосовые связки  разомкнуты.) ­ Дайте характеристику звуку [ш]. ( звук Ш согласный, твердый, глухой, обозначаем синим  сигналом без звоночка) ­Ребята, а какой буквой обозначается звук [ш]? ­Покажите букву обозначающую звук [ш]. ­ Приготовьте конверты для индивидуальной работы. Дорисуйте недостающие элементы,  чтобы получилась буква «Ш». ­ Молодцы, помогли Золушке. Выберите бусинку. (бусинка «дежурный звук») ­Ребята, следующее задание «Поймай звук» Я буду произносить звуки, слоги и слова когда  вы услышите звук [ш], поднимете карточку с буквой обозначающей этот звук. Ш,к,т,з,ж,ш Аш,ас,ша,жу Шуба, платье, шапка, ­ Молодцы, Золушка очень рада. Выберите бусинку. (бусинка «поймай звук») ­Ребята, мы так много выполнили заданий, что пора отдохнуть. Золушка предлагает  отдохнуть и потанцевать под ее любимую песенку . IV. Физминутка. V. Основная часть. (12 слайд) ­Посмотрите, на доску. Золушке нужно высадить ромашки на клумбы. Но ромашки  необычные, в них картинки. Назовите картинки (ландыш, камыш, шиповник, каштан, шарф,  шапка, рубашка, шуба, кошка) ­ На какие группы можно распределить слова? (одежда, растения) ­ Какое слово лишнее? (кошка) ­ Почему слово «кошка» лишнее? ­ Помогите, Золушке определить, на какую клумбу посадим ромашки, определив место  дежурного звука «ш» в словах. Если звук [ш] слышите в начале слова, то картинку в первый  столбик, если в середине, то во второй, а если дежурный звук в конце слова, то в третий  столбик.­ Молодцы, отлично справились с заданием. Выберите бусинку. (бусинка «место дежурного  звука») ­ Ребята, а какое слово было лишнее? (кошка) ­ Давайте поможем Золушке выполнить задание мачехи, сделайте звуковой анализ слова  «кошка».  Сколько слогов в слове «кошка» ? (2)  На какой слог падает ударенье?  Какой 1­ый звук в первом слоге?  Каким сигналом обозначим?  Какой 2­ой звук в первом слоге?  Каким сигналом обозначим?  Какой 1 звук во втором слоге?  Каким сигналом обозначим?  Какой второй звук во втором слоге?  Каким сигналом обозначим? ­ Молодцы, отлично справились с заданием мачехи. Выберите бусинку. (бусинка «звуковой  анализ слова») ­ Ребята назовите растения, которые растут в саду у мачехи. (ромашка, ландыш, шиповник,  камыш) ­ Подберите прилагательные к этим словам. ­Молодцы, Золушке нужно полить эти растения. Составьте предложения, используя  мнемотаблицу.­ Помогли мы Золушке, выберите бусинку. (бусинка «словосочетание и предложение»). ­ Ребята, посмотрите, бусы готовы, все задания выполнены, значит, Золушке можно  отправляться на бал. (видеофрагмент 2) ­ А нам пора возвращаться домой. (волшебный звук) VI. Итог урока. ­Кому сегодня помогали на уроке? ­ Какой звук был дежурным? ­ Какие задания выполняли? ­ Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке и украсить нашу клумбу ромашками:  Кто справился со всеми заданиями, прикрепите ромашку на верхней части клумбы.  Если вы затруднялись, чувствовали себя не уверенно, прикрепите ромашку чуть  ниже.  Если вам было очень трудно, с заданиями не справились, прикрепите ромашку на  нижней части клумбы. ­ А свою ромашку прикреплю на самый верх клумбы, потому­то мне очень понравилось, как  вы работали на уроке. ­ Посмотрите, какая красивая получилась клумба. ­ Спасибо за урок. Встаньте. До свидание!