Конспект коррекционного занятия "Автоматизация звука (Ш) в словах, словосочетаниях, предложениях."
Цель: создать условия для формирования умения четко произносить звук [ш] в словах, словосочетаниях, предложениях.
Задачи:
Автоматизировать правильное произношение звука [ш] в словах, в словосочетаниях, предложениях. Учить образовывать словосочетания, педложения.
Развивать артикуляционную и мелкую моторику; функции словоизменения; мыслительные операции, зрительное и слуховое восприятие.
Формировать фонетические процессы, совершенствовать навык звукобуквенного анализа и синтеза. Обогащать и активизировать словарный запас по теме: «одежда». Работать над предупреждением дисграфии.
Способствовать воспитанию самоконтроля и взаимоконтроля в работе.
Конспект коррекционного занятия "Автоматизация звука (Ш) в словах,
словосочетаниях, предложениях."
Цель: создать условия для формирования умения четко произносить звук [ш] в словах,
словосочетаниях, предложениях.
Задачи:
1. Автоматизировать правильное произношение звука [ш] в словах, в словосочетаниях,
предложениях. Учить образовывать словосочетания, педложения.
2. Развивать артикуляционную и мелкую моторику; функции словоизменения;
мыслительные операции, зрительное и слуховое восприятие.
3. Формировать фонетические процессы, совершенствовать навык звукобуквенного
анализа и синтеза. Обогащать и активизировать словарный запас по теме: «одежда».
Работать над предупреждением дисграфии.
4. Способствовать воспитанию самоконтроля и взаимоконтроля в работе.
Формируемые УУД:
Личностные: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие
русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная
речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке
на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные: умение задавать вопросы; умение использовать язык для решения
учебных задач; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач; понимание необходимости учитывать различные мнения и
координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге.
Предметные: умение правильно, точно выполнять артикуляционные движения и удерживать
артикуляционные позы; умение правильно (по возможности) произносить звук [ш] в словах,
словосочетаниях, предложениях; умение находить, сравнивать, классифицировать,
характеризовать такие звуковые единицы, как звук, слог, слово; способность
контролировать свои действия; умение проводить звуковой анализ; умение правильно
произносить сочетания звуков, слогов, слоговых рядов; умение ставить ударение в словах;
умение отвечать на вопросы.
Оборудование:
Презентация;
Предметные картинки – .
Сигналы, зеркала;
Елка и елочные украшения для оценивания.
Подарки1. Организационный момент. (1слайд)
Ход занятия.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
1. Подготовительная часть.
Ребята, сейчас у нас подгрупповое логопедическое занятие.
Чему мы учимся на этих занятиях? (Звуки слушать внимательно, произносить старательно,
говорить, спокойно, внятно, чтобы было все понятно)
Что помогает нам правильно и четко говорить? (органы речи: губы, зубы, язык, голосовые
связки)
Молодцы! Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей)
Сказку я вам расскажу,
В гости в сказку приглашу.
Слушайте, дети.
Жила семья на свете:
Муж, жена, 3 дочки с ними.
Дочки были уж большими.
Только 2 из них лентяйки,
Неряхи, задиры, зазнайки…
Лишь одна из них была
И сердечна и мила
Это Золушка была.
Сегодня на занятии я предлагаю вам отправиться в сказочное королевство, где живет
Золушка.
Ребята посмотрите внимательно на экран. (видеофрагмент 1)
Кого увидели на экране?
К чему готовятся жители сказочного королевства?
Но вот беда, чтобы попасть Золушке на бал, ей нужно выполнить все задания мачехи и
собрать волшебные бусы. Но самой Золушке не справиться, я предлагаю ей помочь.
1.Мимическая гимнастика.
Ребята, мачеха приказала Золушке определить настроение музыкальных фрагментов.
Прослушайте их, и покажите мимикой лица настроение музыки. (радость, грусть, злость) Молодцы, выберите первую бусинку.(бусинка «мимическая гимнастика»)
Дыхательная гимнастика. (4слайд)
Золушке нужно намелить муки, заведите ветряные мельницы. Плечи не поднимаем, щеки не
надуваем, вдох через нос, выдох через рот.
Молодцы, помогли Золушке. Выберите нужную бусинку. (бусинка «дыхательная
гимнастика»)
3. упражнения для силы голоса.
Ребята, мачехе очень хочется, чтобы ее дочери научились петь. Следите за моей рукой, и
пойте звуки (АУ) громко и тихо.
Вы хорошо справились с заданием, выберите бусинку. (бусинка «громкотихо»)
4. Пальчиковая гимнастика.
Золушке, нужно перебрать фасоль, отделив белую от коричневой. Приготовьтесь работать
в парах. Андрей и Кирилл выбирает белую фасоль, Влад и Алина коричневую.
Молодцы, выберите нужную бусинку. (бусинка «пальчиковая гимнастика»)
5. Артикуляционная гимнастика. (5 слайд)
Ребята, мачеха отправила Золушку к сказочному гномику за зеркалом. Посмотрите кто это?
Верно. Чтобы Язычок подарил зеркало, выполним артикуляционную гимнастику.
Приготовьте зеркала. (610 слайд)
« Улыбка» Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Дудочка» Вытягивание сомкнутых губ вперёд
« Улыбка»«Дудочка» (12)
«Блинчик» Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
широко открыть рот, приложить широкий язык к верхнему небу и попытаться
«Грибок»
удержать его в таком состоянии настолько, насколько это возможно.
«Варенье»
верхнюю губу.
необходимо немного открыть рот, а затем, широко расправив язык, облизать
Молодцы, уберите зеркала. Выберите бусинку. (бусинка «артикуляционная гимнастика»)
III. Основная часть. ( 11слайд)
Опять беда, Золушке нужно собрать разрезные картинки. Возьмите конверты для задания в
парах.
Что у вас получилось? (шапка, шуба)
Что общего есть в названиях всех этих предметов?
Какой звук произносим и слышим в начале каждого слова?
Кто скажет с каким звуком мы будем работать на уроке? (Сегодня на уроке «дежурный»
звук [ш]) Правильно, сегодня на уроке мы будем учиться правильно и четко произносить звук [ш] в
словах, словосочетаниях, предложениях.
Произнесите звук [ш].
Как располагаются органы речи при произношении звука [ш]. (Губы слегка округлены и
вытянуты вперед «трубочкой». Зубы сближены. Кончик языка поднят «чашечкой». Боковые
края языка прижаты к верхним коренным зубам, а середина передней части языка образует
полулунную щель с небом сразу за альвеолами. Мягкое небо поднято, голосовые связки
разомкнуты.)
Дайте характеристику звуку [ш]. ( звук Ш согласный, твердый, глухой, обозначаем синим
сигналом без звоночка)
Ребята, а какой буквой обозначается звук [ш]?
Покажите букву обозначающую звук [ш].
Приготовьте конверты для индивидуальной работы. Дорисуйте недостающие элементы,
чтобы получилась буква «Ш».
Молодцы, помогли Золушке. Выберите бусинку. (бусинка «дежурный звук»)
Ребята, следующее задание «Поймай звук» Я буду произносить звуки, слоги и слова когда
вы услышите звук [ш], поднимете карточку с буквой обозначающей этот звук.
Ш,к,т,з,ж,ш
Аш,ас,ша,жу
Шуба, платье, шапка,
Молодцы, Золушка очень рада. Выберите бусинку. (бусинка «поймай звук»)
Ребята, мы так много выполнили заданий, что пора отдохнуть. Золушка предлагает
отдохнуть и потанцевать под ее любимую песенку .
IV. Физминутка.
V. Основная часть. (12 слайд)
Посмотрите, на доску. Золушке нужно высадить ромашки на клумбы. Но ромашки
необычные, в них картинки. Назовите картинки (ландыш, камыш, шиповник, каштан, шарф,
шапка, рубашка, шуба, кошка)
На какие группы можно распределить слова? (одежда, растения)
Какое слово лишнее? (кошка)
Почему слово «кошка» лишнее?
Помогите, Золушке определить, на какую клумбу посадим ромашки, определив место
дежурного звука «ш» в словах. Если звук [ш] слышите в начале слова, то картинку в первый
столбик, если в середине, то во второй, а если дежурный звук в конце слова, то в третий
столбик. Молодцы, отлично справились с заданием. Выберите бусинку. (бусинка «место дежурного
звука»)
Ребята, а какое слово было лишнее? (кошка)
Давайте поможем Золушке выполнить задание мачехи, сделайте звуковой анализ слова
«кошка».
Сколько слогов в слове «кошка» ? (2)
На какой слог падает ударенье?
Какой 1ый звук в первом слоге?
Каким сигналом обозначим?
Какой 2ой звук в первом слоге?
Каким сигналом обозначим?
Какой 1 звук во втором слоге?
Каким сигналом обозначим?
Какой второй звук во втором слоге?
Каким сигналом обозначим?
Молодцы, отлично справились с заданием мачехи. Выберите бусинку. (бусинка «звуковой
анализ слова»)
Ребята назовите растения, которые растут в саду у мачехи. (ромашка, ландыш, шиповник,
камыш)
Подберите прилагательные к этим словам.
Молодцы, Золушке нужно полить эти растения. Составьте предложения, используя
мнемотаблицу. Помогли мы Золушке, выберите бусинку. (бусинка «словосочетание и предложение»).
Ребята, посмотрите, бусы готовы, все задания выполнены, значит, Золушке можно
отправляться на бал. (видеофрагмент 2)
А нам пора возвращаться домой. (волшебный звук)
VI. Итог урока.
Кому сегодня помогали на уроке?
Какой звук был дежурным?
Какие задания выполняли?
Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке и украсить нашу клумбу ромашками:
Кто справился со всеми заданиями, прикрепите ромашку на верхней части клумбы.
Если вы затруднялись, чувствовали себя не уверенно, прикрепите ромашку чуть
ниже.
Если вам было очень трудно, с заданиями не справились, прикрепите ромашку на
нижней части клумбы.
А свою ромашку прикреплю на самый верх клумбы, потомуто мне очень понравилось, как
вы работали на уроке.
Посмотрите, какая красивая получилась клумба.
Спасибо за урок. Встаньте. До свидание!