Конспект индивидуального занятия по работе с ребенком, страдающим энурезом
Оценка 5

Конспект индивидуального занятия по работе с ребенком, страдающим энурезом

Оценка 5
Особые потребности
doc
психологическая работа +2
Взрослым
02.03.2019
Конспект индивидуального занятия по работе с ребенком, страдающим энурезом
Ко мне на индивидуальные занятия ходила девочка, обучающаяся в начальной школе, которая страдала от ночного энуреза. после диагностики были выявлены предполагаемые причины, не связанные с физиологическими заболеваниями. Это конспект индивидуального занятия, которое я проводила с ней на первичном этапе после диагностики.
ЗАНЯТИЕ ПО ЭНУРЕЗУ.doc
Конспект примерного первичного индивидуального занятия по работе с энурезом для младших школьников (проводится после диагностики, когда ребенок и психолог уже знакомы) Подготовила: Педагог­психолог ППС Кочеткова Е. С. Цель: проработать методику укрепления мочевого пузыря Задачи:  ­ создать положительный эмоциональный настрой; ­ рассмотреть работу органов, отвечающих за мочеиспускание; ­ укрепить уверенность в себе, мотивировать на преодоление трудностей. Ритуал приветствия.    Психолог   и   ребенок   приветствуют   друг   друга   обязательно   подчеркивая индивидуальность партнера, например: "Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно" или "Привет, ты как всегда энергичен и весел". Разминка. Упражнение «Когда нам хорошо...» Предлагается   вспомнить   и   изобразить   мимикой   и   пантомимой   (ведущий помогает, показывает), что с нами происходит, когда: — нас ругают, — нас хвалят, — нам страшно, — нам весело, — отвечаем у доски,  — получаем пятерки и т.д. Основная часть занятия Прежде чем приступить к упражнениям, расскажите ребенку о строении его  органов, которые отвечают за мочеиспускание. Вы можете воспользоваться  занимательным детским пособием по анатомии. Если под рукой ничего нет,  попробуйте придумать рассказ самостоятельно или же воспользуйтесь в  качестве основы той схемой, которая приведена ниже.   «Давай нарисуем маленькую девочку (мальчика) и представим,  что эта девочка (мальчик) – ты. Внутри твоего тела есть очень много органов. Каждый орган выполняет свою работу. Например, ты  дышишь с помощью легких. Они расположены вот здесь. Здесь  находится сердце – самый главный орган человека. Ты можешь  приложить ладошку к груди и почувствовать, как оно бьется. Сердце  перегоняет по венам кровь. Сердце – это мышца. В организме много  мышц. Они могут быть сильными и слабыми. Но слабые мышцы  можно натренировать: если каждый день делать зарядку, они станут сильными. А вот здесь, ниже, находится тоже очень важный орган, который называется мочевой пузырь. Он собирает в себя всю  ненужную жидкость, которая скопилась в твоем организме. Чай,  компот, сок, вода – все лишнее выводится из организма в виде мочи.  Только представь себе, что бы случилось, если бы жидкость не  выходила из организма? Наиболее распространенный ответ: «У меня  бы лопнул живот!» Твой мочевой пузырь круглый, как шар.  Он  способен очень сильно растягиваться, увеличиваясь в размере. Когда  пузырь наполняется, ты чувствуешь, что хочешь в туалет, и  выливаешь из организма скопившуюся в нем жидкость. Но у  некоторых людей жидкость выливается слишком быстро – почти  сразу после того, как они начинают чувствовать, что хотят пойти в  туалет. Во всем виновата одна мышца. Эта мышца, как кран,  открывает и закрывает мочевой пузырь. И если эта мышца слабая, то моча выходит из организма раньше, чем нужно.   Но ты уже знаешь, что любую мышцу можно сделать сильной.  Просто нужно делать зарядку. Когда мышца, которая открывает и  закрывает мочевой пузырь, становится крепкой и сильной, человек  уже больше никогда не просыпается в мокрой постели. Но мышца не  всегда виновата в том, что мочевой пузырь опорожняется раньше  времени. Ведь мочевой пузырь посылает в мозг сигнал о том, что  переполнен. Мозг – это главный орган человека. С его помощью мы  думаем и совершаем поступки. Но иногда мозг спит по ночам так  крепко, что не слышит сигналов мочевого пузыря. И тогда мочевой  пузырь опорожняется, так и не дождавшись, когда его услышат и  «отведут в туалет». Он же не может бесконечно ждать, когда мозг  проснется! Но мозг тоже можно натренировать. Правильный  мочевой пузырь посылает в мозг сигнал о том, что переполнен, когда  он на самом деле  переполнен. Но бывают глупые и капризные мочевые пузыри. Наполнившись совсем немножко, они воображают себе, что  больше не могут удерживать внутри себя мочу, и начинают  паниковать. Такие вредные мочевые пузыри тоже можно исправить –  их просто нужно убедить в том, что они могут растягиваться  намного больше, чем им самим кажется».   Если вы рисуете мочевой пузырь самостоятельно, постарайтесь, чтобы  картинка была забавной: к примеру, можно нарисовать его с глазами и ртом, с  грустным выражением «лица». Упражнения для тренировки мочевого пузыря Для того чтобы укрепить мышцы, следует объяснить ребенку: каждый раз во  время мочеиспускания он должен останавливать мочу по несколько раз (в зависимости от количества мочи, не менее 7–8 раз). Если ребенок забыл об  упражнении, не ругайте его, а в следующий раз тактично напомните.  Одновременно с упражнениями на укрепление мышц выполняйте и  упражнения на растяжение мочевого пузыря. Эти упражнения следует  выполнять в течение двух недель ежедневно, 2–4 раза в сутки. Желательно,  чтобы в это время ребенок находился дома без присутствия посторонних.  Суть упражнений в следующем: при первом позыве к мочеиспусканию  ребенок должен заставить себя держать мочу как можно дольше, до тех пор,  пока уже не сможет терпеть. Очень важное значение в этом случае  приобретает степень отвлеченности ребенка от позыва. Вы можете помочь  ему, если, к примеру, при появлении позыва начнете читать интересную  сказку, поговорите с ним о том, что его интересует. В принципе, можно  говорить обо всем и даже в игровой форме обсуждать «поведение мочевого  пузыря». Прощание «Рисуем картинки в уме» ­ Для того, чтобы что­то в себе изменить, нужно очень­очень этого захотеть и приложить максимум усилий для того, чтобы это случилось, а я попробую вам помочь. Под музыку ведущий спокойно и медленно говорит: ­   Сядь   поудобнее,   расслабься,   дыши   ровно   и   спокойно.   Закрой   глазки. Представь себе мысленно красивую яркую звездочку ­ это твоя далекая звезда удачи. Посмотри,  какая красивая твоя звезда. Только она пока далеко от вас. Загадай свое заветное желание или то, чтобы вам хотелось изменить в себе.  А теперь   представь   себе   белый   экран.   Пусть   на   нем   появится   то,   что   ты загадала. Нарисуй на нем свое желание в виде звезды. Первая половина — то, о чем ты мечтаете и на что надеетесь. Вторая — то, что ты делаете, чтобы добиться успеха. Рисуй мысленно до тех пор, пока не почувствуешь, что достигла цели и тебе удалось то, к чему ты стремились. Мысленно порадуйся:  Я сделала это! Занятие по энурезу Упражнение «Я люблю»… Я занимаюсь... Я люблю... Я не люблю... Мое хобби... Я хочу.... Я мечтаю... Я хочу стать... Мне  нравится во мне... Мне не нравится во мне... Упражнение «Когда нам хорошо...» Всем предлагается вспомнить и изобразить мимикой и пантомимой (ведущий  помогает, показывает), что с нами происходит, когда: — нас ругают, — нас хвалят, — нам страшно, — нам весело, — отвечаем у доски,  — получаем пятерки и т.д. Основное содержание занятия:      ­ А сейчас мы с вами опять будем рисовать. Я предлагаю каждому из вас     нарисовать   рисунок о том, что самое хорошее случилось с вами в школе. Может быть для кого­то – это то, что ему поставили пятерку, а для кого­то –  дружба с одноклассником. Каждый сейчас подумайте и рисуйте.   ­ Теперь давайте обсудим, кто, что нарисовал, и что каждый из вас  чувствовал, когда рисовал и чувствует сейчас. Не забывайте о наших  правилах, все, что происходит здесь – происходит здесь и сейчас, и об этом  должны знать только мы с вами. Телесная терапия Отдельно скажу о телесной терапии. Я не раз убеждалась в ее эффективности  при данных проблемах. Вам нужно снять напряжение в области таза. Идеально подойдут такие упражнении: «Бросание попы на пол»:) Техника выполнения: малыш лежит на спине,  колени согнуты. Затем он поднимает таз как можно выше (в этот момент  должны напрягаться ягодицы, промежность). И затем резко опускает его вниз, можно прям бросать. Я обычно, показывая его деткам, говорю еще «бабах!».  Это упражнение нужно делать раз 15­20.  «Запутываем ноги» Техника выполнения: малыш лежит на спине, ножки  выпрямлены. Вы берете го за ноги и начинаете ими двигать, чем хаотичнее,  тем лучше. Такое ощущение, что вы хотите его ножки запутать, сбить их  столку. Одну ножку выпрямили, потом согнули, потом вправо потянули,  потом с левой перекрестили. Вторую в этот момент как­то иначе двигаете.  Задача – запутать мышечный контроль в области малого таза. «Выдавливаем напряжение» Техника выполнения: Вы можете делать  аккуратные надавливания на мышцы, расположенные рядом с пахом: бедра,  ягодицы. Аккуратно ладонью надавливаете, держите минуту­две, отпускаете.  Рядышком… Ну и классическое «держим ножки» Перед сном кладете свои руки на стопы  малыша (он лежит на спине) и держите их минут 5­10. Арттерапия в работе с энурезом (заливание красками и водой листа бумаги) Релаксация  «Волшебный сон» Ведущий, читая стихи, просит  закрыть глаза. Реснички опускаются... Глазки закрываются... Мы спокойно отдыхаем (2 раза), Сном волшебным засыпаем.  Дышится легко, ровно, глубоко.  Напряженъе улетело... И расслаблено все тело (2  раза), Будто мы лежим на травке, На зеленой мягкой травке... Греет солнышко сейчас... Руки теплые у нас... Жарче солнышко сейчас... Ноги теплые у нас... Дышится легко... ровно... глубоко... (Длительная пауза) Мы спокойно отдыхали,  Сном волшебным засыпали.  Хорошо нам отдыхать!  Но пора уже вставать!  Крепче кулачки сжимаем.  Их повыше поднимаем.  Потянуться! Улыбнуться! 2 занятия работа с текстом Брет Доррис «Жила­была девочка, похожая на  тебя» Игра «Море волнуется раз…» Цель: снятие внутренних зажимов, комплексов. Дети стоят в кругу. Ведущий говорит: «Море волнуется раз, море волнуется  два, море волнуется три – эмоция радости (грусти, печали, удивления, гнева,  злости, испуга, удовольствия) замри. ­ Понравилось вам упражнение? ­ Какие эмоции было приятнее изображать? Игра «Угадай эмоцию по интонации» На карточках написаны названия эмоций. Дети по одному, молча читают  карточку с названием эмоции и произносят вслух фразу «Завтра каникулы» с  эмоциональной окраской. Остальные должны угадать эмоцию. История про мальчика Цель: учить анализировать, находить выход из сложившейся  ситуации. Однажды один мальчик шел по улице и ел мороженое. Мороженое было  вкусное, сладкое, прохладное. Он только начал его есть. И вдруг мимо него на велосипеде проехал парень, толкнул мальчика, тот упал и уронил мороженое.  У мальчика от огорчения даже слезы выступили на глазах. Но мороженое из  лужи уже не вытащить. И отлупить парня нельзя, и обидных слов ему не сказать – не услышит он, уехал. И вдруг мальчику показалось, что обида и  злость превратились в шарики прямо внутри него. Он выдохнул их, и они  улетели. Они стали все меньше и меньше и исчезли совсем. Мальчик  почувствовал, что злость пропала, обида ушла. Ну упало мороженое и упало.  «Повезло какой – нибудь собаке», ­ подумал мальчик и пошел дальше. Ребята, вы когда – нибудь переживали обидную ситуацию (поругались с  другом, не брали играть в какую – нибудь игру, взрослые не давали смотреть  телевизор, и др.)? Расскажите, как вы себя чувствовали в этой ситуции? Как вышли из этой ситуации? Игра «У­у –у –х » Ребята вы хотите научиться избавляться от своей обиды и злости? Давайте  попробуем сделать также,  как этот мальчик. Представьте, как обида и злость  превращаются в шарики внутри вас, и выдохните их. Ух – ух­ ух. ­ У всех получилось? А теперь представим по другому: берем шарик и надуваем его со всей  грустью или злостью и … отпускаем. ­ Что вы сейчас чувствуете? Просмотр мультфильма «Маша и медведь» серия «Спокойствие, только  спокойствие Сказка – терапия (читается сказка «Два лисенка») Цель: умение анализировать, находить выход из сложившейся  ситуации. Жили два брата лисенка – старший и младший. Друзья так их и называли:  старший лисенок и младший лисенок. Вот однажды пришел к лисятам  несчастливый день. Утром по дороге в школу они помогли старушке нести из  магазина сумки и опоздали в школу на урок, а учительница поставила им в  дневники «2». Обиделись на нее лисята, но по – разному. Старший лисенок  старался не показывать виду, сто обиделся, а младший – весь день ходил  надутым. Вечером  мама пришла с работы усталой, и, не разобравшись,  надавала им шлепков. Еще больше обиделись лисята. Но старший, как и прежде, делал вид, что ему все нипочем, а младший еще больше дулся. А к  вечеру у лисят от обиды поднялась температура. Забеспокоились родители,  вызвали доктора. Доктор разобрался, что дело было в обиде, и дал лисятам  такой совет: ЕСЛИ ОБИДЕЛСЯ, НЕ НАДО ДОЛГО ТЕРПЕТЬ ОБИДУ  ИЛИ ДУТЬСЯ. Лучше рассказать о ней обидчику, и обида растает тогда  сама собой, как мороженое тает в жаркий день. Тогда рассказали лисята о  своей обиде маме, а утром – своей учительнице. Извинились перед лисятами  взрослые. А лисята с тех пор твердо запомнили правило: «ТЫ ОБИДУ НЕ  ДЕРЖИ, ПОСКОРЕЕ РАССКАЖИ» ­ Ребята, какой вывод вы сделали для себя? ­ Какую роль играют эмоции и чувства в нашей жизни? Рисование пальчиковыми красками на свободную тему Упражнение «Рисунок настроения» Мы знаем, что каждый цвет несет в себе какое­то состояние, настроение,  закройте глаза, почувствуйте свои цвета, какого цвета сейчас ваша голова,  тело, рук, ноги, запомните эти цвета. Сейчас я раздам вам нарисованных  человечков и набор карандашей, а вы раскрасите этого человечка, в  соответствии с теми цветами, которые вы почувствовали в себе. Игра «У­у –у –х » Ребята вы хотите научиться избавляться от своей обиды и злости? Давайте  попробуем сделать также,  как этот мальчик. Представьте, как обида и злость  превращаются в шарики внутри вас, и выдохните их. Ух – ух­ ух. ­ У всех получилось? А теперь представим по другому: берем шарик и надуваем его со всей  грустью или злостью и … отпускаем. ­ Что вы сейчас чувствуете? ­ Можем ли сами управлять своими эмоциями? ­ Что можно сделать, чтобы улучшить свое настроение? ( Почитать, поиграть,  оказать помощь, подарить комплимент и т.д.) ­ От чего зависит наше настроение? (оно зависит от того, как мы умеем управлять своими эмоциями и чувствами) Упражнение «Зеркало» Не так­то это просто – жить с самим собой, любить себя, принимать себя  таким, какой ты есть, не сживать со свету за промахи и неудачи и ценить за успехи. Ну а как полюбить себя, если знаешь о себе все, в том числе и самое  плохое? И нужно ли это? Да, безусловно, нужно. Позитивное отношение, любовь и забота о себе самом  делают нас счастливыми, гармоничными людьми. В то время как отсутствие  этих чувств лежит в основе многих проблем и трудностей твоей жизни.  Бережное, любящее отношение к себе вызывает желание и к другим людям  относиться с уважением, заботой, доброжелательностью. Вспомним древнее  изречение: «Полюби ближнего своего, как самого себя». То есть, имеется в  виду, что сначала нужно полюбить себя, что любовь к себе – естественная и  неотъемлемая часть сущности любого человека. Но как же редко она  встречается! Скорее считается нормальным сказать про себя фразу типа:  «убил бы себя!» или «ну и дурак же я!». Почему мы так говорим про себя,  разбирать не будем, а лучше давайте сосредоточимся на изменении отношения к себе. Итак, первое упражнение.                     Встань или сядь перед зеркалом. Желательно, чтобы оно позволяло  увидеть себя в полный рост, или хотя бы такое, в котором ничего не  мешало видеть лицо. Твоя задача – несколько минут постоять перед  зеркалом, глядя себе в глаза, а затем сказать, назвав себя по имени: «Я  люблю тебя (имя) таким, какой ты есть». Это одновременно очень  просто и очень сложно. Сразу хочется смеяться, разглядеть свои  дефекты, позировать, танцевать и много чего еще. Но твоя задача –  удержаться от всего этого, просто посмотреть и сказать. После этого  еще немного постоять, посмотрев себе в глаза, и повторить снова: «Я  люблю тебя (имя), таким, какой ты есть». Вот и все.  В ходе упражнения прислушивайся к себе. Обращай внимание на свои  чувства. Что ты ощущал (ощущала), когда смотрел на себя и говорил эти  слова? Было ли тебе трудно, или смешно, хотелось ли вообще на себя  смотреть, удалось ли сказать себе эти хорошие слова? Как ты себя чувствовал после выполнения упражнения?  Можешь описать свои чувства в свой дневник, если он у тебя есть. Или просто поразмышляй на эту тему.  Гимн о себе! Декларация моей самоценности   (подготовлена на основе текста известного психотерапевта В. Сатир). Я – ЭТО Я.                                       Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я. Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, и все, что оно делает; мое  сознание; мои глаза; мои чувства, какими бы они ни были, ­ тревога,  удовольствие, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он  может произносить, ­ вежливые, ласковые или грубые, правильные или  неправильные; мой голос – громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям. Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, мои планы,  мои мысли, мои надежды и мои страхи. Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу полюбить себя и подружиться с  собой. Когда я вспоминаю свое прошлое, есть что­то, что не вполне меня устраивает. Я могу простить себя за это и разрешить себе измениться. Я могу отказаться  от того, что мне кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется очень  нужным. Поскольку я дружу с собой и люблю себя, я могу открывать в себе что­то  новое и узнавать все больше и больше вещей о самом себе. Я могу видеть,  чувствовать, слышать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы  быть близким другим людям. Имею все, чтобы быть успешным. Все, чтобы  быть счастливым. Я принадлежу себе, и поэтому могу строить себя и заботиться о себе.  Я — ЭТО Я, и Я — это замечательно! Люби себя. Как можно чаще повторяй декларацию собственной самоценности  – иногда целиком, иногда частями – в зависимости от обстоятельств. Можно  вставить сюда слова, которых, на твой взгляд, не хватает. Или, наоборот,  выкинуть что­нибудь. Пересказать текст своими словами. Но суть должна  остаться прежней – про то, какой(ая) ты единственный (ая) и в любом случае,  несмотря ни на что, замечательный (ая).  Работа с мандалами "Воздушный шарик" Цель: снять напряжение, успокоить детей. Все играющие стоят или сидят в  кругу. Ведущий дает инструкцию: "Представьте себе, что сейчас мы с вами  будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к  губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его.  Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как  увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши  огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь  покажите их друг другу". Упражнение можно повторить 3 раза. "Корабль и ветер" Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали. •"Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он  остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в  себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот  воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!" Упражнение можно  повторить 3 раза. "Подарок под елкой" Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз. "Представьте себе, что скоро Новогодний праздник. Вы целый год мечтали о  замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко­крепко  зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит  под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная  игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь". После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает. "Штанга" Вариант 1 Цель: расслабить мышцы спины. "Сейчас мы с вами будем спортсменами­ тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте  вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень  тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз". Вариант 2 Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку  почувствовать себя успешным. "А теперь возьмем штангу полегче и будем  поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это  положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте  штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете  поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы". Упражнение можно выполнить несколько раз. "Шалтай­Болтай" Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди. "Давайте поставим еще один  маленький спектакль. Он называется "Шалтай­Болтай". Шалтай­Болтай Сидел на стене. Шалтай­Болтай Свалился во сне. (С. Маршак) Сначала будем поворачивать туловище вправо­влево, руки при этом свободно  болтаются, как у тряпичной куклы. На слова "свалился во сне" — резко  наклоняем корпус тела вниз". "Насос и мяч" Цель: расслабить максимальное количество мышц тела. "Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот  мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не  наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение  рук (они качают воздух) звуком "с". С каждой подачей воздуха мяч  надувается все больше. Услышав первый звук "с", он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго "с" выпрямилось  туловище, после третьего — у мяча поднимается голова, после четвертого —  надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал  накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой  выходит воздух со звуком "ш". Тело вновь обмякло, вернулось в исходное  положение. " Затем играющие меняются ролями. Моя автобиография  Цели: установление «мостов» между различными периодами своей жизни;  укрепление единства между прошлым, настоящим и будущим; создание  предпосылок для развития способностей видеть перспективу своей будущей  жизни, уметь её проектировать. Возраст: подростковый, взрослый. Материалы: бумага разного формата; цветной/белый картон; краски;  набор карандашей/фломастеров/мелков Описание упражнения:  В нашей жизни находят своё место обстоятельства, которые мы не выбирали,  которые нам не принадлежат. И в тоже время всегда есть место для выбора,  самостоятельного принятия решений, выстраивания своего жизненного пути. Сейчас мы попробуем изобразить свою жизнь. Нарисуем картину, на которой  мы сможем отобразить наше прошлое, настоящее и будущее. Например,  помнишь ли ты, как пошёл в детский садик, в школу? Может ты участвовал в  каких­либо праздниках, где­то выступал? Переезжал ли ты? Что тебя  особенно удивило, что нового ты для себя открыл?  Чем ты сейчас живёшь? А о чём мечтаешь? Какое твоё прошлое, настоящее и будущее? Существует множество способов изобразить всё это. Можно изобразить свою  жизнь в виде кривой линии с отметками или виде карты, или соединённых  между собой рисунков.  Можешь рисовать так, как тебе захочется. Примечание: В процессе выполнения данного упражнения происходит  обращение к своему прошлому, настоящему и будущему, а значит можно  понять особенности своей жизни, понять путь по которому идёшь и  собираешься идти дальше. Для лучшего осознания этого было бы хорошо  проанализировать исторические личности. Выберете исторические персонажи, которые вам наиболее близки. Проследите их успехи и неудачи, выявите  внутренние побудители поведения. Поразмышляйте  о своей жизни, что может быть залогом вашего успеха. Конверты радости и огорчений  Цели: развитие умений открыто выражать свои чувство по отношение к  различным жизненным ситуациям, снятие напряжения, эмоциональное  сближение ребёнка и родителей. Возраст: старший дошкольный; школьный Материалы: почтовые конверты, бумага разного формата; цветной/белый  картон; краски, набор карандашей/фломастеров/мелков; ножницы, клей. Описание упражнения:  «За целый день успевает произойти масса разных событий – что­то нас  веселит, что­то нас удивляет, что­то нас радует, а что­то нас и огорчает.  Давай с тобой сделаем конвертики, в которых сможем собирать всё то, что  запомнилось за день. В один из них мы будем собирать свои радости, а в  другой будем прятать огорчения». Теперь предложите ребёнку изготовить конверты. Для этого можно  использовать как обычные почтовые конверты (которые затем можно  разрисовать, сделать на них какую­либо аппликацию), так и изготовить  самостоятельно. Для этого можно придумать свою форму, выбрать сам  материал (альбомные листы, белый/цветной картон, фольгу и т.д.) Когда конверт радости и конверт огорчений будет готовы – начинайте их  заполнять.      Возьмите небольшие бумажки и попросить ребёнка написать на них, или  нарисовать  то, что обрадовало его, а что огорчило. И распределите это по  соответствующим конвертам.     Затем предложите ему с помощью рук изобразить весы. Пускай он положит один конверт на правую ладонь, а другой на левую. Как он считает, что перевешивает? Радость? Отлично, скажите, что завтра, когда мы  вновь будем заполнять наши конвертики – её, наверно, станет ещё больше!  Перевешивают огорчения? Скажите, что, конечно, это грустно. Но ведь мы их  убрали в конверт, они больше не в тебе – а вот в этом конверте. А значит, они  потеряли власть над тобой. А завтра мы вновь продолжим заполнять наши  конвертики, и ещё посмотрим – кто ж перевесит!     В процессе заполнения конвертов можно с ребёнком периодически  пересматривать их содержимое, что­то обсуждать, убирать или добавлять.  Пусть ребёнок сам решит как долго он будет «вести» такие конверты. Когда  он захочет прекратить – проведите «полную ревизию» содержимого. Потом  предложите конверт с накопившимися радостями  хранить в надёжном месте,  что б всегда была возможность пересматривать его, если вдруг будет грустно.  А вот с конвертом огорчений предложите «расправиться». Пусть ребёнок придумает способ, как огорчения навсегда уйдут из его жизни (скажем,  конверт можно разорвать и затоптать; можно разрезать, или опустить в воду,   и ждать пока размокнет и т.д.) Примечание: Хорошо, когда всё, что ребёнок складывает в конверты,  проговаривается вместе с родителями. Родителям это даёт дополнительную  возможность лучше узнать своего ребёнка, быть в курсе того, что его заботит  в данный момент; Но случается и так, что ребёнок отказывается писать или  рисовать то, что его огорчило. Возможно, что причиной этого является  нежелание  что­то «рассекретить». Не настаивайте. Значит пока он к этому не  готов. Успокойте его, скажите, что вам это необязательно показывать. Или   предложите ему вместо того, что б писать или рисовать огорчения – сказать  их шёпотом в сам конверт. А вы отвернётесь или не на долго выйдите из  комнаты. В полнее вероятно, что потом ребёнок сам захочет поделиться с  вами тем, что спрятал в конверт. "Театр масок" (Лютова Е.К., Монина Г. Б.) Цель: расслабить мышцы лица, снять мышечное напряжение, усталость. "Ребята! Мы с вами посетим "Театр Масок". Вы все будете артистами, а я ­  фотографом. Я буду просить вас изобразить выражение лица различных  героев. Например: покажите, как выглядит злая Баба Яга". Дети с помощью  мимики и несложных жестов или только с помощью мимики изображают Бабу Ягу. "Хорошо! Здорово! А теперь замрите, фотографирую. Молодцы!  Некоторым даже смешно стало. Смеяться можно, но только после того, как  кадр отснят. А теперь изобразите Ворону (из басни "Ворона и Лисица") в тот момент, когда она сжимает в клюве сыр". Дети плотно сжимают челюсти, одновременно  вытягивая губы, изображают клюв. "Внимание! Замрите! Снимаю! Спасибо!  Молодцы! А теперь покажите, как испугалась бабушка из сказки "Красная шапочка",  когда поняла, что разговаривает не с внучкой, а с Серым Волком". Дети могут широко раскрыть глаза, поднять брови, приоткрыть рот. "Замрите! Спасибо! А как хитро улыбалась Лиса, когда хотела понравиться Колобку? Замрите!  Снимаю! Молодцы! Замечательно! Хорошо потрудились!" Далее учитель или  воспитатель, на свое усмотрение, могут похвалить особо тревожных детей,  например так: "Все работали хорошо, особенно страшной была маска Bumu, когда я  посмотрела на Сашу, то сама испугалась, а Машенька была очень похожа на  хитрую лисицу. Все постарались, молодцы!" "Рабочий день актера закончен. Мы с вами устали. Давайте отдохнем.  Положите руки на парту, а голову на руки, закройте глаза. Давайте посидим  так молча, расслабимся и отдохнем. Всем спасибо!" Упражнение  «Рисую себя» Участникам предоставляются листы бумаги разного формата и цветов,  фломастеры, карандаши, ручки, мелки и т. д. Детям дается следующая  инструкция: «Сейчас я предлагаю вам нарисовать себя. Себя можно изобразить  растениями, животными, с помощью схем. цвета, коллажа или как­то еще, как  вам захочется. Для рисования вы можете использовать любую бумагу и любые пишущие принадлежности. Каждый может показать другим свой рисунок и  рассказать о нем». Терапевту надо иметь в виду, что дети часто стремятся к тому, чтобы  взрослый похвалил их рисунок, «оценил на отлично». Терапевт при этом  подчеркивает, что у каждого рисунок хорош по­своему, и главное, что  участники изобразили себя. «Письмо себе, любимому» Детям дается следующая инструкция. «Сейчас вы напишете письмо самому близкому вам человеку. Кто самый  близкий вам человек? Вы сами. Напишите письмо себе, любимому». СКАЗКА «САДОВНИК И КУСТИК» «В одном саду посадил садовник маленький кустик. Садовник очень любил  свой маленький кустик, регулярно поливал, окучивал. А еще он подрезал  время от времени кустик, чтобы придать ему красивую форму. А у кустика  веточки все время отрастали в разные стороны. «Непорядок», — говорил  садовник и снова подрезал кустик. И вот в один прекрасный день... Как ты  думаешь, что произошло в один прекрасный день?» В этой сказке нас интересует, не испытывает ли ребенок давления,  чрезмерного контроля, подавляющего инициативу. В сказке это может  выразиться в протесте, бунте кустика. Арттерапия при энурезе Упражнение для снятия мышечного напряжения "Водопад" (под  релаксационную музыку «Звуки природы»).  "Сядьте удобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните 2–3раза.  Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет.  Теперь  представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный  белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как расслабляется ваш  лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи... Белый свет течет по вашим  плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными.  Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как в спине исчезает  напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.  Свет течет по  вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами  собой, без всякого усилия можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет  вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.  Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы  замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет  течет по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они  расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого  света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и  безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и  наполняетесь свежими силами...(30секунд).  Теперь поблагодарите этот  водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил... Немного потянитесь,  выпрямьтесь и откройте глаза".

Конспект индивидуального занятия по работе с ребенком, страдающим энурезом

Конспект индивидуального занятия по работе с ребенком, страдающим энурезом

Конспект индивидуального занятия по работе с ребенком, страдающим энурезом

Конспект индивидуального занятия по работе с ребенком, страдающим энурезом

Конспект индивидуального занятия по работе с ребенком, страдающим энурезом

Конспект индивидуального занятия по работе с ребенком, страдающим энурезом

Конспект индивидуального занятия по работе с ребенком, страдающим энурезом

Конспект индивидуального занятия по работе с ребенком, страдающим энурезом

Конспект индивидуального занятия по работе с ребенком, страдающим энурезом

Конспект индивидуального занятия по работе с ребенком, страдающим энурезом

Конспект индивидуального занятия по работе с ребенком, страдающим энурезом

Конспект индивидуального занятия по работе с ребенком, страдающим энурезом

Конспект индивидуального занятия по работе с ребенком, страдающим энурезом

Конспект индивидуального занятия по работе с ребенком, страдающим энурезом

Конспект индивидуального занятия по работе с ребенком, страдающим энурезом

Конспект индивидуального занятия по работе с ребенком, страдающим энурезом

Конспект индивидуального занятия по работе с ребенком, страдающим энурезом

Конспект индивидуального занятия по работе с ребенком, страдающим энурезом

Конспект индивидуального занятия по работе с ребенком, страдающим энурезом

Конспект индивидуального занятия по работе с ребенком, страдающим энурезом

Конспект индивидуального занятия по работе с ребенком, страдающим энурезом

Конспект индивидуального занятия по работе с ребенком, страдающим энурезом

Конспект индивидуального занятия по работе с ребенком, страдающим энурезом

Конспект индивидуального занятия по работе с ребенком, страдающим энурезом

Конспект индивидуального занятия по работе с ребенком, страдающим энурезом

Конспект индивидуального занятия по работе с ребенком, страдающим энурезом

Конспект индивидуального занятия по работе с ребенком, страдающим энурезом

Конспект индивидуального занятия по работе с ребенком, страдающим энурезом

Конспект индивидуального занятия по работе с ребенком, страдающим энурезом

Конспект индивидуального занятия по работе с ребенком, страдающим энурезом

Конспект индивидуального занятия по работе с ребенком, страдающим энурезом

Конспект индивидуального занятия по работе с ребенком, страдающим энурезом

Конспект индивидуального занятия по работе с ребенком, страдающим энурезом

Конспект индивидуального занятия по работе с ребенком, страдающим энурезом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2019