Конспект интегрированного урока по русскому языку и обществознанию «Повторение и обобщение знаний по теме «Деепричастие»». 7 класс
Оценка 4.6

Конспект интегрированного урока по русскому языку и обществознанию «Повторение и обобщение знаний по теме «Деепричастие»». 7 класс

Оценка 4.6
Работа в классе +1
docx
обществознание +1
7 кл
19.03.2018
Конспект интегрированного урока по русскому языку и обществознанию «Повторение и обобщение знаний по теме «Деепричастие»». 7 класс
Разработка интегрированного по русскому языку и обществознанию для 7 класса на тему: «Повторение и обобщение знаний по теме «Деепричастие»» (по обществознанию "Защита Отечества – долг и обязанность гражданина"). По программе для общеобразовательных учреждений по русскому языку М.Т. Баранова и др., 5-9 классов.
7кл. Русский язык.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Садовская средняя общеобразовательная школа филиал  с.Лозовое с.Лозовое Тамбовского района Амурской области Разработка интегрированного по русскому языку и обществознанию для 7 класса на тему «Повторение и обобщение  знаний по теме «Деепричастие»                                                                                                                      Подготовила учитель русского языка и  литературы  Ефимова Нина Васильевна 1 Интегрированный урок по русскому языку и обществознанию. 7 класс 2017 год. Тема урока: «Повторение и обобщение знаний по теме «Деепричастие»» (по  обществознанию ­ «Защита Отечества – долг и обязанность гражданина») Цели урока: Обучающие:  показать взаимосвязь уроков истории и русского языка как средство нравственного, эстетического, патриотического воспитания;  закрепить и систематизировать знания и понятия долга, обязанности перед  обществом. Развивающие:  развитие умения практически применять полученные знания;  развитие связной устной и письменной речи, умение сравнивать и рассуждать,  обобщать, делать выводы. Воспитательные:  воспитание гражданской осознанности;  воспитание коммуникативной культуры, умение работать в группе, оценивать себя  и своих товарищей. Задачи:  закрепление и повторение знаний о деепричастии, различение причастного и  деепричастного оборотов  закрепление и повторение понятий, умение пользоваться ими в речи;  закрепление знаний о долге, обязанности;  развитие и стимулирование интереса учащихся к изучению данных предметов.  прививать любовь к Родине, ее истории, языку. Оборудование: мультимедиа; Конституция РФ; текст присяги. Опережающее задание: наизусть стихотворение «Присяга» Методические приёмы: комментированное чтение, анализ эпизодов, беседа по вопросам, составление опорных схем­конспектов, работа в группах. ХОД УРОКА I. Орг. момент Учитель русского языка: Наш урок сегодня будет необычным потому, что вести его  будут два учителя. Попробуем соединить два, казалось бы, несоединимых урока: русский  язык и обществознание. Цель урока русского языка ­ повторение и закрепление  полученных знаний о деепричастном обороте, повторение постановки знаков препинания  при причастном обороте и правописание безударной гласной в корне слова. Учитель истории: Цель урока обществознания ­  познакомиться с понятиями долг и обязанность, военная присяга. II. Введение в тему урока 2 Учитель русского языка: Теперь откройте тетради, запишите число, классная работа  и тему урока «Защита Отечества – это долг и обязанность гражданина». Записывая тему, вы поставили тире в предложении. Почему? (Т.к. подлежащее и  сказуемое стоят в И.п. и выражены Именем сущ., есть слово ЭТО) Учитель истории: Сегодня на уроке мы имеем с вами возможность продолжить  разговор о Гражданине и его обязанностях. Какой смысл вы вкладываете в слово  «гражданин»? (Соблюдает законы, имеет права и обязанности, пользуется защитой  государства, участвует в управлении государства, готов защищать Родину.) III. Работа с эпиграфом                            Победи себя и ты станешь, непобедимым. А.В. Суворов IV. Работа по теме урока 1) Учитель р.языка. Составление синквейна со словом «Гражданин»   3 прилагательных: достойный, ответственный, активный  3 глагола: защищает, соблюдает, любит.  1 предложение из 4 слов: Гражданин любит и защищает Родину.  1 существительное: патриот. Итак, вы составили ёмкое и лаконичное стихотворение о гражданине. Теперь вам  знакомо понятие гражданин.   2) Запись предложений на доске (по одному человека с каждого ряда) а. Активный гражданин, выполняющий свои обязанности, любит и защищает Родину. б. Защищая Родину, гражданин выполняет свой долг. Задание. Записать в тетради полученные предложения и выполнить пунктуационный  разбор, объяснить постановку запятых. Дополнительно: определить вид причастия и  деепричастия 3) Морфологический разбор деепричастия (комментирование при записи в тетради) Защищая – деепричастие 1. Выполняет (как?) защищая 2. Пост. признаки – неизменяемая, несов. вида,  3. Выполняет (как?) защищая Назвать общие и отличительные признаки причастия и деепричастия  Общие: совершенный и несовершенный вид, образуется от глагола  Различие:   деепричастие: неизменяемая часть речи – наречие + глагол, нет окончания,  обстоятельство  причастие: изменяется по родам, числам, падежам, ­ глагол + прилагательное, определение 4) Учитель истории: Ребята, давайте вспомним:  Как называется основной закон государства? (Конституция)  Какие главные обязанности граждан России вы знаете? (Платить налоги,  сохранять природу и окружающую среду, защищать Отечество) 3 Давайте обратимся к тексту Конституции и прочитаем статью №59,   (Чтение вслух  учеником) Статья 59.    1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской  Федерации. 2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с  федеральным законом.  Почему слова «долг» и «обязанность» стоят рядом? Чем долг отличается от  обязанности?  С ответом вам поможет письмо Межевалова Геннадия, вашего ровесника, который в траги­ ческий момент наступления немецких войск под Сталинградом осенью 1942 г. написал  заявление в одну из местных комсомольских ячеек (читает выразительно ученик):  «Мне 14 лет, но я очень прошу вас послать меня на защиту нашего родного города…  Прошу зачислить меня в разведку. Я обязуюсь бить врага до последней капли крови. Мать  согласна».  Долг этого мальчика вы видите в чём? (Защищать своих близких, свой город,  знакомых, друзей)  Его кто­то заставляет? (Нет, он сам рвётся на фронт, все его одноклассники  тоже нацелены на это)  Почему мать согласна отпустить мальчика, ведь ему 14 лет, как вам? (Военное  время, вся жизнь отдана защите от врагов)  А это обязанность? (Нет, ведь ему 14 лет. Это долг перед государством,  ответственность перед своими близкими)  А ваша конкретная обязанность сейчас? (Учиться, получить среднее образование). Вы только что сказали, что долг – это ответственность перед своими близкими людьми, перед обществом, а обязанность – это ответственность перед государством.  Подведём итог, посмотрите на доску, вы видите определение этих терминов, взятых из  толкового словаря.   Читает ученица    : «Долг – это нравственная категория, то есть ответственность  человека перед своей совестью и перед обществом, своими близкими людьми.  Человек совершает добровольный поступок, который характеризует его как  достойного гражданина.  Обязанность – это юридическая (правовая) норма, поддерживается силой  государства. За нарушение нормы следуют санкции (меры воздействия)». 5)   Учитель русского языка Задание: Продолжите предложение и запишите его в тетрадях, подчеркнув главные  члены предложения. Начало предложения на слайде 1 вариант Я должен … (заботиться о своих близких) 2 вариант Я обязан … (учиться в школе) Прочитайте полученные результаты. Мы ещё раз закрепили ваши знания о долге и  обязанности. 4 6) Учитель истории: Вы знаете, ребята, что война – это огромная беда для любого  народа. Но, к сожалению, войны происходят на протяжении всей человеческой истории.  Учёные подсчитали, что за последние 5000 тысяч лет произошли около 14 тысяч войн.  Каждое государство имеет свою армию, чтобы в случае необходимости отстоять свою  свободу и независимость. Менялись исторические эпохи, менялась и армия.  Но каждая армия должна  соответствовать своему времени, задачам, которые необходимо решать. Она  должна быть организованной и вооружённой.  А сейчас, давайте, посмотрим на 3 фотографии 1941 г. На них изображены три  различных военных формирования. Предположите, как они называются, что в них общего  и в чем между ними разница?  (артиллеристы, летчики, связисты) 7) Учитель русского языка: Вы правильно ответили, а сейчас  прочитайте предложения  и запишите ваши выводы в тетради, изменив предложения, осложнив их деепричастным  или причастным оборотом. Народное ополчение создаётся в условиях особой опасности для страны и народа.   Задание 1. Народное ополчение, создаваемое в условиях особой опасности для  страны и народа, отличается добровольным формированием. Задание 2. Имея правильную организацию и постоянную подготовку, регулярная  армия отличается лучшими боевыми качествами и дисциплиной. Зачитайте предложения, объяснив знаки препинания. Молодцы! Успешно справились с заданием! V. Физминутка Учитель русского языка: Давайте отдохнем! Ваше задача: найти морфемы, расположенные по стенам класса и составить 3 слова,  обозначающие лиц военной профессии, разобрав их по составу. Начинаем! (3 группы) – Лёт чик (Суффиксальный способ образования.) – Ракет чик (Суффиксальный способ образования.) – Мор як (Суффиксальный способ образования.) – Что это за суффиксы (Словообразующие, т.к. образуют новые слова) VI. Воинская обязанность и присяга Учитель истории: Хорошо, ребята, вы немного отдохнули, а теперь вернемся к  понятию «Воинская обязанность». Федеральный закон «О военной службе и воинской обязанности». Читаем ст.1. п.1  (ученица читает со слайда).  Статья 1. Воинская обязанность 1. Воинская обязанность граждан Российской Федерации  предусматривает: воинский учет;   обязательную подготовку к военной службе;  призыв на военную службу;  прохождение военной службы по призыву;  пребывание в запасе; 5  призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период  пребывания в запасе. Итак, мы с вами раскрыли это понятие. Учитель русского языка: Обобщая вышесказанное, мы должны записать самое  важное, чтобы  вы запомнили. Записываем под диктовку. На военную службу призываются граждане России, достигшие 18 лет и состоящие  на воинском учёте. – Какой оборот вы употребили и какие знаки поставили? – Подчеркните причастный оборот. (Запятые) Учитель истории. Девочки, сейчас я хочу обратиться к вам, ведь служба в армии и  война – дело не женское. Вопросы:  Какова роль женщины в защите Отечества?   Где работали в годы войны? (В годы войны вместе с мужчинами воевали: были  лётчицами, разведчицами, также работали медсёстрами, в тылу стояли возле станка вместо ушедших на войну мужчин) Учитель русского языка   Задание: Запишем самое важное из прозвучавших ответов, делая вывод. Диктую. Женщины наравне с мужчинами выполняли долг перед Родиной, защищая свою  страну от захватчиков.  Чем осложнено? (Деепричастным оборотом) Подчеркните!  Молодцы! Учитель истории: Ребята, ответьте, какой воинский ритуал изображен на  фотографии? (Воинская присяга). Военнослужащие, впервые поступившие на военную  службу приводятся  к присяге перед государственным флагом России и Боевым знаменем воинской части. (чтение текста военной присяги с карточки) «Я, (фамилия, имя, отчество), торжественно присягаю на верность своему Отечеству —  Российской Федерации. Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Федерации,  строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.  Клянусь достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу,  независимость и конституционный строй России, народ и Отечество». Вот как об этом событии написал поэт Максим Петраков. (Читает ученица) Присяга.  Волнуясь, у красного стяга В застывшей вокруг тишине,  Солдат принимает присягу, Клянётся на верность стране.  И кажется, смотрит на сына,  Отец его, плавящий сталь, И дед, что погиб у Берлина, Глядит на солдата сквозь даль…  6 За путь боевой, за отвагу,  На стяге блестят ордена… Солдат принимает присягу,  И воина слышит страна.  Какие эмоции вы испытали, слушая  стихотворение? (Гордость отца за сына,  ответственность перед страной, восторженность.)  Можно ли испытывать гордость, будучи военным? Учитель русского языка. Текст этого стихотворения находится перед вами на слайде. Задание: найдите деепричастия и причастные обороты.  Сколько их? Объясните  постановку запятых. (Ответ: 1одиночное  деепричастие и 2 причастных оборота.)   Почему стоит запятая в последнем предложении? Молодцы! Справились с заданием. Давайте вернемся к присяге и выпишем слова с пропущенными орфограммами Какие  орфограммы нужно вспомнить? ( сам работа)  VII. Выводы урока. Учитель русского языка: Подводя итог, вспомним, что мы повторили на уроке?  (правописание безударных гласных, причастных и деепричастных оборотов,  словообразование) Учитель истории: А по обществознанию что узнали? (о важнейшей обязанности  гражданина перед Родиной – беречь и защищать во все времена, и раскрыли смысл  понятия «воинская обязанность») VIII. Оценки за урок: Учитель русского языка: Домашнее задание ­ мини­сочинение «Как я готовлю себя к  исполнению воинской обязанности» и п. 8. IX. Рефлексия Учитель истории: Ребята обратите внимание на главный суворовский принцип.  Читаем. Как вы понимаете слова великого полководца. Как вы можете уже сейчас  подготовить себя  к исполнению воинской обязанности. (учиться в школе, заниматься  спортом, участвовать в соревнованиях и конкурсах, воспитывать в себе определенные  качества) Учитель русского языка: Давайте проведем, небольшое исследование: Мальчики,  напишите одно из качеств характера, которое должно присутствовать в настоящем  защитнике Отечества, а девочки – то качество, какое они хотели бы видеть в будущем  защитнике Отечества и приклейте эти листочки на дерево, выходя к доске.  (Выносливость, смелость, терпение, сила воли, верность слову, выдержка, стойкость, доброта, справедливость, сострадание.) (в это время играет песня «Мы – Армия страны!») Наши пожелания С вашей помощью мы создали «дерево», состоящее из главных качеств защитника  Отечества, настоящего мужчины. 7 Учитель истории и учитель русского языка читают по очереди листочки с  пожеланиями, срывая их с дерева. И пусть эти качества дают зрелые плоды, приносящие пользу людям. Литература. 1. Программа для общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5­9  классов / сост. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.:  Просвещение. 2010. 2. Русский язык 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Авторы­ составители: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. – М.:  Просвещение, 2015. 3. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку (к учебнику М.Т.  Баранова и др.) 7 класс. ­  М.: Вако, 2011. 4. Конституция Российской Федерации (РФ). Статья 59. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина. http://www.zakonrf.info/konstitucia/59/ 5. Тюменское высшее военно­инженерное командное училище. Автор неизвестен.   http://www.tvviku.ru/book.html 6. Присяга. Министерство обороны Российской Федерации.  http://recrut.mil.ru/career/conscription/oath.htm 8

Конспект интегрированного урока по русскому языку и обществознанию «Повторение и обобщение знаний по теме «Деепричастие»». 7 класс

Конспект интегрированного урока по русскому языку и обществознанию «Повторение и обобщение знаний по теме «Деепричастие»». 7 класс

Конспект интегрированного урока по русскому языку и обществознанию «Повторение и обобщение знаний по теме «Деепричастие»». 7 класс

Конспект интегрированного урока по русскому языку и обществознанию «Повторение и обобщение знаний по теме «Деепричастие»». 7 класс

Конспект интегрированного урока по русскому языку и обществознанию «Повторение и обобщение знаний по теме «Деепричастие»». 7 класс

Конспект интегрированного урока по русскому языку и обществознанию «Повторение и обобщение знаний по теме «Деепричастие»». 7 класс

Конспект интегрированного урока по русскому языку и обществознанию «Повторение и обобщение знаний по теме «Деепричастие»». 7 класс

Конспект интегрированного урока по русскому языку и обществознанию «Повторение и обобщение знаний по теме «Деепричастие»». 7 класс

Конспект интегрированного урока по русскому языку и обществознанию «Повторение и обобщение знаний по теме «Деепричастие»». 7 класс

Конспект интегрированного урока по русскому языку и обществознанию «Повторение и обобщение знаний по теме «Деепричастие»». 7 класс

Конспект интегрированного урока по русскому языку и обществознанию «Повторение и обобщение знаний по теме «Деепричастие»». 7 класс

Конспект интегрированного урока по русскому языку и обществознанию «Повторение и обобщение знаний по теме «Деепричастие»». 7 класс

Конспект интегрированного урока по русскому языку и обществознанию «Повторение и обобщение знаний по теме «Деепричастие»». 7 класс

Конспект интегрированного урока по русскому языку и обществознанию «Повторение и обобщение знаний по теме «Деепричастие»». 7 класс

Конспект интегрированного урока по русскому языку и обществознанию «Повторение и обобщение знаний по теме «Деепричастие»». 7 класс

Конспект интегрированного урока по русскому языку и обществознанию «Повторение и обобщение знаний по теме «Деепричастие»». 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2018