Конспект интегрированного урока (русский язык, литература) по теме "Диалог", 5 класс
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература +1
5 кл
20.01.2018
Это необычный урок. Изучая новую тему по русскому языку, повторяем и анализируем произведение Л.Н. Толстого "Кавказский пленник" (учебники: русский язык М,М. Разумовской, литература Г.С. Меркина)
Задачи урока:
Предметные: формирование первичного представления о диалоге, совершенствование умений правильно оформлять диалогическую речь на письме, отличая ее от прямой речи.
Метапредметные: совершенствование умения владеть различными видами диалога, правильно излагать свои мысли в форме диалога в устной и письменной речи, навыка общения с помощью диалога.
Личностные: способствовать речевому самосовершенствованию на основе применения знаний о диалоге.
Урок диалог.docx
Тема урока: «Диалог»
Тип урока: интегрированный: литература, русский язык. Открытие нового знания.
Цель: Формирование умения вести диалог, совершенствование коммуникативных
способностей учащихся.
Задачи:
Предметные: формирование первичного представления о диалоге, совершенствование
умений правильно оформлять диалогическую речь на письме, отличая ее от прямой речи.
Метапредметные: совершенствование умения владеть различными видами диалога,
правильно излагать свои мысли в форме диалога в устной и письменной речи, навыка
общения с помощью диалога.
Личностные: способствовать речевому самосовершенствованию на основе применения
знаний о диалоге.
(Презентация, учебник литературы текст "Кавказский пленник")
Целеполагание:
Ход урока
У нас сегодня необычный урок. Мы будем изучать новую тему по русскому языку,
повторяя и анализируя художественное произведение, о котором мы говорили на
последних уроках литературы.
Назовём его. ("Кавказский пленник" Л. Толстого"
Какова фабула рассказа Л. Толстого? (прочитаем определение фабулы и фабульные
элементы стр. 301 302)
Экспозиция или введение, предваряющее завязку:
Состоит из двух предложений о том, что а Кавказе служил русский офицер по
фамилии Жилин.
Завязка:
Письмо матери Жилина, прочитав которое, он решает её навестить и по дороге из
крепости попадает в плен к горцам.
Развитие событий:
Событий много. Это и пленение Костылина, и пребывание офицеров в горном ауле, и их
поведение, и первый неудачный побег, и заточение пленников в яме.
Кульминация:
Второй побег Жилина, который он совершил при помощи девочкигорянки Дины.
Развязка:
После удачного побега русские солдаты привозят Жилина в крепость.
Эпилог или окончание:
1 Состоит из 3х предложений о том, что Жилин остался служить, а Костылина
родственники выкупили и горцы вернули его в крепость чуть живым.
Чем отличается сюжет от фабулы? (ещё раз прочитаем по учебнику стр.301
Цель работы по литературе: анализируя текст, обратим внимание на авторские
размышления и характеристику героев, подготовка к сочинению: "Над чем меня заставил
задуматься рассказ Толстого".
Как вы думаете, в каких эпизодах раскрываются характеры героев рассаза "Кавкзский
пленник"? (Жилин и Костылин в плену")
Чем различалось поведение в плену героев? (Пересказывать не будем. Об этом уже
говорили на предыдущих уроках) в тетрадях по русскому языку (оставьте строку для
темы урока) запишите ключевые слова, которые характеризуют героев.1 вариант Жилина,
2 Костылина.
(Если дети испытывают затруднения, предлагаю выбрать слова из следующего списка На
доске: крепкий, с твердым характером, нерешительный, великодушный, хитрый, гордый,
мужественный, деятельный, работящий, ленивый, трусливый увалень, жилистый
(крепкий), плаксивый, неуклюжий, предусмотрительный. легкомысленный
«Надо выехать на гору, поглядеть…». Он умеет оценить опасность и рассчитать свои
силы. В отличие от него, Костылин очень «Что смотреть? поедем вперёд».
Испугавшись татар, он повёл себя, как трус.
Словарная работа: (Работа по орфографии и лексике)
Великодушный свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости,
снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими
интересами.
Когда Жилин проявляет великодушие? В плен двое офицеров попали по вине
Костылина, который должен был прикрывать Жилина, а вместо этого испугался и
бросился бежать. Жилин не стал держать злости на своего сослуживца, ругать,
проклинать его. Это говорит о его великодушии.
Деятельный активный, инициативный, полный
энергии, предприимчивый, проникнутый энергией, работящий.
Какие события в сюжете рассказа подтверждают деятельность Жилина?
Жилин все время обдумывает, как бы спастись из плена. верящий в то, что из любого
положения можно найти выход, Жилин не надеется на чудесное спасение и не
сидит сложа руки. Он мастерит кукол или плетет плетенки, лечит людей. Этим он
2 сумел расположить их к себе и даже завоевал любовь хозяина. А по ночам Жилин
роет подкоп, чтобы спастись
Что противопоставляется деятельности Жилина в характере и поведении Костылина?
(Костылин ленивый, трусливый увалень.
Увалень неуклюжий, неповоротливый, медлительный в движении человек
Костылин по требованию горцев сразу написал письмо на родину о том, чтобы за него
отдали выкуп, а Жилин намеренно указал на письме неправильный адрес, решив, что
обязательно сбежит из плена. кроме хитрости, Жилин проявляет и гордость, и
мужество: понимая, что его могут убить, если за него не заплатят, он все равно не
боится им об этом сказать («С ними что робеть, то хуже») . И татары его за это
уважают. Когда решается вопрос о выкупе, Жилин ведет переговоры, диктует
условия, и при этом заботится не только о себе, но и о Костылине.
В каких ещё эпизодах раскрываются особенно ярко человеческие качества двух героев?
( в сцене побега героев)
Обратимся к тексту и прочитаем фрагмент на странице 285 286 по ролям.
Какие человеческие качества героев раскрываются в этом фрагменте?
(решительность Жилина и неуверенность Костылина)
Изучение нового материала по русскому языку (регул: осуществляют самоконтроль;
познав: умение анализировать, доказывать; коммун: осмысленно читают, извлекая
нужную информацию)
Теперь обратимся ещё к прочитанному фрагменту, что представляет собой этот текст?
(разговор двух людей)
А как называется разговор 2х или нескольких лиц? (Диалог)
Именно диалогу посвящается урок русского языка. Запишем тему урока.
Что мы должны узнать на уроке? (что такое диалог, как оформляется на письме, чем
отличается от прямой речи)
Повторение изученного о прямой речи
(регул: демонстрируют навыки работы с прямой речью; познават: повторение сведений
о прямой речи; коммун: вступают в беседу, отвечая на вопросы)
Итак, чем отличается диалог от прямой речи? Вспомним определение прямой речи.
3 Все Найдём в 5 главе рассказа "Кавказский пленник" на стр. 286 предложения с прямой
речью и на чертим их схемы, повторим, какие знаки препинания ставятся в предложениях с
прямой речью.
Инд. задания найти предложения с прямой речью на стр. 290 (конец 5 гл.) и стр. 291
292 (6 глава)
Какие слова сопровождают прямую речь?
спр…сил, …тветил, прог…в…рил, поинт…р…совался, уд…вился, п…думал, прош…
птал, закр…чал, о…радовался.
Работа по орфографии
Как закончилась попытка побега? (5 глава)
Кто в этом виноват?
Их поймали, надели на ноги колодки и посадили в глубокую яму.. Побег оказался
неудачным, опять же изза Костылина. Неуклюжий, плаксивый, он натер себе ноги
сапогами. Речь идет о спасении жизни, а ему идти некомфортно! Несмотря на то,
что Костылин был грузным, Жилин взвалил его на плечи и долго нес. Не мог он
товарища в беде оставить.
Далее разберём, как оформляется на письме диалог, наблюдение по тексту рассказа
Толстого. Найдём в 6 главе диалог стр. 292 диалог Жилина и Дины.
Сравним диалог с прямой речью, назовите общее, различие. (диалог сопровождается
словами автора)
Различие: оформление на письме? (в диалоге слова каждого говорящего пишутся с
новой строчки без кавычек. Перед каждой репликой ставится тире, те же
сопровождающие слова)
Диалог – (от греч. dialogos – два слова) разговор двух или нескольких лиц.
Реплика – речь каждого лица.
Почему Дина старается помочь Жилину? Глядя на то, как Жилин мастерит кукол или
плетет плетенки, хозяйская дочь Дина испытывает к нему симпатию и начинает
заботиться о нем и благодаря Дине, Жилину все же удалось сбежать из плена.
На примере этой дружбы Толстой показывает нам своё неприятие корысти и
вражды между народами.
4 Как автор передаёт своё отношение к героям?
Можно сказать, что свой рассказ писатель посвятил именно Жилину, ведь он назвал
его «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники» Уважения заслуживает лишь
Жилин, ведь он выбрался из плена благодаря своим человеческим качествам.
Толстой испытывает к нему особую симпатию, восхищается его упорством,
бесстрашием и чувством юмора: «Вот я и домой съездил, женился!» Но поступки
Костылина, его трусость, слабость, предательство по отношению к Жилину
вызывают осуждение. В конце рассказа оба героя спаслись. Он остался служить на
Кавказе. А за Костылина через месяц дали выкуп, и он был отпущен еле живой. Что с
ним было дальше, Толстой не сказал. Наверное, не посчитал нужным даже упоминать
о судьбе этого никудышного человека.
Над чем заставляет задуматься рассказ Толстого? (попробуйте задать вопросы к тексту)
Почему только Жилину удалось сбежать из плена? Оказавшись в плену во второй раз,
Жилин всё равно не сдаётся и бежит. А Костылин пассивно ждёт денег и вовсе не
ищет выхода, он смирился со своей судьбой, да и состояние ему не позволяло. Вот так
и бывает: тот, кто ставит перед собой цель, верит в нее и делает все, чтобы ее
достигнуть, тот побеждает. А тот, у кого воли нет, кто духом слаб, того и силы
оставляют.
Попробуем составить диалог
– Так о чем же нужно помнить, составляя диалог?
Реплики должны быть связаны между собой по смыслу, последовательность их
должна быть продумана.
Слова автора помогают нам понять чувства говорящего, а значит, нужно быть очень
внимательным к слову.
– Как записывается диалог?
На помощь нам материал, который я приготовила.
Диалог.
Информационный текст.
1 .Диалог разговор двух или нескольких лиц.
2. Диалог состоит из реплик слов каждого лица.
Приложение
№2
5 3.Реплика ответ, возражение, замечание на слово собеседника в диалоге.
4.Каждая реплика пишется с новой строки.
5.Перед каждой репликой ставится тире.
Р!
Р?
Р.
6. Если реплика сопровождается словами автора, то ставятся те же знаки препинания,
что и в предложениях с прямой речью, но без кавычек.
7. Диалог, как и прямая речь, часто сопровождается обращением.
8. Речь героев в диалоге всегда пишется с прописной буквы, а слова автора в зависимости
от места.
1. А:
Р.
2. Р, а.
3.Р!а.
4. Р? а.
9. В диалоге, как и в прямой речи, используются глаголы говорения и глаголы мысли.
10. Иногда 1ю реплику, вводящую в действие, сопровождают слова автора.
11. В художественной литературе диалог нужен для характеристики героев.
12.Иногда диалог и прямая речь могут быть в тексте одновременно.
13. Диалог характерен для разговорного стиля.
6 7
Конспект интегрированного урока (русский язык, литература) по теме "Диалог", 5 класс
Конспект интегрированного урока (русский язык, литература) по теме "Диалог", 5 класс
Конспект интегрированного урока (русский язык, литература) по теме "Диалог", 5 класс
Конспект интегрированного урока (русский язык, литература) по теме "Диалог", 5 класс
Конспект интегрированного урока (русский язык, литература) по теме "Диалог", 5 класс
Конспект интегрированного урока (русский язык, литература) по теме "Диалог", 5 класс
Конспект интегрированного урока (русский язык, литература) по теме "Диалог", 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.