Конспект интегрированного урока (русский язык, литература) по теме "Диалог", 5 класс
Оценка 4.6

Конспект интегрированного урока (русский язык, литература) по теме "Диалог", 5 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература +1
5 кл
20.01.2018
Конспект интегрированного урока (русский  язык, литература) по теме "Диалог", 5 класс
Это необычный урок. Изучая новую тему по русскому языку, повторяем и анализируем произведение Л.Н. Толстого "Кавказский пленник" (учебники: русский язык М,М. Разумовской, литература Г.С. Меркина) Задачи урока: Предметные: формирование первичного представления о диалоге, совершенствование умений правильно оформлять диалогическую речь на письме, отличая ее от прямой речи. Метапредметные: совершенствование умения владеть различными видами диалога, правильно излагать свои мысли в форме диалога в устной и письменной речи, навыка общения с помощью диалога. Личностные: способствовать речевому самосовершенствованию на основе применения знаний о диалоге.
Урок диалог.docx
Тема урока: «Диалог»   Тип урока: интегрированный: литература, русский язык. Открытие нового знания. Цель: Формирование умения вести диалог, совершенствование коммуникативных  способностей учащихся. Задачи: Предметные:  формирование первичного представления  о диалоге, совершенствование  умений правильно оформлять диалогическую речь на письме, отличая ее от прямой  речи. Метапредметные: совершенствование умения владеть различными видами диалога,   правильно излагать свои мысли в форме диалога в устной и письменной речи, навыка  общения  с помощью диалога. Личностные: способствовать речевому самосовершенствованию на основе применения  знаний о диалоге.  (Презентация, учебник литературы текст "Кавказский пленник") Целеполагание:  Ход урока У нас сегодня необычный урок. Мы будем изучать новую тему по русскому языку,  повторяя и анализируя  художественное произведение, о котором мы говорили на  последних уроках литературы.  Назовём его. ("Кавказский пленник"  Л. Толстого" ­ Какова фабула рассказа Л. Толстого? (прочитаем определение фабулы и фабульные  элементы  стр. 301 ­ 302) Экспозиция или введение, предваряющее завязку: Состоит из двух предложений о том, что а Кавказе служил русский офицер по  фамилии Жилин. Завязка: Письмо матери Жилина, прочитав которое, он решает её навестить и по дороге из  крепости попадает в плен к горцам. Развитие событий: Событий много. Это и пленение Костылина, и пребывание офицеров в горном ауле, и их  поведение, и первый неудачный побег, и заточение пленников в яме. Кульминация: Второй побег Жилина, который он совершил при помощи девочки­горянки Дины. Развязка: После удачного побега русские солдаты привозят Жилина в крепость. Эпилог или окончание: 1 Состоит из 3­х предложений о том, что Жилин остался служить, а Костылина  родственники выкупили и горцы вернули его в крепость чуть живым. ­ Чем отличается сюжет от фабулы? (ещё раз прочитаем по учебнику стр.301 Цель работы по литературе: анализируя текст, обратим внимание на авторские  размышления и характеристику героев,  подготовка к сочинению: "Над чем меня заставил  задуматься рассказ Толстого".  ­ Как вы думаете, в каких эпизодах раскрываются характеры героев рассаза "Кавкзский  пленник"? (Жилин и Костылин в плену") ­ Чем различалось поведение в плену героев? (Пересказывать не будем. Об этом уже  говорили на предыдущих уроках)  в тетрадях по русскому языку (оставьте строку для  темы урока) запишите ключевые слова, которые характеризуют героев.1 вариант ­ Жилина,  2 ­ Костылина.  (Если дети испытывают затруднения, предлагаю выбрать слова из следующего списка  На  доске: крепкий, с твердым характером, нерешительный, великодушный, хитрый, гордый,   мужественный, деятельный, работящий, ленивый,  трусливый  увалень, жилистый  (крепкий), плаксивый, неуклюжий, предусмотрительный.  легкомысленный  «Надо выехать на гору, поглядеть…». Он умеет оценить опасность и рассчитать свои  силы. В отличие от него, Костылин очень «Что смотреть? поедем вперёд».  Испугавшись татар, он повёл себя, как трус. Словарная работа: (Работа по орфографии и  лексике) Великодушный ­  свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости,  снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими  интересами.  ­ Когда Жилин проявляет великодушие? В плен двое офицеров попали по вине  Костылина, который должен был прикрывать Жилина, а вместо этого испугался и  бросился бежать. Жилин не стал держать злости на своего сослуживца, ругать,  проклинать его. Это говорит о его великодушии. Деятельный ­ активный, инициативный,  полный  энергии, предприимчивый, проникнутый энергией, работящий.  Какие события в сюжете рассказа подтверждают деятельность Жилина? Жилин все время обдумывает, как бы спастись из плена. верящий в то, что из любого  положения можно найти выход,  Жилин не надеется на чудесное спасение и не  сидит сложа руки. Он мастерит кукол или плетет плетенки,  лечит людей. Этим он  2 сумел расположить их к себе и даже завоевал любовь хозяина.  А по ночам Жилин  роет подкоп, чтобы спастись ­  Что противопоставляется деятельности Жилина в характере и поведении Костылина? (Костылин ленивый,  трусливый  увалень.  Увалень ­ неуклюжий, неповоротливый, медлительный  в движении человек Костылин по требованию горцев сразу написал письмо на родину о том, чтобы за него  отдали выкуп,  а Жилин намеренно указал на письме неправильный адрес, решив, что  обязательно сбежит из плена. кроме хитрости, Жилин проявляет и гордость, и  мужество: понимая, что его могут убить, если за него не заплатят, он все равно не  боится им об этом сказать («С ними что робеть, то хуже») . И татары его за это  уважают. Когда решается вопрос о выкупе, Жилин ведет переговоры, диктует  условия, и при этом заботится не только о себе, но и о Костылине.  ­ В каких ещё эпизодах раскрываются особенно ярко человеческие качества двух героев? ( в сцене побега героев) Обратимся к тексту и прочитаем фрагмент на странице  285 ­ 286 по ролям. Какие человеческие качества героев раскрываются в этом фрагменте? (решительность Жилина и неуверенность Костылина) Изучение нового материала по русскому языку (регул: осуществляют самоконтроль;  познав: умение анализировать, доказывать; коммун: осмысленно читают, извлекая  нужную информацию) ­  Теперь обратимся ещё к прочитанному фрагменту, что представляет собой этот текст?  (разговор двух людей) ­А как называется разговор 2­х или нескольких лиц?  (Диалог) ­ Именно диалогу посвящается урок русского языка. Запишем тему урока. ­ Что мы должны узнать на уроке?  (что такое диалог, как оформляется на письме, чем  отличается от прямой речи)   Повторение изученного о прямой речи (регул: демонстрируют навыки работы с прямой речью; познават: повторение сведений о прямой речи; коммун: вступают в беседу, отвечая на вопросы) ­ Итак,  чем отличается диалог от прямой речи?  Вспомним  определение прямой речи. 3 ­ Все ­ Найдём в 5 главе рассказа "Кавказский пленник" на стр. 286 предложения с прямой  речью и на чертим их схемы, повторим, какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью. Инд. задания­ найти предложения с прямой речью на стр. 290 (конец 5 гл.) и стр. 291 ­ 292 (6 глава) ­ Какие слова сопровождают прямую речь?  спр…сил, …тветил, прог…в…рил, поинт…р…совался, уд…вился, п…думал, прош… птал, закр…чал, о…радовался.  ­ Работа по орфографии ­ Как закончилась попытка побега? (5 глава) ­ Кто в этом виноват? Их поймали, надели на ноги колодки и посадили в глубокую яму.. Побег оказался  неудачным, опять же из­за Костылина. Неуклюжий, плаксивый, он натер себе ноги  сапогами. Речь идет о спасении жизни, а ему идти некомфортно! Несмотря на то,  что Костылин был грузным, Жилин взвалил его на плечи и долго нес. Не мог он  товарища в беде оставить. Далее разберём, как оформляется на письме диалог, наблюдение по тексту рассказа  Толстого. Найдём в 6 главе диалог стр. 292 ­ диалог Жилина и Дины. ­ Сравним диалог с прямой речью, назовите общее, различие. (диалог сопровождается  словами автора) ­ Различие: оформление на письме? (в диалоге  слова каждого говорящего пишутся с  новой строчки без кавычек. Перед каждой репликой ставится тире, те же  сопровождающие слова) Диалог – (от греч. dialogos – два слова) разговор двух или нескольких лиц. Реплика – речь каждого лица.  ­ Почему Дина старается помочь Жилину?  Глядя на то, как Жилин мастерит кукол или плетет плетенки, хозяйская дочь Дина испытывает к нему симпатию и начинает  заботиться о нем и  благодаря Дине, Жилину все же удалось сбежать из плена.  ­ На примере этой дружбы Толстой показывает нам своё неприятие корысти и  вражды между народами. 4 ­ Как автор передаёт своё отношение к героям?  Можно сказать, что свой рассказ писатель посвятил именно Жилину, ведь он назвал  его «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники» Уважения заслуживает лишь  Жилин, ведь он выбрался из плена благодаря своим человеческим качествам.  Толстой испытывает к нему особую симпатию, восхищается его упорством,  бесстрашием и чувством юмора: «Вот я и домой съездил, женился!» Но поступки  Костылина, его трусость, слабость, предательство по отношению к Жилину  вызывают осуждение. В конце рассказа оба героя спаслись. Он остался служить на  Кавказе. А за Костылина через месяц дали выкуп, и он был отпущен еле живой. Что с  ним было дальше, Толстой не сказал. Наверное, не посчитал нужным даже упоминать о судьбе этого никудышного человека.  ­ Над чем заставляет задуматься рассказ Толстого? (попробуйте задать вопросы к тексту) ­ Почему только Жилину удалось сбежать из плена? Оказавшись в плену во второй раз,  Жилин всё равно не сдаётся и бежит. А Костылин пассивно ждёт денег и вовсе не  ищет выхода, он смирился со своей судьбой, да и состояние ему не позволяло. Вот так  и бывает: тот, кто ставит перед собой цель, верит в нее и делает все, чтобы ее  достигнуть, тот побеждает. А тот, у кого воли нет, кто духом слаб, того и силы  оставляют.  ­ Попробуем составить диалог  – Так о чем же нужно помнить, составляя диалог? Реплики должны быть связаны между собой по смыслу, последовательность их  должна быть продумана. Слова автора помогают нам понять чувства говорящего, а значит, нужно быть очень  внимательным к слову. – Как записывается диалог? ­ На помощь нам материал, который я приготовила.     Диалог. Информационный текст. 1 .Диалог ­ разговор двух или нескольких лиц. 2. Диалог состоит из реплик ­ слов каждого лица. Приложение №2 5 3.Реплика ­ ответ, возражение, замечание на слово собеседника в диалоге. 4.Каждая реплика пишется с новой строки. 5.Перед каждой репликой ставится тире. ­Р! ­Р? ­Р. 6. Если реплика сопровождается словами автора, то ставятся те же знаки препинания, что и в предложениях с прямой речью, но без кавычек. 7. Диалог, как и прямая речь, часто сопровождается обращением. 8. Речь героев в диалоге всегда пишется с прописной буквы, а слова автора ­ в зависимости  от места. 1. А: ­Р. 2. ­ Р, ­ а. 3.­Р!­а. 4. ­ Р? ­ а. 9. В диалоге, как и в прямой речи, используются глаголы говорения и глаголы мысли. 10. Иногда 1­ю реплику, вводящую в действие, сопровождают слова автора. 11. В художественной литературе диалог нужен для характеристики героев. 12.Иногда диалог и прямая речь могут быть в тексте одновременно. 13. Диалог характерен для разговорного стиля. 6 7

Конспект интегрированного урока (русский язык, литература) по теме "Диалог", 5 класс

Конспект интегрированного урока (русский  язык, литература) по теме "Диалог", 5 класс

Конспект интегрированного урока (русский язык, литература) по теме "Диалог", 5 класс

Конспект интегрированного урока (русский  язык, литература) по теме "Диалог", 5 класс

Конспект интегрированного урока (русский язык, литература) по теме "Диалог", 5 класс

Конспект интегрированного урока (русский  язык, литература) по теме "Диалог", 5 класс

Конспект интегрированного урока (русский язык, литература) по теме "Диалог", 5 класс

Конспект интегрированного урока (русский  язык, литература) по теме "Диалог", 5 класс

Конспект интегрированного урока (русский язык, литература) по теме "Диалог", 5 класс

Конспект интегрированного урока (русский  язык, литература) по теме "Диалог", 5 класс

Конспект интегрированного урока (русский язык, литература) по теме "Диалог", 5 класс

Конспект интегрированного урока (русский  язык, литература) по теме "Диалог", 5 класс

Конспект интегрированного урока (русский язык, литература) по теме "Диалог", 5 класс

Конспект интегрированного урока (русский  язык, литература) по теме "Диалог", 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2018