Конспект интегрированного урока "Сохранение природы - условие физического и духовного выживания человека" 11 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 05.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект интегрированного урока по литературе и обществознанию в 11 классе «Сохранение природы - условие физического и духовного выживания человека» Тема. Сохранение природы – условие физического и духовного выживания человека. Все прогрессы реакционны, если рушится человек. А.Вознесенский. Цель: показать умение самостоятельно систематизировать, анализировать материал из различных источников. Формировать неравнодушное отношение к проблемам своей страны, чувство ответственности за ее судьбу. Продолжить развивать умение работать в группе, выражать свои мысли, говорить аргументированно.урок
Иконка файла материала конспект.docx
Конспект интегрированного урока по литературе и обществознанию в 11 классе  «Сохранение природы ­ условие физического и духовного выживания человека» Тема. Сохранение природы – условие физического и духовного выживания  человека. Все прогрессы реакционны, если рушится человек. А.Вознесенский. Цель: показать умение самостоятельно систематизировать, анализировать  материал из различных источников. Формировать  неравнодушное отношение к  проблемам своей страны, чувство ответственности за ее судьбу. Продолжить  развивать умение работать в группе, выражать свои мысли, говорить  аргументированно. Оборудование: таблица «Глобальные проблемы человечества»,толковый словарь, подборка произведений В.Г.Распутина, (Очерк «Байкал, Байкал», повесть  «Прощание с матерой», очерк «Сибирь без романтики»),проектор,ноутбук. Основные понятия: Гуманность– человеколюбие, человечность.  Гуманный–   такой,   который   проникнут   уважением   к   человеческой   личности, любовью к человеку, заботой о нем.  Духовность– свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных интересов над материальными. Душа – внутренний, психический мир человека, его сознание. Глобальные проблемы – это проблемы человечества в целом. Экологический   кризис  –   это   воздействие   человеческой   деятельности   на окружающую природу, приведшее к угрозе существования жизни. Прогресс – поступательное развитие общества по восходящей линии. Регресс – процесс перехода от высшего к низшему. Проблемный вопрос. Существует ли взаимосвязь между проблемами окружающей среды и «экологии души»? План урока. 1.В чем противоречивость общественного прогресса? 2.Способна ли природа мстить? 3.Каковы пути выхода из экологического и духовного кризиса? Работают две группы учащихся: литераторы, социологи.Ход урока. Вступительное слово.  Учитель обществознания. Взаимосвязь природы и общества сложна и  противоречива. Наиболее ярким примером этой взаимосвязи  является сам  человек. В курсе обществознания мы изучали понятия «глобальные проблемы»,  т.е. проблемы возникшие во второй половине ХХ века и угрожающие  существованию человека. Давайте посмотрим на схему «Глобальные проблемы  человечества». Как видите, одной из важнейших проблем является  экологическая. Учитель литературы.Проблемы окружающей среды особенно актуальны сейчас. Все человечество волнует вопрос,  о том каковы будут последствия научного  прогресса цивилизации в целом. Сейчас уже ясно, что главная задача человечества ­ сохранить жизнь на земле. Проблемы защиты природы, охраны окружающей среды неразрывно связаны с  проблемами «экологии души». Важно кем себя чувствует каждый из нас:  временщиком, желающим ухватить от жизни кусок пожирнее, или человеком,  осознающим себя звеном в бесконечной цепи поколений.   По вопросам нашего урока было дано опережающее индивидуально – групповое  задание. В своей работе ребята использовали подборку художественных  произведений В.Г.Распутина, публицистические статьи, СМИ, научную  литературу. Итак, первый вопрос. В чем противоречивость общественного прогресса?  Социологи.    Обратите внимание на схему « Глобальные проблемы человечества». Важнейшей является экологическая. Современное общество достигло прогресса,  доказательством которого является НТП, т.е. коренное, качественное  преобразование промышленного и сельскохозяйственного производства на основе  превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства в  непосредственную производительную силу развитых стран. Вместе с прогрессом  человечество достигло роста потребительских стандартов, улучшение условий  труду, возрастания требований к уровню образования культуру,  совершенствования взаимодействия науки с техникой производства, широкое  применение компьютеров. Но вместе с прогрессом существует и регресс, который на прямую связан с экологическим и духовным кризисом общества.  Литераторы.   Боль за человека, отдалившегося от природы, звучит в произведениях  В.Г.Распутина, философски подходящего к завоеваниям НТП. В очерке «Байкал,  Байкал» есть  такие строки: «природа сама по себе нравственна, безнравственной  ее может лишь человек. И как знать, не она ли, не природа ли и удерживает внемалой степени нас в тех более или менее разумных пока еще рамках, которыми  определяется наше моральное состояние».       Отношение к природе – это тест на человечность. Тест, раскрывающий  глубину души героини повести «Прощание с Матерой» Дарьи Пинигиной. В  основе ее миропонимания лежит осознание неразрывной связи человека и  природы. Земля и человек на ней, земля и люди – это единство, которое было незыблемым и которое рушится теперь с затоплением острова. Как относится к наступающей поступи прогресса героиня повести?   Дарья Пинигина далека от дискуссий об НТП и от ее влияния на духовность, но  она человек близкий к природе. Нет, она не против машин, но до тех пор пока они облегчают труд человека, а не человек становится их придатком, часто какого­ то вселенского конвейера, требующего темпа, энергии, времени и отбирающего  души.   «Машины на вас работают. Но­ но. Давно ж не оне на вас, а вы наих работаете, не вижу я, че ли! А на их много чего надо!... Оне с вас жилы вытянут, а землю  изнахратят,» ­ заявляет героиня повести. Недооценка силы прогресса, выходящей иногда за рамки нравственных законов  волнует Дарью, для которой высший культ – культ земли, культ памяти.    «Эта земля то рази вам  однем принадлежит? Это земля то всем принадлежит –  кто до нас был и кто после нас придет…Вам ее старшие поручили, чтобы вы  жисть прожили и младшим передали…    Тот малохольный, который сук под собой рубил тоже много чего об себе  думал,» ­ говорит  героиня внуку, опасаясь, как бы та большая сила, что дана  человеку самого же человека и не подмяла под себя.  Вывод.Итак, прогресс необходим, и это аксиома; вопрос в том насколько он  нравственно обеспечен, насколько учтена душа человека. Вместе с прогрессом  существует и регресс, который напрямую связан с экологическим и духовным  кризисом современного человека. А способна ли природа мстить? Социологи.   Изменяется климат, возникает так называемый «парниковый эффект»,  появляются озоновые  дыры как результат значительного увеличения углекислого газа в атмосфере земли. Растет площадь пустынь, с середины    70­х годов она  увеличилась на 20%. Происходит осушение морей (исчезло Аральское море),  мельчают озера (Иссык – Куль). Огромный урон природе наносят отходы атомных станций, химических производств. Расточительное отношение человека к природе привело к истощению важнейших природных ресурсов: нефти, газа, угля.  Скудеют запасы пресной воды, древесины. Приблизительно треть населения земли не имеет доступа к безопасной для здоровья воде. Создавая удобные условия для  существования, человек ухудшает среду обитания животных и растений, которые  постепенно исчезают. Экологический кризис повлек за собой появление  неизлечимых болезней. Растет число онкозаболеваний.Вывод.   Столетиями человек пользовался богатствами природы, загрязняя  атмосферу, вырубая леса, заражая воду. В ответ природа мстит экологическими  катаклизмами: сели, наводнения, цунами, землетрясения. Не разрешаемая  экологическая катастрофа может привести к гибели человечества. Литераторы. В.Г.Распутин в своем произведении заставляет нас задуматься насколько  нравственно обеспечен прогресс, насколько учтена в нем душа человека.  Построенная гидроэлектростанция – это хорошо, но так ли уж хороши изменения  в людях и в природе. О каких страшных изменениях в душах людей говорит  В.Г.Распутин  в повести «Прощание с Матерой»? Для Дарьи Пинигиной природа – это душа. А без души, считает героиня, ничего  не надо. «Это вы приучили себя, что  ежели видом не видать, ежели пощупать  нельзя, дак и нету. В ком душа, в том и Бог, парень! А кто душу вытравил, тот не  человек, не – е – ет! На че угодно такой пойдет, не оглянется,» ­ говорит она  внуку. Кто же они, люди без души? Разве это не есть «месть духовная»? Внук Дарьи Андрей, доказывающий необходимость ГЭС роняет: «Много ли толку от Матерой?»   Такие, как Андрей, будут созидать, разрушая, и когда задумаются, будет уже  поздно: сожженные до тла избы не восстанавливаются, надорванные сердца не  излечиваются. Клавка Стригунова призывает не плакать над Матерой, а  «сковырнуть» ее и «по Ангаре отправить». Петруха, поджегший собственный дом  оставляет мать без крыши над головой он живет по правилу: «…лишь бы прожить  сегодняшний день, а что будет завтра его не касается.  Такие люди не станут утруждать себя созиданием. Каковы будут примеры дальнейшие, предполагать трудно: целое поколение  выросло с заметным духовным изъяном – равнодушием ко всему, что не касается  личной устроенности. Отмирает та часть мозга, которую В.Г. Распутин называет  «духовно охранительной». Вернемся к эпиграфу урока к словам А.Вознесенского: «Все прогрессы  реакционны, если рушится человек» Вывод.   Может не только о машинах думать надо? Может и к рассуждениям      старухи Дарьи прислушаться не грешно? Она все – таки немало пожила на свете. Вряд ли кто станет отрицать, что  в природе все взаимосвязано, и, уничтожая  связующие нити, мы когда – нибудь в азартной погоне за деньгами отрежем и ту,  что связывает нас с жизнью. Так что же делать? Каковы пути выхода? Далее презентация «Пути выхода из экологического и духовного кризиса». (Презентация проводится с помощью проектора.)

Посмотрите также