Конспект
интегрированного урока по литературе и обществознанию в 11 классе
«Сохранение природы - условие физического и духовного выживания человека»
Тема. Сохранение природы – условие физического и духовного выживания человека.
Все прогрессы реакционны, если рушится человек.
А.Вознесенский.
Цель: показать умение самостоятельно систематизировать, анализировать материал из различных источников. Формировать неравнодушное отношение к проблемам своей страны, чувство ответственности за ее судьбу. Продолжить развивать умение работать в группе, выражать свои мысли, говорить аргументированно.урок
Конспект
интегрированного урока по литературе и
обществознанию в 11 классе
«Сохранение природы условие физического и
духовного выживания человека»
Тема. Сохранение природы – условие физического и духовного выживания
человека.
Все прогрессы реакционны, если рушится человек.
А.Вознесенский.
Цель: показать умение самостоятельно систематизировать, анализировать
материал из различных источников. Формировать неравнодушное отношение к
проблемам своей страны, чувство ответственности за ее судьбу. Продолжить
развивать умение работать в группе, выражать свои мысли, говорить
аргументированно.
Оборудование: таблица «Глобальные проблемы человечества»,толковый словарь,
подборка произведений В.Г.Распутина, (Очерк «Байкал, Байкал», повесть
«Прощание с матерой», очерк «Сибирь без романтики»),проектор,ноутбук.
Основные понятия:
Гуманность– человеколюбие, человечность.
Гуманный– такой, который проникнут уважением к человеческой личности,
любовью к человеку, заботой о нем.
Духовность– свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных
интересов над материальными.
Душа – внутренний, психический мир человека, его сознание.
Глобальные проблемы – это проблемы человечества в целом.
Экологический кризис – это воздействие человеческой деятельности на
окружающую природу, приведшее к угрозе существования жизни.
Прогресс – поступательное развитие общества по восходящей линии.
Регресс – процесс перехода от высшего к низшему.
Проблемный вопрос.
Существует ли взаимосвязь между проблемами окружающей среды и «экологии
души»?
План урока.
1.В чем противоречивость общественного прогресса?
2.Способна ли природа мстить?
3.Каковы пути выхода из экологического и духовного кризиса?
Работают две группы учащихся: литераторы, социологи.Ход урока.
Вступительное слово.
Учитель обществознания. Взаимосвязь природы и общества сложна и
противоречива. Наиболее ярким примером этой взаимосвязи является сам
человек. В курсе обществознания мы изучали понятия «глобальные проблемы»,
т.е. проблемы возникшие во второй половине ХХ века и угрожающие
существованию человека. Давайте посмотрим на схему «Глобальные проблемы
человечества». Как видите, одной из важнейших проблем является
экологическая.
Учитель литературы.Проблемы окружающей среды особенно актуальны сейчас.
Все человечество волнует вопрос, о том каковы будут последствия научного
прогресса цивилизации в целом. Сейчас уже ясно, что главная задача человечества
сохранить жизнь на земле.
Проблемы защиты природы, охраны окружающей среды неразрывно связаны с
проблемами «экологии души». Важно кем себя чувствует каждый из нас:
временщиком, желающим ухватить от жизни кусок пожирнее, или человеком,
осознающим себя звеном в бесконечной цепи поколений.
По вопросам нашего урока было дано опережающее индивидуально – групповое
задание. В своей работе ребята использовали подборку художественных
произведений В.Г.Распутина, публицистические статьи, СМИ, научную
литературу.
Итак, первый вопрос. В чем противоречивость общественного прогресса?
Социологи.
Обратите внимание на схему « Глобальные проблемы человечества». Важнейшей
является экологическая. Современное общество достигло прогресса,
доказательством которого является НТП, т.е. коренное, качественное
преобразование промышленного и сельскохозяйственного производства на основе
превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства в
непосредственную производительную силу развитых стран. Вместе с прогрессом
человечество достигло роста потребительских стандартов, улучшение условий
труду, возрастания требований к уровню образования культуру,
совершенствования взаимодействия науки с техникой производства, широкое
применение компьютеров. Но вместе с прогрессом существует и регресс, который
на прямую связан с экологическим и духовным кризисом общества.
Литераторы.
Боль за человека, отдалившегося от природы, звучит в произведениях
В.Г.Распутина, философски подходящего к завоеваниям НТП. В очерке «Байкал,
Байкал» есть такие строки: «природа сама по себе нравственна, безнравственной
ее может лишь человек. И как знать, не она ли, не природа ли и удерживает внемалой степени нас в тех более или менее разумных пока еще рамках, которыми
определяется наше моральное состояние».
Отношение к природе – это тест на человечность. Тест, раскрывающий
глубину души героини повести «Прощание с Матерой» Дарьи Пинигиной. В
основе ее миропонимания лежит осознание неразрывной связи человека и
природы.
Земля и человек на ней, земля и люди – это единство, которое было незыблемым и
которое рушится теперь с затоплением острова.
Как относится к наступающей поступи прогресса героиня повести?
Дарья Пинигина далека от дискуссий об НТП и от ее влияния на духовность, но
она человек близкий к природе. Нет, она не против машин, но до тех пор пока они
облегчают труд человека, а не человек становится их придатком, часто какого то
вселенского конвейера, требующего темпа, энергии, времени и отбирающего
души.
«Машины на вас работают. Но но. Давно ж не оне на вас, а вы наих работаете, не
вижу я, че ли! А на их много чего надо!... Оне с вас жилы вытянут, а землю
изнахратят,» заявляет героиня повести.
Недооценка силы прогресса, выходящей иногда за рамки нравственных законов
волнует Дарью, для которой высший культ – культ земли, культ памяти.
«Эта земля то рази вам однем принадлежит? Это земля то всем принадлежит –
кто до нас был и кто после нас придет…Вам ее старшие поручили, чтобы вы
жисть прожили и младшим передали…
Тот малохольный, который сук под собой рубил тоже много чего об себе
думал,» говорит героиня внуку, опасаясь, как бы та большая сила, что дана
человеку самого же человека и не подмяла под себя.
Вывод.Итак, прогресс необходим, и это аксиома; вопрос в том насколько он
нравственно обеспечен, насколько учтена душа человека. Вместе с прогрессом
существует и регресс, который напрямую связан с экологическим и духовным
кризисом современного человека.
А способна ли природа мстить?
Социологи.
Изменяется климат, возникает так называемый «парниковый эффект»,
появляются озоновые дыры как результат значительного увеличения углекислого
газа в атмосфере земли. Растет площадь пустынь, с середины 70х годов она
увеличилась на 20%. Происходит осушение морей (исчезло Аральское море),
мельчают озера (Иссык – Куль). Огромный урон природе наносят отходы атомных
станций, химических производств. Расточительное отношение человека к природе
привело к истощению важнейших природных ресурсов: нефти, газа, угля.
Скудеют запасы пресной воды, древесины. Приблизительно треть населения земли
не имеет доступа к безопасной для здоровья воде. Создавая удобные условия для
существования, человек ухудшает среду обитания животных и растений, которые
постепенно исчезают. Экологический кризис повлек за собой появление
неизлечимых болезней. Растет число онкозаболеваний.Вывод. Столетиями человек пользовался богатствами природы, загрязняя
атмосферу, вырубая леса, заражая воду. В ответ природа мстит экологическими
катаклизмами: сели, наводнения, цунами, землетрясения. Не разрешаемая
экологическая катастрофа может привести к гибели человечества.
Литераторы.
В.Г.Распутин в своем произведении заставляет нас задуматься насколько
нравственно обеспечен прогресс, насколько учтена в нем душа человека.
Построенная гидроэлектростанция – это хорошо, но так ли уж хороши изменения
в людях и в природе.
О каких страшных изменениях в душах людей говорит В.Г.Распутин в
повести «Прощание с Матерой»?
Для Дарьи Пинигиной природа – это душа. А без души, считает героиня, ничего
не надо. «Это вы приучили себя, что ежели видом не видать, ежели пощупать
нельзя, дак и нету. В ком душа, в том и Бог, парень! А кто душу вытравил, тот не
человек, не – е – ет! На че угодно такой пойдет, не оглянется,» говорит она
внуку.
Кто же они, люди без души?
Разве это не есть «месть духовная»?
Внук Дарьи Андрей, доказывающий необходимость ГЭС роняет: «Много ли толку
от Матерой?»
Такие, как Андрей, будут созидать, разрушая, и когда задумаются, будет уже
поздно: сожженные до тла избы не восстанавливаются, надорванные сердца не
излечиваются. Клавка Стригунова призывает не плакать над Матерой, а
«сковырнуть» ее и «по Ангаре отправить». Петруха, поджегший собственный дом
оставляет мать без крыши над головой он живет по правилу: «…лишь бы прожить
сегодняшний день, а что будет завтра его не касается.
Такие люди не станут утруждать себя созиданием.
Каковы будут примеры дальнейшие, предполагать трудно: целое поколение
выросло с заметным духовным изъяном – равнодушием ко всему, что не касается
личной устроенности. Отмирает та часть мозга, которую В.Г. Распутин называет
«духовно охранительной».
Вернемся к эпиграфу урока к словам А.Вознесенского: «Все прогрессы
реакционны, если рушится человек»
Вывод. Может не только о машинах думать надо? Может и к рассуждениям
старухи Дарьи прислушаться не грешно? Она все – таки немало пожила на свете.
Вряд ли кто станет отрицать, что в природе все взаимосвязано, и, уничтожая
связующие нити, мы когда – нибудь в азартной погоне за деньгами отрежем и ту,
что связывает нас с жизнью.
Так что же делать? Каковы пути выхода?
Далее презентация «Пути выхода из экологического и духовного кризиса».
(Презентация проводится с помощью проектора.)