Конспект интегрированного урока Тема: «Человек неученый, что топор не точеный» Класс: 7
Оценка 5

Конспект интегрированного урока Тема: «Человек неученый, что топор не точеный» Класс: 7

Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология +1
7 кл
04.03.2018
Конспект интегрированного урока  Тема: «Человек неученый, что топор не точеный»  Класс: 7
Учит учащихся решать качественные задачи по данной теме. Формировать умения сравнивать давления в различных практических ситуациях. Развивает познавательную активность учащихся, их критическое мышление, умения самостоятельно делать выводы. Способствует дальнейшему развитию физического мышления. В ходе урока отрабатывать практические навыки при работе с физическим оборудованием.
Конспект интегрированного урока.docx

 

Конспект интегрированного урока

Тема: «Человек неученый, что топор не точеный»

Класс: 7

Продолжительность: 45 мин.

Интегрированный блок: физика + биология

Изучаемые темы по предметам: Давление твердых тел

Тип урока: обобщающий.

Цель урока: Совершенствование имеющихся и формирование новых знаний по теме «Давление. Способы изменения давления»; рассмотрение значения способов изменения давления в природе и жизни человека.
Задачи:
Образовательные:
1. Научить учащихся решать качественные задачи по данной теме.
2. Сформировать умения сравнивать давления в различных практических ситуациях.
3. Научить учащихся обосновывать необходимость увеличения, или уменьшения давления.
Развивающие:
1. Развитие познавательной активности учащихся, их критического мышления, умения самостоятельно делать выводы.
2. Способствовать дальнейшему развитию физического мышления.
3. В ходе урока отрабатывать практические навыки при работе с физическим оборудованием.
Воспитательные:
1. Научить учащихся, имея жизненный опыт, обосновывать необходимость увеличения, или уменьшения давления.
2. Прививать учащимся чувство ответственности по отношению к окружающему миру.
Методы обучения:
репродуктивный,  проблемный, частично поисковый.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Ресурсное обеспечение: учебник, тетрадь, компьютер, проектор, экран

 

Хронометраж интегрированного урока

№п/п

Этап работы

Время

1.

Организационный момент. Приветствие.

(1 мин.)

2.

Мотивационный этап. 

(2 мин.)

3.

Повторение изученного материала. (физика)

(15 мин.)

 

Физкультминутка. 

(1 мин.)

3.

Повторение изученного материала. (биология)

(15 мин.)

4.

Заключительный этап.

(2 мин.)

5.

Рефлексия.

(8 мин.)

6.

Выставление оценок.

(1 мин.)

Ход урока

Предмет

Дидактическая задача

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

Организация процесса ( наличие места и оборудования, готовность учащихся к процессу)

 

 Здравствуйте ребята!  Обратите внимание, что сегодня у нас необычный урок: физики и биологии, и значит  рассматривать, сегодняшнюю тему мы будем с двух сторон.

Слушают учителя

 

Повторение материала, необходимого для мотивации к желанию получения "новой порции" знаний, актуализация опорных знаний.

 

Ребята! Сегодня мы решили провести урок, связывающий два учебных предмета физику и биологию. 
О чем же пойдет речь на нашем уроке, давайте подумаем.

Обсуждение Вопросов-пословиц: Почему шила в мешке не утаишь? Кабы знать, где упасть, так соломки бы припасть. 

Подходим к выводу, что речь пойдет о давлении твердых тел, поскольку сложно рубить тупым топором, как и быть неученым, т. к. сложно при таких твердых тел, поскольку сложно рубить тупым топором, как и быть неученым, т. к. сложно при таких условиях получить быстро положительный результат.

 

 

Повторение материала, необходимого для мотивации к желанию получения "новой порции" знаний, актуализация опорных знаний.

 

Ребята! Сегодня мы решили провести урок, связывающий два учебных предмета физику и биологию. 
О чем же пойдет речь на нашем уроке, давайте подумаем.

Обсуждение Вопросов-пословиц: Почему шила в мешке не утаишь? Кабы знать, где упасть, так соломки бы припасть. 

Подходим к выводу, что речь пойдет о давлении твердых тел, поскольку сложно рубить тупым топором, как и быть неученым, т. к. сложно при таких твердых тел, поскольку сложно рубить тупым топором, как и быть неученым, т. к. сложно при таких условиях получить быстро положительный результат.

 

Физика

Закрепление путем выполнения типичных заданий, нахождения решения поставленной проблемной ситуации, составления таблиц.

 

3.1.От каких факторов зависит давление твердых тел? В Каких единицах измеряется?
1)от приложенной силы; 
2) от площади поверхности. Единица измерения Па.

3.2.Флипчарт 
№ 1.Разделить на группы предметы по способам увеличения и уменьшения давления.
3.3.Работа в группах. Выясним какая существует зависимость?
Задания по 3 группам: (+ ПРО ПЛАСТИЛИН И ДАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА?)
Выполните экспериментальное задание: Определите давление, который оказывает деревянный брусок различными гранями на поверхность стола.
План выполнения задания:
1.С помощью динамометра измерим вес бруска.
2.Измерим линейкой длину и ширину грани бруска. Вычислим площадь грани. 3.Выразим ее в квадратных метрах. 1 см 2= 0,0001 м2
4.Вычислим давление бруска на поверхность стола по формуле 
3.4. Флипчарт № 2.Результаты эксперимента оформим в виде таблицы.

3.5.Давайте сделаем вывод
3.6. Качественная задача.
Скажите, пожалуйста, вы когда-нибудь бывали в цирке? Видели выступление йога? Так вот, йог может выспаться на постели, из которой торчат 10 000 гвоздей. Легче ли будет ему заснуть, если из постели будет торчать только один гвоздь?
3.7. Демонстрация опыта видео «Шарик йог»
3.8. Вернемся к народной мудрости. Человек раздвоен снизу, а не сверху, - для того, что две опоры надежнее одной. Эти слова сказал писатель – сатирик Козьма Прутков.
Встаньте определите, какое давление вы оказываете на пол? Что для этого вам нужно знать? (Массу своего тела и площадь своей обуви – она у всех разная). 
А можно ли увеличить это давление, не производя расчёты?
(Встать на одну ногу, уменьшив тем самым площадь, затем на носочек. Съесть больше пирожных, взять в руки портфель, тем самым, увеличив модуль силы.)
А как уменьшить давление?
Сесть на пол, лечь на пол, т.е. увеличить площадь…Срочно похудеть, уменьшив модуль силы.

3.1Фронтальная работа с классом.

1)от приложенной силы; 
2) от площади поверхности. Единица измерения Па.

3.3Дети работают в группах, после проверяют выполнение работы, основываясь на  правильные ответы на слайде.

Результаты в оценочную таблицу.

3.5вывод: При действии одной и той же силы давление тем больше, чем меньше площадь поверхности, перпендикулярно которой действует сила.

3.6 В конце испытания йогу служило одно остриё, а вначале таких опор было много. Результат (разрушение поверхности) зависит не только от модуля силы, но и от площади поверхности, на которую она действует.

3.7 Смотрят видеоролик и слушают объяснения учителя.

3.8 Фронтальная работа с классом.

 

 

Физкультминутка. 


Раз, два, три, четыре.
Руки выше, руки шире.
Поворот направо, влево – 
Все мы делаем умело.
Одну ногу поднимаем,
Этим площадь уменьшаем.
А давление растет.
Прыгнем – вовсе пропадет.

 

Биология

 

Давление твёрдых тел можно увеличить или уменьшить, изменяя площадь опоры. Раньше человека это научилась делать природа. В сложном процессе эволюции выживают лишь те виды, которые лучше смогли приспособиться к окружающему миру. В животном и растительном мире встречаются как очень большие, так и очень маленькие значения давлений.
Одна из основных задач – выжить, защитить себя от врагов. И здесь очень кстати и острые шипы роз и кактусов, и колючки ежа и дикобраза. Длина колючек у некоторых видов кактусов достигает 15 см, а прочность их такова, что с помощью этих колючек можно проигрывать пластинки. Рассмотрим эти приспособления с точки зрения физики. Очень малая площадь шипов и колючек обеспечивает огромное давление даже при незначительной силе. Попробуйте взять в руки ежа или веточку розы – и вы сами убедитесь в этом.

Насекомые отлично «знают» физику: тонкие жала комаров, ос, пчёл создают огромное давление, прокалывая кожу. Рекордсменом является комар – при укусе он создает давление до100 000 000 000 кПа!

Однако иногда высокое давление только мешает. Например, при движении. Вспомним верблюдов, их называют кораблями пустынь. Масса взрослого верблюда составляет 500-600 кг, а его скорость – от 5 до 15 км/ч. По сыпучим пескам пустыни без специальных приспособлений далеко не уйдёшь. Посмотрите на фото – ноги верблюда заканчиваются широкими ступнями, а сама подошва толстая, без роговых копыт. Именно это позволяет значительно уменьшить давление на почву. Похожее строение имеет нога страуса, что позволяет ему развивать скорость до 70 км/ч.

Среди хищников самое малое давление создаёт росомаха. Ступни её ног имеют большую площадь, что позволяет ей легко бегать по рыхлому снегу, загоняя даже лося. А вот на плотном снегу она свои преимущества уже теряет. 
Деревья тоже живут в соответствии с законами физики – чем выше дерево, тем толще его основание, а расходящиеся в стороны корни создают дополнительную опору, уменьшая давление на грунт. Кстати, именно давление служит одним из ограничивающих рост факторов. Ведь если дерево станет слишком большим, оно разрушит себя своим весом.

Занимательный факт
1. Слон давит на 1 см2 поверхности в 25 раз с меньшим весом, чем женщина на 13 см каблуке!
2. Рыба-гадюка накалывает свою жертву на зубы. Похожие на иголки зубы этой рыбы такие длинные, что даже не помещаются у нее во рту! 
3. Лось имеет на каждой ноге два копыта, между которыми натянута перепонка. Когда он бежит, то копыта раздвигаются, перепонка натягивается, давление тела животного распределяется на сравнительно большую площадь опоры и лось не вязнет. 
Интегрированные задания (как своя игра)
- Почему наседке не приходится опасаться сломать скорлупу яиц тяжестью своего тела? И в то же время слабый птенчик, желая выйти из природной темницы, без труда пробивает клювиком скорлупу изнутри?
- Почему на простом табурете сидеть жёстко, в то время как на стуле, тоже деревянном, ни-сколько не жёстко?
- Почему мягко лежать в верёвочном гамаке, который сплетён из довольно твёрдых шнурков?
- К человеку, под которым провалился лёд, подходить нельзя. Для спасения ему бросают лестницу или длинную доску. Почему таким способом можно спасти провалившегося?
- Почему топкое болото перейти легче, если под ноги положить хворост?
- Каково назначение широких копыт у верблюда – жителя пустыни?
- Почему по скошенному лугу трудно идти босиком?
- Почему у рюкзака широкие лямки? 
- Почему опорную площадку губок у плоскогубцев делают большей, чем у кусачек?
- Почему олени почти не проваливаются в снег?
- Почему режущие и колющие инструменты оказывают на тела очень большое давление?
- Почему Принцесса-на-горошине испытывала дискомфорт, лёжа на перине, под которую были положены горошины?
- Почему форма зубов у хищников и травоядных животных различна?
- Почему трудно или даже невозможно идти в обуви, если в неё попал небольшой осколок камня?
- Можно ли по следу на контрольной пограничной полосе определить, прошёл ли человек без груза или он нёс какой-то тяжёлый груз?

 

Слушают учителя

Фронтальная работа с классом.

 

Подведение итогов урока

 

Итак, подводя итог сказанному вернемся к нашей теме урока «Человек неученый, что топор неточеный. Можно дерево срубить, да измаешься» (так звучит народная пословица). 

Пословицы недаром молвятся, 
Без них прожить никак нельзя.
 
Они великие помощницы
 
И в жизни верные друзья.
 
Порой они нас наставляют,
 
Советы мудрые дают,
 
Порой чему-то поучают,
 
И от беды нас берегут.
 
Пословица вовек не сломится,
 
Ведь с ней и горе, и беда.
 
И наша речь красна пословицей.
 
Давайте помнить их, друзья!

 

Слушают учителя, делают вывод: в пословицах, простых, но богатых по мысли из поколения в поколение передавались заветные правила жизни. И неудивительно, что в них находят отражение многие физические явления, с которыми издревле сталкивались люди. 

 

Биология.

Физика.

Рефлексия

 

задания №5 (Решение задач)
1. Оса вонзает своё жало, действуя на кожу человека с силой 0,00001 Н, площадь его острия 0,000000000003 см 2 . Определите давление жала осы на человека.
2. Определить давление танка массой 60 т на землю, если площадь гусеницы равна 1,5 м2.
3.Объясните физический смысл пословицы: «Шило в мешке не утаишь»?
4.Почему по скошенному лугу трудно идти босиком?
5.Почему у рюкзака широкие лямки? Как надо укладывать рюкзак и почему?
6.Почему опорную площадку губок у плоскогубцев делают большой, чем у кусачек?
7.Почему олени почти не проваливаются в снег?
8.Почему режущие и колющие инструменты оказывают на тела очень большое давление?
9.Вам даны два кирпича. Как их следует расположить их, чтобы давление, оказываемое ими на пол было максимальным?

Выполнение задания №5 (Решение задач)

 

 

Выставление оценок

 



Используемая литература
1. Г. Вильчек, «Большая детская энциклопедия. Биология» - Издательство Аванта+, Астрель, 2010г. 
2. Г. Н. Огуреева, «Большая детская энциклопедия. Ботаника» - Издательство Аванта+, Аст-рель, 2010г.
3. В. М. Варикаш, Б. А. Кимбар, И. М. Варикаш, «Физика в живой природе» – Минск, «Народная асвета», 1984г.


 

Конспект интегрированного урока

Конспект интегрированного урока

Заключительный этап. (2 мин.) 5

Заключительный этап. (2 мин.) 5

Физика Закрепление путем выполнения типичных заданий, нахождения решения поставленной проблемной ситуации, составления таблиц

Физика Закрепление путем выполнения типичных заданий, нахождения решения поставленной проблемной ситуации, составления таблиц

Демонстрация опыта видео «Шарик йог» 3

Демонстрация опыта видео «Шарик йог» 3

Одна из основных задач – выжить, защитить себя от врагов

Одна из основных задач – выжить, защитить себя от врагов

Похожее строение имеет нога страуса, что позволяет ему развивать скорость до 70 км/ч

Похожее строение имеет нога страуса, что позволяет ему развивать скорость до 70 км/ч

Почему наседке не приходится опасаться сломать скорлупу яиц тяжестью своего тела?

Почему наседке не приходится опасаться сломать скорлупу яиц тяжестью своего тела?

Можно ли по следу на контрольной пограничной полосе определить, прошёл ли человек без груза или он нёс какой-то тяжёлый груз?

Можно ли по следу на контрольной пограничной полосе определить, прошёл ли человек без груза или он нёс какой-то тяжёлый груз?

Биология. Физика. Рефлексия задания №5 (Решение задач) 1

Биология. Физика. Рефлексия задания №5 (Решение задач) 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018