Конспект интегрированного занятия «Марийские национальные герои»

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 22.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект комбинированного занятия.docx
Конспект комбинированного занятия «Марийские национальные герои» Цели: воспитательные воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к национальным героям мари, поддерживать в детях желание быть похожими на богатырей. развивающие: развивать чувство уважения к культуре марийского народа,  умения применять на занятии знания, полученные ранее; эстетические чувства средствами  изобразительного искусства; развивать мелкую моторику рук. обучающие: . познакомить с национальными героями Марийского края,  активизировать и обогащать словарный запас;  Оборудование: компьютер, проектор,раздаточный материал. Ход занятия Организационный момент. Воспитатель: Салам лийже Поро кече. Я пожелала вам доброго дня, доброго  солнышка. Пожелайте и вы друг другу , мне, гостям "Поро кече". Дети: Поро кече. Воспитатель: Ребята, покажите мне свои ладошки, а теперь их потрите друг о  дружку. Что чувствуете? Дети: Тепло. Воспитатель: Поделитесь своим добром, теплом друг с другом. А как можно  это сделать? Дети: Взявшись за руки. В. Сегодня на занятии мы продолжим знакомиться с культурой и бытом  народов мари. Мы узнаем много нового и интересного. Но прежде покажем  гостям свои знания, вспомним, чем  же примечателен марийский народ. Для  этого совершим небольшую экскурсию по нашему мини­музею. Вопросы обучающимся: ­  Что интересног  узнали о марийском народе? (В стародавние времена народ мари был лесным народом. Они занимались  охотой, рыболовством, собирали мёд диких пчёл.) ­  Из чего состял традиционный марийский костюм?(из рубахи, кафтана, штанов, пояса с подвесками, головного убора, кожаной  обуви или лыковых лаптей с шерстяными и холщовыми онучами). ­  Как назывался женский головной убор? (Сорока)  ­­Что мы знаем о фольклоре мари?  (Марийский народ сочинил  много сказок, легенд, загадок, пословиц и  поговорок) В. Каждый народ, большой или малый, имеет богатое наследие своих предков  – устное народное творчество в виде различных жанров: сказок, песен и  частушек, легенд и преданий, пословиц и поговорок, загадок и т.п. Про  богатство марийского народного творчества выдающийся собиратель  фольклора марийского народного творчества, В.М. Васильев писал: «Если  мариец хочет добрый совет, у него есть пословицы, поговорки, хочет загадать  – загадок много; захочет спеть – песням конца нет; о сказках и говорить  нечего – не наслушаешься…». ­   Вспомните и скажите, какие сказки сочинил марийский народ? ­  Чему учат марийские сказки? (Марийские сказки учат быть добрыми, умными, сильными, не боятся  трудностей...) В: Правильно. В сказках заключена народная мудрость. Они учат жизни. Как  хорошо быть трудолюбивыми, умными, добрыми, храбрыми, сильными. И  плохо быть каким? Злыми, глупыми, жадными, трусливыми. В сказках зло  всегда наказывается, а добро побеждает. ­   А в какие подвижные игры мы играли? («Биляша», «Колечко») В.Да,  в играх много юмора, шуток, соревновательного задора. ­  А какие три священных дерева есть у мари? (У марийского народа 3 священных дерева: берёза, дуб и ольха. Их  обязательно сажают при рождении детей, так вырастают сады и леса.)В. А марийская пословица гласит: «Люди должны быть вместе, как разные  породы деревьев в лесу». В. Видите, как много интересного мы узнали о народе мари.  А теперь отдохнем. Воспитатель: А сейчас мы немного отдохнем и снимем напряжение с наших  тел. Звучит «Богатырская симфония» А.П. Бородина. Физкультминутка: Дружно встали. Раз! Два! Три! Мы теперь богатыри! (руки в стороны) Мы ладонь к глазам приставим Ноги крепкие расставим Поворачиваясь вправо (поворот вправо) Оглядимся величаво, И налево надо тоже (поворот влево) Поглядеть из­под ладошек И направо, и еще (поворот вправо) Через левое плечо (поворот вправо) Буквой «л» расставим ноги Точно в танце ­ руки в боги Наклонились влево, вправо Получается на славу! Звучит марийская мелодия. Воспитатель: Давным­давно, в незапамятные времена, возле Волги реки, на  месте городов и деревень, где мы сейчас живем, были непроходимые леса.  Издревне на этой земле жили очень сильные, выносливые и храбрые люди. Ониславились богатырской силой, об их подвигах много писалось легенд и сказок. Вот так они выглядели.  Силён, как вольный ветер, Могуч, как ураган. Он защищает землю От злобных басурман! Он силой доброю богат, Он защищает стольный град. Спасает бедных и детей. Имена каких русских богатырей вам известны?  (Алёша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич).  Воспитатель: Правильно, богатыри ­ это люди безмерной силы, стойкости и  отваги. Богатыри защищали русскую землю от врагов, совершали подвиги.  Всегда были победителями. Воспитатель: Сегодня у нас в гостях очень интересный человек Полевщиков  Алексей Алексеевич­ председатель совета общественной организации"МЕСТНАЯ  НАЦИОНАЛЬНО­КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ МАРИЙЦЕВ КИКНУРСКОГО  РАЙОНА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ". Он познакомит вас с марийскими героями –  богатырями, ответит на ваши вопросы и вопросы гостей.Выступление.  В: ­Как вы считаете, есть богатыри в наше время (ответы детей). ­ Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный  богатырь? (ответы детей) ­ Где их можно встретить? (Пожарники, пограничники, космонавты, врачи и  т.д.)  Воспитатель: Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни  для спасения других. Как в старину, матушка­Русь всегда рождала, и будет  рождать сильных сыновей,  патриотов Родины. Воспитатель: а теперь давайте образуем слова подходящие для богатырей:Сила – силушка, силища, силенка. Голова – головушка, головка. Рука – ручища, рученька. Большой – большущий. Сильный – сильнейший. Широкий – широчайший.  В. А на кого из богатырей вы хотите быть похожими? Ответы детей. Я хочу быть Ильей Муромцем – он больше всех совершает подвигов Я хочу быть Добрыней Никитичем он самый красивый и высокий Я хочу быть Алешей Поповичем он еще молодой В. Ребята, посмотрите каким изобразил художник Онара? Расскажите о его  внешнем виде. Дети: ­ Сильным, могучим, добрым. Воспитатель: Верно, поэтому художник изобразил его в полный рост. Онар  одет в национальную марийскую одежду. Его рубаха и брюки белые, что  передают чистоту и свет, которые исходят от богатыря. А как вы думаете, что было главным в подвигах богатырей? Дети: ­ Защита своей Родины, помощь слабым, внимательное отношение к  окружающим, патриотизм. Воспитатель: Правильно. Как мы с вами уже сказали, богатыри были  сильными, могучими, добрыми, любили свою Родину, защищали людей,  приходили на помощь к слабым. С тех пор прошло много времени и рубахи  богатырей износились. И теперь им нужна ваша помощь. Ребята, вы хотите  помочь богатырям? Дети: ­ Да, хотим. Воспитатель: Я уже создала свой наряд богатырю и предлагаю вам сделать  доброе дело и украсить волшебные рубахи богатырей, от которых вамперейдут все качества богатырей: сила, мужество, отвага, любовь к  окружающим и доброта. Детям раздаются фигуры богатырей, на которых они украшают рубахи  марийским орнаментом  А как мы сможем их разукрасить?                                                                     (Геометрические фигуры, растительные и животные орнаменты).                        – Какие геометрические орнаменты знаете? (Полоски, ромбы, зигзаги,  треугольники).                                                                                                         –  А какие растительные и животные орнаменты? (Елочки, цветочки, гуси)  А какие основные цвета возьмем для узора? (красный, черный, зеленый,  синий, желтый).                                                                                                           – Какие части рубахи будем украшать? (нижнюю часть рукава и и подола,  горловину).                                                                                                                  Все верно. Теперь можем приступить к работе. Работаем аккуратно ,не спеша. Ведь богатыри ждут красивые рубахи..                             Во время выполнения задания звучит марийская мелодия. Повторяется  инструкция по работе с клеем . ­ Самое трудное задание у нас получилось, но все вместе мы справились с  ним, потому что мы работали дружно . Мир, дружба и согласие между детьми и взрослыми всегда победят любое зло. А богатыри и русского и марийского  народов были настоящими защитниками нашей земли и Родины. В. Поместие свои работы на доску. Пусть все присутствующие полюбуются  марийским орнаментом.Выберите смайлик настроения и приколите вместе с  рубахой. !  В. Кутэрэнэ