Конспект комбинированного занятия «Марийские национальные герои»
Цели:
воспитательные
воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к национальным героям
мари, поддерживать в детях желание быть похожими на богатырей.
развивающие: развивать чувство уважения к культуре марийского народа,
умения применять на занятии знания, полученные ранее; эстетические чувства
средствами изобразительного искусства; развивать мелкую моторику рук.
обучающие: . познакомить с национальными героями Марийского края,
активизировать и обогащать словарный запас;
Оборудование: компьютер, проектор,раздаточный материал.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель: Салам лийже Поро кече. Я пожелала вам доброго дня, доброго
солнышка. Пожелайте и вы друг другу , мне, гостям "Поро кече".
Дети: Поро кече.
Воспитатель: Ребята, покажите мне свои ладошки, а теперь их потрите друг о
дружку. Что чувствуете?
Дети: Тепло.
Воспитатель: Поделитесь своим добром, теплом друг с другом. А как можно
это сделать?
Дети: Взявшись за руки.
В. Сегодня на занятии мы продолжим знакомиться с культурой и бытом
народов мари. Мы узнаем много нового и интересного. Но прежде покажем
гостям свои знания, вспомним, чем же примечателен марийский народ. Для
этого совершим небольшую экскурсию по нашему минимузею.
Вопросы обучающимся:
Что интересног узнали о марийском народе?
(В стародавние времена народ мари был лесным народом. Они занимались
охотой, рыболовством, собирали мёд диких пчёл.)
Из чего состял традиционный марийский костюм?(из рубахи, кафтана, штанов, пояса с подвесками, головного убора, кожаной
обуви или лыковых лаптей с шерстяными и холщовыми онучами).
Как назывался женский головной убор?
(Сорока)
Что мы знаем о фольклоре мари?
(Марийский народ сочинил много сказок, легенд, загадок, пословиц и
поговорок)
В. Каждый народ, большой или малый, имеет богатое наследие своих предков
– устное народное творчество в виде различных жанров: сказок, песен и
частушек, легенд и преданий, пословиц и поговорок, загадок и т.п. Про
богатство марийского народного творчества выдающийся собиратель
фольклора марийского народного творчества, В.М. Васильев писал: «Если
мариец хочет добрый совет, у него есть пословицы, поговорки, хочет загадать
– загадок много; захочет спеть – песням конца нет; о сказках и говорить
нечего – не наслушаешься…».
Вспомните и скажите, какие сказки сочинил марийский народ?
Чему учат марийские сказки?
(Марийские сказки учат быть добрыми, умными, сильными, не боятся
трудностей...)
В: Правильно. В сказках заключена народная мудрость. Они учат жизни. Как
хорошо быть трудолюбивыми, умными, добрыми, храбрыми, сильными. И
плохо быть каким? Злыми, глупыми, жадными, трусливыми. В сказках зло
всегда наказывается, а добро побеждает.
А в какие подвижные игры мы играли?
(«Биляша», «Колечко»)
В.Да, в играх много юмора, шуток, соревновательного задора.
А какие три священных дерева есть у мари?
(У марийского народа 3 священных дерева: берёза, дуб и ольха. Их
обязательно сажают при рождении детей, так вырастают сады и леса.)В. А марийская пословица гласит: «Люди должны быть вместе, как разные
породы деревьев в лесу».
В. Видите, как много интересного мы узнали о народе мари.
А теперь отдохнем.
Воспитатель: А сейчас мы немного отдохнем и снимем напряжение с наших
тел.
Звучит «Богатырская симфония» А.П. Бородина.
Физкультминутка:
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (руки в стороны)
Мы ладонь к глазам приставим
Ноги крепкие расставим
Поворачиваясь вправо (поворот вправо)
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже (поворот влево)
Поглядеть изпод ладошек
И направо, и еще (поворот вправо)
Через левое плечо (поворот вправо)
Буквой «л» расставим ноги
Точно в танце руки в боги
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!
Звучит марийская мелодия.
Воспитатель: Давнымдавно, в незапамятные времена, возле Волги реки, на
месте городов и деревень, где мы сейчас живем, были непроходимые леса.
Издревне на этой земле жили очень сильные, выносливые и храбрые люди. Ониславились богатырской силой, об их подвигах много писалось легенд и сказок.
Вот так они выглядели.
Силён, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей.
Имена каких русских богатырей вам известны?
(Алёша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич).
Воспитатель: Правильно, богатыри это люди безмерной силы, стойкости и
отваги. Богатыри защищали русскую землю от врагов, совершали подвиги.
Всегда были победителями.
Воспитатель: Сегодня у нас в гостях очень интересный человек Полевщиков
Алексей Алексеевич председатель совета общественной организации"МЕСТНАЯ
НАЦИОНАЛЬНОКУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ МАРИЙЦЕВ КИКНУРСКОГО
РАЙОНА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ". Он познакомит вас с марийскими героями –
богатырями, ответит на ваши вопросы и вопросы гостей.Выступление.
В: Как вы считаете, есть богатыри в наше время (ответы детей).
Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный
богатырь? (ответы детей)
Где их можно встретить? (Пожарники, пограничники, космонавты, врачи и
т.д.)
Воспитатель: Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни
для спасения других. Как в старину, матушкаРусь всегда рождала, и будет
рождать сильных сыновей,
патриотов Родины.
Воспитатель: а теперь давайте образуем слова подходящие для богатырей:Сила – силушка, силища, силенка.
Голова – головушка, головка.
Рука – ручища, рученька.
Большой – большущий.
Сильный – сильнейший.
Широкий – широчайший.
В. А на кого из богатырей вы хотите быть похожими?
Ответы детей.
Я хочу быть Ильей Муромцем – он больше всех совершает подвигов
Я хочу быть Добрыней Никитичем он самый красивый и высокий
Я хочу быть Алешей Поповичем он еще молодой
В. Ребята, посмотрите каким изобразил художник Онара? Расскажите о его
внешнем виде.
Дети: Сильным, могучим, добрым.
Воспитатель: Верно, поэтому художник изобразил его в полный рост. Онар
одет в национальную марийскую одежду. Его рубаха и брюки белые, что
передают чистоту и свет, которые исходят от богатыря. А как вы думаете, что
было главным в подвигах богатырей?
Дети: Защита своей Родины, помощь слабым, внимательное отношение к
окружающим, патриотизм.
Воспитатель: Правильно. Как мы с вами уже сказали, богатыри были
сильными, могучими, добрыми, любили свою Родину, защищали людей,
приходили на помощь к слабым. С тех пор прошло много времени и рубахи
богатырей износились. И теперь им нужна ваша помощь. Ребята, вы хотите
помочь богатырям?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Я уже создала свой наряд богатырю и предлагаю вам сделать
доброе дело и украсить волшебные рубахи богатырей, от которых вамперейдут все качества богатырей: сила, мужество, отвага, любовь к
окружающим и доброта.
Детям раздаются фигуры богатырей, на которых они украшают рубахи
марийским орнаментом
А как мы сможем их разукрасить?
(Геометрические фигуры, растительные и животные орнаменты).
– Какие геометрические орнаменты знаете? (Полоски, ромбы, зигзаги,
треугольники). –
А какие растительные и животные орнаменты? (Елочки, цветочки, гуси)
А какие основные цвета возьмем для узора? (красный, черный, зеленый,
синий, желтый).
– Какие части рубахи будем украшать? (нижнюю часть рукава и и подола,
горловину).
Все верно. Теперь можем приступить к работе. Работаем аккуратно ,не спеша.
Ведь богатыри ждут красивые рубахи..
Во время выполнения задания звучит марийская мелодия. Повторяется
инструкция по работе с клеем .
Самое трудное задание у нас получилось, но все вместе мы справились с
ним, потому что мы работали дружно . Мир, дружба и согласие между детьми
и взрослыми всегда победят любое зло. А богатыри и русского и марийского
народов были настоящими защитниками нашей земли и Родины.
В. Поместие свои работы на доску. Пусть все присутствующие полюбуются
марийским орнаментом.Выберите смайлик настроения и приколите вместе с
рубахой.
!
В. Кутэрэнэ