Конспект комбинированного занятия «Марийские национальные герои»
Цели:
воспитательные
воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к национальным героям
мари, поддерживать в детях желание быть похожими на богатырей.
развивающие: развивать чувство уважения к культуре марийского народа,
умения применять на занятии знания, полученные ранее; эстетические чувства
средствами изобразительного искусства; развивать мелкую моторику рук.
обучающие: . познакомить с национальными героями Марийского края,
активизировать и обогащать словарный запас;
Оборудование: компьютер, проектор,раздаточный материал.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель: Салам лийже Поро кече. Я пожелала вам доброго дня, доброго
солнышка. Пожелайте и вы друг другу , мне, гостям "Поро кече".
Дети: Поро кече.
Воспитатель: Ребята, покажите мне свои ладошки, а теперь их потрите друг о
дружку. Что чувствуете?
Дети: Тепло.
Воспитатель: Поделитесь своим добром, теплом друг с другом. А как можно
это сделать?
Дети: Взявшись за руки.
В. Сегодня на занятии мы продолжим знакомиться с культурой и бытом
народов мари. Мы узнаем много нового и интересного. Но прежде покажем
гостям свои знания, вспомним, чем же примечателен марийский народ. Для
этого совершим небольшую экскурсию по нашему минимузею.
Вопросы обучающимся:
Что интересног узнали о марийском народе?
(В стародавние времена народ мари был лесным народом. Они занимались
охотой, рыболовством, собирали мёд диких пчёл.)
Из чего состял традиционный марийский костюм? (из рубахи, кафтана, штанов, пояса с подвесками, головного убора, кожаной
обуви или лыковых лаптей с шерстяными и холщовыми онучами).
Как назывался женский головной убор?
(Сорока)
Что мы знаем о фольклоре мари?
(Марийский народ сочинил много сказок, легенд, загадок, пословиц и
поговорок)
В. Каждый народ, большой или малый, имеет богатое наследие своих предков
– устное народное творчество в виде различных жанров: сказок, песен и
частушек, легенд и преданий, пословиц и поговорок, загадок и т.п. Про
богатство марийского народного творчества выдающийся собиратель
фольклора марийского народного творчества, В.М. Васильев писал: «Если
мариец хочет добрый совет, у него есть пословицы, поговорки, хочет загадать
– загадок много; захочет спеть – песням конца нет; о сказках и говорить
нечего – не наслушаешься…».
Вспомните и скажите, какие сказки сочинил марийский народ?
Чему учат марийские сказки?
(Марийские сказки учат быть добрыми, умными, сильными, не боятся
трудностей...)
В: Правильно. В сказках заключена народная мудрость. Они учат жизни. Как
хорошо быть трудолюбивыми, умными, добрыми, храбрыми, сильными. И
плохо быть каким? Злыми, глупыми, жадными, трусливыми. В сказках зло
всегда наказывается, а добро побеждает.
А в какие подвижные игры мы играли?
(«Биляша», «Колечко»)
В.Да, в играх много юмора, шуток, соревновательного задора.
А какие три священных дерева есть у мари?
(У марийского народа 3 священных дерева: берёза, дуб и ольха. Их
обязательно сажают при рождении детей, так вырастают сады и леса.) В. А марийская пословица гласит: «Люди должны быть вместе, как разные
породы деревьев в лесу».
В. Видите, как много интересного мы узнали о народе мари.
А теперь отдохнем.
Воспитатель: А сейчас мы немного отдохнем и снимем напряжение с наших
тел.
Звучит «Богатырская симфония» А.П. Бородина.
Физкультминутка:
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (руки в стороны)
Мы ладонь к глазам приставим
Ноги крепкие расставим
Поворачиваясь вправо (поворот вправо)
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже (поворот влево)
Поглядеть изпод ладошек
И направо, и еще (поворот вправо)
Через левое плечо (поворот вправо)
Буквой «л» расставим ноги
Точно в танце руки в боги
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!
Звучит марийская мелодия.
Воспитатель: Давнымдавно, в незапамятные времена, возле Волги реки, на
месте городов и деревень, где мы сейчас живем, были непроходимые леса.
Издревне на этой земле жили очень сильные, выносливые и храбрые люди. Они славились богатырской силой, об их подвигах много писалось легенд и сказок.
Вот так они выглядели.
Силён, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей.
Имена каких русских богатырей вам известны?
(Алёша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич).
Воспитатель: Правильно, богатыри это люди безмерной силы, стойкости и
отваги. Богатыри защищали русскую землю от врагов, совершали подвиги.
Всегда были победителями.
Воспитатель: Сегодня у нас в гостях очень интересный человек Полевщиков
Алексей Алексеевич председатель совета общественной организации"МЕСТНАЯ
НАЦИОНАЛЬНОКУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ МАРИЙЦЕВ КИКНУРСКОГО
РАЙОНА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ". Он познакомит вас с марийскими героями –
богатырями, ответит на ваши вопросы и вопросы гостей.Выступление.
В: Как вы считаете, есть богатыри в наше время (ответы детей).
Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный
богатырь? (ответы детей)
Где их можно встретить? (Пожарники, пограничники, космонавты, врачи и
т.д.)
Воспитатель: Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни
для спасения других. Как в старину, матушкаРусь всегда рождала, и будет
рождать сильных сыновей,
патриотов Родины.
Воспитатель: а теперь давайте образуем слова подходящие для богатырей: Сила – силушка, силища, силенка.
Голова – головушка, головка.
Рука – ручища, рученька.
Большой – большущий.
Сильный – сильнейший.
Широкий – широчайший.
В. А на кого из богатырей вы хотите быть похожими?
Ответы детей.
Я хочу быть Ильей Муромцем – он больше всех совершает подвигов
Я хочу быть Добрыней Никитичем он самый красивый и высокий
Я хочу быть Алешей Поповичем он еще молодой
В. Ребята, посмотрите каким изобразил художник Онара? Расскажите о его
внешнем виде.
Дети: Сильным, могучим, добрым.
Воспитатель: Верно, поэтому художник изобразил его в полный рост. Онар
одет в национальную марийскую одежду. Его рубаха и брюки белые, что
передают чистоту и свет, которые исходят от богатыря. А как вы думаете, что
было главным в подвигах богатырей?
Дети: Защита своей Родины, помощь слабым, внимательное отношение к
окружающим, патриотизм.
Воспитатель: Правильно. Как мы с вами уже сказали, богатыри были
сильными, могучими, добрыми, любили свою Родину, защищали людей,
приходили на помощь к слабым. С тех пор прошло много времени и рубахи
богатырей износились. И теперь им нужна ваша помощь. Ребята, вы хотите
помочь богатырям?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Я уже создала свой наряд богатырю и предлагаю вам сделать
доброе дело и украсить волшебные рубахи богатырей, от которых вам перейдут все качества богатырей: сила, мужество, отвага, любовь к
окружающим и доброта.
Детям раздаются фигуры богатырей, на которых они украшают рубахи
марийским орнаментом
А как мы сможем их разукрасить?
(Геометрические фигуры, растительные и животные орнаменты).
– Какие геометрические орнаменты знаете? (Полоски, ромбы, зигзаги,
треугольники). –
А какие растительные и животные орнаменты? (Елочки, цветочки, гуси)
А какие основные цвета возьмем для узора? (красный, черный, зеленый,
синий, желтый).
– Какие части рубахи будем украшать? (нижнюю часть рукава и и подола,
горловину).
Все верно. Теперь можем приступить к работе. Работаем аккуратно ,не спеша.
Ведь богатыри ждут красивые рубахи..
Во время выполнения задания звучит марийская мелодия. Повторяется
инструкция по работе с клеем .
Самое трудное задание у нас получилось, но все вместе мы справились с
ним, потому что мы работали дружно . Мир, дружба и согласие между детьми
и взрослыми всегда победят любое зло. А богатыри и русского и марийского
народов были настоящими защитниками нашей земли и Родины.
В. Поместие свои работы на доску. Пусть все присутствующие полюбуются
марийским орнаментом.Выберите смайлик настроения и приколите вместе с
рубахой.
!
В. Кутэрэнэ
Конспект интегрированного занятия «Марийские национальные герои»
Конспект интегрированного занятия «Марийские национальные герои»
Конспект интегрированного занятия «Марийские национальные герои»
Конспект интегрированного занятия «Марийские национальные герои»
Конспект интегрированного занятия «Марийские национальные герои»
Конспект интегрированного занятия «Марийские национальные герои»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.