Рисование в средней группе гуашью методом тычка «У ежа иголки колки». Цель: Расширять и углублять детские представления о природных явлениях, воздействовать на эмоции детей, вызвать интерес к рассказыванию на основе сравнения 2-х иллюстраций с изображением реалистичного ежа Е. Чарушина и сказочного ежа В. Васнецова.
Рисование в средней группе гуашью методом тычка
«У ежа иголки колки»
Русинова Альбина Вениаминовна
Цель: Расширять и углублять детские представления о природных явлениях,
воздействовать на эмоции детей, вызвать интерес к рассказыванию.
Задачи:
Развивать эстетические чувства детей при восприятии художественных
образов;
Пополнять и активизировать словарь;
Стимулироватьчувство сопереживания персонажам;
Познакомить ребёнка с приёмом смешивания красок;
Закрепить приёмы рисования колючек разными способами;
Создавать ситуацию самостоятельного выбора.
Предварительная работа: Знакомство детей с животным – ёж (как он
выглядит, чем он питается, где живёт) образец описания ежа воспитателем;
рассматривание слайдов с изображением ежей, просмотр мультфильма «Ёжик в
тумане», «Про ёжика и медвежонка»; чтение рассказа В. Росина «Зачем ёжику
колючки?», знакомство детей с новой техникой рисования – метод «тычка».
3. Необходимые материалы для работы:
2 иллюстрации с изображением реалистичного ежа
Е. Чарушина и сказочного ежа В. Васнецова;
кисть жёсткая из щетины на каждого ребёнка;
кисть обычная мягкая на каждого ребенка;
пластиковая тарелка (палитра) на каждого ребёнка;
густая гуашь белого и чёрного цвета;
белый лист бумаги с шаблоном ёжика на каждого ребёнка;
салфетка.
4. Ход занятия:
Дети заходят в группу.
Постановка проблемы.Воспитатель: (удивлённо)я сегодня пришла в группу и увидела, знаете что!?
Дети:Нет, не знаем. Что увидели?
Воспитатель:А вот что (подвожу к мольберту). Кучка из листьев здесь
оказалась, осень недавно уж вроде промчалась.
(иллюстрация с изображением реалистичного изображения ежа Е. Чарушина,
закрытого осенними листьями).
Кто же спрятался под листьями?
Дети:примерные ответы.
Развитие ситуации.
Воспитатель:Посмотрим, кто же там спрятался (убираем один листик,
открываем лапку ёжика).
Догадались, кто это?
Дети:Примерные ответы.
Воспитатель:Давайте ещё один листик попробуем убрать (убираем ещё один
листик, открываем носик ёжика).
Дети:Примерные ответы (если дети догадались, открываем картинку.Если
нет, то убираем ещё по листочку).
Воспитатель:
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А ниток – ни одной.
Воспитатель:К нам сегодня в гости пришёл вот такой замечательный ёжик,
как вы думаете, откуда он к нам пришел?
Дети: Из леса.
Воспитатель: Я хочу его внимательнее рассмотреть. Кто ещё хочет?
Дети:Я, я и я тоже хочу!
Воспитатель:Посмотрите, что у него есть?
Дети:перечисляют части тела, какие знают.
Воспитатель:Правильно. У ежа есть мордочка. Скажите, а у вас, ребята, тоже
мордочка есть?
Дети:Нет, у нас лицо.
Воспитатель: Да, у человека лицо, а у ежа мордочка. А какая мордочка у ежа?
Дети:Маленькая, с носиком…
Воспитатель: Что ещё есть на мордочке?
Дети:Глазки, носик, усики, ротик.
Воспитатель: Это глазки (на носик показывает)?Дети: Нет
Это глазки? (На ушки).
Дети: Нет!
Это глазки?
Дети: Да.
А я думала, что это бусинки или пуговки.
Что скажете про глазки, какие они?
Дети: маленькие, черненькие.
Воспитатель: Да, глазки у него маленькие, черные, круглые, похожи на
бусинки. Какой же носик у ежика?
Дети: круглый, черный.
Воспитатель: Правильно.
Мордочка у ежа заострённая, носик приподнят вверх, глазки похожи на
бусинки, есть усики. Передвигается ежик на четырех лапках, передних и
задних.Тело у него вытянутое, сзади закругленное. Как вы думаете, какой формы
тело у ежа?
Дети:Овальной.
Воспитатель:Верно, овальной формы. А что это на теле ежа?
Дети:Иголки.
Воспитатель: иголки?
Дети: Да, да, иголки...
Какие иголки
Дети: Длинные, острые, колючие.
Воспитатель: Для чего же ежу нужны такие иголки?
Дети:Защищаться от врагов.
Воспитатель: Не знаю я врагов у ежей, кто это?
Дети: Лиса, волки
Да, тогда ему на самом деле нужны иголки и надо уметь быстро убегать.
Ребята, а как, на чем ежик передвигается?
Дети:На лапках.
Воспитатель: А сколько лапок у ежа?
Дети: Четыре.
Воспитатель: Правильно, две передние и две задние лапки. Аня, у тебя,
наверное, тоже есть передние и задние лапки?
Аня: Нет, у меня руки и ноги.
Воспитатель: А у тебя, Андрей, есть лапки?Андрей: Нет, у меня тоже руки и ноги.
Воспитатель: Да, правильно, у человека не лапки, а руки и ноги, человек
передвигается на двух ногах, а ежик на четырех лапках. Но лапки коротенькие,
поэтому при опасности ёжик не убегает, а сворачивается в клубок.
Ребята, послушайте, какой у нас с вами получился рассказ о ежике.
Ежик живет в лесу. Мордочка у ежа вытянутая, слегка заострённая. Носик
маленький, черный, приподнят вверх. Глазки похожи на маленькие черные
бусинки.На мордочке есть усики. Тело у ежика вытянутое, овальной формы.На теле
есть острые, колючие иголки. Ими он защищается от врагов. При опасности ёжик
быстро сворачивается в клубок и выставляет эти иголки в разные стороны. Как бы
предупреждает: не трогайте меня, уколю! Передвигается ежик на четырех
коротеньких лапках, передних и задних.
Посмотрите, у меня есть еще одна картина (достает иллюстрацию В. Васнецова
с ежиком, стоящим на пеньке).
Дети: Рассматривают иллюстрацию.
Воспитатель: Не могу понять, кто здесь изображён?
Дети: Ежик.
Воспитатель: Вроде похож на нашего ежа, а вроде и не похож. Кто мне скажет,
похож этот ежик на того ежа, о котором мы с вами рассказали?
Дети:Нет.
Воспитатель: Почему же не похож, чем он отличается?
Дети: Стоит на пеньке, есть сапоги, как у человека, держит палку.
Воспитатель:А чемто ежики похожи?
Дети:Да, у них есть колючки, мордочка у них вытянутая.
Воспитатель:Ребята, пока мы с вами рассматривали, чем же ежики похожи и
чем отличаются, наши ежики начали спорить, кто из них похож на настоящего?
Дети:Первый ежик.
Воспитатель: А тогда второй ежик какой?
Дети:Он сказочный, из сказки.
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Дети: Потому что настоящие ежики не ходят в сапогах и на двух лапах.
Воспитатель: (достает картинку шаблон ежа без колючек).Ребята, а это кто?
Дети:Ёжик.
Воспитатель: Неужели это тоже ёжик?
Дети:Да.(дети могут сразу определить отсутствие иголок)
Воспитатель: Почему в так думаете?
Дети: потому что у него вытянутая мордочка, есть носик…Воспитатель: Похож ли он на наших ежей?
Дети: да, только у него нет колючек
Воспитатель: Вот беда, ёжик то какой то грустный.Как же помочь ему стать
настоящим?
Дети: Надо нарисовать иголки.
Воспитатель: Хорошо, ребята! Мы с вами ему иголки нарисуем.
А перед тем, как приступить к рисованию, предлагаю выполнить зарядку про
ежика.
5. Физкультминутка
Жил в лесу колючий ежик,
Был клубочком и без ножек,
(Обнимаем себя за плечи)
Не умел он хлопать — Хлопхлопхлоп,
(Хлопаем в ладоши).
Не умел он топать —Топтоптоп.
(Выполняем "топотушки").
Не умел он прыгать — Прыгпрыгпрыг
(Прыгаем на двух ногах).
Только носом двигать – Шмыгшмыгшмыг
А Анюта в лес пришла,
Ежика в лесу нашла,
Научила хлопать — Хлопхлопхлоп,
(Хлопаем в ладоши).
Научила топать — Топтоптоп.
(Выполняем "топотушки").
Научила прыгать — Прыгпрыгпрыг,
(Прыгаем на двух ногах).
Научила бегать…
(Бегаем на месте).
Воспитатель: Ребята, садитесь за столы. Подскажите мне, какого цвета иголки
у ежа?
Воспитатель: Иголки у ежика серого цвета. Посмотрите, есть у вас серая
краска?
Дети:нет.
Воспитатель:что же нам тогда делать?
Дети:примерные ответы.Воспитатель:Мы с вами смешаем белую краску с чёрной и у нас получится
серый цвет. Обратите внимание, что сначала обязательно берем белую краску,
только потом черную. Краску набираем только на кончик кисточки, краски много
не берем, в воду кисточку опускать не нужно (во время объяснения воспитатель
наглядно показывает).Сначала рисуем колючки кисточкой по линии контура слева
направо, не оставляя промежутка между иголками. Затем закрашиваем поверхность
внутри контура.
Воспитатель:А теперь можете смешивать краску и приступать к рисованию
наших ежей.
Самостоятельная работа детей.
На столе у каждого ребенка по две кисточки – жесткая из щетины и мягкая.
Кисточку для рисования колючек ребенок выбирает самостоятельно, опираясь на
свой предыдущий опыт по рисованию елочек. Если ребенок затрудняется с
выбором, воспитатель может напомнить ребенку: «Вспомни, мы рисовали елочку,
какой кисточкой получились острые иголочки?».
Обобщение.
В конце занятия «ёжики» благодарят детей за помощь, рассматривают рисунки.
Предлагаем гостям посмотреть на получившиеся работы.