Конспект "Концентрированная серная кислота"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 16.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: изучить физические и химические свойства концентрированной серной кислоты. Задачи: 1) Повторить и обобщить сведения о соединениях серы (VI). 2) Продолжить формирование ЗУН учащихся о свойствах кислот на примере серной кислоты. 3) Продолжить совершенствовать умения учащихся работать с лабораторным оборудованием и реактивами. 4) Продолжить развивать навыки работы в условиях личного контроля с
Иконка файла материала Модульный урок_концентрировання серная кислота.doc
урок по теме: "Концентрированная серная кислота" Слайд 2.      «Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени, как химия. Ее основные  законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому постоянный контроль опытом  необходим». М. Фарадей. Слайд 3. Цель: изучить физические и химические свойства концентрированной серной кислоты. Задачи: 1) Повторить и обобщить сведения о соединениях серы (VI). 2) Продолжить формирование ЗУН учащихся о свойствах кислот на примере серной  кислоты. 3) Продолжить совершенствовать умения учащихся работать с лабораторным  4) оборудованием и реактивами.  Продолжить развивать навыки работы в условиях личного контроля с  использованием различных форм само­ и взаимоконтроля. 5) Продолжить формирование навыков работы с опорным конспектом, умений  анализировать химический текст, предвидеть результаты химических реакций. 6) Продолжить формирование у учащихся ответственного отношения к выполнению  заданий, подготовке своего рабочего места, развивать умения правильно обобщать  данные и делать выводы, а также бережного относиться к имуществу школы и  учебным пособиям. Реактивы: разбавленная серная кислота, концентрированная серная кислота, магний  (стружка), медь (стружка), раствор хлорида бария, раствор сульфата натрия, сахар,  соляная кислота, мел (карбонат кальция).  Оборудование: спиртовка, пробиркодержатель, штатив с пробирками, стеклянная  палочка, мерная ложечка, спички, лучинка. Ход урока 1. входной контроль. Задача: проверьте, готовы ли вы к восприятию модуля.  Слайд 5. Инструктаж для учащихся Задание На выполнение данного задания Вам  отводится 5 минут. Работайте  1. В соединении SОз сера проявляет степеньсамостоятельно.  Если Вы верно ответили на все 8  вопросов поставьте  8 баллов, окисления ____. 2. Вид химической связи в оксиде серы (VI) _______. 7 вопросов – 7 баллов, 3. Оксид серы (VI) проявляет свойства: 6 вопросов – 6 баллов, и т.п. а) основного оксида, б) кислотного оксида в) несолеобразующего оксида, г) амфотерного  оксида. 4. При взаимодействии оксида серы (VI) с водой  образуется ________. 5. Степень окисления серы в серной кислоте ______. 6. По содержанию кислорода в составе кислотного  остатка серная кислота является  __________кислотой. 7. Раствор серной кислоты относится к  ___________электролитам. 8. Серная кислота по агрегатному состоянию  ______________. Количество баллов: _______ 2. Особенности свойств концентрированной серной кислоты. Изучение нового материала. Задачи: 1. Познакомиться со свойствами концентрированной серной кислоты. 2. Научиться составлять уравнения химических реакций с участием серной кислотыВспомните, какие  физические свойства  характерны для серной  кислоты.   Слайд 6. Серная кислота H2SO4 – тяжелая маслянистая жидкость, не имеющая  цвета, смешивается с водой в любых соотношениях.  Растворение – процесс экзотермический.  H2SO4 (конц.) + nH2O = H2SO4 ∙ nH2O + Q Поэтому при разбавлении H2SO4 (конц.) кислоту наливают в  воду, непрерывно перемешивая.  Слайд 7. H2SO4 (конц.)  активно поглощает воду из воздуха, отнимает  ее от других веществ.  (C6H10O5)n = 6nC + 5nH2O C12H22O11 = 12C + 11H2O Слайд 8. Концентрированная серная кислота обугливает  органические вещества – сахар, бумагу, дерево, волокна и  т.д. Обугливание сахара можно выразить уравнением: С12Н22O11+n H2SO4(конц.) =12С+ H2SO4∙ n11Н2О Слайд 9. Разбавленная серная кислота окисляет только металлы,  стоящие в ряду активности левее водорода, за счет  ионов H+ , например: Zn + H2SO4 = ZnSO4 + Н2 Серная кислота взаимодействует: 1).  С оксидами различных металлов: CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O 2). С основаниями: 2NaOH + H2SO4= Na2SO4 + Н2О 3). С солями: K2CO3 + H2SO4= K2SO4 + Н2О + CO2 Концентрированная серная кислота является сильным  Вспомните, какие  химические свойства  характерны для раствора  серной кислоты (см.  учебник и  рабочую  тетрадь).  Самостоятельно впишите формулы в блок данного  модуля.  Время выполнения  задания 7­10 минут.окислителем, особенно при нагревании. При этом могут  образовываться различные продукты восстановления  серной кислоты (S, H2S, SO2).  При взаимодействии концентрированной серной кислоты с  различными металлами, как правило, происходит ее  восстановление до SO2. Mg + H2SO4(конц.) = MgSO4 + SO2 + Н20 Концентрированная серная кислота окисляет медь,  серебро, ртуть, углерод, фосфор: 2Аg + 2 H2SO4(конц.)= Аg2SO4 + SO2 + 2Н2О С + 2 H2SO4(конц.)= СО2 + 2SO2+2Н2О 2Р+ 5 H2SO4(конц.) = 2НзРO4 + 5 SO2 + 2Н2О На холоду H2SO4(конц.)  пассивирует некоторые металлы.  Например, алюминий, железо, хром.  Fe + H2SO4(конц.) ≠ (на холоду) Качественная реакция на серную кислоту и растворимые  сульфаты – образование молочного белого осадка  сульфата бария, нерастворимого в кислотах и щелочах: ВаCl2+ H2SO4 = ВаSO4 + 2HCl 3. Химические свойства концентрированной серной кислоты. Задача:  подтвердить полученные знания на практике. Инструктаж для учащихся Работайте аккуратно и  внимательно. Не забывайте о  правилах техники  безопасности.   При работе используйте  Приложение 1 и материал  блока УЭ ­1. В конце урока сдайте модуль  УЭ­2 учителю. Задание Выполните химические превращения, составьте  соответствующие уравнения реакций. Сделайте вывод о  свойствах серной кислоты. Слайд 10. Опыт № 1. Реактивы на столах: концентрированная серная кислота. Приготовьте раствор H2SO4. Для этого в пробирку с водой  добавьте с помощью пипетки несколько капель  концентрированной серной кислоты. Потрогайтепробирку.  Напишите уравнение реакции. Слайд 11. Опыт 2. Реактивы на столах: концентрированная серная кислота,  лучинка, сахарный песок. Поместите в одну пробирку с H2SO4(конц.)  лучинку, в другую  пробирку  с кислотой насыпьте немного сахарного песка.  Через минуту оцените их состояние.  Сделайте вывод об особенностях взаимодействия  H2SO4(конц.) с органическими веществами. Напишите уравнение реакции взаимодействия H2SO4(конц.) с  сахаром. Слайд 12. Опыт 3. Реактивы на столах: раствор серной кислоты, магниевая и  медная стружки.  Поместите в одну пробирку с H2SO4 магниевую стружку, в  другую пробирку  с кислотой поместите медную стружку.  Что наблюдаете?   Сделайте вывод о взаимодействии раствора серной  кислоты с металлами.  Составьте уравнения реакций. Слайд 13. Опыт 4. Реактивы на столах: концентрированная серная кислота,  медная стружка. Поместите в пробирку с H2SO4( конц.) медную стружку. Что  наблюдаете? Сделайте вывод о взаимодействии концентрированной  серной кислоты с металлами.  Составьте уравнение реакции.Постановка проблемных  вопросов. Обобщающая работа со всеми  блоками. Слайд 14. Опыт 5. Реактивы на столах: раствор H2SO4 , раствор Na2SO4,  раствор BaCl2 .  Проведите качественные реакции на серную кислоту и  сульфат.  Уравнения реакций запишите в молекулярном и ионном  виде. Слайд 15. Закрепление знаний. Ответьте на вопросы: 1).  Можно ли при попадании на кожу концентрированной  серной кислоты смыть ее водой? Почему? 2). Можно ли с помощью кусочка мела определить, в какой пробирке соляная кислота, а в какой серная? Почему? 4. Самостоятельная работа (выходной контроль). Задача: проверка знаний учащихся. Слайд 16. Эту работу нужно выполнять по  вариантам. Если Вы сидите ближе к  окну, то выполняете первый вариант.  Если ближе к двери – второй.  Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Перекрестная самопроверка. 1 вариант 1). Только восстановительные свойства  проявляет: 1. S 2. SO2 3. H2SO4 4. H2S 2). Свойства разбавленной серной кислоты  иллюстрирует схема: 1. Zn + H2SO4 = ZnSO4 + Н2S + Н2O 2. Zn + H2SO4 = ZnSO4 + Н2 3. 2Аg + 2H2SO4= Аg2SO4 + SO2 + 2Н2О 4. Hg + 2H2SO4= HgSO4 + SO2 + 2Н2О 3). При разбавлении концентрированнойсерной кислоты водой: 1. Воду наливают в кислоту. 2. Кислоту наливают в воду. 3. Смешивают воду и кислоту  одновременно. 4. Порядок смешивания веществ не  имеет значения. 4). При взаимодействии концентрированной  серной кислоты с медью получают: 1. CuSO4 и H2  2. CuO и H2O  3. CuSO4 , H2O и SO2 4. CuO и H2 5). Разбавленная серная кислота не  реагирует с: 1. Ртутью 2. Железом 3. Цинком 4. Алюминием Эту работу нужно выполнять по  вариантам. Если Вы сидите ближе к  окну, то выполняете первый вариант.  Если ближе к двери – второй.  Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Перекрестная самопроверка. 2 вариант 1). Только окислительные свойства  проявляет: 1. H2SO4 2. H2SO3 3. H2S 4. S 2). Качественная реакция на сульфат­ион: 1. ВаCl2+ H2SO3 = ВаSO3 + 2HCl 2. CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O 3. ВаCl2+ H2SO4 = ВаSO4 + 2HCl  4. Hg + 2H2SO4= HgSO4 + SO2 + 2Н2О 3). При попадании органического вещества в  концентрированную серную кислоту  происходи его: 1. Растворение. 2. Обугливание. 3. Отсутствие видимых изменений. 4. Выделение тепла.4). При взаимодействии раствора серной  кислоты с серебром получают: 1. Ag2SO4 и H2  2. Ag2O и H2O  3. Реакция не протекает 4. Ag2SO4 , SO2 и H2O 5). Концентрированная серная кислота не  реагирует с: 1. Углеродом 2. Алюминием 3. Магнием 4. Медью Слайд 17. Домашнее задание 5. УЭ–4. Рефлексия. Слайд 18. Работа рассчитана на 2–3 минуты. Учащиеся получили карточки двух  цветов: желтую и зеленую. При положительном ответе на  вопрос поднимается желтая  карточка, при отрицательном –  зеленая. 1. Вернитесь к целям урока. Достигли ли Вы их  в ходе работы? 2. Возникли ли у Вас трудности при проведении  химического эксперимента? 3. Возникли ли у Вас трудности при составлении и написании уравнений реакций? 4. Как Вы считаете, можно ли использовать  знания, полученные на уроке, в повседневной  жизни? 5. Понравился ли Вам урок? 6. Было ли Вам удобно работать с модульными  блоками? Слайд 19.