Конспект группового логопедического занятия по коррекции устной речи.
Тема: Парные звонкие и глухие согласные
Описание: Овладеть грамотным обозначением парных звонких и глухих согласных в словах - задача не из легких. Эффективность ее решения зависит от множества факторов, в том числе от сформированности у учащихся умений фонетико-графического характера. К ним относятся: 1) умение верно соотносить звук и букву; 2) умение проводить последовательное разграничение парных звонких и глухих согласных (во время коррекционной работы осуществляется тактильно - вибрационный контроль, используются пиктограммы); 3) умение определять положение (позицию) звука в слове и качество звука (звонкость или глухость) в разных позициях. Материал будет полезен логопедам, учителям начальных классов, родителям.
Цель: Закрепление программной темы: «Звонкие и глухие согласные»;
Задачи:
Образовательные:
1.Формировать умение анализировать звуки по плану;
2.Активизировать и обогатить словарь детей через ответы на поставленные вопросы;
3.Формировать умения самостоятельного связанного высказывания.
Конспект группового логопедического занятия
по
речи.
Тема: Парные звонкие и глухие согласные
коррекции
устной
Описание: Овладеть грамотным обозначением парных звонких и глухих согласных в
словах задача не из легких. Эффективность ее решения зависит от множества
факторов, в том числе от сформированности у учащихся умений фонетико
графического характера. К ним относятся: 1) умение верно соотносить звук и букву;
2) умение проводить последовательное разграничение парных звонких и глухих
согласных (во время коррекционной работы осуществляется тактильно
вибрационный контроль, используются пиктограммы); 3) умение определять
положение (позицию) звука в слове и качество звука (звонкость или глухость) в
разных позициях. Материал будет полезен логопедам, учителям начальных классов,
родителям.
Цель: Закрепление программной темы: «Звонкие и глухие согласные»;
Задачи:
Образовательные:
1.Формировать умение анализировать звуки по плану;
2.Активизировать и обогатить словарь детей через ответы на поставленные
вопросы;
3.Формировать умения самостоятельного связанного высказывания.
Коррекционные:
1. Способствовать развитию слухового внимания и зрительной памяти.
2. Развитие фонематического слуха.
3. Развитие голоса
4. Развитие общей моторики
Воспитательные:
1. Формирование самоконтроля за речью детей.
2. Развитие умения выражать свое отношение к занятию и окружающему.
3. Воспитание уважения к людям труда.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, мои дорогие дети! Рада встречи с вами! Мне приятно
видеть вас всех красивыми! Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнемся друг
другу и начнем наше занятие.
Я надеюсь, наша совместная работа сегодня будет успешной и порадует всех нас.
Чтобы наша речь была красивой, правильной мы должны запомнить очень важное
правило:
Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре,
Верно, четко говорим, никогда мы не спешим.
Все вместе повторяем правило вслух. (слайд 1)
2. Объявление темы занятия. Целеполагание.
Логопед: Посмотрите внимательно на таблицу, догадайтесь, над какой темой мы
будем работать. Скажите, что вам известно по этой теме? (Выслушиваются все
ответы учащихся). (слайд 2)
Логопед: Тема занятия – «Парные звонкие и глухие согласные». (слайд 3)
1Наше занятие будет проходить празднично, интересно в форме ярмарки.
Петрушка (кукла на руке):
Почтенные господа! Пожалуйте все сюда!
Народ собирается, Ярмарка открывается!
У Петрушки на голове колпачок, я нарядно одета, давайте, и вы наденете
колпачки. (слайд 4)
У вас на парте лежат карточки. Читаем их вслух. (Первые три карточки зачитываем
индивидуально, четвертую карточку читаем все вместе.)
1. Научимся различать и правильно произносить звонкие и глухие согласные. (слайд
5
2. Будем говорить правильно и красиво. (слайд 6)
3. Узнаем много интересного о ярмарке. (слайд 7)
Об этом мы поговорим на занятии и сделаем маленькие открытия.
4. Сочиним маленькое стихотворение о ярмарке. (слайд 8)
3. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Чтобы наша речь была выразительной, правильной проведем
артикуляционную гимнастику. «Сказка о веселом язычке»
Жил – был веселый язычок в своем домике. Губы – это первые дверки у домика.
Зубы – это вторые дверки у домика. (слайд 9)
Выполняем упражнение: «Улыбочка и заборчик»
И потолок в этом домике есть, он называется небо. (слайд 10)
«Подними свой язычок вверх, найди потолок».
Язык нам нужен, когда мы едим, разговариваем. А в том, чтобы наши слова было
слышно, нам помогает Голосок. Он тоже живет в домике. Этот домик находится в
горле. Голосок может спать, а может и не спать. Когда голосок спит, он тихонько
сопит, вот так: «сссс», «шшшш». А когда просыпается, то поет песни. И так
громко он это делает, что все слышат, вот так: «зззз», «жжжж»! И стенки
домика Голоска начинают дрожать. Дотрагиваемся ладонью до горлышка. (слайд
11)
4. Работа с изолированными звуками по плану.
Логопед: Петрушка, ты хочешь узнать, какие бывают согласные?
Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Звонкие и глухие согласные образуют
пары.
Задание: давайте попробуем произнести звуки парами и определить, почему
согласные называются парными? Звук, рядом с которым пустой квадратик мы
произносим тихо, а рядом с которым колокольчик мы произносим громко и сразу
называем, какое упражнение выполняют наши органы речи.
У каждого учащегося лежит своя карточка с заданием. Дети читают карточки вслух
по очереди. Последний столбик читаем вместе с логопедом: когда мы произносим
согласные …
(на экран проецируются по очереди слайды 12, 13, 14, 15, 16, 17)
Логопед: Ребята вы правильно вспомнили звонкие и глухие согласные и определили
в чем их сходство и отличие.
Итак, мы сделали первое важное открытие: «Пары звонких и глухих согласных
имеют определенную одинаковую артикуляцию. Главное их отличие друг от друга –
это работа голосового аппарата». (слайд 18)
5. Сообщение нового материала.
(На экран проецируется слайд 19)
Логопед: Раньше на Руси проходили ежегодные народные ярмарки.
2Устраивался большой торг с увеселениями, развлечениями. (слайд 20)
Ярмарка гудела, шумела и представляла собой огромную толпу торгующих и
покупающих людей. Недаром говорят: «Шум как на ярмарке!». (слайд 21) На
ярмарках устраивались кукольные представления, главным героем которых был
веселый Петрушка. (слайд 22, 23)Ярмарка – всегда настоящий праздник, веселье,
смех, радость. (слайд 24)
Ребята, а как вы думаете, что такое ярмарка? (Ответы учащихся)
Мы сделали второе маленькое открытие:
Ярмарка – праздник, веселье, смех, радость! (Читаем вместе вслух) (слайд 25)
6. Развитие фонематического слуха.
(слайд 26)
Логопед: Какое на ярмарке веселье без музыки, ты согласен Петрушка?! Посетим
рынок на ярмарке. Пусть каждый из вас выберет понравившийся музыкальный
инструмент, а Петрушка будет продавцом.
Петрушка: Ай да товар, ай да красота,
Неслыханное чудо, невиданное диво!
Дети выбирают музыкальный инструмент и садятся с ним на место. Назовите,
пожалуйста, кто что выбрал и определите, есть ли в слове парный согласный,
звонкий он или глухой? Как назвать гармошку, бубен, погремушку, дудку, барабан,
колокольчик одним словом?
Задание 1: Поднимите инструмент, название которого начинается с глухого
согласного, со звонкого согласного? Вы правильно справились с заданием.
Задание 2: У вас на партах лежат карточки с парными глухими и звонкими
согласными. У каждого по одному согласному. Вы должны найти пару вашему
согласному у других ребят, выйти вместе, правильно назвать пару согласных букв и
определить, какой согласный звонкий, а какой глухой. Другие ребята проверят,
правильно ли вы выполнили задание. (слайд 27)
7. Физминутка.
Логопед: Давайте, организуем маленькое представление с музыкальными
инструментами.
Мы с вами будем веселиться и танцевать.
Звучит веселая музыка.
Выполняем речевую физминутку с движением со словами:
Балалайка, Балалайка,
Побренчика, поиграйка!
Барабанька, барабан!
Разверни бока баян!
К небу поднимаем трубы,
Громко, громко дуем в трубы.
В бубен бьем, бренчим, дудим,
Барабаним и трубим!
8. Дифференциация звуков в слогах, чтение слогов
по таблице.
(слайд 28, 29)
Логопед: Ребята, как звучали наши музыкальные инструменты? (громко).
Произнести слоги парами, изменяя силу и высоту голоса. Одни слоги мы будем
произносить громко, другие тише, вместо схемы вставьте нужный пропущенный
слог. Чтение карточек индивидуально и хором.
9. Сообщение дополнительного нового материала
3Логопед: Ребята, проводятся ли ярмарки теперь? (Ответы детей) (слайд 30)
И сейчас в России проводятся ярмарки. На ярмарку народные умельцы привозят
множество изделий, сделанные своими руками; привозят на ярмарку и другой
различный товар: мед, осенний урожай и многое другое. Проходят они также шумно,
празднично, весело и интересно! Благодаря умельцам и создаются такие
праздники. (слайды 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42) Я уверенна, среди вас
есть те, кто любит рисовать, лепить, вышивать, мастерить. Умеете?
Слушаются высказывания детей.
10. Творческое задание, рефлексия.
Логопед: Все вместе составим маленькое стихотворение на тему: «ЯРМАРКА» по
схеме . (слайд 43)
ЯРМАРКА
– шумная, веселая, яркая!
Веселит, шумит, торгует,
Радость в дом приносит.
Ярмарка – труд людей прославляет!
Читаем вслух получившееся стихотворение. (слайд 44)
Петрушка: Чтобы случаев не было таких неясных,
И ответов не было плохих.
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтоб не путать звонких и глухих!
Логопед: Чему вы сегодня научились? Что узнали нового и что еще хотели бы
узнать?
1. Мы сегодня учились закреплять, правильно произносить звонкие и глухие
согласные. Нашли ответы на все вопросы и сделали маленькие открытия.
I открытие: «Пары звонких и глухих согласных имеют определенную одинаковую
артикуляцию. Главное их отличие друг от друга – это работа голосового аппарата».
II открытие: «Ярмарка – праздник, веселье, смех, радость!» (слайд 45)
2. Оценка работы детей на занятие.
3. Оценка занятия детьми.
У вас, ребята, хорошее настроение! У меня тоже прекрасное настроение!
Я хочу, чтобы ваша ярмарка сегодня продолжилась у вас в классе с друзьями за
чашкой чая с баранками и чтобы своими впечатлениями об этой ярмарке вы
поделились с окружающими вас людьми.
Спасибо. До свидания!
4