Конспект логопедического занятия "Дифференциация на письме заглавных букв З - Е" (2 класс, логопедия)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.01.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Логопедическое занятие 2 класс Рябич Инна Ивановна, учитель-логопед высшей категории Тема: Дифференциация на письме заглавных букв «З – Е» Цель: коррекция оптической дисграфии по различению похожих на письме заглавных букв «З» и «Е» Задачи: - образовательная: учить различать на письме заглавные буквы «З – Е» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях; закрепить правило написания имен собственных - развивающая: развивать фонематический слух, грамматический строй речи, связную речь, зрительное восприятие, оптико – пространственные и кинетические представления, моторную координацию, внимание, память, общую и мелкую моторику; - воспитательная: воспитывать умение внимательно слушать ответы товарищей, желание помочь им при затруднениях. Оборудование: индивидуальные схемы «Характеристика звуков», индивидуальные карточки, стрелки, таблицы, фишки, мячи (мешочки), слайды, ребусы.
Иконка файла материала конспект.docx
Логопедическое занятие 2 класс Рябич Инна Ивановна, учитель­логопед высшей категории Тема: Дифференциация на письме заглавных букв «З – Е» Цель: коррекция оптической дисграфии по различению похожих на письме заглавных букв  «З» и «Е» Задачи: ­   образовательная: учить различать на письме заглавные буквы «З – Е» в слогах, словах,  словосочетаниях и предложениях; закрепить правило написания имен собственных ­ развивающая: развивать фонематический слух, грамматический строй речи, связную речь,  зрительное восприятие, оптико – пространственные и кинетические представления,  моторную координацию, внимание, память, общую и мелкую моторику; ­ воспитательная: воспитывать умение внимательно слушать ответы товарищей, желание  помочь им при затруднениях. Оборудование: индивидуальные схемы «Характеристика звуков», индивидуальные  карточки, стрелки, таблицы, фишки, мячи (мешочки), слайды, ребусы. Ход занятия I.Организационный момент. 1. Упражнение «Добро камень греет» (Возьмем камень в ладошки и нагреем добрыми, а значит теплыми словами). 2. Садится тот, кто назовет свое имя, отчество и фамилию. Откуда берется у человека  отчество? II. Основная часть. 1. Кинезиологическая размина. Повторение скороговорки с движением кистей рук (ладонь­ребро­кулак): Елена и Захар покупали сахар, А Зоя и Егорка бежали по пригорку. (одно движение на одно слово) 1. Введение в тему занятия. а) Упражнение «Назови одно имя и передай мяч другу» (вспомнить имена детей, которые прозвучали в скороговорке и бросить мяч другу: девочки  вспоминают имена девочек, мальчики – имена мальчиков). б) Перешифровка звуков в буквы. Сравнение букв. ­ С каких звуков начинаются эти имена? Какие звуки и буквы мы сегодня будем различать? ­ Покажите фишки, которым соответствуют эти звуки.­ Характеристика звуков З и Е с опорой на схему анализа звуков; ­ Какое правило вы знаете по написанию имен? ­ Найдите заглавные буквы З и Е среди букв. Е З е Е е з Е з е З Е З е Е е з Е з е З ­ Вы догадались ,почему буква З синяя, а Е – красная? 3. Развитие пространственных представлений. а) Игра «Муха» (передвижение фишки­«мухи» по полю из квадратов: вверх, вправо, влево,  вниз и т.д) б) Д/упражнение «Стрелки». Возьмите стрелки и разложите так, чтобы две стрелки смотрели вправо, а три влево.  ← в) Назовите направления стрелок на большой карточке. 1 → 2 ← 3 ← 4 → → → ←       г) Упражнение «Зеркальный фокус» ­ Покажите букву З в зеркало, в какую букву она превратилась? ­ А теперь возьмите букву Е, в какую букву превратилась? ­ Вот так же происходит у некоторых детей, когда они пишут заглавные буквы З и Е. Сегодня мы будем упражняться в правильном написании этих букв. 4. Сравнение букв З ­ Е а) ­ Чем они похожи? Чем различаются? (У букв одинаковые элементы: два полукруга, расположенных один под другим.  Отличаютсятем, что буква Е пишется влево, а буква З­ вправо) б) Игра «Радуга». Перебрасывание мяча из правой руки в левую с проговариванием  соответственной буквы З  Е.↔­ Какая буква звучит нежнее? в) написание букв пальцем на наждачной и бархатной бумаге: правой рукой – букву «З» на  наждачной бумаге, левой –букву « Е» на бархатной бумаге. г) конструирование букв «З» и « Е» из проволоки 5. Работа в тетради а) Найдите закономерность написания букв на слайде З Е Е З Е Е З Е Е З Е Е З Е Е З Е Е З Е Е б) Запишите буквы в тетрадь в той же закономерности . Начертите под буквой стрелочку: под буквой «З»­ стрелка направлена вправо ( буквой « Е» – влево ( );← → ) , под  в) графический диктант стрелками: Е, З, З, Е ек, зу, зак, енк, Зоя, Есения, Емеля, Зина.  Подписывание на стрелках заглавных букв «З», «Е». Физ.минутка. Мозжечковая стимуляция: Проба Ромберга с проговариванием скороговорки (из орг.момента) Стойка «Цапля» с проговариванием скороговорки (из орг.момента) 6. Упражнение «Будь внимательным» ­ Какие еще имена вы знаете на букву «Е» и «З». Верните мне мяч и назовите имя. 7. Вставьте букву «З» или «Е» в имена детей и сказочных героев. _ олушка, _ меля, _ катерина, _ лата, _ вгений, _ лена, _ ахар, _ фим, _ сения, _ оя, _ инаида. Прочитайте имена сказочных героев, имена детей. Как по другому можно звать девочку  Зинаиду, Елену, Екатерину мальчика Евгения? 8. Работа по слайдам ­ Слайд 1: Пять детей с предметами (Ева с зонтом, Зоя с зонтом, Егор с ежами, Елена с  зайцем, Зина с ежевикой) Слайд 2 : Шесть детей с предметами (Иван с машиной) ­ Кто появился в этом кадре?  Пригласим его сегодня на занятие? Почему? Слайд 3: Пять предметов (зонт, звезда, ежи, заяц, ежевика) ­ Как звали детей, у которых были эти предметы? (Зина, Елена, Зоя, Ева, Захар, Егор) Ставится первый слайд на 1 минуту. Слайд убирается. Запишите, пожалуйста, кто с чем был  изображен на слайде. ­ Что вы записали слова или словосочетания? ­ Сколько слов в каждом словосочетании? ­  Это существительные, прилагательные или глаголы? ­ Что такое «С» (предлог)? Какое вы знаете правило написания предлогов?7. Работа в парах: «Предложение рассыпалось». ­ Сложите предложения из слов: завод, ремонт, на, закрылся потеряла, хрустальную, Золушка, туфельку ­ Подчеркните буквы «З», «Е» стрелочками. ­ Подсчитайте количество слов во втором предложении. ­ Начертите схему предложения. Взаимопроверка. ­ Что ты хочешь сказать своему соседу? 8. Помогите мне правильно написать и прочитать предложение: Звонок урока с звонит. Поставьте ударение в слове «Звонок» и «Звонит». Назовите родственные слова. Подберите  к ним проверочное слово. ­ Звонит как? (Громко, звонко) Звонок громко звонит с урока. Откройте карточку со знаком препинания или смайликом (! . ?). Прочтите предложение с выражением. 8. Отгадывание ребуса: ЗИ __________ ИДА III. Итог занятия. Рефлексия. ­ Что вам сегодня понравилось на занятии? ­ Какие задания были трудными для вас? ­ Чему вы научились на занятии? Уходит тот, кто пройдет по полоске на носочках и расскажет скороговорку , которую учили в начале занятия.