Учить четко произносить и давать характеристику звуку [м]. Познакомить с понятием «согласный звук», «твердый звук». Дифференцировать понятия «гласный» – «согласный». Выделять согласный из звукового ряда. Учить звуковому анализу и синтезу сочетаний гласных звуков, опираясь на схемы. Развивать фонематические процессы, мелкую моторику руки, логическое мышление. Воспитывать аккуратность, целеустремленность.
Тема: Звук [м] и буква М
Цель: Звук [м]. Учить четко произносить и давать характеристику звуку
[м]. Познакомить с понятием «согласный звук», «твердый звук».
Дифференцировать понятия «гласный» – «согласный». Выделять согласный из
звукового ряда.
Учить звуковому анализу и синтезу сочетаний гласных звуков, опираясь
на схемы.
Развивать фонематические процессы, мелкую моторику руки, логическое
мышление.
Воспитывать аккуратность, целеустремленность.
Оборудование: предметные картины, зеркала, символы.
Ход занятия:
I.Организационный момент:
Игра «Узнай звук по артикуляции»
У, И, О, У, А, И, У, О, У.
II. Знакомство с новой темой:
1. Артикуляционная гимнастика.
Чередование заборчика и трубочки.
Блинчик
Чашка
2. Дыхательная гимнастика «Осенние листочки»
Подуть на осенние листочки так, что бы они улетели. Плечи не
поднимаются, щеки не надуваются.
3. Закрепление изученного материала:
Вспомните и назовите слова с гласными звуками в начале слова.
Определите количество звуков, укажите их последовательность,
выложите схему: ау, ио, ауо, оа у и другие.
4. Знакомство со звуком [м]
Сколько звуком я сказала: ам? Какой звук первый? Какой второй?
Сегодня мы с вами будем говорить о звуке [м].
Артикуляция звука [м] – губы сомкнуты без напряжения, выдыхаемая
струя воздуха проходит через нос. Это согласный звук.
Как вы думаете, можно звук пропеть? Звуки, которые нельзя пропеть,
называются согласными (воздух встречает преграду), а еще он твердый.
Твердые согласные звуки мы будем обозначать, синим цветом.
5. Звуковой анализ:
АМ
Назовите первый (второй) звук. Дайте характеристику этому звуку.
Выложите схему этого слога. Объясните, почему так?
ФИЗМИНУТКА «Дождь»
Капля раз,
Капля два,Очень медленно сперва,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом!!!
Мы зонты свои раскрыли,
От дождя себя укрыли!
6. Игра «Придумай слово»
Вспомните слова, которые начинаются на звук [м].
7. Знакомство с буквой М.
Из каких элементов состоит эта буква?
Сколько палочек?
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Апельсин»
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа,
Эта долька для стрижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят.
Эта долька для бобра,
А для волка кожура!
Он сердит на нас, да! да!
Разбегайтесь кто куда!
8. Работа с палочками.
Выложите из палочек букву М.
III. Итог.