Занятие направлено на формирование общей, артикуляционной и мелкой моторики, учит образованию множественного числа, развивает связную речь. Позволяет закрепить знания о звуках «Т», «ТЬ», учит подбирать слова действия. Игры помогают формировать умение определять твёрдость и мягкость звука, делить слова на слоги.
Задачи:
Занятие № 2. Тема: «Головные уборы. Звук и буква «Т», «ТЬ».
1. Формирование артикуляционной и мелкой моторики.
2. Учить образованию множественного числа.
3. Развитие связной речи.
4. Закрепление знаний о звуках «Т», «ТЬ».
5. Учить подбирать слова действия.
6. Формировать умение определять твёрдость и мягкость звука.
7. Формировать умение делить слова на слоги.
Выбери картинку, назови, какой головной убор на ней
Организационный момент.
нарисован. Сядь за стол.
Игра «Жадина»: Представь, что на картинках твои головные уборы. Составь предложения
по образцу: «Мой колпак», «Моя шапка» и т.д.
Артикуляционная гимнастика.
индюк – рот приоткрыт, слегка улыбнитесь, выполните широким передним краем языка
движения по верхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от губы. Кончик языка
слегка загните, чтобы было удобнее поглаживать губу. Сначала производите медленные
движения, потом увеличивайте темп и добавьте голос, пока не послышатся звуки: «бл – бл –
бл». ;
барабан – рот открыт, слегка улыбнуться и напряженным кончиком языка постучать по
альвеолам (бугоркам за верхними резцами), многократно и отчетливо, на одном дыхании,
произнося звуки «д – д – д». Сначала стучать следует медленно, а затем увеличьте темп;
гармошка – присосать широкий кончик языка к нёбу, как в упражнении «Грибок», а затем,
не отклеивая язык, открывать и закрывать рот. Подъязычная связка (уздечка) будет
выполнять роль гармошки, которая то растягивается на всю длину, то потом сжимается;
язычок, тянись, тянись и до носа дотянись! – покажите, как языком можно тянуться к
носу, для этого надо улыбнуться, открыть рот, поднять широкий кончик языка к носу, а
потом опустить его к верхней губе. Предложите ребенку повторить упражнение. Следите за
тем, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.
Игра «Один – много».
Одна шляпа – много шляп;
Одна кепка – много кепок;
Одна косынка – много косынок и т.д.
Игра «Назови детали головных уборов».
Что есть у шляпы? – У шляпы есть поля, ленточка.
Что есть у кепки? – У кепки есть козырёк.
Что есть у шапки? – У шапки есть помпон.
Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: Закончи предложения (подбери и назови
как можно больше слов – действий).
При покупке головного убора в магазине покупатель (что делает?) – рассматривает,
выбирает, примеряет, покупает.
Ухаживая за головными уборами человек (что делает?) – стирает, аккуратно кладёт на
полку, бережет.Пошла Маша на базар,
Дети выполняют ходьбу на месте.
Принесла домой товар:
Выполняют упражнение Считаем пальчики – поочередно прикасаться к подушечке
большого пальца кончиком указательного, среднего, безымянного и мизинца.
Родной матушке платок,
Выполняют упражнение Квадрат – пальцами в воздухе нарисовать квадрат.
По середочке цветок;
Выполняют упражнение Цветок.
Братьям – соколам –
Делают повороты в стороны. Руки на поясе.
По соломенной шляпе;
Показывают жестом, как одевают шляпу.
Сестрицам – лебедицам –
Сжимают и разжимают переплетенные пальцы рук.
По белому берету.
Показывают жестом, как одевают берет.
Пальчиковая гимнастика «Шляпка для Лили».
Физкультминутка «Подарки»
Девочке Лиле
Дети хлопают в ладоши.
Шляпку подарили.
Слегка согнутые в локтях руки со сцепленными в «замок» пальцами поднимают над
головой.
На шляпке у Лили
Выполняют волнообразные движения сверху вниз, параллельно поставленными ладонями
«ленточка».
Ленточка с лилией.
Выполняют упражнение Цветок.
Звуки и буква «Т», «ТЬ».
С какими звуками мы познакомились на прошлом занятии? Поднесите руку ко рту и
произнесите звуки «Т», «ТЬ». Как выходит воздух? (Толкается, несвободно). Что является
преградой воздуху? (Язык). Какие это звуки гласные или согласные? (Согласные). Положите
руку на горло, произнесите «Т», «ТЬ». (Горло не дрожит). Значит, голоса нет. Звуки «Т»,
«ТЬ» глухие.
Игра «Определи звук «Т» в словах твердый или мягкий».
Топор, матрас, котенок, ботинки, рот, платье.
Игра «Раздели слова на слоги». Правило сколько в слове гласных звуков, столько и
слогов.
Танк, туфли, вата, кит, петух, тапки.
Итог занятия.
Чем мы занимались на занятии?
С какими звуками играли в игры?
Молодцы! До скорой встречи!