Игры используемые в занятии учат образовывать множественное число существительных, формировать артикуляционную, общую и мелкую моторику, развивать связную речь, логическое мышление, формировать зрительное внимание, фонематическое восприятие. Учат определять место звука в слове, закрепляют знания о звуке «И». Предназначено для детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Занятие № 3. Тема: «Грибы. Звук и буква «И».
1. Учить образовывать множественное число существительных.
2. Формирование артикуляционной и мелкой моторики.
3. Развитие связной речи.
4. Развитие логического мышления.
5. Формирование зрительного внимания.
6. Развитие фонематического восприятия.
7. Учить определять место звука в слове.
8. Закрепление знаний о звуке «И».
Организационный момент. Послушайте стихотворение и скажите, о каких грибах я
прочитала.
Мы идём дорожками, мы идём тропинками,
Мы идём с лукошками, мы идём с корзинками.
Прямо за опушкою вдруг нашли волнушки мы
И пенек с опёнками под рябиной тонкою.
Крепкий подберёзовик вырос под березою,
Красный подосиновик вырос под осиною.
Сегодня на занятии будем говорить о грибах.
Игра «Один – много» (употребление множественного числа существительных):
Одна лисичка – много лисичек;
Один мухомор – много мухоморов;
Одна сыроежка – много сыроежек;
Один боровик – много боровиков;
Один опенок – много опят;
Один обабок – много обабков.
Артикуляционная гимнастика.
маляр;
вкусное варенье;
чашечка;
лошадка;
грибок;
Погладим язык губами.
Игра «Продолжи предложение».
Мы пошли в лес за опятами, маслятами …….. (лисичками, волнушками, сыроежками….).
Грибы растут …. (в лесу, в чаще, на опушке, вокруг пней и деревьев, во мху, в траве….).
Игра «Вопросы на засыпку!».
На опушке три волнушки. Чего больше – опушек или волнушек?
Чего в лесу больше – грибов или белых грибов?
Стоят на полянке две сыроежки да поганка. Чего больше – шляпок или ножек?Игра «Что общего между этими словами и чем они отличаются?
Учим детей находить сходства и различия. Общее: и мухомор, и опёнок являются
грибами, у обоих есть шляпка и ножка, оба растут в лесу. Различия: опёнок – съедобный
гриб, а мухомор – ядовитый; у мухомора красная шляпка с белыми горошинами, а у опёнка
– коричневая со светлым пятном в центре; мухоморы крупнее опят.
Физкультминутка.
Мы по лесу ходим,
Грибочки находим.
Мы наклонимся, сорвём,
И в корзинку их кладём.
Дети имитируют движения поиска и сбора грибов.
Пальчиковая гимнастика.
Вылезли на кочке мизинец
Мелкие грибочки: безымянный
Грузди и горькушки, средний
Рыжики, волнушки. указательный
Даже маленький пенёк большой
Правая рука
Удивленья скрыть не мог. большой
Выросли опята, указательный
Скользкие маслята, средний
Бледные поганки безымянный
Встали на полянке. мизинец
Левая рука.
Давайте произнесем звук «и» при этом поднесем ладонь ко рту. Как выходит воздух?
(Свободно). Губы улыбаются. Положите руку на горло. Оно дрожит? (Да). Значит, голос
есть. Мы помним, что все гласные звуки произносятся с голосом.
Каким цветом на письме обозначаются гласные звуки?
Чем отличается звук от буквы?
Игра «Кто самый внимательный» (развитие зрительного внимания).
На листке напечатаны разные буквы дети должны обвести в кружок все буквы И.
«Звук потерялся» (определить, где находится звук «И» в словах в начале, середине,
конце слова).
Ива, туфли, малина, руки, игра.
Игра «Кто больше».
Попросить детей придумать слова со звуком «И».
В начале: ива, игла, индюк, игра, икра.
В середине: Марина, Лиза.
В конце: грабли, очки, санки, краски, ложки.
Итог занятия.
С каким звуком познакомились на занятии?
Что нового вы узнали на занятии? Какой это звук?
Молодцы! До скорых встреч!